Май 2009 - Коломыя и окрестности: Рахов

Автобус, в который мы так удачно сели в Лугах, ближе к вечеру 17 мая высадил нас у автовокзала маленького карпатского городка Рахов. Здесь, в Рахове, мы планировали отмыться и отожраться после похода, и назавтра укатить в Коломыю, из которой у нас были взяты билеты до Питера. Соответственно, мы озадачились стыковкой расписаний, и поисками жилья. Расписание состыковалось легко, а вот с жильём всё оказалось сложнее. "Будынок видпочынку" локомотивных бригад при раховском ж/д вокзале, на который мы очень сильно надеялись в силу удобства его расположения, оказался полностью занят бригадой строителей, работающих на реконструкции этого самого вокзала, и мы пошли в город, на базу отдыха "Тиса".

База эта расположена в центре города, и заполняется, судя по всему, только во время лыжного сезона. Нас встретил абсолютно пустой холл без каких-либо признаков жизни... Через пару минут, однако, откуда-то выскочил мужик, заметил нас, сильно удивился и принялся названивать куда-то по мобильнику :) Оказалось, он звонил свалившей домой (в силу отсутствия работы) дежурной по гостинице, и минут через десять она вихрем влетела в холл. Она заселила нас в трёхместные номера с горячей водой, душем и евроремонтом по 60 грн. с человека, и снова куда-то бесследно свалила. Мы передохнули, сполоснулись под душем, переоделись в более-менее цивильное и пошли слегка прогуляться по городу... На выходе из гостиницы обнаружилась новая дежурная, которая удивилась нам ещё сильнее давешнего мужика. Удивление её стало совсем уже запредельным, когда она узнала, в какие номера нас заселили - она смогла сказать только: "А вы что, ПОДЕШЕВЛЕ поселиться не захотели что ли???" Оказалось, что её предприимчивая коллега загнала нас чуть ли не в самые дорогие номера абсолютно пустой гостиницы... И, возможно, даже не оформила нас официально...

Первым делом мы нашли забегаловку и пообедали/поужинали. Всё было скромно и традиционно - борщ, пельмени и пиво. Снова прекрасно сработал рычажок, включающий русский язык у местных жителей - достаточно было оставить что-то около 20 грн. барышне "на чай", как нас на чистейшем русском пригласили завтра здесь же позавтракать, а также расспросили о том, были ли мы на Говерле, и о наших дальнейших планах :) После небольшой прогулки мы вернулись в гостиницу и принялись отдыхать и размышлять о будущем. Вовка пошёл в ближайшее интернет-кафе, с ним увязался Ромка. Через часик где-то Вовка вернулся один, а ближе к 11 часам вечера мы всерьёз задумались о поисках вышедшего из интернет-кафе "на покурить" и так и не вернувшегося Ромы... И не только задумались, но и пошли его искать, так как дежурная предупредила нас, что в 11 часов закроет базу вместе со всеми её обитателями, то есть, нами, на ключ, и уйдёт домой...

Рома не находился очень долго. Его не было ни в интернет-кафе, ни в баре при интернет-кафе, ни в ресторане на центральной улице города, ни даже на какой-то кислотной дискотеке в местом ДК. Дядя на входе в дискотеку - охранник и кассир в одном лице - на чистом русском объяснил нам, что это мероприятие для детей, и что здоровенного мужика в оранжевой футболке здесь нет и не было. Упомянутые им дети тем временем бухали, хватали своих спутниц за задницы и целовались на центральной площади города, ровнёхонько между церковью и костёлом... Ромки не было и среди них :( А был он, оказывается, в ночном баре недалеко от "Тисы", куда мы зашли уже по дороге в гостиницу, размышляя о завтрашнем походе в местную милицию... Зашёл он туда случайно - посмотреть, что там за дверью - и завис на весь вечер в компании с пивом и волосатым то ли венгром, то ли румыном. Они прекрасно нашли общий язык и мило проболтали несколько часов о жизни в маленьком карпатском городке, перспективах заработка, планах на будущее и взглядах на нынешнее... Одним словом, Ромка с большой неохотой покинул заведение и был нами водворён в гостиничный номер... говорят, в ночи он порывался свалить обратно в бар, но тётенька-дежурная успела выполнить свою угрозу, и в 23-00 закрыла нас в гостинице на ключ :)))

На следующее утро, 18 мая, после завтрака в ближайшей забегаловке, мы ещё немного побродили по городу и даже посетили местный рынок и целую серию книжных магазинов. Ромка регулярно здоровался с прохожими, чем вызывал во всех нас практически священный трепет. Создавалось такое впечатление, что вчера в баре за пару часов он умудрился перезнакомиться с доброй половиной этого городка... вот уж воистину "пиво - коннектинг пипл" =)))

Днём, забрав шмотки из гостиницы, мы отправились на автовокзал и уехали оттуда в Коломыю.

Вэлкам...

Река Тиса

С моста.

Церкви и часовня

Много разных конфессий в одном маленьком городе.

Каштан и его обитатели

Берег Тисы. Каштан действительно такой розовый!

Гуцул

Памятник, предположительно, Олексе Довбушу.

Левобережье

Забавный такой квартал.

"Раховоз"

Дизель во всей своей красе.
Рядом с ж/д вокзалом.

Квасы

Проезжаем на автобусе мимо устья р. Красиленки (Кваснянки). Первую карпатскую ночь мы провели на правом из двух холмов...

Май 2009 - Коломыя и окрестности: Коломыя

Вечерняя Коломыя встретила нас 18 мая нечеловеческой жарой под 30 градусов и закрытыми обменниками. Местных денег катастрофически не хватало - было даже не на что поселиться в гостинице. С автовокзала мы выдвинулись в сторону вокзала железнодорожного, и в центре города всё же смогли поменять рубли на гривны. По дороге от нас откололись Дима с Катей - они остались ночевать в гостинице у автовокзала, чтобы поутру отправиться в Ивано-Франковск, а оттуда - по домам, но через Киев :) Мы же доползли до ж/д вокзала, а от него - до гостиницы "Локомотив", где и поселились в пятиместный номер по 50 грн. с человека. Передохнув и раскидав по номеру шмотки, мы вышли в город на поиски ужина. Катя с Димой к нам присоединились. Однако, к 6 часам вечера в Коломые не осталось ни одной работающей забегаловки, и поужинать нам не удалось. Мы довольствовались посещением круглосуточного магазина, после чего распрощались с Катей и Димой, и пошли ужинать в гостиницу. В магазине в числе всего прочего была куплена "карпатская маслянка" - местный аналог питьевого йогурта. Очень вкусная оказалась штука, жалко что в магазине было всего три бутылки!

На следующий день, 19 мая, мы ездили в Черновцы (о чём ниже), и по Коломые почти не гуляли. А гуляли мы по ней 20 мая, перед тем как отправить Ромку домой. Посмотрели центр города с ратушей и строящимися церквями, посетили два музея - Пысанки и народного творчества Гуцульщины, и дошли до местного кладбища и церкви Благовещения XVI в. Также мы освоили местное заведение под названием "Хвалена хата", где и питались впоследствии ещё пару раз. Ну и, естественно, часть времени заняло обычное наше бессмысленное блуждание по городу в поисках чего-нибудь интересного. На этот раз нам попалось несколько интересных старых домов, военный мемориал и табличка на доме, посвящённая первому украинцу, доплывшему до Америки. Он, оказывается, был из Коломыи! =) А ещё в православном монастыре недалеко от музея Пысанки продают очень вкусные пироги с творогом. Нечеловечески вкусна и домашняя коломыйская сметанка, продаваемая бабушками на стихийных мини-рынках возле крупных магазинов. Рекомендую! :)

В целом, город произвёл на нас очень приятное впечатление. Тихая, спокойная и красивая провинция. Тепло, цветут цветочки, кустарники и деревья, ходят коты... Короче, правильное место для отдыха после горного похода :)

Николаево-Успенский монастырь

Вот как раз здесь и продают пироги с творогом ;)

Городская ратуша и магистрат

Улочки Коломыи

Музей Пысанки и его окрестности

В нижнем ряду - гостиницы "Пысанка" и "Коломыя".

Коломыйские цветы

Маргаритки. Ирисы. Ирисы.
Магнолия. Магнолия. Робиния.

Синагога

Преображенский Собор

Отстраиваются киевские раскольники. Откуда только деньги берут?..

Греко-католический костёл...

... св. Иосафата (1762 г.).

... Архистратига Михаила (1864 г.).

Кафедральный Собор Преображения

Хорош, хоть и униатский.
А тема Преображения в Коломые вообще востребована ;)

Польский католический костёл...

... св. Игнатия Лойоллы (1897 г.).

Музей народного творчества Гуцульщины

Дом с башней, флюгером и хомяком на двери =)))

Благовещенская церковь (1587 г.)

Площадь Скорби

Военный мемориал.

Май 2009 - Коломыя и окрестности: Черновцы

В Черновцы мы ездили 19 мая, уже вчетвером, без Кати и Димы. Выехали довольно рано утром на дизеле, а вернулись уже затемно, на предпоследнем автобусе.

Между прочим, Черновцы оказались в нашем путешествии единственным городом, где для включения русского языка у местных жителей не требовалось дополнительных рычагов. И это почувствовалось в первые же минуты нашего в нём пребывания. На почте рядом с ж/д вокзалом тётки даже между собой общаются по-русски, по-русски же с нами говорили и в книжном магазине, куда мы зашли купить карту города. Про "Туристический информационный Центр" на ул. Главной я и вовсе молчу - так душевно с нами за все две недели на Украине вообще никто не общался :) Для нас попытались выяснить расписание обратных автобусов до Коломыи (правда, до автовокзала так и не дозвонились) и вручили краткий путеводитель по Черновцам с картинками и картой.

Осматривая окрестности, и поедая купленные по дороге пирожки, мы поднялись по ул. Главной к Центральной площади (Рингпляц), где находится черновицкая ратуша, выстроенная в австрийский период и выкрашенная ныне в нежно голубой цвет :) Покрутившись по центру города и пройдя по очень симпатичному местному "Арбату" - пешеходной улице Ольги Кобылянской - мы направились к главной цели нашего приезда в Черновцы - грандиозной, не побоюсь этого слова, резиденции православных митрополитов Буковины и Далмации, где сейчас находится Черновицкий национальный Университет. По дороге в Университет мы продолжали осматривать окрестности, и, в итоге, сошлись во мнении, что город ничуть не менее интересен, чем Львов.

Проникнуть на территорию оказалось не так и сложно. Был обычный учебный день, тёплый и солнечный, и все окрестности Университета были заполнены толпами студентов и студенток с книжками. Сначала охранник нас не хотел пускать вовсе - мол, левым людям сюда можно только с экскурсиями. Мы не стали спорить и настаивать, и временно ото входа ретировались. Снимали здания со стороны, из-за забора, и посматривали в сторону охранника. И когда он спрятался от жары в своей будке, проскочили вместе с группой студентов на территорию... Впрочем, маскироваться под черновицких студентов было бессмысленно - они не ходят в Университет в шортах и футболках с русскими надписями, не носят с собой фотоаппараты с баааальшими объективами, и не ходят по территории Университета с широко раскрытыми ртами :) А ещё они, как и черновицкие взрослые, очень набожны - примерно каждая третья студентка обязательно крестилась, проходя мимо семинарской церкви. Пацаны крестились куда реже, но тоже бывало.

Мы забрались в семинарский корпус, ныне филфак, и в центральный митрополичий корпус. Побродили по университетским коридорам, посмотрели на жизнь студентов, полюбовались интерьерами и чуть было даже не зашли в университетскую столовку - дело шло к трём часам дня и нам стррррашно хотелось жрррррать :) Изнутри всё выглядит так же грандиозно, как и снаружи - далеко не все помещения превращены в стандартные классы, да и стандартные классы смотрятся очень и очень неплохо... Именно голод выгнал нас обратно на улицу и погнал обратно в сторону центра города - на поиски какой-нибудь забегаловки. До центра мы не добежали - осели чуть ли не в первой попавшейся по дороге кафешке под названием "Старая Лампа" :) Находится она, если я ничего не путаю, где-то в районе перекрёстка Гёте и Университетской. Пока готовился наш заказ (принятый у нас, между прочим, по-русски!), не сильно скромный и при этом очень недорогой, мы просмотрели путеводитель по Черновцам и обнаружили в нём фото церкви со скрученными по спирали барабанами боковых глав. Судя по карте, мы его пропустили во время прогулки по городу. И после обеда было решено до него всё же дойти - очень уж захотелось посмотреть на это чудо живьём. Обед наш оказался не только вкусен, но и, благодаря Ромкиному заказу, слегка аутентичен и потому забавен. Ромка заказал некую румынскую (венгерскую?) кашу из молотых кукурузных зёрен со шкварками, и ему принесли, натурально, целый таз этой каши - очень симпатичной на вид, и похожей на пшеничку на вкус и по консистенции. Ромка, понятное дело, в одиночку не справился ;))) Пока Ромка бился с кашей в неравном бою, остальные лопали драники и заедали их местной сметаной, почти такой же вкусной как коломыйская :)

Налопавшись, мы всё же сделали попытку добрать до Николаевской церкви и убедиться, что барабаны у неё действительно перекручены, и что у нас не было глюков во время чтения путеводителя =) Для этого пришлось пересечь весь центр города ещё раз, но оно того стоило :) Сфотографировав это чудо архитектуры и не переставая удивляться увиденному, мы заодно заскочили и к старой Николаевской церкви, деревянной. Дело шло к вечеру, и после этой церквушки было решено уже начать выдвигаться в сторону черновицкого автовокзала (а находится он, мягко говоря, далеко не в центре города...). Но мы не удержались, и по пути заскочили ещё и к готическому иезуитскому костёлу :) Ножки наши запросили пощады, и до автовокзала мы, вопреки всем принципам, поехали на старом местном троллейбусе. И не пожалели, это оказалось то ещё приключение! На совершенно разбитой дороге водитель этой аццкой машины выжимал из своего железного коня всё что мог. А пассажиров тем временем швыряло по всему салону из стороны в сторону :)))

Билетов оказалось достаточно, и мы без особых проблем доехали до Коломыи то ли на последнем, то ли на предпоследнем автобусе. Опоздай мы - и пришлось бы плестись на ж/д вокзал и ждать там ночных поездов...

Окрестности пл. Святого Креста

Центр Старых Черновцов. "Шифа" (дом-корабль на первом фото), католический костёл Воздвижения Святого Креста (1787-1814 гг.), Собор Параскевы Пятницы (1844-62 гг.).

Рингпляц

Ратуша (1843-48 гг.), Дирекция Буковинской сберкассы (1900-01 гг.), и дома австрийского периода.

Улицы и дворы Старых Черновцов

История города в лицах люках

И румынский, и австрийский, и украинский - выбирай любой! :)

Городские детали

Довоенные номера домов, двери, жалюзи.
Современные памятники.

Собор и его отражение...

Святодуховский Собор (1844-64 гг.). По легенде, построен практически по одному проекту с питерским Исаакием...

Черновицкий театр

Гордость горожан. В начале XX в. гремел по всем по Европам...

Ул. Ольги Кобылянской

Черновицкий "Арбат". Фонари, музеи, бутики, рестораны, кафе...

Лапы

Алёнка. Черновицкий автопортрет.
Холст, масло, хлеб, колбаса.

Ромка в Черновцах

Кошак

Черновицкий. Патриотичного чёрного цвета, само собой :)))

Св. Януарий

Покровитель пожарных.

"Жайчика" помните? ;)

"Киногога"

Троллейбус и бывшая синагога "Темпль", ныне - кинотеатр "Черновцы".

Армянская церковь...

... св. Апостолов Петра и Павла (1869-75 гг.).

Магнитик на холодильник ;)

Декор ограды армянской церкви.

Успенский Собор (1820-21 гг.)

Греко-католический. Перестроен в 1930-36 гг.

Ул. Университетская

Идём к митрополичьей резиденции...

Резиденция митрополитов Буковины и Далмации (1864-82 гг.)

Общие планы. Сейчас пойдём на территорию...

Ворота

С современной надписью.

Монастырский корпус

Главный корпус

Прорваться на территорию удалось :)

Крыши и башни

Семинарская церковь

Вернее, переход от церкви к семинарскому корпусу.

Университетские интерьеры

Шабака

Дрыхнет под кустом :)

Гостевой домик

При митрополичьей резиденции.

Старая Николаевская церковь

Деревянная, 1735 г.

Новая Николаевская церковь

Каменная, 1939 г. Та самая, со скрученными барабанами.

Иезуитский костёл (1891-94 гг.)

ЦПКиО

Здесь мы сели на троллейбус и поехали на автовокзал...

Май 2009 - Коломыя и окрестности: Яремче - Дора

Накануне Влад, которому мы позвонили в Питер, отговорил нас ехать в Ивано-Франковск, и сказал, чтобы мы съездили в Яремче. И 21 мая мы поехали в Яремче. Это ещё один маленький карпатский городок. По ощущениям - примерно как Рахов по площади, но гораздо более туристический. Основной расчёт там так же делается на зимний туризм и разнообразных лыжников... Автовокзал там находится на окраине, а сам городок вытянут в струнку вдоль реки Прут - поэтому город очень длинный, и все достопримечательности там находятся ну очень далеко друг от друга. За день мы намотали изрядных километров и практически полностью сварились под солнцем. И, при этом, посмотрели далеко не всё, что могли бы...

От автовокзала мы направились в сторону центра города (если такое понятие вообще применимо к городу такой формы...). По дороге любовались церквями - как старинными гуцульскими, так и современными. Зашли на ж/д вокзал (ага, понятно, назад в Коломыю мы тоже едем на автобусе!..) и в книжный магазин (что смОтрите, у меня сейчас перерыв, погуляйте где-нибудь часов до двух и заходите снова!..). Кое-как доползли до ж/д моста через Прут, но через мост не пошли, а ломанулись вверх по речке Жонке в надежде посмотреть на одноименный водопад. Водопад мы в итоге так и не нашли, и вернулись к ж/д мосту. А вот найти знаменитый водопад Пробий на Пруте было не сложно - он находится чуть выше по течению реки от ж/д моста. Он оказался не слишком высоким, но очень бурным. Все его окрестности представляют собой один огромный туристический рынок, где можно купить всё что угодно - от магнитиков до овечьей шкуры. Предоставляются также нехитрые туристические услуги. Скажем, можно сфотографироваться в национальных гуцульских костюмах, с трембитой в руке. А можно и вовсе пойти в ресторан "Гуцульщина". Мы не стали делать ни того, ни другого :)

По причине отсутствия местного транспорта, до села Дора пришлось пилить пешком - обратно через весь город, мимо автовокзала, в сторону Коломыи. В Доре находится студийский монастырь (у шоссе) и старинная гуцульская церковь (на холме над селом). К этому моменту бодра была уже только одна Алёнка, мы же с Вовкой изнывали от жары и хотели куда-нибудь в тенёчек. Быстренько посмотрев на чудеса гуцульской деревянной архитектуры, и собрав последние силы в кулак, мы тормознули проходящий автобус и укатили на нём назад в Коломыю. Сил возвращаться в Яремче не было никаких, хотя мы и не побывали у главных тамошних достопримечательностей - на скале Довбуша и у деревянной гуцульской церкви св. Ивана Милостивого (1663 г.).

Вечер потратили на предварительные сборы вещей - завтра нам предстояло уезжать домой...

Успенская церковь

Очередной гуцульский деревянный шедевр начала XIX в. :)

Церковь Иоанна Крестителя

Новодел в центре города.

Центр города...

Домики

Более-менее современная гуцульская архитектура...

***

Вова под дубом и цветущий каштан.

Ж/д мост

Через р. Прут.

"Гуцульщина"

Ресторан над водопадом Пробий.

Речка Жонка

Безрезультатный поиск одноименного водопада...

Водопад Пробий на реке Прут

Козлёнок

Студийский монастырь в Доре

Постройки пропитаны мазутом. Запах соответствующий, железнодорожный ;)))

Интерьер

Церковь Св. Пророка Илии (1937 г.) студийского монастыря.

Часовня у дороги

Церковь...

... чуда Св. Архистратига Михаила (1844 г.) в Доре.

Май 2009 - Коломыя и окрестности: Косов

День сборов и отъезда в Питер, 22 мая, мы провели очень странным образом... Вовка после вчерашних гонок по Яремче решил от нас отдохнуть, и остался валяться в номере. Мы же с Алёнкой собрались, сдали рюкзаки в камеру хранения при вокзале, и поехали в Косов. Как вы уже догадываетесь, это ещё один маленький карпатский городок ;))) Знаменит он, в-основном, своими разнообразными ремёслами, и вообще считается чуть ли не столицей Гуцульщины.

С осмотром города мы с Алёнкой управились довольно шустро - центр сравнительно невелик, и вся жизнь городка, опять же, сосредоточена вдоль главной улицы. Здесь и кафешки, и рынок, и магазинчики, и церкви, и заброшенный кинотеатр, и краеведческий музей. Музей там - стрёмный, надо сказать... Прямо рядом с центральным офисом украинских националистов, дверь-в-дверь, с соответствующей символикой, и посвящён исключительно борьбе с москалями во всех их проявлениях. Нам с нашим москальским говором туда даже соваться было страшно, и потому мы пошли не в музей, а на местный водопад Гук. Он оказался настолько спокойным, что мы с Алёнкой не удержались и залезли в него купаться. И купались, пока нам не надоело =)))

Обратно в Коломыю ехали на маршрутке. Водитель забил народом не только сидячие места, но и всё свободное пространство, а косовская касса печатала всё новые и новые билеты... В итоге, ехали мы кое-как: я - сидя прямо на полу, Алёнка - стоя, и только на подъезде к Коломые смогли сесть на кресла... Два часа до поезда мы провели всё в той же "Хвалёной Хате". Дождавшись на Вокзале прихода Вовки, мы выручили из камеры хранения свои вещи, и расположились на платформе в ожидании поезда. Который день стояла жара - когда наш поезд подходил в шестом часу вечера к платформе, градусник на вокзале показывал +32. С тем и уехали :) В одном купе с нами ехала одна из наших маршруточных попутчиц, тётенька из Косова. Судя по её рассказам, жить в этом маленьком карпатском городке практически невозможно, если ты, конечно, не связан с туризмом. Всё остальное там малоперспективно и убыточно... Народ сидит без работы и постепенно спивается.

Меня довольно быстро сморило, а вот Вовка с Алёной мужественно досидели до Львова, и даже сходили погулять и сфотографировали ночной вокзал. Я всё это проспал, а ребята довольно долго бегали по вокзалу в поисках наших отцепленных вагонов и питерского поезда, к которому их должны были прицепить ;) 23 мая мы провели в поезде, безо всяких проблем прошли границу (одно неприятно - она слишком рано!), и утром 24 мая, практически к самому открытию метро, были уже в Питере. Алёнка поехала домой на метро, а мы с Вовкой пошли на первую электричку. И ведь успели! :)))

Стройка

Ворота готовы, церковь не достроили ;)

Святониколаевская церковь

Гуцульская деревянная церковь на городском кладбище.

На улицах Косова

Столица Гуцульщины. В два этажа :)

Часовенки

Самый-самый центр города :)

Балкончики!!!

Кинотеатр...

... им. Ивана Франко. Заброшен, судя по всему.

Водопад Гук на речке Рыбнице

Купание в водопаде

Робиния

Владимир - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Ярославль - 2007 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2008

Кириллов - 2008

Юрьев-Польской - 2008

Соловки - 2008

Плёс - 2008

Псков - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Владимир - 2008

Новогрудок - 2008

Кострома - 2008 (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Порхов - 2009

Нижний Новгород - 2009: зима

Псков - 2009

Великий Новгород - 2009

Львов - 2009

Коломыя - 2009

Нижний Новгород - 2009: лето (внешняя ссылка, необходима регистрация!)

Одесса - 2009

Южная Бессарабия - 2009

Замки Западной Украины - 2009

Зарайск - 2009

Сольцы - 2010

Углич - 2010

Полоцк - 2010

Нижний Новгород - 2010: весна (внешняя ссылка, необходима регистрация!)