Август 2008 - Соловки

Практически прямиком из Хибин мы (я, Алёнка, Вовка и Валька) отправились на гостеприимные Соловецкие острова. Сушиться, сталбыть... ;)

Самым простым вариантом для нас было плавание на "Косякове" из Кеми - так мы и поступили. Вывалившись рано утром 4 августа на платформу славного города Кемь, мы обнаружили, что таких умников как мы в мире существует вполне достаточное количество. Если даже не избыточное... По окрестностям вокзала табунами носились обрюкзаченные люди и шумно искали автобус до Рабочеостровска. Про сей автобус присутствующим было известно довольно немного... собственно, про него было известно всего две вещи - что он носит гордый номер "1", и что он останавливается где-то в районе вокзала. В один прекрасный момент вышеуказанный автобус чинно проследовал мимо вокзала... не остановившись. И прямо на наших глазах повернул от привокзальной площади налево. Толпа ожидавших его людей шумно выдохнула - и ломанулась догонять автобус. И мы ломанулись вместе со всеми...

Нагнать автобус удалось метрах в ста от вокзала. Как раз там и оказалась его остановка. Плотно набившись в салон, мы отправились в Рабочеостровск. Хибинские наши коллеги по несчастью ехали в том же автобусе, хотя и приехали в Кемь примерно за полчаса до нас... Ехать до Рабочеостровска минут двадцать, если мне не изменяет память. На рабочеостровской пристани нас поджидал не только "Василий Косяков", но ещё и человек этак двести желающих на нём уехать. Причём, уехать не только с рюкзаками, но и, скажем, с велосипедами. Конкуренция ожидалась нешуточная... Но нам удалось схитрить - мы выяснили, что билеты "дикарям" ещё не продавали (коммерческие "цивилы" с билетами составляли примерно половину от желающих уехать), и что продавать их будут за невзрачной дверкой прямо рядом с пристанью. Причём, только после посадки на "Косякова" всех "цивилов" - если места останутся. Мы вчетвером скучковались рядом с этой неприметной дверкой, и как только все "цивилы" были погружены на корабль, прорвались к открывшейся кассе в первом десятке, и таки взяли заветные билеты! Хибинским нашим коллегам сей финт ушами не удался - и на "Косякова" они не попали. Как не попали и многие остальные - и всех, кому не хватило мест на "Косякове", засунули впоследствии на "Туман", и отправили примерно через полчаса после нас.

Так или иначе, мы отправились на острова. Пока кораблик неспешно шёл на Соловки, Алёнка попыталась прямо с кораблика забронировать нам хоть какие-нибудь места в гостинице - очень уж хотелось помыться и высушить насквозь мокрые после хибинских снегов вещи... Дешёвле 2000 за номер нигде, естественно, не оказалось - а потом у меня банально кончились деньги на телефоне (гы... 270 рублей улетело минут за пять-семь... забавно получилось - звонок с питерского МегаФона с территории Карелии на стационарник Архангельской области). Всё это укрепило нас в мысли, что придётся искать в посёлке какую-нибудь бабку, и жить у бабки безо всяких удобств. Или даже идти в палаточный городок - сушить вещи на свежем морском воздухе. Последняя идея почему-то особенно сильно нас напрягала - сразу после выхода из Рабочеостровска разгулявшаяся было погода снова испортилась, и начался дождь. Шансы высохнуть в палаточном лагере таяли на глазах :(

Над Соловками тоже висели тучи. Дождя, впрочем, не было. "Косяков" причалил, и мы в числе первых сошли на берег и побежали искать жильё, ибо ни одна бабулька, сдающая жильё приезжим, нас на причале не встретила. Зато уже на дороге к Кремлю нас отловила бодрая такая тётка на велосипеде, и шустро заселила нас в комнату в бараке. Барак этот имел стратегическое расположение - на полпути от пристани до Кремля. Но не имел даже намёков на малейшие удобства - сортир представлял собою дырку в полу в конце общего  коридора, а за водой нужно было бегать практически к Кремлю. Но нас всё устроило, ибо вариантов поселения было не так и много, и искать что-то другое нам уже не сильно и хотелось... Заселившись, договорившись с хозяйкой о бане, развесив мокрые шмотки по всей комнате и слегка перекусив, мы пошли гулять. Шёл лёгкий дождик, но осознание того, что у нас есть крыша, и скоро будут сухие вещи, грело нам душу ;)

В первый день мы обошли центральную часть посёлка, побродили по Кремлю и зашли на тамошние выставки. Удалось попасть даже туда, куда обычно вход без экскурсий закрыт - на стены, в сушило, на мельницу, внутрь башен и т.д. Считаю, что нам сильно повезло - во второй раз, всего через два дня, нам эта афера уже не удалось :( На кремлёвской стене нам попались всё те же наши коллеги-хибинцы, пришедшие из Кеми вслед за нами на "Тумане". Ребята шли слушать колокольные звоны и позвали нас с собой. Мы согласились, и даже тронулись вслед за ними, но на звоны в итоге не успели - задержались на мельнице... После Кремля мы прогулялись на Сельдяной мыс и посетили Соловецкий морской музей, где раздобыли книжку про окрестности посёлка. С помощью этой книжки мы в дальнейшем планировали наше время на островах. Кроме этого, в Центре гостеприимства мы записались на 6 августа на экскурсию на Большой Заяцкий остров - других вариантов попасть туда нет. Вечером у нас была баня и обсуждение планов на завтра. Результатом обсуждения стало решение взять завтра в аренду велосипеды и поехать кататься по острову. Планировавшуюся изначально поездку/прогулку на Муксалму пришлось отложить до лучших времён, так как девушка из морского музея сумела нас отговорить от этой затеи - дорогу туда окончательно развезло от дождей...

Спалось нам в первую ночь фигово :( Было холодно, вещи были всё ещё мокры, а дров нам хозяйка не оставила. Хотя и обещала притащить к вечеру. 5 августа, после завтрака, обругав хозяйку за глаза всякими нехорошими словами, мы пошли в ближайший пункт проката велосипедов. Байков там уже не оказалось :( Поиск велосипедов по другим пунктам проката занял достаточно много времени - четыре свободных велосипеда одновременно нашлось только рядом с сувенирной лавкой-автобусом. Выехать из посёлка удалось около полудня, и для начала мы направились к Филипповским садкам. Примерно на полпути у Вальки начались проблемы с байком, и они с Вовкой были вынуждены вернуться в посёлок - поменять велосипед. Мы же с Алёнкой, посмотрев на садки и познакомившись с местным соловецким зайцем, потихоньку направились в сторону Макариевской пустыни - Соловецкого ботанического сада. Ребята должны были нас там нагнать... По обочине дороги начали попадаться грибы - подберёзовики и лисички. Это очень сильно замедлило наше продвижение ;) К воротам ботсада мы подъехали уже с увесистым пакетиком грибов. Ребята нагнали нас без особого труда ;)))

Прогулявшись по Макариевской пустыни, мы вернулись на основную дорогу и поехали в сторону Секирной горы. Рядом с небольшим болотцем нам неожиданно попалась наша квартирная хозяйка. С ведёрком морошки!!! Быстро смекнув что к чему, мы бросили байки на обочине и бодренько рванули на болото. С болота мы вышли где-то через полчаса. Было вкусно, и морошки больше не хотелось ;))) А проблема дров и хозяйки решилась сама собой - оказывается, принесенные ею дрова всё это время были засунуты за печку. Мы идиоты, да!.. :) Всю дорогу до Секирной горы мы продолжали собирать грибы. В сосняках начали попадаться красненькие, и жарёха вечером получилась знатная! =) Забравшись на Секирку с байками, мы осмотрели скит на вершине горы и недавно обнаруженные на склонах братские могилы заключённых СЛОНа, и, замёрзнув на смотровой площадке (было пасмурно и очень ветрено), поехали обратно в посёлок. На обратном пути грибов попадалось гораздо меньше, и доехали мы куда быстрее!.. Затопив в комнате печку, мы пожарили грибы и слопали их на ужин :)

На 6 августа у нас был запланирован Большой Заяцкий остров. Мы хорошо выспались, хибинские шмотки в протопленной комнате за ночь высохли, и на экскурсию мы поехали уже во всеоружии :) Предварительно пришлось сдать велосипеды - наши сутки аренды как раз истекли... Было всё так же пасмурно и ветрено, а на самом Заяцком острове, уже во время экскурсии, пошёл дождь. Посмотрев Андреевский скит с реставрирующейся деревянной церковью и каменными хозяйственными постройками, мы прогулялись по тропе до лабиринтов и курганов, и отправились обратно на Большой Соловецкий. И вот тут-то и произошло чудо - тучи куда-то унесло, и Большой Соловецкий встретил нас голубым небом :) На пристани был замечен кораблик "Печак" с объявлением об отправлении 7 августа в 9 часов утра... Мы призадумались, и решили вечером этот вариант обсудить.

Позавчерашнюю нашу прогулку по острову пришлось повторить уже по хорошей погоде - мы заново обошли Кремль и ещё раз прошлись по посёлку. Фотографии, нужно отметить, получились куда интереснее, чем под тучами ;) После Кремля мы отправились пешком на Переговорный камень, где устроили небольшую загонную охоту на ещё одного соловецкого зайца. Поймать зверюгу не удалось =) Уже вечером, вернувшись в посёлок с Переговорного камня, мы пошли в обход Святого озера и пофотографировали Кремль на закате. Реализовав все свои коварные планы, мы вернулись в нашу комнату, где и прособирали рюкзаки до середины ночи, так как всё-таки решили идти в Кемь на "Печаке"...

Утро 7 августа началось для нас рано - уже без пятнадцати девять мы были на "Печаке". Даже комнату не стали хозяйке сдавать - она почему-то не пришла накануне вечером, как мы ожидали. Практически все три часа до Рабочеостровска мы проспали в пустом трюме - благо, желающих идти в Кемь набралось совсем немного... Дождавшись автобуса, мы доехали до кемского вокзала и просто каким-то чудом успели на питерский поезд (как вчера вечером и планировали, между прочим!). Уложились практически минута-в-минуту - когда мы искали по вокзалу хотя бы одну открытую кассу, поезд как раз только-только подходил к станции. С билетами нам вообще несказанно повезло - получилось взять четыре места в одном плацкартном "отсеке". Только вот с кемскими сувенирами получилось как-то негусто - побродить по городку нам не удалось. Разве что на платформе мы с Алёнкой купили ведёрко морошки, из которой уже в городе сварили варенье :)

... в нашем вагоне, естественно, оказался целый пучок мелких детей - кто бы сомневался!.. Вова пугал их "бабайкой" - так что всю дорогу до Питера нам было весело :) В город приехали очень рано - в 5 часов утра 8 августа. Пришлось даже ждать открытия метро. Отпуск стремительно заканчивался... оставалось всего три дня...

З.Ы. Фотографии - мои и Алёнкины. Алёнкины - с буквой "А" в названии файла, мои - без ;)

Кемь

Торчим на причале, ждём кораблик :)

Берег

Фотографии с воды...
Знаменитый "Остров" Лунгин снимал именно здесь. Декорации к фильму - на нижней панорамке :) Теперь там музей фильма.

Чайки

Сопровождают наш корабль и выпрашивают еду.

Соловки

Первый взгляд на Кремль.

Наш нехитрый быт

Здесь-то мы и жили...

Баня

Недалеко от нашего барака.

Панорамы Кремля

Стены и башни Кремля

Памятник...

... Юнгам Северного флота.

Святое озеро

Дверь

Переходы и башни

Спасо-Преображенский Собор

И другие монастырские постройки.

Благовещенская церковь

Надвратная.

Колокольня

"Германовский дворик"

Лестница

Трапезная

Монастырский дворик

Мельница

Кое-что здесь даже крутится :)

Панорама посёлка

Со стен монастыря.

Кости

Коровьи. Из раскопа на территории монастыря.

Бухта Благополучия

Пасмурно у нас...

На мели...

Сельдяной мыс

Поморская шняка и такелажный амбар.

Соловецкий морской музей

Бараки СЛОНа

Теперь - магазины...

Кот соловецкий :)

Руины...

... Преображенской гостиницы.

Часовни

Находятся в разных частях посёлка. Две последние фотографии - часовня с поселкового кладбища.

Раскоп

Онуфриевская церковь на старом монастырском кладбище.

На закате

Посёлок со стороны Сельдяного мыса.

Филипповские садки

И встреченный нами заяц!!!

Макариевская пустынь

Катаемся на велосипедах по острову.

Ботанический сад

В Макариевской пустыни. Два первых кадра - курильский чай. В нижнем ряду - калина и малина, но какие-то очень хитрые ;)

Аллея в ботсаду

Лиственничная.

Морошка!

Грибочки!

Секирно-Вознесенский скит

Сюда-то мы на велосипедах и приехали!..

Переговорный камень

Дёрен

В плодиках.

Пролив

Между Большим и Малым Заяцкими островами.

Владимир - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Ярославль - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2008

Кириллов - 2008

Юрьев-Польской - 2008

Соловки - 2008

Плёс - 2008

Псков - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Владимир - 2008

Новогрудок - 2008

Кострома - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2009

Нижний Новгород - 2009: зима

Псков - 2009

Великий Новгород - 2009

Львов - 2009

Коломыя - 2009

Нижний Новгород - 2009: лето (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Одесса - 2009

Южная Бессарабия - 2009

Замки Западной Украины - 2009

Зарайск - 2009

Сольцы - 2010

Углич - 2010

Полоцк - 2010

Нижний Новгород - 2010: весна (внешняя ссылка, необходима регистрация!)