Февраль 2008 - Кириллов и окрестности: Ферапонтово - Цыпин погост

Идея поездки витала в воздухе ещё с прошлого лета, когда Алёнка попала в Ферапонтово на летнюю практику, и взяла себе на диплом проект тамошнего "Музея фресок Дионисия". С одной стороны, нужно было дополнительно к летним материалам наснимать кучу зимних, а с другой стороны, хотелось просто показать народу эти замечательные места. Народу, кстати, набралось целых шесть человек, считая меня с Алёнкой ;) Составить нам компанию решились Вова, Милена, а также Кис с Сашей.

Вечером 22-го февраля мы выехали из Питера на фирменном вологодском поезде, и утром 23 февраля были уже в Вологде. Теоретически, добраться до Ферапонтово можно и из Череповца, но проще и надёжнее всё-таки из Вологды. Сев на автобус Вологда - Липин Бор (он лучше всего состыкован с питерским паровозом - есть аж полчаса на выгрузку, покупку билетов и погрузку в автобус), всего через 2,5 часа мы вышли на остановке "Ферапонтово". До монастыря мы шли около получаса, то и дело отвлекаясь на всякие северные красоты - резные наличники, интересные домики и сугробы до подоконников ;) Например, двери ферапонтовской гостиницы были занесены снегом чуть ли не по самую дверную ручку... "Стало быть, зимой она вообще не работает!", - сделали мы логичный вывод из увиденного. На знаменитом деревянном мосту, ведущем к монастырю, нас встретила очень гостеприимная местная псина, которая немедленно поделилась с нами своей добычей - куском черепа какого-то животного с остатками шерсти на нём. И была очень удивлена нашим нежеланием разделить с нею её скромную трапезу...

Довольно бегло осмотрев монастырские постройки, и дождавшись Алёнку из администрации (она ставила печати в командировочное удостоверение и получала халявные билеты на себя), мы пошли по музеям и местным сувенирным и книжным лавкам. Сначала мы посетили церковь преп. Мартиниана, а потом трапезную палату и Собор Рождества Богородицы. Вход в Собор Рождества Богородицы (1490 г.), расписанный Дионисием, ограничен пятью человеками одновременно - нам пришлось довольно долго ждать, да ещё и осматривать собор в несколько заходов (нас было шестеро, и вшестером нас не пускали). Кроме того, в подклете церкви Благовещения (1530-31 гг.) открыта замечательная выставка прялок и ткацких станков - такого количества прялок ОДНОВРЕМЕННО я не видел ни в одном музее... ;)

Недалеко от монастыря находится деревянная церковь Нила Сорского, которая строится уже больше 10 лет, и должна быть открыта в этом году. Посмотрев на неё, мы вышли на лёд Бородаевского озера и прошли по нему до плотины и шлюзов на речке Спасски. Удалось заснять панорамы монастыря с озера - очень красивые (погода как раз разгулялась - с утра ещё были тучи, а днём их растащило, и выглянуло солнце).

До заката у нас оставалось ещё около двух часов, и мы решили добежать до Цыпина погоста. Алёнка спросила дорогу, и примерно с третьего раза мы таки нашли нужную ;))) Цыпин погост находится километрах в двух от монастыря, и интересен, в-основном, огромной деревянной Ильинской церковью (1755 г.). Сейчас там вовсю идёт реставрация, церковь стоит в лесах - примерно лет пять назад церковь раскатали по брёвнышку, и теперь собирают обратно, заменив гнилые брёвна новыми, предварительно просушенными и подготовленными. Мы, конечно, не удержались и забрались внутрь через окно :) Внутри также обнаружились леса, по которым смелый Вова залез на самый верх. Больше никто не рискнул - уж больно страшно...

Пока мы бродили по Ильинской церкви, начало темнеть, и в Ферапонтово мы вернулись уже в сумерках. А к моменту нашего выхода на шоссе вообще практически стемнело... Нас ждали четыре километра с фонариками по ночному шоссе до поворота на Кириллов, и, возможно двухчасовое ожидание автобуса (или бонус - пятнадцатикилометровая ночная прогулка до самого Кириллова - в случае отсутствия оного). Самое неприятное, что примерно в полукилометре до кирилловского поворота Кис обнаружил, что потерял где-то шапку, и они с Сашкой отправились в обратный путь. Шапка была вскорости найдена, но время было упущено... За это самое упущенное время мы успели поймать машину, и вчетвером укатить в Кириллов, прямиком в гостиницу "Русь". Ребятам было предложено сделать то же самое, что они вскорости и проделали... это самое "вскорости" случилось примерно через час - за это время Кис с Сашкой успели отмахать по кирилловскому шоссе километров пять, так как желающих их подобрать всё никак не находилось...

З.Ы. Все фотографии во всех трёх частях отчёта - мои и Алёнкины вперемешку. Подписывать каждую неохота, а если кому сильно надо отличить - тот сделает это сам по буковкам "а", "b" и "c" в имени файла ;)

На шоссе

Едем в Ферапонтово...

Остановка

Приехали в Ферапонтово... :)

"Мусор не лОжить" =)))

Домик

Красивый такой :)

Панорамы Ферапонтова монастыря

Речка Спасска

Снега было ОЧЕНЬ много ;)

Снова про снег...

Вот примерно столько его и было ;)

Ферапонтов монастырь

Про названия церквей и годы постройки можно прочитать в подписях к этим же фотографиям, выложенным вКонтакте :)
Кому это не интересно - просто любуйтесь картинками ;)

Купола...

... двух главных соборов монастыря - Благовещенского и Рождества Богородицы.

Стены...

... и Водяные врата

***

Алёнкины эксперименты с очками ;)

Резьба...

Двери...

Церковь Нила Сорского

Местный долгострой, которому уже больше 10 лет ;)

Озеро Бородаевское

Лёд, снег, и старая баня на берегу...

Панорамы монастыря...

... со льда Бородаевского озера.

Народ на льду

Тени

Идём по дороге...

... в сторону Цыпина погоста.

Ограда...

Поля на закате

Закат на Бородаевском

Февраль 2008 - Кириллов и окрестности: Кириллов - гора Маура - Горицы

Машина добросила нас до гостиницы "Русь" в Кириллове (бронировали из Питера за две недели) и укатила куда-то по своим машинным делам. Мы успели даже неспешно заселиться в гостиницу - а Киса с Сашей всё не было и не было... Кроме того, у нас была как минимум ещё одна проблема - утром мы выяснили, что я как последний идиот забыл взять с собой кипятильник. Бойлер на первом этаже гостиницы был пуст, а народ довольно активно хотел пить и есть - и я отправился в город на промысел поиски кипятильника. Сие хитроумное устройство нашлось в третьем по счёту магазине, кварталах в пяти от гостиницы, и было последним в этом магазине (а может быть, и последним в городе...). К слову сказать, магазин сразу после моего посещения закрылся (ночь же ж на дворе!), так что нам ещё повезло...

Пока я носился как в одно место ужаленный по ночному Кириллову, Кису с Сашей удалось не только поймать машину и доехать на ней до гостиницы, но и заселиться. Испытав в деле свежекупленный кипятильник, и приготовив с его помощью ужин из нескольких блюд, мы немного поболтали насчёт завтрашних планов, посмотрели телевизор и разошлись спать, договорившись встретиться утром за завтраком в буфете при гостинице. Стоимость завтрака входила в стоимость номера, так что пропускать завтрак не хотелось из чисто меркантильных соображений ;))) Стоимость же помывки в душе (он - один-единственный на всю гостиницу, на первом этаже, и совмещён с сауной) в стоимость номера не входила... Мы посчитали себя ещё не настолько грязными, чтобы дожидаться, пока душ освободится :)))

Для нас с Алёнкой утро началось несколько раньше, чем для всех остальных. Продравшись около 8 часов, и обнаружив за окном морозный рассвет и чистое небо, мы вышли на прогулку... Как оказалось, гостиница расположена совсем близко от Кирилло-Белозёрского монастыря, и я в своих вчерашних ночных скитаниях едва до него не дошёл ;))) Практически бегом мы пробежались по монастырю и даже вышли на берег оз. Сиверского. За это время поднялся сильный ветер, набежали тучи, и, что было самым фиговым, резко похолодало... Основательно замёрзнув на озере, мы вернулись в гостиницу - и поспели прямо к завтраку: ребята как раз проснулись и поползли в буфет :)))

После завтрака мы отправились к зданию местной администрации - в 12 часов оттуда должен был отправиться бесплатный (!!!) автобус на гору Мауру. Бесплатный - потому что нам как всегда повезло, и мы попали в Кириллов на местный ежегодный праздник "В снегах Кириллова", проходящий в городе и его окрестностях в последние выходные февраля. Гора Маура - это маленький местный заказничек-курортик километрах в шести от города, рядом с Шекснинским водохранилищем и Горицами. Средних таких размеров горушка, заросшая лесом, с часовней Кирилла и Ферапонта на вершине. С вершины прекрасно видно башни и стены Кирилло-Белозёрского монастыря, озёра и окрестные холмы и леса. Погода наладилась - тучи унесло и снова вылезло солнце. Народу на горе оказалось - видимо-невидимо... Люди катались с горы на попах, санках, санях, снегоходах и их самодельных аналогах - благо, снега было практически по пояс =))) Нам кататься было не на чем, покатушки же на попе у нас не слишком удавались... И потому мы решили не терять зря времени, и пошли в Горицы, чтобы посмотреть на монастырь. Внутрь было решено не ходить, чтобы не нарушать тамошних правил (официально посещение монастыря запрещено без благословения митрополита). Мы просто обошли монастырь вокруг, но сделали это не просто так, а с выходом на лёд Шекснинского водохранилища и фотографированием обалденных панорам монастыря ;) Вернувшись на Мауру, вдоволь навалявшись там в снегу и замёрзнув практически до костей, мы отправились в обратный путь, в Кириллов - всё-таки кроме нас с Алёнкой никто по городу ещё не гулял. Шли мы не очень быстро, и потому уже на подходе к городу нас обогнал всё тот же бесплатный автобус... Было обидно...

Знакомство с Кирилловым мы начали со льда озера Сиверского, свернув на него прямиком с шоссе :) Пока Алёнка шла чуть ли не до середины озера, чтобы у неё в кадр поместилась панорама всего Кирилло-Белозёрского монастыря СРАЗУ, мы несколько нетрадиционно развлекались под его стенами - поднимали завалившийся набок снегоход... Об этом Валентиныча попросила его (снегоходовская, понятное дело!..) пьяная в дупель хозяйка ;))) Такие вот нравы в этом милом городке, ага! ;) Наснимав кучу панорам, и в очередной раз замёрзнув, мы прошли в сам монастырь и побежали греться в ближайшую же музейную экспозицию. Не знаю как остальным, но мне это особого облегчения не принесло - ноги мои были мокры насквозь, и вскорости после выхода из музея я снова задубел. И позорно сбежал в гостиницу, бросив всех остальных в монастыре. Народ проболтался по монастырю и городу ещё часа два, успев посетить за это время несколько музейных экспозиций. Самым же главным их достижением была покупка билетов на автобус до Вологды. Если и не последних на наш рейс, то уж точно предпоследних... Я в это время развлекался просушкой собственных шмоток, кипячением воды и попытками разрулить душ и нашу в нём вечернюю помывку... За этим весёлым действом народ меня и застал - я общался с администраторшей, которая как раз в этот момент объясняла мне, что душ и сауна будут заняты минимум до полуночи, и потому шансы наши на помывку минимальны :(((

В ожидании душа мы и провели вечер... За это время мы успели плотно поужинать, выпить вина, посмотреть по телевизору киношку, просушить часть шмоток, и даже начать собираться... Лично нам с Алёной не хватило сил дождаться душа, и мы во второй уже раз задрыхли немытыми. Народ же мужественно (и женственно, ага!) дождался полуночи и предъявил-таки свои права на помывку. Права даже удалось реализовать =)))

Продравшись утром, мы быстро дособирали вещи, наскоро позавтракали в буфете, и отправились на автостанцию. К автобусу успели едва-едва - не прошло и пяти минут после нашего прихода, как он закрыл двери и повёз нас в Вологду...

Стены и башни "нового города"

Успенский и Иоанновский монастыри

Два монастыря практически в одной ограде. Иоанновский - последние две фотографии - действующий...

Берёзка...

Котяра

Местный обитатель ;)

Окошки

Панорамы со льда Сиверского озера

Сиверское озеро

Церковь Ризоположения из села Бородавы

Одна из самых древних на Русском Севере - 1485 г.

Дрова :)

Закат...

Дорога

Вдалеке видны башни Кириллова...

Горицкий монастырь

Горицы

Панорама деревни и Шекснинского водохранилища.

Сорока на проводах...

Ёлка

На горе Мауре :)

Часовня Кирилла и Ферапонта

Снегу - по пояс ;)

С горы...

... видно не только лес, но и Кириллов.

Кис и Саша

Саша

Милена

Алёнка

Всё время валяется ;)

Вовка

Валяется и ползает! ;)

Кис

Прыгает... или всё-таки ныряет?.. ;)

Февраль 2008 - Кириллов и окрестности: Вологда - Прилуки

С погодой в Вологде нам повезло не так сильно... Понедельник, в отличие от выходных, оказался тёплым, но пасмурным, и очень-очень снежным. Снег не просто падал весь день - он валил хлопьями!.. Поэтому день получился очень коротким.

Выйдя в Вологде на остановке рядом с Вологодским Кремлём (который и не Кремль вовсе, а лишь его самая центральная часть - Архиерейский двор), мы перво-наперво пошли в местный район, называемый "Каменье", где до XVIII века существовал Ильинский монастырь, и посмотрели последнюю из его оставшихся построек - холодную Ильинскую церковь (1698 г.). Рядом с нею находится и тёплая церковь - Варлаама Хутынского - но она была построена в 1780 г., уже после упразднения монастыря, и потому к монастырю никакого отношения не имеет :) Из Каменья мы вышли к часовне 2000-летия Рождества Христова (2000 г.), и прошли по набережной до Кремлёвской площади. Нам, естественно, не повезло - на дворе стоял понедельник, и все музеи были закрыты - попасть на Архиерейский двор и в местные церкви мы не смогли. Не попали мы и ни в один вологодский музей :((( Залезть на колокольню тоже не удалось, но уже по иной причине - зимой туда совсем низзя (из-за возможного обледенения). Алёнка летом забиралась - говорит, что там круто =) Поэтому мы полюбовались Софией и её колокольней, а также забавным памятником поэту Батюшкову и коню, и пошли вокруг стены Архиерейского двора обратно к пр. Победы...

Следующим пунктом программы была сильно разрекламированная Алёнкой шатровая колокольня Владимирской церкви, находящаяся во дворах по ул. Воровского, среди жилой застройки. Сама церковь довольно невзрачна, зато колокольня действительно замечательная - мы некоторое время прятались в ней от снегопада, а Вовка даже залез на второй ярус по обледенелым ступеням и побродил там. Судя по надписям на стенах, кострищу и битым бутылкам, здесь тусуются местные футбольные фанаты...

А снег всё не утихал... Посмотрев на Церковь Константина и Елены, расположенную недалеко от Владимирской, мы задумались о поиске места для обеда, ибо было уже самое время ;) Выбор пал на ресторан "Волки Сыты" - мы увидели рекламу с обожравшимися волками и живыми-невредимыми кроликами, и решили зайти и посмотреть на это чудо дизайна и кулинарии... Ресторан оказался стильным (деревянная мебель, деревянные светильники и т.д.), и потому дорогим (а по вологодским меркам, думается, просто безумно дорогим). Покушали очень вкусно, но на вполне кругленькую такую сумму, которой хватило бы на три полноценные похода в "Макдак"... Пока нам жарили мясо и картоху, мы решили, что дальше хотим попасть в Прилуцкий монастырь (и при этом совершенно не представляем, как это сделать: купить хоть какую-нибудь карту в центре города невозможно - мало того, что книжные магазины в Вологде отсутствуют как класс, так ещё и в ларьках "Роспечати" ничего нет). Поэтому, выйдя из ресторана, мы начали приставать к местным жителям с вопросами, и раза этак с третьего получили исчерпывающий ответ. Дядька лет тридцати пяти, выяснив с помощью наводящих вопросов, что мы вообще никак не ориентируемся в городе, буквально на пальцах объяснил нам, как добраться до Прилук. Не ручаюсь за точность цитаты, но выглядело это примерно так: "Пойдёте до конца вот этой вот улицы, потом начнётся бульвар, а в конце бульвара стоит Ленин: вот вы идите туда, потом идите до жопы Ленина, и вот оттуда вам нужно повернуть по левую руку от жопы Ленина и идти до остановки, там спросите про автобус" =))) И ведь прав оказался! Мы последовали его совету, и уже минут через 10 стояли на остановке на Рыбнорядском мосту и ждали автобус. А фраза про "идите до жопы Ленина" прилипла к нам как банный лист - буду честен: сказав мужику "спасибо" и отойдя после этого на безопасное расстояние, мы долго и громко ржали ;)))

Автобус идёт до Прилук минут двадцать, остановка находится метрах в двухстах от входа в монастырь. Снег, видимо, решил сделать из нас небольшую коллекцию разноразмерных снеговиков, и принялся сыпать пуще прежнего, практически скрыв от нас стены монастыря и купола... Внутри мы быстренько обошли всю открытую для посещений территорию (монастырь действующий), выбрались на стену, пофотографировали (официально это здесь запрещено), и зашли в монастырскую лавку - погреться, посмотреть книжки о монастыре и мб купить что-нибудь домашним. Пока некоторые закупались в лавке, другие обнаружили на стене распечатку со списком грехов, в которых положено каяться на исповеди, и принялись её читать. Вычитав в разделе "грехи уныния" пункт под названием "туризм", народ офигел, а офигевши - крепко призадумался...

Недалеко от монастыря находится кладбище с наполовину развалившейся церковью Николая Чудотворца на Валухе (1755 г.) - её видно от монастыря и автобусной остановки. Найдя дырку в решётке на окне, самые стройные из нас пробрались внутрь и сфотографировали остатки очень красивых фресок. Всё осыпается, штукатурка с фрескам отваливается, и никаких следов даже попыток реставрации (или хотя бы консервации) не видно. Жалко...

Из Прилук мы вернулись обратно в Вологду. Начинало темнеть, и уже в сумерках мы прогулялись по набережной VI Армии в Заречье, посмотрели на церковь Николы во Владычной слободе (1669 г.), перешли речку Вологду по Красному мосту и довольно быстрым шагом ломанулись в сторону вокзала. По дороге мы продолжали выискивать в темноте магазины, надеясь всё-таки найти хоть какую-нибудь карту города, а заодно и вологодские книжки-открытки. К поезду мы пришли примерно за 20 минут до отправления. Заселившись в вагон, поужинав и просмотрев по-быстрому фотографии со всех фотоаппаратов, мы задрыхли. И проснулись только на подъезде к Питеру - когда возвращаешься домой, спится в поезде всегда гораздо лучше, чем когда из дома уезжаешь :)

"Каменье"

Часовня 2000-летия Рождества...

... и Софийский собор с площадки рядом с часовней.

Соборная площадь

Главный храм Вологды - Софийский Собор, колокольня, и Воскресенский Собор (жёлтый).

Церковь Ал.Невского

Памятник...

... коню поэту К.Н.Батюшкову на Соборной площади :)

Домики на площади

Пятницкая башня Архиерейского двора

Декоративная...

Церкви Заречья

Все они стоят на набережной VI Армии...

Церковь Николы во Владычной слободе

Дом

Деревянный, с резным балконом. В Вологде таких домов очень много, но становится всё меньше и меньше :(((

Владимирская церковь

Церковь Константина и Елены...

...и её колокольня - т.н. "ярославская свеча".

"Волки Сыты"

Сидим, ждём еду ;)

Воробьи

Прилуки

Снег валит хлопьями...

Надвратная церковь...

... Вознесения Господня.

Спасский Собор

Главный собор Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Перевезена сюда из Александро-Куштского монастыря близ с. Устье.

Могила поэта Батюшкова

Рядом с Успенской церковью.

Введенская церковь

Башни и стены Прилуцкого монастыря

Панорамы монастырского двора...

... со стены. Ещё и пруд видно, но он под снегом ;)

Церковь Николая Чудотворца на Валухе

Владимир - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Ярославль - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2008

Кириллов - 2008

Юрьев-Польской - 2008

Соловки - 2008

Плёс - 2008

Псков - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Владимир - 2008

Новогрудок - 2008

Кострома - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2009

Нижний Новгород - 2009: зима

Псков - 2009

Великий Новгород - 2009

Львов - 2009

Коломыя - 2009

Нижний Новгород - 2009: лето (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Одесса - 2009

Южная Бессарабия - 2009

Замки Западной Украины - 2009

Зарайск - 2009

Сольцы - 2010

Углич - 2010

Полоцк - 2010

Нижний Новгород - 2010: весна (внешняя ссылка, необходима регистрация!)