Март 2009 - Псков и окрестности - 2009: Печоры

Три выходных подряд - восьмого марта и в его окрестностях - мы снова провели на Псковщине. Жили, как и в сентябре, в самом Пскове на той же самой квартире (у полузнакомых ребят за скромную денежку). Квартира, правда, с тех пор стала ещё страшнее и запущеннее... В следующий раз, пожалуй, будет уже другая точка базирования.

Приехали на великолукском поезде, быстро добежали до места ночёвки (квартира находится в пяти минутах от вокзала), и минуты три барабанили в стекло - хозяин (вернее, квартиросъёмщик) в ожидании нас умудрился довольно крепко уснуть ;) И надо было видеть его физиономию, когда вместо "парня и девушки из Питера" он среди ночи узрел на пороге всю нашу банду - нас с Алёной, Киса с Сашей, Вову и Оксану =))) Немного поужасавшись состоянию квартиры в целом и кухни в частности, мы расползлись спать. Так как присутствие кого-либо из постоянных жильцов в квартире по ночам в наши планы не входило, и мы рассчитывали занять все кровати в доме, в эту ночь нам пришлось уплотняться - мы с Алёнкой взяли к себе Оксанку, а Кис с Сашкой - Вовку ;) Было тесно, но уютно ;) Следующие две ночи было уже просторнее - никто из постоянных жильцов дома не появлялся до самого нашего отъезда...

Утро началось с поиска банкомата и круглосуточного магазина в окрестностях вокзала. Жрать было нечего (разве что туалетную бумагу, да и её бы на всех не хватило!), наличных денег не было, и я часов в 8 утра выполз из дома на мороз и пошёл на промысел - за деньгами и едой... И за водой, так как пить ту дрянь, которая лилась из крана, было невозможно в принципе :( Вернулся я довольно нескоро, но народ всё ещё наглым образом дрых, хотя на улице уже почти совсем рассвело. Вскорости народ начал просыпаться, ибо в квартире запахло пельменями ("Медвежье Ушко", г. Владимир - очень рекомендую, и это не реклама!)...

Завтракали мы очень шустро - нужно было не опоздать на автобус. С автобусом вообще забавно вышло. То ли я неправильно что-то прочитал в правильном расписании, то ли расписание висело неправильное, но планируемого автобуса на стоянке не оказалось. Зато оказался другой, идущий куда-то там в Эстонию, шоппинговый такой, на манер тех, что ходят у нас в Финляндию от Московского вокзала, с тёткой-гидом. Вот в него-то мы и вписались.

До Печор доехали минут за 45, и вышли прямо около монастыря. По сути, смотреть в городке больше и нечего - только сам монастырь и две церкви на площади перед ним. Монастырь - действующий, поэтому примерно половина территории закрыта для посещения. Нам, как это обычно бывает в последнее время, "повезло" - закрыто были почти всё. Мы попали только в Сретенскую церковь и к пещерам в "предбанник". В сами пещеры тоже никого не пускают.

Для меня самым интересным, пожалуй, был даже не сам монастырь (я там уже был - пять лет назад), а наша прогулка вдоль его стен. Снаружи, конечно же. Первое, что выяснятся, когда ты заворачиваешь за угол, это то, что у монастыря покрашен только фасад. Все стены и башни, которые не видно со стороны городка, оставлены в их натуральном состоянии. Доходит до смешного - скажем, полбашни покрашено, а вторые полбашни - нет ;) Второе, что выясняется после поворота за угол, это то, что вдоль стен нет тропинки. Зато есть много снега :) Вот здесь-то мы и вспомнили, что зима ещё не кончилась, и что нужно пользоваться моментом... И покатались с горок на попах (несмотря на наличие под рукой монастыря, ударение при прочтении делаем всё-таки на первом слоге!). Апофигей катания с горок наступил, конечно, только на следующий день, и не в Печорах, а в Изборске - но начало было положено именно тут =)))

Обойдя вокруг монастыря, и навалявшись в снегу, мы вернулись обратно на площадь перед воротами. Перед продолжением прогулки, мы пообедали в кафешке недалеко от этой площади. Но вот продолжения, как такового, у нас не получилось. Мы довольно бесцельно и безрезультатно побродили по Печорам ещё около часа, купили сувениров, дошли до автостанции, взяли билеты до Пскова, и без особой спешки из Печор уехали.

После ужина, оставив народ отдыхать в нашем квартирном гадюшнике, мы с Алёнкой и присоединившийся к нам Вовка поехали в центр - фотографировать ночной Псков. Не слишком удачно, надо сказать... Подсветка практически отсутствует - даже Кром подсвечен очень скромно, а про остальное я вообще молчу... :(

На следующий день мы собирались ехать в Изборск. Снова утром, снова по непроверенному автобусному расписанию ;)

Приехали...

Деревянные домики и торговля сувениркой.

Площадь рядом с монастырём

Церковь Сорока мучеников Севастийских. Часовня Александра Невского.
Церковь Варвары.

Монастырь

Вид сверху... Более странное место для крепости и придумать трудно ;)

* * *

Стены и башни

Собор Михаила Архангела

С разных сторон. Далеко не самый древний в монастыре, но один из самых удачно вписанных в окружающий ландшафт с художественной точки зрения.

Святые ворота с церковью Корнилия

Надвратная церковь...

... Святителя Николая Чудотворца.

"Кровавый Путь"

Яндекс вам в помощь!
Ключевые слова - Иван Грозный, Корнилий, Печоры, Кровавый Путь.

Пещерный Успенский Собор

Здесь находится вход в знаменитые пещеры.

Дом настоятеля

Зелёный такой, под горой.

Монастырские постройки

Ризница, звонница, и две церкви - Сретения и Благовещения.

Часовенка

Рядом с Собором Михаила Архангела.

Церковь святого Лазаря

Артезианский колодец

Началось...

То ли ещё будет завтра! =)

Народ

Табличка...

Без комментариев =)

Неопознанная церквуха

Про будильник =)

Следы

Собачка гуляла...

Из окна автобуса...

... видели церковь Рождества Христова. Новодел, но симпатичный такой.

Плита

Наш скромный быт, так его!..

Ночной Кром

Подсветка, надо сказать, слабенькая...

Март 2009 - Псков и окрестности - 2009: Старый Изборск - Малы

Утро следующего дня было пасмурным и ветреным. На этот раз с автобусом никаких приколов не было, и мы без проблем доехали до Старого Изборска. Автостанция там находится прямо рядом с шоссе, но довольно далеко от крепости (примерно в километре), и путь от шоссе к крепости занял у нас около часа ;) Километр за час - это самое оно! ;) Мы зашли к  Рождественской церкви, и по долине ручья (примерно по колено в снегу), на берегу которого она стоит, вышли к крепости, посмотрев заодно и на несколько источников с часовенками над ними.

Рядом с крепостью находится церковь Сергия Радонежского и Никандра с экспозицией каменных крестов, собранных по окрестностям. С неё-то мы и начали... В крепости мы пробыли не слишком долго - заглянули в Никольский Собор, залезли на смотровую площадку на башне Луковка, и посмотрели на крепостные башни изнутри и снаружи. Погода не располагала к медленным вдумчивым прогулкам, и мы двигались достаточно шустро ;) Пробежавшись по торговым рядам, мы пошли через посёлок в сторону Словенских ключей. Они не замерзают зимой, и вместе с ними практически не замерзает и озеро. А в не замёрзшем озере плавают не замёрзшие лебеди, и ждут от замёрзших людей подачек :)

В дальнейших планах стоял Мальской монастырь, но до него ещё надо было дойти. И мы пошли - по Изборско-Мальской долине. Долина сама по себе оказалась объектом интересным, и наша прогулка несколько затянулась. Сразу после Труворова городища нам попалась замечательная такая горочка, и вот тут мы зависли надолго... Горка была раскатана нашими попами сначала до травы, а потом и практически до самой земли =))) Кто-то из ребят снимал видео... По общему мнению, первое место рейтинга "за самый быстрый и художественный спуск" получила Оксана. Во-первых, она постоянно умудрялась быстрее всех съезжать с горы на своей скользкой попе куртке. А во-вторых, однажды она набрала такую скорость, что смогла перелететь дорогу, служившую всем остальным в качестве естественного ограничителя трассы, и укатиться вниз по склону, к кустам и речке. Судя по отсутствию части трека (отпечатков куртки попы на склоне), пролетела наша Оксана пару метров - как минимум ;)))

Мокрые, со смёрзшимися волосами и ресницами, но жутко довольные, мы продолжили прогулку по долине. Погода наконец-то начала разошлась, солнце вылезло из-за туч и стало тихонечко пригревать... Выйти прямо к монастырю у нас, понятное дело, не получилось. После Бродов мы вылезли из долины наверх, и дошли до деревни Малы уже по трассе, спросив дорогу у местных жителей. От деревни до монастыря идёт несколько дорожек через поля, а сам монастырь стоит в низинке и прекрасно виден сверху, от деревни. Большую часть территории монастыря занимает кладбище, на котором много захоронений сето и надгробий с эстонскими надписями. Надо отметить, что встретили нас в монастыре очень и очень неприветливо. Не дали войти в церковь (она действующая, и там как раз только что закончилась служба), обругали, и чуть ли не пинками выгнали с кладбища. Сделавший это дед (не монах... сторож какой-нибудь, судя по всему...) был очень агрессивен, и причина такого поведения нам до сих пор абсолютно непонятна... Короче, мы оттуда ретировались в растерянных чувствах и с испорченным настроением.

Возвращались в Изборск не по долине, а по дороге, и только на самом подходе к Изборску срезали небольшой уголок через поля, напрямик... Рядом с крепостью внезапно выяснилось, что вход на территорию крепости и вообще в её окрестности - платный (50 руб.)! Стало понятно, почему утром охрана из будки так странно на нас смотрела, когда мы приползли к крепости совсем не с той стороны, где стоит касса ;))) Так как гулять по крепости мы не собирались, а хотели всего лишь поесть в кафешке-блинной, пройти мимо охраны удалось бесплатно. Пока мы ждали свой заказ, все желающие (в лице Алёнки и меня), однако, всё же прогулялись по крепости и поснимали ярких картинок с голубым небом. Блины в кафешке, к слову сказать, оказались вкусными ;) Уходили мы тем же путём, что и пришли утром - мимо Рождественской церкви. За тем только исключением, что не стали лазать по заснеженным и мокрым гребеням в долине ручья ;)

Было уже довольно поздно - часов шесть вечера - и на автостанции уже не было ни единого признака жизни. Но на трассе ожидающих автобус людей было полно - и он всё-таки пришёл и всех желающих уехать забрал. Забавно, но среди ожидающих автобус Алёнка встретила свою однокурсницу, которая тоже приезжала побродить по крепости.

Вечером никуда не пошли - убегались за день... Валялись в гостиной и смотрели телевизор, починенный накануне нашим мастером-на-все-руки - Вовой ;)

Коты!!! =)))

Часовни

Рождественская церковь

Рядом с ручьём, по дороге от шоссе к крепости.

Корсунская часовня (1931 г.)

Крест

Церковь Сергия и Никандра с экспозицией каменных крестов.

Пёс

Наш лохматый проводник.

Алёнка

Никольский собор (1341 г.)

В крепости.

Стены и башни

Фото с "дыркой в небе" - Вовкина. Это он валялся в башне на полу, и что-то там этакое изобретал с фотоаппаратом ;)

Луковка

Смотровая площадка и внутренняя лестница.

Озеро

Словенские ключи

Изборско-Мальская долина

Ключи, ручьи и много-много снега...

Труворово городище

Крест и Никольская церковь.

Про катание с горок =)

Когда-то они ездили ;)

Часовня Фрола и Лавра в Малах

К монастырю...

Каменный крест и вид сверху.

Собор Рождества Христова

Звонница

Перестроенная из классической псковской.

Руина

Трапезная церковь (посвящение не известно, как оказывается!), ныне то ли разваливающаяся, то и реставрируемая.

Свод...

... трапезной палаты. И Рождественский Собор на заднем плане.

* * *

Часовня Ильи Мокрого

По дороге от Мал к Изборску. Практически в чистом поле...

Травинки

Здесь был заяц =)

Крест

На окраине Старого Изборска.

Март 2009 - Псков и окрестности - 2009: Псков

Денёк получился короткий и суматошный. Сначала мы с большим трудом добрались до Мирожского монастыря - идти пешком не хотелось, так как валил мокрый снег, а уехать долго не получалось из-за того, что никто в Пскове не знает о его существовании. А если и знает, то никогда не был, и, соответственно, понятия не имеет, какой автобус туда идёт. Но мы всё равно туда добрались. И, следуя старинной традиции, не попали в Преображенский Собор с его фресками XII века (в такую мерзкую погоду туда не пускают). Мы-то их с Алёнкой видели осенью, а вот остальным несколько не повезло... В итоге мы побродили по территории монастыря и зашли в Стефановскую церковь.

До поезда оставалось ещё часа четыре, а погода и не думала налаживаться... Прогулка наша по Пскову была стремительной и очень мокрой. Мы перешли Великую прямо по льду  напротив Мирожского монастыря, и дошли до Кремля по левому берегу реки, по набережной, периодически уходя от реки к интересным церквушкам, которых тут очень и очень много. После Троицкого Собора в Кроме и сувенирного магазина рядом к Кремлём, мы быстренько забежали в Запсковье - к устью Псковы. Где-то тут народ начал сдаваться... Поймав общий пораженческий настрой, мы с Алёнкой решили прекратить издеваться над ребятами, и отправили их обратно на квартиру - собираться и отдыхать. "Отправили" - это, конечно, очень громко сказано ;) На самом деле, мы вперёд них вскочили в автобус и уехали фотографировать ещё одну интересную церковь, пропущенную нами осенью - церковь Константина и Елены в Царевой слободе. А они остались стоять на остановке под снегом ;)

В квартиру мы вернулись где-то за час до поезда - как раз хватило времени собраться, отдать ключи в условленном месте условленной тётечке, и дойти до вокзала. Домой из Пскова мы возвращались на перекладных - сначала на дизеле до Луги, а оттуда уже на электричке. Оооооочень долго...

Мирожский монастырь

Стефановская церковь - с зелёными куполами, Преображенский Собор - с чёрным.

Фрески

Старинные - и не очень :)

Мы!

Думаем, что делать дальше, раз уж фрески смотреть всё равно не пустят...

Церкви...

... Покрова (1399 г.) и Рождества Богородицы от Пролома (1582 г.).

Башня

Реконструкция Покровской башня Окольного города.

Церковь Георгия со Взвоза

Разваливается постепенно...

Церковь Николы со Усохи (1536 г.)

И множество его главок.

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья

Ещё несколько церквушек

Церковь Климента, Папы Римского. Церковь Анастасии Римлянки в Кузнецах. Церковь Василия на Горке. Церковь Воскресения со Стадища.

Кром

Троицкий Собор в псковском Кремле.

Троицкий Собор

Устье Псковы

Про Киса и кота

Такие вот звери водятся в Пскове =)))

Церковь Константина и Елены в Царевой слободе

Котёнок

Мокрый и пушистый. Мы все выглядели примерно так же ;)

Католический костёл...

...  Пресвятой Троицы (нач. XXI в.). Почти достроен.

Владимир - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Ярославль - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2008

Кириллов - 2008

Юрьев-Польской - 2008

Соловки - 2008

Плёс - 2008

Псков - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Владимир - 2008

Новогрудок - 2008

Кострома - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2009

Нижний Новгород - 2009: зима

Псков - 2009

Великий Новгород - 2009

Львов - 2009

Коломыя - 2009

Нижний Новгород - 2009: лето (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Одесса - 2009

Южная Бессарабия - 2009

Замки Западной Украины - 2009

Зарайск - 2009

Сольцы - 2010

Углич - 2010

Полоцк - 2010

Нижний Новгород - 2010: весна (внешняя ссылка, необходима регистрация!)