Май 2013 - "Круголадожка", день 1

Проехать вокруг Ладоги на каком-нибудь подручном средстве должен каждый петербуржец, я считаю :) Абсолютное большинство наших друзей-автолюбителей (включая московских!) это уже сделало, да по несколько раз, и мы с Алёнкой на вторых майских решили наконец-то наверстать упущенное. Компания, к сожалению, не собралась, и с нами вообще никто не поехал: то ли все испугались довольно мрачного прогноза погоды, то ли все разъехались ковырять мёрзлый грунт и втыкать в него озимую репу...

Погода, в полном соответствии с прогнозом, не радовала нас всю поездку: 3,5 дня из 4 было холодно, ветрено и дождливо. Фотографии получились бледные и скучные, что как бы намекает на необходимость когда-нибудь повторить этот маршрут в более благоприятных условиях ;)

Из дома мы выкатились в пять утра, что позволило нам избежать пробок на выезде из города. Новая "приозерка" (или, вернее, федеральная трасса А121 "Сортавала") радует несказанно: она ровная, прямая и полупустая. Кто ездил по старой - оценит, это просто день и ночь. Жаль, что построена она пока только слегка за Керро. После Керро начинается привычный серпантин с убитым асфальтом и медленно ползущими в горку фурами... Кстати, на развязке в Керро творится что-то невообразимое со знаками: ни в коем случае не поворачивайте по знакам на старую "приозерку"! Знаки врут! Езжайте по новой "приозерке" дальше, до развязки СПб-Сортавала и Стеклянный-Васкелово. Старое шоссе на участке между развязками в Керро и в Васкелово внезапно сделано односторонним, причём, в сторону Питера (данные по состоянию на начало мая 2013 г.!). Покрутившись по развязке в Керро, съездив на старое шоссе, и выматерив по результатам поездки дорожников за замечательно установленные указатели, мы таки смогли продолжить путь...

В целом, дальше первый день прошёл практически без приключений. Печально знаменитый "Великий Карельский Грейдер", которым пугают в Интернетах начинающих питерских автолюбителей, оказался далеко не так ужасен, как это повсюду расписывается. По сравнению с дорогой Лудони-Боровичи, по которой мы проехали неделей раньше, это был просто какой-то детский лепет. Я уж не говорю об асфальтированных (хм...) дорогах в Карпатах, в сравнении с которыми грейдер между Кузнечным и Куркиёки выглядит прямо-таки автобаном европейского качества... Он пыльный, но ехать там на нормальной скорости очень даже можно.

До Куркиёки мы сделали несколько остановок - на порогах Асиланкоски и Сахакоски, и в центре посёлка Хийтола, возле церквушки. Заезд на мыс Иивониеми - к финским посадкам лиственницы и пихты - оказался не слишком удачным: путь нам преградил шлагбаум, а за шлагбаумом оказался хутор, и фотографировать мыс пришлось издалека. Первая большая остановка была сделана в посёлке Куркиёки. Музей "Кирьяж" был закрыт, и мы ограничились внешним осмотром усадьбы Ларса Сонка, залазом на горку Линнамяки и фотографированием фундамента кирхи и военных памятников в центре села, на берегу речки Куркийоки. На дворе было 9 мая, и на небольшой площади у кирхи  вовсю готовился праздник: в полевой кухне варилась каша, на флагштоке был поднят красный флаг, а в руинах кирхи прятался звукореж со своей аппаратурой. Выступления официальных лиц, судя по приготовлениям, планировались со ступеней бывшей кирхи...

Праздновать 9 мая в Куркиёки мы не остались, и выкатились дальше. После поворота на Вятиккя, в нескольких километрах за лютеранским и православным кладбищами, грейдер чудесным образом превратился в сносный асфальт, но нам с этим асфальтом пока что было не очень по пути, и вскорости мы свернули на грейдер к посёлку Лумиваара.

Участок грейдера от трассы до Лумиваара выглядит гораздо хуже основной дороги: он узкий, убитый и всё время поворачивает под самыми неожиданными углами в тех местах, где вынужден пересекать скальные гряды, тянущиеся от Ладоги вглубь континента... Кирху - единственную достопримечательность Лумиваара - пропустить невозможно: она стоит на горке на небольшом удалении от деревни. Сохранилась она очень неплохо, но кое-где начал сыпаться кирпич и протекает крыша. И маленький колокол с колокольни кто-то украл, так что бомкнуть теперь можно только в большой, который украсть гораздо труднее...

После осмотра кирхи в Лумиваара и залаза на колокольню мы поехали в посёлок Ихала, по дороге остановившись у небольшого, но очень шумного порожка на одном из притоков речки Иййоки. В Ихала мы выбрались обратно на трассу А-121 (здравствуй, асфальт!), и поехали дальше - в Лахденпохья. Сам городок мы осматривали под бесконечным ледяным дождём, поэтому впечатления остались смазанными :(

Запомнилось немного... В треугольном сквере в центре города играла музыка, у почты обнимались не вполне трезвые бутафорские "красноармейцы", а мокрые горожане как раз расходились с официальных праздничных мероприятий. По большому счёту, в городе обнаружилось две интересные постройки - руины лютеранской кирхи и новодельная деревянная часовня св.Валентина на берегу Яккимваарского залива Ладоги. Если вы не любите "деревяшки", можете спокойно ограничиться одной кирхой ;) Из Лахденпохья мы выкатились одновременно с "жигулями", в которые набились пьяные "красноармейцы". Во избежание военного конфликта, алкашам была дана фора метров в триста, и скоро мы потеряли их из виду.

Надо признать, что к Лахденпохья мы с Алёнкой уже изрядно задолбались ехать и мокнуть. К тому же, изрядно хотелось жрать: было уже три часа дня, а предыдущий раз мы кушали в районе четырёх часов утра, ещё перед выездом. После заезда в Метсямикли, на порог, стало понятно, что на сегодня приключений уже хватит, и до Сортавала мы ехали без остановок. Соответственно, из повествования выпадает изрядный кусок - дача Винтера, например. Придётся ехать ещё раз ;)

Сортавала встретила нас всё тем же дождём. Портить впечатление от города, ради которого, фактически, было затеяно всё путешествие, мы не стали: выяснили режим работы краеведческого музея, купили еды в магазине, и поехали искать место для ночёвки. Ночевать предполагалось на самой северной оконечности Ладоги - на берегу залива Кирьявалахти. Почти сразу после выезда из одноименного посёлка на берегу залива, мы сунулись по одной из свороток на мысочек, и обнаружили изрядно засранную, но вполне пригодную для жизни стоянку на здоровенном гранитном лбу. Загнав машину вглубь мыса, подальше от шоссе, мы расставили палатку, приготовили поесть на горелке (лило так, что ни о каком походе за дровами мне и думать не хотелось!), помедитировали над картами и распечаткой с around.spb.ru, и залегли было спать...

... но не тут-то было! В ночи раздался натужный рёв мотора, и нам пришлось проснуться: к нам на стоянку пожаловала толпа пьяненькой молодёжи. Наша стоянка молодёжь не устроила - здесь было негде спрятаться от дождя, было скользко, и здесь были мы - и они отправились искать более подходящее место для посиделок под дождём при +10 на улице... Мы с Алёнкой попытались уснуть, но не прошло и получаса, как рёв мотора раздался снова. Кто-то с лязгом и грохотом прорывался по направлению к нашей машинке. Если учесть, что у нас просвет всё же побольше среднестатистического, лязг означал только одно: к нам, цепляя брюхом скалу и сосновые корни, мужественно пробивается легковушка :) Добравшись до нашей импровизированной автостоянки, легковушка узрела наш "Степвэй", охренела, крепко задумалась и... начала разворачиваться. Каким-то чудом нас не задело, хотя, судя по звукам, всё происходило буквально в полуметре от нашей машины... Развернувшись, наш ночной гость не стал парковаться возле нас, как мы ожидали, а... потащился обратно к шоссе, всё так же цепляя брюхом камни. Мы с Алёнкой вылезать из палатки на дождь не стали, и решили отложить знакомство на утро.

А утром нас ждала феерия!.. Ночными гостями оказались такие же питерские туристы, но только на "жигуле". Оказалось, что в процессе ночных приключений на нашем мысочке ребята зацепили брюхом скалу и помяли передний бампер. Водитель после этого психанул, и умудрился где-то на камнях выломать одну из передних подкрылок. Двое из четверых гостей в итоге ночевали в палатке, а двое других - прямо в машине, которую психанувший водитель виртуозно запарковал в придорожной канаве. Проснулись мы утром под матюги, визг колёс и рёв мотора, а наше короткое знакомство началось с просьбы вытащить "жигуль" из канавы. Занавес!!! "Степвэй" и Алёнка с задачей справились, и успешно выдернули "жигуль" на асфальт. Пострадавших оказалось трое: выломанная на камне передняя подкрылка (уже вторая!), порвавшийся на шоссе трос, и я, обрызганный с ног до головы жирной чёрной грязью, в которой ночевал "жигуль"... Оставшиеся три дня поездки я ходил в спортивном костюме, и вся местная гопота принимала меня за своего ;)


Порог Асиланкоски

На второй фотографии - остатки плотины лесопилки с водоводом и остатками турбины.

Хийтола

Камень в центре села. Название села происходит от имени финского лесного духа - Хийси. Читайте эпос "Калевала" ;)

Алёнка и медвед

Оба они хорошо относятся к Карелии ;)


Порог Сахакоски

Речка Кокколанйоки, южная часть Хийтола.

Нарцисс

В лесу, на обочине дороги.

Церковь Серафима Саровского (2000-е гг.) в Хийтола


Сосна и берёзка

Ж/д станция "Хийтола"

Холм на заднем плане - гора Линнавуори (77,1 м.), на вершине которой было поселение корелы.

На мысу Иивониеми

В 1930-х на мысу высажены лиственницы и пихты. Проход к деревьям закрыт частным хозяйством, но вдоль дороги попадаются, например, молоденькие пихточки.


Куркиёкский краеведческий центр «Кирьяж»

Бывший дом финского биолога Вели Рясинена, "Короля Лишайников", ныне - музей. На двери замок, за окнами видны пустые комнаты и комнаты, заваленные строительным мусором. Где-то там, говорят, скрывается некая краеведческая историческая экспозиция, посвящённая Кирьяжскому погосту-Кроноборгу-Куркиёки, но как попасть внутрь - неизвестно.

Усадьба Ларса Сонка (1914 г.)

Внутри сохранились старинные изразцовые камины, кухня с печью для выпечки хлеба, сделана попытка изобразить быт финского дома начала XX века. Сейчас используется как гостевой дом, т.е. сдаётся внаём.

Панорамы Куркиёки

Снято с горы Линнамяки (42 м.). В древности на горе была крепость-убежище карел, позднее - крепость Кроноборг. Сейчас - голый гранит, заросшие крепостные валы, и отличные панорамы.


Череп

Вороний, предположительно.

Растительность горы Линнамяки

Лиственница. Молодило русское. Гусиный лук. Печёночница. Хохлатка. Что-то крестоцветное.


Фотографирую хохлатку :)

Берега речки Куркийоки

Памятники в Куркиёки

Левый берег Куркийоки, советский и финский памятники, посвящённые Великой Отечественной и Зимней войнам. Надпись на финском - приблизительно - "Жертвам во имя Родины" (на большее моего "могу читать и переводить со словарём" не хватает).


Фундамент кирхи

Кирха была построена в 1880 г. и была очень хороша. В  советское время в ней был клуб и зернохранилище, кирха успешно пережила этот период, и совершенно нелепо сгорела в 1991 г., уже после начала ремонта, будучи переданной лютеранской общине...

Две кладбищенские часовни

Севернее Отсанлахти. Православная и лютеранская, посвящение неизвестно. Обратите внимание на лютеранскую часовню - она проездная.

Кирха в Лумиваара (1935 г.)

Неплохо сохранившаяся, ныне полузаброшенная. Финны её регулярно посещают, и, видимо, пытаются поддерживать в более-менее живом состоянии.


Портал

Над входом - год постройки, 1935.
Архитектор кирхи - Адольф Илмари Лаунис.

Центральный неф кирхи

Алтарь и скамейки - признаки того, что периодически здесь служат. Но пол постепенно встаёт дыбом, одна из стен крошится, так что вся эта идиллия ненадолго...

Хоры

Ангела на хорах видите?..


На хорах

Детали

Крест с колокольни и изображение Иоанна Богослова в виде орла с нимбом. Евангелист Матфей в виде ангела (богословских, каббалистических и прочих версий того, почему евангелистов изображают в виде орла, быка, льва и человека/ангела, и откуда вообще взялись эти символы, мы с вами касаться, пожалуй, не будем - всё слишком сложно!).
Цитаты из Библии на финском - в центральном нефе (моих познаний в языке и религии для перевода не хватает) и над входной дверью ("Аз есмь путь и истина и жизнь").


Лестница на колокольню

Колокол Лумиваара (1934 г.)

Ещё совсем недавно колоколов было два...
Надпись на сохранившемся - "Лумиваарская церковь 1934 г.". Можно бомкнуть!

Крыша


Воинское кладбище у кирхи

Финское захоронения 1939-44 г.

Мостик на ручье

Ручей впадает в речку Иййоки, чуть выше мостика - красивый шумный порожек.

Ж/д станция "Яккима"

Вокзал построен в 1893 г. До войны Яаккима был крупнейшим посёлком в этих краях - здесь жило 9500 человека (в Лахденпохья - около 2000, в Лумиваара - около 5000).


Ильинская церковь в Лахденпохья (2005 г.)

Построена напротив руин лютеранской кирхи.

Кирха Яаккима (1846-51 гг.)

Построена по проекту архитектора Карла Людвига Энгеля. В послевоенное время использовалась как концлагерь для пленных финнов, позже - в качестве общаги и склада. Сгорела в 1977 г., остались только стены.

Памятник возле кирхи

Посвящён финнам, погибшим во время Гражданской войны в 1918 г. Как известно, в Финляндии в Гражданке победили белые...


Рядовая застройка центра Лахденпохья

Финские довоенные домики - деревянные и каменные.

Воинский мемориал в "треугольном сквере"

Часовня Георгия Победоносца (2003 г.)


Часовня св. Великомученика Валентина (2004-05 гг.)

Порт Лахденпохья, часовня построена в память о генерал-лейтенанте ФСБ Валентине Чуйкине, служившем в Лахденпохья и погибшем в авиакатастрофе в 2004 г. Памятник ему стоит возле часовни.

Порог на Ниванйоки

Местечко Метсямикли. На пороге стояла мельница, лесопилка и кожевенный завод. Бетонная труба - водовод, в конце которого вода сбрасывается обратно в реку. При финнах вода явно что-то крутила вон в той бетонной коробке!..

Ночёвка на берегу Кирьявалахти

Самая северная часть Ладоги. Так далеко на машине мы ещё не забирались...


Май 2013 - "Круголадожка", день 2

Оставив соседей колдовать над спасённой из канавы машиной, мы с Алёнкой быстро собрались и выехали в сторону Сортавала. Дождь пересидеть не удалось: утром 10 мая он поливал с той же интенсивностью, что и вчерашним вечером. После заезда в Музей Северного Приладожья на южном берегу Вакколахти, запланированного ещё вчера, мы припарковали машину на пл.Кирова в самом центре города и пошли гулять.

Центр Сортавала напоминает этакий маленький Выборг - тот же самый финский функционализм, тот же северный модерн тех же архитекторов - разве что масштабы совсем не те. Под дождём, который к середине дня несколько поутих, мы описали по городу несколько петель, часа за полтора побывали у большинства интересных зданий в центре, и оба признали городок симпатичным и уютным. Но из-за утренних приключений в придорожной канаве наши сортавальские планы пришлось резать по живому... За бортом пришлось оставить много интересного: мы не поднялись на Кухавуори и на Паасо, не посмотрели на город с этих горок, и не побывали в привокзальном райончике с его водонапоркой и финскими больницами. Зато мы попали в музей Кронида Гоголева и съездили на остров Риеккалансаари к деревянной Никольской церкви Сердобольского погоста.

Уже выехав из города по направлению к Рускеала мы с Алёнкой решили когда-нибудь приехать в Сортавала летом. Хотелось бы посмотреть город не из-под зонта, окунуться в холоднющую Ладогу, и сходить  - вдвоём, наконец-то - на Валаам :)

Посещение рускеальского мраморного карьера в плохую погоду - не самая лучшая идея, но особого выбора у нас не было. Так появилась ещё одна точка на нашем маршруте, куда в будущем нужно будет обязательно вернуться... ;) В Рускеала мы приехали очень и очень не рано - к трём часам дня. Припарковавшись на бесплатной стоянке (левее официальной, среди какого-то промышленного дестроя), мы прошлись по сувенирным ларькам, купили билеты и вышли на экскурсионную тропу. Почему-то на входе никто не проверил наши билеты. Подозреваю, что это из-за того, что летний сезон в парке ещё не начался, туриков ещё не очень много, и все работнички парка находятся в несколько расслабленном состоянии...

Прогулка заняла у нас около двух часов. Пройдя по восточному борту Большого карьера до его самой северной точки, мы свернули с основной тропы и вышли к "провалу". За дополнительную денежку в "провал" можно было спуститься в альпинистской обвязке, но делать это нужно было под небольшим водопадиком. Купание в талой воде по такой погоде нам как-то совсем не улыбалось, и в провал мы не полезли, прошли мимо. Оказалось, что продолжение экскурсионной тропы за "провал" ведёт практически в никуда, и заканчивается в большой и глубокой луже, наскоро забросанной мраморными глыбами. Проскакав по этим глыбам, мы выбрались к "Итальянскому" карьеру, куда, видимо, окультуренная туристическая тропа постепенно и тянется. Возвращаться к Большому карьеру пришлось тем же маршрутом, но при желании туда можно было выбраться и по нормальной дороге. Северная часть парка, "Итальянский" карьер, заводской дестрой севернее карьеров и все подъезды к ним никак не охраняются, дороги не перекрыты и не перекопаны, проход (и проезд на машине - мы видели там джЫп!) свободный и бесплатный.

Завершив обход Большого карьера, мы купили на стоянке традиционные магнитики, загрузились в машину, наскоро пообедали и поехали обратно в сторону Кирьявалахти. После кружочка по селу Рускеала в поисках кирхи (сгоревшей 18 апреля, кстати) и посещения обязательных для любой "круголадожки" порогов на речке Тохмайоки, мы доехали до Кирьявалахти и принялись искать место для ночёвки. Наша вчерашняя стоянка была занята кем-то более расторопным, и свободное местечко на берегу нашлось несколько восточнее, совсем рядом с Рауталахти. Загнав машину поближе к воде, в густеющий с каждой минутой туман, мы поставили палатку, поужинали и залегли спать. В эту ночь нас никто не беспокоил...


Въезд в Сортавала

Со стороны Лахденпохья и Питера.

Казанская часовня (2009 г.)

Хюмпеля, въезд в Сортавала со стороны Питера.

Финские деревянные дома

Южная часть города. Кто сосчитает котеек на второй фотке - тот молодец ;)


Карельская, 16 (1939 г.)

Финский жилой дом с магазином на первом этаже.

"Ладожская крепость" (1931 г.)

Здание оборонной организации "Суоелускунта" (щюцкор), авторства архитектурного бюро "Фростерус&Грипенберг".

Народная школа (1929 г.)

Памятник архитектуры республиканского значения, архитектор - Юрьё Васкинен. Сейчас здесь тоже школа - общеобразовательная №1.


Военный мемориал у Карельского моста

Залив Вакколахти

Залив делит город на две части. Соединяет эти части Карельский мост, который на момент открытия в 1932 г. был самым длинным мостом в Финляндии (220 м.)

На северном берегу стоит здание гостиницы "Сеурахуоне" (1909 г., архитектор Онни Тарьянне). Знаменита она тем, что в ней останавливался Н.Рерих. В 1938 г. гостиница была перестроена Эркки Хуттуненом, был добавлен зрительный зал на 550 чел. и увеличена до 350 чел. вместимость гостиничного ресторана. Сейчас в здании находится гостиница "Нева".

Сквер Вяйнямёйнена

Памятник рунопевцу Петри Шемейкка (1935 г.), установленный в честь 100-летия первого издания эпоса "Калевала".

Прямо за спиной у рунопевца - бывшее здание "Финского банка" (1915 г.), ныне - "Банк России".


Карельская ул.

"Дом Леандера" (1905 г.) - бывшее здание Национального акционерного банка, архитектор Готтлиб Элиел Сааринен.
Пожарное депо с каланчой (1888 г.), архитектор Ивар Аминов.
Дом купца Сиитойна (1907 г.), архитектор Пааво Уотила. Слева - пожарка, справа - дом Леандера.
"Объединённый банк Северных стран" (1913 г.), архитектор Уно Улльберг.

Рядовая жилая застройка центра города

Ресторан (1926 г.), архитектор Каарло Борг.
Жилой дом с магазинами.
Жилой дом с магазинами.
"Дом со шприцем" (1920-е гг.).


"Сортавала-Пристань"

Бывшая ж/д станция в центре города.

Управление православной церкви Финляндии (1931 г.)

Архитектор - Юхан Вийсте. За зданием прячется церковь св.Иоанна Предтечи (1931 г.) - домовая церковь архиепископа и слушателей духовной семинарии.

Административно-жилое здание (1930-е гг.)

Архитектор Эркки Хуттунен.


Здание типографии (1914 г.)

Ул. Карельская, здание бывшего издательства и типографии духовной литературы, архитектор Вяйне Леандер.

Торговый дом (1915 г.)

Ул. Карельская, бывшее здание АО по торговле железными и строительными материалами, архитектор Уно Улльберг.

Никольская церковь (1873 г.)

Построена архитектором Н.П.Гребенко на средства купцов Елисеевых. Массивностью барабана и купола слегка напоминает церковь в Коле.


Кирха Сортавала

Деревянная кирха Сортавала (1801 г.) сгорела во время советского авианалёта 2 февраля 1940 г. На её месте сейчас стоит детдом, а на скале установлен памятный знак...Под горой, на которой стояла кирха, находится полузаброшенное кладбище защитников города, а на противоположной от кладбища стороне ул.Кирова находится бывшая лютеранская часовня-"отпевальня".

Городская ратуша (1885 г.)

Деревянная (!!!) сортавальская ратуша пережила две войны (гражданская - не в счёт, боёв здесь не было). Сейчас в здании находится библиотека.

Ул.Гагарина

Старый покосившийся финский железный столб.


Лицей и школа

Сортавальский мужской лицей (1901 г.) и Сортавальская женская школа (1911 г.) архитектора Аренберга.

Воинский мемориал

Угол Карельской и Бондарева, северная граница "старого города".

Оз.Леппяярви

Фактически, это не озеро, а один из заливов Ладоги. Вид на Сортавала с острова Риеккалансаари.


Церковь Николая Чудотворца (1765 г.)

Деревянная церковь Николо-Сердобольского погоста, современный вид приобрела в 1891 г. В советское время была клубом и библиотекой, сейчас - подворье Валаамского монастыря. На огороженной территории - старое кладбище, сохранился памятник на могиле сортавальского купца Сиитойна.

 

Дом доктора Винтера (1900 г.)

Густав Йоханнес Винтер в начале XX в. был врачом окружной больницы, членом городского совета, и вообще очень известной в Финляндии личностью. В советское время в здании был Дом малютки, Дом пионеров, квартиры, детский садик и станция юных техников. С 1992 года здесь находится региональный музей Северного Приладожья.

 

Шведский колокол

Коммент


Камешки

Пограничный камень

Копия пограничного камня 1722 г. из местечка Кумури.

 

Про Ладогу

"Морская" часть экспозиции.


Гребёнка

Для сбора ягод.

 

Костюмы

Городской быт Сортавала

Медицина. Колечки. Фотоаппарат. Водопровод и электричество.


Посуда

Финские обои

Деревянная тарелка


Сельская экспозиция

Рыбалка, слесарное дело, покос, сбор ягод.

 

Ткацкий станок

И куколка.

Интерьер


Выставочный центр им. Кронида Гоголева

Адрес музея - ул.Комсомольская, д.6. Сфотографировать снаружи финский домик 1899 г. постройки, в котором находится арт-центр, мы с Алёнкой почему-то забыли...

Несколько общих планов экспозиции

Кронид Гоголев (1926-2013) - народный художник России, один из немногих мастеров рельефной резьбы по дереву, проживший в Сортавала более 50 лет. К сожалению, Мастер умер 10 апреля...
Основные темы его резных картин - природа Русского Севера, Карелия, "Калевала", бытовые сценки и весёлые народные праздники, непременно с застольем :)

Кресло

Резал Кронид Гоголев не только картины. Такое вот кресло стоит в первом же зале музея.


150 лет эпосу "Калевала"

Сортавальский памятник рунопевцу Петри Шемейкка.

Будни карельской деревни


 

* * *

Рассматривать картины Гоголева можно бесконечно...


"Иконы"

Тайная Вечеря и Георгий Победоносец.

Горный парк "Рускеала"

Вход на туристическую тропу охраняет сторожевая белка =)

Большой карьер

Взгляд со смотровой площадки у касс.


Большой мраморный карьер

Рускеальский карьер разрабатывается с 1765 г., его протяженность с севера на юг составляет 460 м., ширина — до 100 м. Расстояние от борта каньона до его дна — больше 50 м. Известность карьеру принесло использование добытого здесь мрамора - серовато-белого полосчатого, с зелеными прожилками и разводами - в архитектуре Санкт-Петербурга (облицовка Исаакия, пол Казанского собора, подоконники Эрмитажа, обрамление окон Мраморного дворца и фасада  Михайловского замка, в советское время - отделка станций метро "Приморская" и "Ладожская").
Стены карьера пронизаны системой штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Общая протяженность горных выработок составляет несколько километров, бОльшая их часть затоплена.


Шахта и сквозная штольня

На дне шахты - снег, который не тает.


Мы

За спиной - Большой карьер.

Остатки оборудования

Ржавеют под дождём и снегом...

 

"Провал"

Когда-то здесь был потолок, но он обрушился.


 

Снова Большой карьер

Продолжаем обходить его против часовой стрелки.

Малый карьер

Тоже затоплен.


Итальянский карьер

Самый молодой из карьеров, разработки велись здесь до 1986 г. с помощью итальянских станков канатного пиления. Сейчас заброшен, но горный парк тянет сюда дорожку от "провала"...


Новая кирха Рускеала (2010 г.)

Выгорела 18 апреля 2013 года...

Пороги на Тохмайоки недалеко от Рускеала

Пороги Ахвенкоски, более известные как "водопады" из фильмов "А зори здесь тихие" и "Тёмный мир". Муляж избы, кстати, осталась от съёмок "Тёмного мира".


Замочки

Молодожёны в Северном Приладожье настолько суровы...

Озеро и порожек

Выше основного порога.

Боковой порожек

Левее основного.


Порожек на правой протоке

Метров 200 в сторону Рускеала от основного порога.

 

Порог Рююмякоски на Тохмайоки

Финская электростанция 1930-х гг. реконструирована, территория закрыта и охраняется.

Рюттю

Руины финского коровника.


 

Порог возле Рюттю

Здесь Тохмайоки уже очень мутная. На пороге была плотина, от неё мало что осталось...

 

Дом творчества композиторов

Берег Кирьявалахти, бывшая дача хельсинкского аптекаря Тауно Яскеляйнена (1935 г.), архитектор Паули Бломстедт.

Стоянка на Кирьявалахти


Туман над Кирьявалахти


Май 2013 - "Круголадожка", день 3

Утром 11 мая туман был всё так же густ и холоден. После раннего завтрака, который (видимо, для разнообразия!) не сопровождался ледяным дождём, мы покатились дальше на восток. Уже через пару минут выяснилось, что мы ночевали на окраине посёлка Рауталахти: на горке справа по ходу движения обнаружилась небольшая церквушка Сергия и Германа Валаамских. Кроме церкви, на этой горке есть ещё недостроенная часовенка, и планируется строительство ещё нескольких. В принципе, должно красиво получиться!

Завернув к ныне заброшенной финской школе Рауталахти, мы поехали смотреть две малые ГЭС на реке Янисйоки - Леппякоски и Хямекоски. Подобные ГЭС финны построили перед войной почти на каждом более-менее приличном пороге Северного Приладожья, так что весь сегодняшний день прошёл у нас под знаком гидроэлектростанций и порогов. Большинство финских малых ГЭС действуют до сих пор - на некоторых в последние годы установлено новое оборудование, но кое-где до сих пор крутятся агрегаты 1930-х гг. производства! Попасть внутрь нам не удалось нигде - либо всё было закрыто, либо на шум мотора откуда-то выползал сонный дежурный охранник...

Первой ГЭС на Янисйоки на нашем пути была ГЭС-22 (Леппякоски). Мы спустились в сухое русло Янисйоки, прошлись по окраинам заброшенного финского бумагоделательного завода, поснимали остатки порога, и поехали на ГЭС-21 (Хямекоски), находящуюся немного севернее. ГЭС-21 оказалась интереснее - плотина находится примерно в полукилометре от самой ГЭС, она перегораживает реку полностью и направляет всю воду Янисйоки на турбины ГЭС по искусственному каналу, вырубленному в скале. Третья малая ГЭС на Янисйоки находится ниже ГЭС-21 и ГЭС-22, в Ляскеля. Туда мы и поехали после Хямекоски, не особо рассчитывая увидеть порог Ляскелянкоски с водой: судя по фото в Сети, после реконструкции ГЭС вся вода Янисйоки уходит на турбины, оставляя порог сухим..

Вопреки нашим ожиданиям оказалось, что весной вода в пороге есть, и даже реконструированная ГЭС, якобы забирающая всю воду, этому не помеха! Осмотрев порог, мы немного покрутились по Ляскеля, обнаружили две строящиеся церкви и одну действующую лютеранскую кирху, мельком послушали выступление какого-то народного хора возле школы, и поехали в сторону Импилахти и гранитного карьера Мурсула.

В Импилахти нас ждал приятный сюрприз: впервые за три дня нам показали голубое небо. И чем дальше мы ехали на восток и юго-восток, тем больше становилось этого голубого неба и солнца! В Мурсула, куда мы заехали посмотреть на бывший скит Валаамского монастыря, уже и вовсе были лишь тоненькие несерьёзные облачка. Попасть к церкви, стоящей посреди гранитного карьера, очень просто: достаточно попросить открыть шлагбаум у дежурного. Если на карьере не планируется в ближайшее время ничего взрывать, дежурный должен пропустить...

Заранее отвечу на вопрос ,который у вас явно должен появиться: а как же Юканкоски и Кителя? В Кителя мы попытались найти и старое кладбище, и хоть какой-нибудь завалящий гранатик из месторождания, но нам не повезло. Предположу, что заход нужно делать не со старого шоссе, а от железной дороги. Если кто в курсе - просветите меня на будущее, а? А по поводу Юканскоски нами было принято волевое решение туда не соваться: мы ж не джЫп какой, чтобы лезть в тамошние говны в одиночку, без полного привода и без лебёдки!.. Так что самый красивый и самый высокий водопад Карелии оставлен нами до лучших времён - когда-нибудь мы туда обязательно попадём, и желательно в хорошей компании ;)

Следующей точкой на нашем маршруте был мемориал "Крест Скорби", посвящённый погибшим во время Зимней войны 1939-40 гг. Находится он севернее города Питкяранта в местности, называемой "Долиной Смерти": здесь попало в финский котёл и за три месяца погибло около 15 тысяч советских солдат. Братские могилы по сторонам от шоссе Петрозаводск-Сортавала, вдоль которого в конце 1939 г. наступала РККА, и где её окружили финны, начинаются задолго до перекрёстка, на котором установлен памятник...

Посмотрев на мемориал, мы поехали на юг - в Питкяранта. Городок не произвёл на нас абсолютно никакого впечатления: он сер, уныл и однообразен, и даже окончательно вылезшее солнышко не смогло сделать его симпатичнее. Краеведческий музей оказался закрыт, и мы ограничились тем, что сфотографировали несколько военных памятников, новую церквушку и новую кирху, зашли в магазин, заправились на "Лукойле" и поехали дальше. Попытка заехать на порог Кивикулманкоски на Уксунйоки неподалёку от Питкяранта успехом не увенчался: покрутившись по окрестностям карьера "Лупикко", мы выкатились-таки на правильную дорогу, но её состояние не позволило нам проехать дальше пары километров :( Хорошо хоть развернуться смогли!

После двух коротких остановок в деревне Ууксу - возле порога на Уксунйоки и у кладбища с новой часовенкой - мы добрались до Салми, следующего большого посёлка на берегу Ладоги. Кроме руин Никольской церкви, живописно торчащих на горке над посёлком, смотреть в Салми больше не на что, но вот севернее посёлка, на речке Тулемайоки, есть две очередные электростанции :) Добраться мы смогли только до одной, дальней ("Суури-йоки"), где нам начисто взорвал мозг дежурный про ГЭС, повёрнутый на православии и какой-то метафизической лженаучной херне про Николу Теслу и разрыв пространства и времени, причём одновременно. Давно подобного бреда не слышал, мы оттуда вообще еле уехали!.. Вторая ГЭС, чуть ниже первой, была оставлена нами до лучших времён: мы вновь не рискнули штурмовать говны на дороге, а тратить полтора часа времени на пешую прогулку нам было уже совсем не с руки. Примечательно, что в оных говнах мы обнаружили подозрительно знакомый нам по первой ночёвке на Кирьявалахти рваный трос... Трос, между тем, оказался порван ещё раз и был выброшен хозяевами за полной непригодностью для дальнейшего использования, и это стало для нас последним аргументом для того, чтобы дальше не соваться ;)

После Салми мы решили становиться на ночёвку. Ближайшее приличное место в бухточке на берегу Ладоги нашлось только после деревни Погранкондуши, сразу за ж/д переездом. Вечерело, и от Ладоги снова начал подниматься туман, который закрыл и небо, и солнце... Прогулку до Варашева камня на берегу Ладоги, отмечающего старую русско-шведскую границу, мы отложили до утра: предпринятая было попытка завела нас в мокрое болото, накрытое туманной шапкой.

Ночёвка у Погранкондушей вышла ветреной, холодной и шумной. В воде у самого берега Ладоги плавали айсберги, по грунтовке мимо нас всю ночь ездили рыбаки на джипах, а по кромке плавучих льдов всё те же рыбаки несколько раз прошли на моторке. Туман над Ладогой был очень густ, и рыбаки несколько раз цепляли винтом лёд: мотор глох, и над Ладогой разносились развесистые карельские матюги...


Церковь Сергия и Германа Валаамских (2009 г.)

Точная копия церкви Муромского монастыря XV в., находящейся ныне в Кижах, на территории строящегося просветительского центра центра "Северная Фиваида" в Рауталахти.

Часовня

Предположительно - часовня Александра Свирского (2012-13 гг.). На этой горке будет ещё несколько часовен в честь основателей северных монастырей.

Школа Рауталахти (1927 г.)

Заброшена в 2001 году. До войны была настоящим культурным центром Рауталахти - с собственным хором, кружками, лекциями, библиотекой и т.д.


Ж/д мост (1924 г.) в Харлу

Внизу - речушка Лёютёойя, приток Янисйоки.

Руины бумагоделательного завода в Харлу

Завод действовал с конца XIX в. по 1990 год, сейчас представляет собой не очень симпатичные руины.
Домик с третьей и четвёртой фотографий был просто прекрасен :(

ДОТ в Харлу

Находится на островке посреди порога, прикрывал плотину и ГЭС.


 

ГЭС-22 (1936 г.) на пороге Леппякоски в Харлу

Одна из малых ГЭС Карелии, действующая.

Янисйоки ниже ГЭС-22

Плотина ГЭС-22


Водохранилище ГЭС-22

Домик на горе

Харлу, домик явно финский.

 

Арочный мост (1920 г.) под ж/д веткой

Подъезжаем к ГЭС-21 на пороге Хямекоски.


 

ГЭС-21 на пороге Хямекоски

Тоже действующая.

Пепелац :)

Водоводный канал

Пятисотметровый водовод, вырубленный в гранитной скале. Со стороны русла реки построена огромная бетонная стена. Водовод идёт от водохранилища к агрегатам ГЭС.


 

Плотина ГЭС-21

Реконструирована в конце 2000-х. Старая финская валунная кладка плотины похоронена под современным бетоном... В 1880-х гг. порог выглядел так.

Сухое русло Янисйоки ниже плотины ГЭС-21

Всё вода идёт в водовод и подаётся на генераторы.

Водохранилище ГЭС-21

В центре кадра - новый автомобильный мост через Янисйоки. Старый мост был деревянным.


 

Ляскеля ГЭС

Первоначально запущена аж в 1899 г., последняя реконструкция была в 2008-11 гг., и от старой ГЭС остались только несколько стен, вся начинка - новая.

 

Порог Ляскелянкоски на Янисйоки

Один из самых мощных в Карелии, ныне - жалкое подобие самого себя. Весной ещё хоть что-то сквозь плотину проходит, а вот летом порог почти полностью пересыхает...


Домики в Ляскеля

Послевоенные "сталинки" для работников бумажной фабрики.

 

Памятники в Ляскеля

Странное соседство военного мемориала и Александра Сергеевича...

Строительство церкви...

... Архангела Михаила (2012-13 гг.). Центр Ляскеля, левый берег Янисйоки.


Будущая часовня

Горка над военным мемориалом. Посвящение неизвестно, стройка закончится предположительно в 2015 г.

Кирха прихода Харлу (2010-11 г.)

Приход зарегистрирован в Харлу, а кирха построена в Ляскеля, поближе к цивилизации...

Праздник в Ляскеля

Мы попали на выступление каких-то русских народных девушек, названия я не запомнил (что-то типа "Берегини"). У одной барышни из хора был очень приличный голос, но она зачем-то пыталась стилистически подражать Пелагее, а зря!..


Ж/д выемка возле Импилахти

Залив Импилахти

Легенду про несчастную утопленницу Импи, ставшую русалкой, и давшую имя заливу, я вам пересказывать не буду ;)

Памятники в Импилахти

Камень на месте кирхи Импилахти. Советский военный мемориал. Финский военный мемориал времён гражданской войны (1918 г.).


 

Два камня в Мурсула

Первый встречен по дороге в Мурсула и указывает на строе финское кладбище. Второй стоит у церкви в Мурсула.

Церковь Александра Невского (1901-04 гг.)

Бывший Германовский Сюскюнсалминский скит Валаамского монастыря, самый северный из валаамских скитов. Стоит церковь посреди гранитного карьера Мурсула, разработку которого начали ещё монахи.

Интерьеры

Внутри, само собой, разруха...


Братская могила

Подъезжаем к Долине Смерти...

Мемориал "Крест Скорби" (2000 г.)

Развилка дорог Сортавала-Петрозаводск и Питкяранта-Суоярви. Мемориал посвящён жертвам Зимней войны. В декабре 1939 г. в этом месте попали в "котёл" и к марту 1940 г. были полностью уничтожены финнами 18-я стрелковая дивизия и 34-я танковая бригада РККА - всего около 15 тысяч человек. На этой развилке дорог находился т.н. "генеральский котёл" - всё командование окружённых частей. "Генеральский котёл" был уничтожен последним, в ночь с 28 на 29 февраля 1940 г., при попытке прорыва по направлению на Питкяранта. В Питкяранта вышло 1237 человек, комдив Кондрашов, руководивший выходом из окружения, в тот же день был расстрелян своими без суда и следствия...

Ещё одна братская могила...


Водоскат Койриноя

"Мельничный порог" на ручье Койриноя.

Питкяранта

Въездной знак со стороны Сортавала/Петрозаводска. Название города переводится с финского как "длинный берег". Город на самом деле очень длинный, вытянут вдоль берега Ладоги. Жизнь в городке поддерживает ЦБК

Краеведческий музей в Питкяранта

Дом Валдена (1920-е гг.). До Зимней войны - аптека, во время войны - финский штаб, после войны - дом геологоразведки, с 1965 г. - музей боевой славы, с 1991 г. - краеведческий музей.


Место старой церкви в Питкяранта

Православная Вознесенская церковь стояла тут с 1898 г., сожжена во время Войны-Продолжения... Памятный камень, каких очень много в Северном Приладожье, установлен в 2001 г. бывшими жителями Импилахти.

Вознесенская церковь (1995-2000 гг.)

Новая церковь в Питкяранта.

Военный памятники в Питкяранта

Танк Т-26 (был обнаружен на дне Ладоги в 1998 г., поднят, и, по некоторым данным, продан за 26 килобаксов куда-то забугор, а на постаменте стоит макет). Мемориал возле фундамента старой церкви. Пушка ЗИС-2 на одном из городских перекрёстков.


Кирха прихода Питкяранта (1996-97 гг.)

Речка Уксунйоки

Стоянка водников, у которых здесь заканчивается маршрут.

Порог "5-й падун" на Уксунйоки

И разрушенная финская плотина, которая перегораживала один из рукавов реки. На втором рукаве стояла лесопилка.


Кладбище Ууксу

Мемориал, посвящённый лётчикам-штурмовикам. Часовня св.Нины (2012 г.).

ГЭС-25 "Суури-йоки" (1920 г.)

Стоит на пороге Исо-Юкакоски на реке Тулемайоки, действующая.

Военный мемориал в Салми

Советский мемориал и финский памятный камень.


Никольская церковь (1824 г.) в Салми

Стоит на холме над селом и железной дорогой, на правом берегу Тулемайоки.

Тихвинская церковь (2009-13 гг.)

Новая деревянная церковь в Салми, на левом берегу Тулемайоки.


Казарма и вышка

Погранкондуши, бывшая граница России и Швеции 1617 г. и СССР и Финляндии 1918 г.

Дом на ДОТе

В Погранкондушах таких домов несколько. Этот виден с шоссе.

Строчок


Май 2013 - "Круголадожка", день 4

Утром 12 мая картина не стала ярче. Мы проснулись в тумане. За ночь ветер натащил в нашу бухту ещё больше льда, и градусник отказался показывать на улице больше +9. От похода на Варашев камень мы отказались: один хрен ничего не видно! Зато нам удалось послушать пролетающих над нами гусей, и даже попытаться их заснять. Одна из гусиных стай пролетела очень низко над водой, прямо над кромкой льда. Её было хорошо видно, но я не успел достать камеру :( Другие стаи летели над берегом, и их было только слышно... Где-то ниже есть единственная фотография, на которой удалось заснять гусиные тени в тумане ;)

Позавтракав и собравшись, мы выкатились по направлению к дому. В районе Видлицы и Тулоксы пошли уже совсем знакомые места: здесь мы уже несколько раз бывали, так что к дюнам на берегу Ладоги мы выбираться не стали, и сосредоточили внимание на церквушках и часовнях, пропущенных в предыдущих поездках. И самое забавное, что свежепостроенную церковь в Видлице мы так и не нашли! Может, туман помешал?.. ;) Гулять по Олонцу тоже не стали - остановились только у Смоленского собора и возле магазина в центре города. Зато подробно посмотрели все церкви вдоль Олонки и Мегреги, чего никак не могли сделать во время предыдущих железнодорожных вылазок на Тулоксу.

Крайней большой остановкой на нашем маршруте стало село Старая Слобода, в котором находится Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, основанный в конце XV в. Приехали мы туда не слишком рано, большинство туристических автобусов уже успело отчалить восвояси, так что мы гуляли по тихому полупустому монастырю и радовались отсутствию толпы и дождя :)

Александро-Свирский монастырь, как известно, состоит из двух частей - Спасо-Преображенской и Троицкой. Спасо-Преображенская, в которой находятся мощи Александра Свирского, отреставрирована и открыта для туристов, а вот в Троицкой до 2009 года была психбольница, выселенная ныне в Лодейное поле, и она до сих пор не восстановлена. Но реставрация идёт, и внешних следов разрухи остаётся всё меньше и меньше. В Троицкой части попасть можно только в Троицкий собор с его фресками начала XVIII  в. Кроме того, нам повезло, и мы застали в соборе мини-концерт монастырского хора, устроенный для небольшой паломнической группы, к которой мы ненадолго примазались :) Теоретически, можно было ещё попасть в помещения первого этажа трапезной, но там была обнаружена абсолютная пустота и практически стерильный свежевымытый пол, и дальше двери мы не сунулись ;)

Перед тем, как окончательно повернуть колёса к дому, мы заехали к одному из скитов Александро-Свирского монастыря, в соседнюю деревню Кондуши. Свежепостроенная церквушка в Кондушах выглядит совершенно католически, этот эффект дополняет неожиданная в наших краях статуя Богоматери, более подходящая какой-нибудь Польше, Западной Украине или Западной Белоруссии, но никак деревне не границе Ленобласти и Карелии...

А вот дальше началась долгая и скучная дорога домой. Долгая - из-за перманентного ремонта моста через Волхов на "мурманке", который нам пришлось объезжать через Сясьстрой и Колчаново по насмерть убитой "вологодке" и правому берегу Волхова. Разгоняться на "вологодке" быстрее 40 км/ч просто опасно для жизни... но, к счастью, постоянно действующая воскресная пробка ехать с такой скоростью и не позволяет ;) Хочется верить, что "новую вологодку" на участке Симанково-Хвалово когда-нибудь достроят и проблема уйдёт. Сейчас же существует отличный пустой участок этой дороги, начинающийся в Кисельне и заканчивающийся за новым мостом через Волхов, которым мы и воспользовались, чтобы объехать пробку на "мурманке". Напугав Насмешив стоявшего в кустах гайца своими странными манёврами на пустой дороге (без последствий для кошелька!), мы вернулись на "мурманку", немного поторчали ещё в одной традиционной воскресной пробке в районе Синявино, и уже после неё без приключений доехали до Питера.


Лагерь у Погранкондушей

Алёнка

 

***

Паутинка. Бабочка на льду.


Гуси над Ладогой

Лёд на Ладоге


Гавриловка

Часовня Вознесения Господня (II пол. XVIII в.).

Избы в Верхней Видлице

Пятистенки в два и в один этаж.

Верхняя Видлица

Часовня XIX в. и военный мемориал.


Тулокса

Военный мемориал и часовня Серафима Саровского (2006 г.).

Ильинский

Часовня Иверской иконы Божией Матери (2010 г.) и памятник узникам Ильинских финских концлагерей.

Военный мемориал

Выезд из Ильинского в сторону Олонца.


Олонка

Река и мост через неё в районе Ильинского.

Часовня над источником на берегу Олонки

Посвящение - само собой - иконы Божией Матери "Живоносный источник".

Макет

Красивый макет церкви напротив источника.


Еройла

Церковь Спаса Нерукотворного образа (1750 г.) и часовенка возле неё.

Тукса

Церковь Вознесения Господня (2007 г.).

Кунилица

Деревянная кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы (1788 г.). на окраине Олонца.


Мостик через Мегрегу

Из трёх мостов, ведущих на стрелку Олонки и Мегреги, осталось всего два...

Собор Смоленской иконы Божией Матери (1824-30 гг.)

Главная церковь Олонца, деньги на которую в 1819 г. дал сам Александр I.

Военные памятники Олонца


Кирха в Олонце

Мегрега

Церковь Воскресения Христова (1869 г.).

Изба

Очередной карельский пятистенок, на этот раз где-то в Мегреге.


Церковь Флора и Лавра (1613-20 гг.)

Мегрега, кладбище, недалеко от выезда на "мурманку".

Указатель

На повороте с "мурманки" на Старую Слободу, к Свято-Троицкому Александра Свирского монастырю.

Спасо-Преображенский комплекс монастыря

Монастырь состоит из двух комплексов- Спасо-Преображенского, на месте явления Троицы Александру Свирскому, и Троицкого, построенного на том месте, где поселились монахи, пришедшие уже к самому Александру Свирскому.
На второй фотографии - надкладезная часовня Александра Свирского, надвратная часовня Николая Чудотворца и настоятельский корпус с башенками (всё - 1791 г.).


Руины прачечной и квасоварни (1904 г.)

Берег оз.Рощинского, между Троицкой и Спасо-Преображенской частями монастыря.

На территории Спасо-Преображенского комплекса

Колокольня (1903-04 гг.) и собор Спаса Преображения (1641-44 гг.) с церковью Захария и Елизаветы (1668 г.) и приделом Александра Свирского (1716 г.).
Церковь Захария и Елизаветы - слева, собор - в центре, придел - справа. В приделе находятся мощи Александра Свирского.
Спасо-Преображенский комплекс отреставрирован, именно сюда и водят туристов, несмотря на то, что при строительстве предполагалось, что здесь будет монастырское кладбище и место для уединённой молитвы...


Колокольня (1903-04 гг.)

Троицкая часовня (1856 г.)

Построена ровно на том месте, где Александру Свирскому явилась Троица. На заднем плане - настоятельский корпус (1791 г.) и Никольская надвратная часовня (1791 г.).

Пристань на Рощинском озере

На противоположном, северном, берегу озера - монастырский Пантелеимоновский скит (2007 г.).


Александро-Свирское котоваляние =)

Вид на Троицкий комплекс

Троицкий комплекс основан позже Спасо-Преображенского, но строился он сразу в камне, в отличие от первоначально деревянного Спасо-Преображенского. Потому здесь сохранились более древние постройки.

Троицкий комплекс

До 2009 года здесь была психбольница. Сейчас идёт активная реставрация, кругом разгром и узбеки...


На территории Троицкого комплекса

Троицкий собор (1691-95 гг.), звонница (1640-е гг.) и трапезная Покровская церковь (1533-35 гг.), самая древняя постройка монастыря, начатая в камне ещё при самом Александре Свирском (он умер как раз в 1533 г., когда церковь была возведена "по окна").

Троицкий собор (1691-95 гг.)

Крытая галерея собора

И Алёнка в окне =)


Росписи Троицкого собора (170917 г.)

Фрески писали новгородцы и костромичи.

Звонница (1640-е гг.)


Церковь Иоанна Дамаскина (1718 г.)

Больничная, рядом с келейными корпусами.

Покровская церковь (1533-35 гг.)

Церковь строилась московским мастером и новгородской артелью строителей. В алтарной части Покровской церкви Александру Свирскому явилась Богородица с Младенцем. К церкви пристроена трапезная палата, в нижнем этаже был ледник и кухня. Нынешний вид - последствия реставраций 1970-х и 2010-х гг.

Место молитв Александра Свирского

Фактически - под Покровской церковью.


Подворье Покрово-Тервенического монастыря

Часовня Тервенической иконы Божией матери (2007-09 гг.) и монастырская лавка у стен Александро-Свирского монастыря. В сам Тервенический монастырь мы ещё когда-нибудь съездим!

Изба в Новой Слободе

Кондуши

Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (2007-10 гг.) внезапно католического вида с абсолютно католической скульптурой. Однако же, это ещё один скит Александро-Свирского монастыря, километрах в 10 от монастыря. Церковь построена над колодцем, расчищенным в 2007 году.