Октябрь 2009 - Велопокатушка Новый Петергоф - Гатчина, или «Про пользу и вред предусмотрительности»

© 2009 Женя Лаврова, текст отчёта
© 2009 Макс и Женя Лавровы, Виктор Душейко, фотографии

смотреть карту от Нового Петергофа до Ропши   смотреть карту от Ропши до Гатчины

Когда-нибудь, когда мы с Максом состаримся, мы сядем и напишем руководство под названием «Как отправиться на увеселительную прогулку и через пять минут после ее начала оказаться в заднице, выбираться из которой придется несколько часов», дабы накопленный нами бесценный опыт не пропал даром и мог быть использован потомками. А пока — просто небольшой отчет об увеселительной прогулке по Ленинградской области.

Итак. Примерно год назад мы с Максом, катаясь по окрестностям Питера, совершили географическое открытие, а именно разведали целую асфальтовую дорогу, ведущую из Нового Петергофа в деревню Оржицы, по определенным причинам не доступную для автомобилей и фактически безлюдную и, следовательно, идеально подходящую для велопокатушек. Единственный недостаток этой дороги заключался в том, что... Но об этом позже.

В этом году нами был разработан проект велопрогулки из Нового Петергофа в Гатчину (с заездом в Ропшу и Пудость). Километраж поездки был тщательно рассчитан (при помощи рулетки), из двух десятков приглашенных двое откликнулись на наш призыв, гидрометцентр обещал всего лишь «небольшие осадки». Так что все шло как нельзя лучше.

Да, надо специально отметить героизм наших спутников, которые пошли на тяготы и лишения ради участия в этом сомнительном  мероприятии. Денис накануне перегонял одолженный у Андрюхи велосипед с «Удельной» на «Звездную» под проливным дождем, а от «Техноложки» и вовсе вел его в поводу, так как проколол колесо. Витя же в воскресенье был вынужден вставать в шесть утра, чтобы к девяти добраться до Балтийского вокзала из Всеволожска.

Утром в воскресенье все шло более или менее по плану. Мы встретились с Денисом около «Московской», доехали до станции «Ленинский проспект» и благополучно сели в электричку, где нас уже ожидал Витя. К десяти утра мы оказались в Новом Петергофе. Тут начались первые приключения. Во-первых, начался дождь. Во-вторых, мы с Максом немедленно проявили свой талант и, пытаясь вспомнить, где начинается нужная нам дорожка, завели товарищей на заболоченную и грязную  проселочную дорогу (где мы все немедленно промочили ноги). Разочаровавшись в этой дороге, мы предприняли попытку ехать на велосипедах по железнодорожной насыпи (увлекательный, но не слишком эффективный способ передвижения, грозящий, к тому же, столкновением с электричкой). Затем мы все-таки смогли выехать к реке Шингарка и путешествие началось!

Путь вдоль Шингарки (плавно переходящей в Старопетергофский и Новопетергофский канал) был вполне приятным (хотя местами дорога была залита водой, но под водой все же был асфальт), мы любовались золотой осенью, бобровыми погрызами, а также обнаружили целую бобровую хатку (она располагалась на противоположном берегу канала, поэтому напроситься к бобру на чашку чая не удалось). Таким приятным образом мы проехали километров 20, но затем столкнулись с упоминавшимся недостатком нашей дороги. А заключается он в том, что не доходя примерно 5 километров до Оржиц, асфальтовая дорога кончается, а на смену ей приходит грунтовая (т. е. мокрая и грязная, а в октябре — ОЧЕНЬ мокрая и грязная) дорога. Соответственно, нам пришлось поменяться ролями с велосипедами и тащить их по этой грязи на себе. Километра через два мы оказались на развилке и, как герои былин, вынуждены были выбирать одну из трех дорог: прямо — вдоль канала (уже знакомая грязь и вода), налево — в луга (путь испробован нами год назад — вода и глина) или направо (в лес). Мы пошли направо и еще около трех километров тащили на себе велосипеды по буеракам и канавам... Но всему на свете приходит конец - и мы все-таки выбрались из этого леса к шоссе.

У самого шоссе мы утроили привал на осиновых бревнах, вылили воду из ботинок и выпили чаю с бутербродами, после чего, полные бодрости и радужных надежд, поехали в сторону Ропши. Но нас ждал сюрприз. В какой-то момент я заметила, что скорость моего велосипеда самым обидным образом не соответствует затрачиваемым усилиям, затем обратила внимание на странную форму переднего колеса и, наконец, поняла, что колесо проколото. Пришлось делать незапланированный привал... Надо сказать, что, отправляясь в поход, мы проявили редкую предусмотрительность: у нас имелся полный комплект инструментов, три (!) насоса и две велосипедные камеры (одна у Дениса, одна у нас). Витя с Максом быстро сняли с пострадавшего колеса покрышку, извлекли из нее деревянный шип — виновник происшествия и установили новую камеру в рекордно короткие сроки. На все ушло не более десяти минут и затем мы опять покатили в сторону Ропши.

Ропша производит невеселое впечатление: от дворца после войны и произошедших в 90-е гг. пожаров уцелел только остов, парк зарос бурьяном, а в прудах один ил и фактически нет воды (на берегу, при этом, имеется табличка, оптимистично запрещающая ловлю рыбы). Мы с опасностью для жизни полазали по руинам дворца (опасность представляет не сам дворец, а леса, призванные, по идее,   поддерживать его остатки), а затем мы вновь оседлали велосипеды и поехали в сторону Гатчины. К этому времени волшебное действие чая из термоса совсем прекратилось, и нам очень хотелось выпить чего-нибудь горячего. В Ропше мы нашли только магазин с холодным лимонадом, но зато в поселке Кипень (расположенном на перекрестке с Таллиннским шоссе и, согласно, учебникам истории, имеющим все шансы развиться со временем в крупное торговое поселение) мы обнаружили кафе. Опасливо покосившись на табличку, гласившую, что заведение имеет право отказать в предоставлении услуг без объяснения причин, мы все же рискнули в него войти. Заведение своим законным правом не воспользовалось (несмотря на наши не очень чистые физиономии и оставляемые на полу мокрые следы), мы успешно выпили чаю/кофе, почти согрелись и готовы были продолжать путь.

Но тут нас ждал сюрприз №2: не успел Макс сесть на велосипед и проехать пару метров, как раздался хлопок, как будто взорвалась петарда, а из его колеса повалил дым. Как объяснял нам потом Витя, это был вовсе не дым, а туман - и явился он следствием «адиабатного расширения воздуха в колесе». Но в тот момент мы думали не столько о физической природе этого явления, сколько о способах экстренной эвакуации... Заднее колесо максовского велосипеда было полностью выведено из строя: и камера, и покрышка были порваны в клочья и восстановлению не подлежали. Запасная камера у нас еще была, но запасной покрышки не было и дела наши, следовательно, были совсем плохи. Неподалеку от места происшествия мы увидели магазинчик с вывеской «Хозтовары. Промтовары» и (исключительно для очистки совести) решили заслать в него делегацию. И — о чудо! — в магазинчике нашлась велосипедная покрышка (пыльная, пролежавшая там, вероятно, не один год), как раз подходящая к максовскому колесу. Хочется особо отметить, что этот хозяйственный магазинчик был единственным подобным заведением, встреченным нами на пути, и в том, что авария произошла в 30 метрах от него, чувствуется рука провидения (или чего-то еще в том же роде).

Мы вновь извлекли из рюкзаков ремнаборы, и Витя с Максом во второй раз за день провели операцию по ремонту колеса. Одновременно, мы все пытались подвести теоретическую базу под происходящие события. Даже не знаю, какую точку зрения следует считать оптимистической, а какую — пессимистической. Одни восхваляли нашу предусмотрительность и давали торжественные клятвы никогда больше не пускаться в путешествие на велосипеде без пары запасных камер, а также прокладывать маршрут поближе к магазинам, торгующим запасными частями. Другие, напротив, заявляли, что именно наша предусмотрительность стала причиной обрушившихся на нас бедствий (т. е. высшие сил, проявляя недюжинный педагогический талант, подвергли нас испытаниям, точно учитывая наши возможности). Эта версия меня сильно напугала, так как, по моему настоянию, мы взяли с собой не только усиленный ремнабор, но и походную аптечку - и мне уже представлялась в красках ситуация, требующая применения пластыря, бинтов и (о ужас!) гемостатической губки...

Полные нехороших предчувствий мы тем не менее продолжали свой путь (еще один удар высших сил по нашим колесам стал бы роковым, т. к. запасные камеры у нас закончились). Но все прошло благополучно. До Гатчины оставалось около 20 километров, а до гатчинской электрички — примерно два часа, поэтому мы как раз успевали заехать в Пудость, дабы посмотреть на старые каменоломни, где в XVIII – XIX вв. добывался пудожский камень. Выяснилось, что каменоломни (точнее говоря, карьеры) по большей части заросли травой и даже ёлками, но мы нашли отдельные выходы пудожского камня и подобрали несколько кусочков себе на память, а заодно полюбовались верхним течением реки Ижоры. После этого мы без приключений доехали до станции «Гатчина Балтийская» аккурат к семичасовой электричке, а в восемь уже были в Питере.

Да, километраж наш поездки (по счетчику) составил 84,5 километра (а Витя, учитывая его дополнительные разъезды по городу, явно накатал не меньше 100 км). Мы еще не знаем, какие-то выводы (относительно пользы или вреда наличия запасных камер в велопоходе) надо сделать из наших похождений и планируем продолжить исследования в следующем походном сезоне...


Электричка

Официально рекомендованный способ перевозки велосипедов.

В Петергофе

Еще сухие и довольные...

А вот мы уже и ноги промочили...


Пейзажи

Шлюзы на канале


Дорога: этим всё начиналось...

Ещё асфальт.


Дорога: а этим - продолжилось...

Уже не асфальт.


Хатка

Здесь живет бобр.

Почти выбрались

Трасса


Дворец в Ропше

Экстерьер и интерьер.

Кофе!!!


 

Шиномонтаж

Лютеранская церковь...

... в деревне Петрово.

Куда это мы катимся?..


Ижора

Макс и Витя изменяют гидрологический режим реки Ижора :)

Пудость

Ямы!


 

Обратный путь

Наши ноги


Две велопокатушки Олега Коугии (ноябрь 2004)

Мерёвские велопокатушки (июль 2005)

Мерёвские велопокатушки (август 2005)

Велопокатушка Горелово - Новый Петергоф (апрель 2007)

Велопокатушка вдоль р. Луга (июнь 2009)

Велопокатушка в окрестностях г. Луга (август 2009)   (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Велопокатушка Новый Петергоф - Гатчина (октябрь 2009)

Велопокатушка СПб - Царское Село - СПб (июнь 2010)

Велопокатушка по Тосненскому району ЛО (октябрь 2010)