Июнь 2010 - Поморский берег (с.Сумский Посад - с.Вирма - Залавруга - дер.Выгостров - г.Беломорск)

Сейчас уже никто не помнит, что нынешнее аномально жаркое и сухое лето начиналось с многодневных проливных дождей. А ведь так оно и было! ;) И мы сполна прочувствовали это на своей шкуре.

Поездка на беломорские петроглифы вызревала практически три года - ещё со времён поездки на петроглифы онежские. Желающих нашлось не так и много - кроме нас с Алёнкой собрались только Юрьич и Оля с Лизкой. Лизка, впрочем, потом ехать отказалась, и последствия для нас были весьма неприятными - вместе с Лизкой ушло единственное наше нижнее место в обратном поезде... Поехали в итоге вчетвером - срабатывать нашу байкальскую команду, и без того уже хорошо сработанную ;)

Рано утром мы выгрузились из поезда в Беломорске и купили билет на проходящий поезд Мурманск-Вологда. Два часа в пустом вагоне - и мы в Сумском Посаде. Это вполне такая типичная поморская деревня - с домами, построенными вдоль реки, амбарами и разнообразными лодками. Достопримечательностей в ней не так и много: "петровская лодка" и Соловецкий соляной амбар. Последняя из уцелевших башен Сумского Острога - Моховая - давным-давно вывезена в Москву в Коломенское. На Чёрном пороге, пока мы разглядывали лодку и отдыхали, нас накрыл дождь. С небольшими перерывами он шёл ещё больше суток - то есть, практически всю нашу поездку...

16 километров до соседней деревни Вирма мы прошли под дождём. Возможно именно дождь спас нас от полчищ комаров, которые обитают в местных бескрайних болотах. От поморского же гостеприимства нас не спас даже дождь ;) Примерно на полпути нас нагнали абсолютно пьяные рыбаки. Они были на машине, и отвязаться от них у нас не получалось около часа: они медленно ехали рядом с нами, и наиболее трезвый из них (собственно, единственный изо всех, кто был в состоянии сидеть) признавался в любви к Питеру и лютой ненависти к Москве и москвичам, трижды вылезал из машины, чтобы с нами сфотографироваться, предлагал подвезти "хоть до Вирмы, хоть до города, хоть до Питера", рассказывал про свою жизнь в Петропавловской крепости (!), а также приглашал в гости "выпить и посидеть, а то чё так!". Всё это несколько расходилось с нашими планами, пришлось уйти с шоссе на железную дорогу: только тогда мужики укатили, на прощание весело пробибикав нам "би-би би-би-би", как бы намекая этим, что Поморье солидарно с Питером насчёт "Зенит - чемпион!" ;)

Пройдя с километр по ж/д полотну, мы вернулись на трассу, и уже без особых приключений дошли до ж/д станции Вирма. Первоначально мы собирались посмотреть Вирму, переночевать где-то недалеко от ж/д станции и утренним поездом Вологда-Мурманск уехать в Беломорск на петроглифы. Но дежурная по станции обрадовала нас известием, что поезд здесь берёт только пассажиров с билетами, а без билетов не сажает никого, даже за деньги. Планы пришлось скорректировать. Мы пошли в Вирму (это 3 км от станции), посмотрели Петропавловскую церковь, и, спрятавшись от дождя на автобусной остановке, принялись ловить попутку до Беломорска. Попутка ловилась хреново, зато прекрасно ловились многочисленные местные алкаши, страшные на вид, но безобидные, общительные и очень гостеприимные, как и все поморы. Мужики очень настойчиво пытались продать нам мешок вяленой мелкой камбалы за стольник - не хватало на опохмел. Сговорились в итоге на полтиннике, и чтоб камбалу при этом они оставили себе ;) Подзаработав, мужики незамедлительно удалились за самогоном, не забыв при этом пригласить нас к себе переночевать, если мы вдруг не уедем до ночи.

Похоже, трезвыми в деревне в субботу утром были только беломорские дачники, но они наотрез отказались везти нас в город. В конечном итоге мы нашли на правом берегу реки бабульку и дедульку, у которых внук работает в Беломорске таксистом. Позвонили ему, и он согласился за нами заехать примерно через час-полтора... По прошествии двух с половиной часов мы вернулись к практике ловли попуток, и нам почти сразу повезло. Остановилась "буханка" с рыбаками и тётечкой, но на этот раз все были трезвыми и согласились подкинуть нас до города. Пока мы радостно грузились в машину, к остановке шустро прискакала та самая бабулька и принялась оттаскивать нас от машины со словами "ну что же вы так, куда же вы, как же так, такси уже почти что выехало из Беломорска, ну подождите ещё". Мы были злыми, мокрыми и замёрзшими, и укатили с рыбаками.

Примерно через час мы приехали в Беломорск. Рыбаки нас пожалели, и по старинной поморской традиции решили подкинуть нас почти до самых петроглифов. Им пять минут ехать, а нам - час под дождём идти... Высадили нас у указателя "Беломорские петроглифы", и уже через час мы были на Залавруге. Там обнаружился навес и два человека, подрабатывающих на петроглифах экскурсиями и сувениркой. Мокрые и замёрзшие, мы повели себя как настоящее турьё - первым делом пересмотрели все сувениры, а только потом поставили палатки, и занялись ужином ;) После ужина мы вчетвером завалились в палатку к Юрьичу: у меня с собой была распечатка сказок Писахова, и мы с часик почитали. По нашему общему мнению, некоторое количество писаховских персонажей мы видели сегодня по пути от Сумского Посада до Вирмы, и в самой Вирме ;)))

Утро было дождливым, и мы выползли на прогулку по Залавруге не очень рано. Посмотрев петроглифы и пообедав, мы сходили в Выгостров - на плотину ГЭС и к павильону над "Бесовыми Следками". Внутрь влезть практически нереально (мы пытались), нужна лестница. Петроглифы на Ерпин Пудасе найти вообще не получилось - ни по пути в Выгостров, ни на обратном пути: видимо, не там искали, хотя даже указатель видели... К вечеру дождь прекратился, петроглифы подсохли, и один из наших новых знакомых, Алексей, устроил нам экскурсию. Уже довольно поздно вечером мы собрались и выдвинулись на шоссе. Рейсовый автобус почему-то так и не пришёл, мы в очередной раз замёрзли, и нам пришлось поймать такси.

Вышли мы в Беломорске около церкви Зосимы и Савватия. Полюбовавшись на Угольный порог и церковь (она хорошо смотрится над порогом), мы, наконец-то, пошли на море. Пройдя весь город насквозь и миновав поворот на порт, мы вместо моря пришли к... городской свалке. Это было, мягко говоря, неожиданно, но в рощице на берегу моря всё же обнаружилось более-менее приличное местечко для стоянки, метрах в трёхстах от свалки. Нам сильно повезло: помойкой не пахло, ветер дул с моря. Мы прибрались на стоянке, развели костёр и спалили весь собранный мусор. Палатки ставить не стали, так как дождь кончился и тучи довольно шустро уносило ветром куда-то вглубь континента. Сначала нам показали узкую светлую полоску над горизонтом, но вскоре от туч остались только симпатичные мелкие облачка над морем :) Вместе с тучами ушло и тепло: к полуночи трава и выброшенные на берег водоросли покрылись инеем и ощутимо захрустели под ногами. Края лужи, из которой мы брали пресную дождевую воду, покрылись тоненьким ледком. Короче говоря, пришёл жуткий дубак, и жить можно было только около костра. Писаховские полуночные чтения продолжились, и Алёнку в течение получаса сморило ;) Она достала спальник и пенку, и задрыхла прямо на морозе, а остальные пошли бродить по берегу. Красотища была невыразимая: на море как раз начался отлив, а закат постепенно превратился в рассвет...

Дождавшись, пока солнце высунется из-за деревьев, мы разбудили Алёнку, собрались и двинули на вокзал. Поезд наш проходил Беломорск рано утром, и примерно за час до него мы уже были на вокзале. Приключения на этом не закончились: поезд подошёл и остановился, но двери вагона нам так никто и не открыл, как мы не стучали в окно и не вопили под дверью. Входить в поезд пришлось через соседний вагон. Причина оказалась до смешного проста: наш проводник был мертвецки пьян. На столике у него стояла полупустая бутылка, громко орало радио, но дядя вообще не реагировал на внешние раздражители. Внешние раздражители пытались получить бельё и отдать ему билеты, но в итоге пришлось пригласить проводника из соседнего вагона. Он также не смог разбудить коллегу, молча выдал нам постель, выключил радио и гордо удалился ;) Мы же завалились спать, и окончательно проснулись только ближе к Петрозаводску. Проводник наш горемычный к тому времени ожил, но был угрюм, мрачен, нелюдим, и явно не узнавал большую половину пассажиров своего вагона ;) Так до Питера и доехали, периодически поднимая на уши обитателей окрестных нижних полок своим несвоевременным желанием пообедать, попить чайкУ и немного перекусить ;)

Сумпосад

Приехали вот.

Река Сума

Идём по Сумскому Посаду

Церковь...

... Елисея Сумского (2005-10).

Соляной амбар

Принадлежал Соловецкому монастырю, 1757 г. постройки.

Порог Чёрный на Суме

Над порогом, на острове, стоит "петровская лодка", подаренная местной мореходке в 1870 г.

Синий гоблин

16 км до Вирмы по грунтовке, под дождём.

Болото

Многокилометровое...

Гадюка

Цветочки

Багульник. Дёрен. Кошачья лапка. Княженика.

Вирма

Ж/д станция в 3-х км от деревни.

Остановка

Прячемся от дождя, ловим попутку.

"Дом-2 на ТНТ"

Река Вирма

Первый ряд = отлив = воды мало и река течёт В море.
 Второй ряд = прилив + "моряна" = река течёт ИЗ моря.

Гранит

Каменные лбы на берегу Вирмы, 12,7 м н.у.м.

Петропавловская церковь (1625 г.)

Окраина деревни Вирма. Закрыта, но раз в год, на престольный праздник, открывается.

Петроглифы - налево :)

Нас довезли до поворота, сейчас пойдём!

Дорога на Залавругу

То дорога, то тропа, то переправа :)

Стоянка

До петроглифов - метров 50.

Групповое фото

Познакомились с обитателями Залавруги. Они всё лето ведут там экскурсии и продают сувениры.

Указатель

Залавруга

Такая вот там местность интересная...

Петроглифы Залавруги

Всё в кучу - лыжники, лучники, шаманы, лодки с людьми лоси-птицы-белухи, сцены охоты и т.д.

Тропинка

Идём в Выгостров.

Река Выг

Есть сухое русло, и есть водохранилище Выгостровской ГЭС.

На плотине

"Бесовы следки"

Павильон над самыми интересными в тех краях петроглифами. Состояние аварийное, влезть внутрь не удалось :(

Каменное море

Русло Выга ниже плотины, под шлюзами. Видно, что иногда воду спускают...

ГЭС

Шлюзы и собственно здание электростанции.

Церковь Варвары

История - тут.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (2004-05гг.)

Это мы уже по Беломорску бродим...

Порог Угольный на Выге

Центр Беломорска.

Памятник

"Сынам и дочерям Татарстана и Карелии - защитникам отечества 1941-1945".

Барак

Берёзка

У костра

Кто-то греется, кто-то спит.

Берег моря

Очень красивые каменюки :)

"Золотой корень"

Его мало, но он там всё ещё есть...

СОЛНЦЕ!!!

Видим его впервые за двое суток!

Начинается отлив

Море уходит...

Отлив

Идея искупаться накрылась сами видите чем ;)

Водоросли

Хрустят на морозце, блин!..

Закат

Дубак стоит нечеловеческий... Трава под ногами покрыта толстым слоем инея.

Рассвет

Солнце уже высунулось из-за горизонта, но ещё ни фига не греет.

Вокзал

Наш поезд уже на подходе.