Июль 2007 - Онега (часть 1: Санкт-Петербург - Петрозаводск - Шальский - мысы Пери Нос, Бесов Нос, Кладовец Нос - Шальский - Петрозаводск)

© 2007 Алёна В. Полоскина & SerguntiuS, фотографии

смотреть карту

Отпуск начинался, мягко говоря, со всяких запарок... На работе остался заваленный делами рабочий стол, не были разрулены проблемы с лабораторской экспедицией, едва-едва в последние часы перед отъездом удалось найти гостиницу, глаза были в кучу, а рюкзак - килограммов так на 35... И вот со всей этой фигнёй вечером 13 июля мы с Алёнкой и загрузились в ночной паровоз до Петрозаводска. Оный паровоз со знаковым для нашей поездки, как позднее оказалось, именем - "Калевала" - радостно домчал нас до столицы Карелии, и уже в 7 часов утра 14 июля мы стояли на петрозаводской платформе. Воспользовавшись тем, что ехали мы в самом первом вагоне, мы перешли железнодорожные пути в неположенном месте :))) и практически первыми из нашего поезда добрались до автовокзала. Такая спешка вполне себя оправдала - билеты до Щелеек на 22 июля мы смогли взять без особых проблем и безо всякой очереди.

Следующим пунктом, обязательным для посещения, был речной вокзал. Там предполагалось купить билет на "комету" до Шальского, оставить в камере хранения наши рюкзаки, и... только тсссс, ага?.. абсолютно бесплатно посетить туалет (!!!). Указанный план был приведён в исполнение. Мы пешком доползли до речного вокзала, бегло осматривая город, и взяли в кассе билеты на 18 часов (судя по всему, в этом году кораблик ходит в Шалу не чаще 1 раза в день, а не 2, как пишут везде в Сети). Стоит "комета" 450 рублей, за багаж с нас не взяли ни по дороге туда, ни на обратном пути, несмотря на очевидный перевес (мой рюкзак весил гораздо больше разрешённых 20 кило).

В итоге, мы с Алёнкой оказались абсолютно свободными на ближайшие 10 часов - и мы потратили это время на блуждание по городу и осмотр местных достопримечательностей. Петрозаводск, как известно - ровесник Питера. Строился он изначально как целая группа металлургических заводов - плавильных, литейных, оружейных и т.д. Сырьё было местное - олонецкий чугуний ;) И всё развитие города вплоть до Великой Отечественной Войны было связано в первую очередь именно с металлургией. Во время войны город был практически полностью разрушен. В первые послевоенные годы промышленность и всё остальное было сравнительно быстро восстановлено, реконструировано и отреставрировано. В таком виде центр города и предстал перед нами... Общее впечатление - на улицах довольно чисто, архитектура сильно напоминает некоторые районы Питера (проспект Стачек, начало Краснопутиловской улицы и иже с ними), и потому гулять по городу очень уютно - словно бы никуда из Питера и не уезжал :)

Итак... От речного вокзала мы поплелись наверх в город, и тут же свернули к речке Лососинке, на которой Петрозаводск, собственно, и был основан. Речка маленькая, перекатистая, напоминает Рагушу :) В нижнем течении разбит небольшой парк - с фонтаном посреди реки, чугунными пушками на берегу и двумя пешеходными мостиками, на которых карельские молодожёны вполне так по-питерски цепляют маленькие замочки со своими именами :))) Свадьбы в городе, к слову сказать, играются с большим размахом и очень громко - свадебные машины носятся по Петрозаводску туда-сюда на довольно хорошей скорости, и пронзительно и продолжительно бибикают... От Лососинки мы поднялись в район, называемый Зарека (ударение - на первом слоге!), где посмотрели две церкви - Крестовоздвиженский собор (1848-1852 гг.) на старом городском кладбище и Свято-Троицкий Александро-Невский Кафедральный собор (1831 г.), а затем вернулись обратно в центральную часть города, и забрели в Карельский Краеведческий музей. Ещё несколько часов мы просто бродили по городу и разным магазинам. Наш заход в знаменитый на всю страну "Букинист" на Красноармейской принёс нам добычу - старое издание "Калевалы" с иллюстрациями... И всё бы ничего, если бы оно не весило почти 2 килограмма, и если бы не двухнедельный поход с рюкзаками впереди... Но мы с Алёнкой справились, и книжка таки доехала до Питера в целости и сохранности =)))

Уже ближе к вечеру, напробовавшись местного мороженого до полного насвинячивания, мы вернулись обратно к речному вокзалу и погуляли по Онежской набережной, представляющей собой музей скульптуры под открытым небом. В кассе вокзала были взяты обратные билеты на "комету" на 19 июля, и мы уплыли в Шальский. "Комета" идёт 1 час 45 минут, приходит без опозданий, и прекрасно состыкована с корабликом, переправляющим желающих на левый берег реки Водлы, к посёлку Стеклянное. От левобережной пристани (три метра деревянного настила!) мы повернули в сторону Онеги, и через деревню вышли к устью Водлы и берегу Онежского озера. Пройдя ещё около 6-7 км по берегу озера и дюнам, не доходя до мыса Чёрного, мы остановились на ночёвку на невысокой дюне. Погода была ветреная, прохладная и пасмурная... Перед сном осилили пару рун "Калевалы" =)))

Утро 15 июля было точно таким же, но к полудню, когда мы собрались и наконец-то вышли на маршрут, вылезло солнышко и начало припекать... По берегу Онеги идёт неплохая тропа, хотя иногда удобнее идти по кромке воды, а не по дюне или лесу. Самое главное - не потерять тропу на мысе Чёрном. Это, как оказалось, было критично - на этом мысу находится большое пожарище, и потерявши таки тропу, мы с Алёнкой огребли примерно час, если не больше, прыжков через поваленные брёвна и валуны по кромке воды. Было не очень приятно, если честно... Впрочем, на ровных участках всё было не так уж и плохо - ветерок, гранитные лбы и дикий лук, растущий в трещинах :) Зато после Чёрного всё было исключительно линейно - идучи всё время по тропе, к не очень позднему вечеру мы доползли до мысов Пери Нос, и встали лагерем на высокой дюне примерно на полпути от мысов Пери Нос до мыса Бесов Нос. После мыса Чёрного нам начали попадаться грибы, и чем ближе к Бесову Носу - тем больше. В итоге ко времени постановки лагеря у нас был полный 2,5 литровый котелок почищенных на привале и уже порезанных подосиновиков, и ещё целый пакет лисичек и опять же подосиновиков, собранных уже после привала... Поставив лагерь, поужинав и сварив грибы (жалко, что уксуса с собой не было - получился бы маринад!), мы немного побродили по окрестностям, прочитали традиционную пару рун из "Калевалы", и завалились дрыхнуть... Людей в ближайших окрестностях обнаружено не было - только кто-то жёг костёр недалеко от Бесова Носа...

16 июля мы проспали практически до 12 часов, и только потом, позавтракав, пошли на Бесов Нос искать и фотографировать петроглифы. Утро выдалось малость дождливым и пасмурным, и потому мы решили пока ничего не фотографировать, а подождать солнечной погоды. На Бесовом Носу петроглифы нашлись быстро и без проблем, и мы вернулись в лагерь чтобы переждать дождь и пообедать. Где-то к 16 часам мы всё-таки дождались хорошей, но ветреной, погоды, и сделали два захода на мысы - сначала на Пери Нос, а ближе к вечеру - снова на Бесов Нос. Здесь-то у меня и скончался фотоаппарат. Теперь придётся всё-таки нести его в сервис... Петроглифов мы видели много, и засняли почти всё, что видели. Кроме петроглифов, в окрестностях мысов очень много змей - не было дня, когда нам не попалась бы хотя бы одна гадючка... Ветреная погода так и не успокоилась - приготовление еды в таких условиях превращается в настоящую битву с ветром - для костра пришлось сложить каменку ростом почти что по колено, и накрыть её со стороны озера чужим мокрым свитером, найденным здесь же, на стоянке. Периодически этот же свитер работал дополнительным грузом на костровой палке ;) Спасибо его безвестному хозяину, однако! =)

Вечером, когда уже почти стемнело, в нашей бухте появились два катера, четыре рафта и две байды, буквально битком набитые людьми и рюкзаками... Наутро мы обнаружили по соседству с нами три новых лагеря - один в нашей бухте, и два - в соседней, между Бесовым и Кладовцом. Причём, лагеря эти были не какие-нибудь, а детские. Человек где-то на 50-60 в сумме. Тихий ужас. Галдят, постоянно ходят мимо и смотрят подозрительно. Ну и фиг с ними, ага :) Мы пугали их диким хохотом из палатки, и громогласным чтением "Калевалы" вслух - надеюсь, они оценили нашу заботу =))) До нашего отъезда ни один из этих лагерей не снялся - видимо, ребята приехали всерьёз и надолго...

17 июля мы ползали на мыс Кладовец Нос и в устье реки Чёрной. Было жарко, и нам удалось даже немного позагорать - сначала на камушках, а потом рядом с лагерем, на дюне. И даже искупаться. Правда, пришлось искать места, где ветер был всё-таки потише, иначе валяться было прохладненько, мягко говоря... Снова читали "Калевалу" =))) На Кладовце петроглифов оказалось совсем мало, а до Гажьего Носа мы не пошли - устье речки Чёрной после дождей представляет собой серьёзную преграду для пешего туриста, ИМХО без гермы и соваться не стоит, так как почти наверняка придётся плыть... Не знаю, как там выше по течению - может быть и есть какая-то нормальная переправа...

18 июля мы никуда не ходили - снова проспали чуть ли не до 12 часов, а проснувшись, обнаружили пасмурную погоду и моросящий дождь. Переждав его, мы собрали лагерь и отправились в сторону Шальского. По дороге снова собирали грибы, и встали на ночёвку на одном из небольших высоких мысов недалеко от Чёрного. Рядом, практически на тропе, стояла ещё одна палатка с четырьмя обитателями (2м+2ж). Девушки купались голышом и мыли горы грязной посуды, а парни ходили на берег медитировать=))) Мы снова варили грибы, а когда более-менее стих ветер и начали появляться разрывы в тучах, даже заставили себя залезть в озеро и искупаться. Естественно, пока мы купались, грибы доварились, вода вся испарилась нафиг, и они крепко-накрепко прилипли к стенкам котелка :((( Но были съедены и такими, знай наших!.. :) Ночью окрестности нашей палатки снова оглашались древними калевальскими рунами - думается, обитатели соседнего лагеря тихо фигели, но парламентёр от них в нашем лагере так и не появился =)))

Утро 19 июля встретило нас всё тем же моросящим дождём и ветром. С очень большим нежеланием мы вылезли из палатки, и буквально пинками заставили себя встать на маршрут... Через пять минут после выхода из лагеря ветер и дождь усилились, поднялся классический шторм, и мы в течение получаса промокли насквозь. Как ни странно, было тепло, и потому мы умудрились по дороге не только набрать пакет грибов, но и надёргать на дюнах немного чабреца. Впоследствии из него была сделан заонежский домашний бальзам, но об этом эпохальном событии - ниже... На Чёрном благодаря Алёнке мы не потеряли тропу, и сэкономили силы и время, преодолев мыс и гарь по тропе, а не прыгая по мокрым прибрежным камням во время шторма... Примерно в километре от поворота на Шальский дождь прекратился, и мы устроили привал с переодеванием в сухое и более-менее цивильное. Мимо нас (именно во время переодевания, заметьте!) прямо по пляжу проехали несколько машин. В том числе и с питерскими номерами. Не остановились, однако :(

На левом берегу Водлы мы зависли часа на три - ждали кораблик с правого берега. За это время я посетил местный магазин с весьма советским убогим ассортиментом и полупустыми полками, а Алёнка почистила собранные грибы. Получилось много. У причала лесопилки загружался питерский сухогруз, а у дома рядом с пристанью бегал мелкий белый котёнок :))) На правом берегу мы зависли ещё на два часа - ждали "комету". Магазины вблизи от пристани - вполне нормальны, в здании местного ДК открыт маленький музей (филиал пудожского краеведческого), экскурсии по которому проводит сама директриса, замечательная тётечка :) Обратные билеты в Петрозаводске можно было и не брать - касса на пристани была открыта, и билеты на сегодняшний рейс были. "Комета" опоздала из-за шторма, потом долго разгружалась, потом ещё дольше загружалась... с каждой секундой уменьшая наши шансы успеть на последний автобус Петрозаводск - Кондопога в 22-20... Беда в том, что в Петрозаводске не оказалось мест в гостиницах, и мы были вынуждены поселиться в Кондопоге... Оговорюсь сразу, что на автобус мы успели едва-едва... Из причалившей в Петрозаводске "кометы" мы выскочили пулей, пулей же донеслись до таксистов, и за 150 рублей добросились до автовокзала. Автовокзал был уже закрыт, билеты (70 рублей - штучка, за багаж ничего не взяли!) продавал водитель, и мы прибежали практически за 10 минут до отправления автобуса. Сев в автобус и, наконец, сказав "уфффф, вроде бы успели!", мы отправились в славный город Кондопога...

Лососинка

Речка, на которой стоит Петрозаводск...

Фонтан! =)))

Собор

Свято-Троицкий Александро-Невский собор.

Домики :)

Ловец бабочек...

Где-то на Зареке.
ИМХО - это гениально...

Набережная Онеги

Рядом с пристанью пасутся пони. Здесь же - музей скульптуры под открытым небом :)

Первая стоянка...

Стоим на дюне недалеко от мыса Чёрный...

Чабрец

Охотничий домик

Таких по берегу попадается очень много. Но со своим  картофельным полем - всего один ;)))

Мыс Чёрный

Гарь, валуны, дикий лук - и никаких тебе петроглифов!..

Ещё один мыс...

Несколько хороших мест для стоянки, много грибов и всё тот же лук на берегу, в скалах.

Про шмелей...

... которые пьяные в дупель! =)))

Грибы

Белые, красные, сыроежки, лисички, моховики, маслята!.. Огромное количество грибов. И никто не собирает!..

Дюны

Идём в сторону мысов Пери Нос и Бесов Нос...

Животные и растения

На дюнах...
Белка на ёлке, ёлкина шишка и ягода шикша =)))

Брод

Одна из небольших речек, впадающих в Онегу...

Стоянка

Лёгкий ветерок сдувает всё нахрен...

На берегу рядом со стоянкой...

...летают пчёлы, цветёт чина, валяются брёвна и старые лодки-долблёнки...

Калевала!

Алёнка читает книжищу...

Теремок

"Удобства - во дворе!" =)))

Алёна и сосна

Такие вот великаны растут на дюнах...

Пейзажи мыса Бесов Нос

Камни, скалы, всё тот же дикий лук. На самой оконечности мыса есть маяк...

Петроглифы мыса Бесов Нос

Первые два ряда - разнообразные птички. Гуси, утки и лебеди :)
Третий ряд - "крокозябра", какое-то растение, лодка с людьми, олень, белуха с гарпуном, выдра.
Четвёртый ряд - Бес собственной персоной...

Руины

На месте экспозиции, посвящённой древнему человеку. Жаль, хорошая была идея...

"Ивовая роза"

Мшанка

Закаты на Онеге

Коряга

Где-то на Пери Нос...

Пейзажи мыса Пери Нос

Пери Нос - несколько небольших узких и длинных гранитных мысов...

Петроглифы мыса Пери Нос

Первый ряд - три пляшущих человека, м.б. шаманы. Плиты с петроглифами.
Второй ряд - всадник, лосиха с лосёнком, лось, гуси, утка с выводком утят.
Третий ряд: гусь, человек и змеи - на первой фотографии; человек, несущий гуся - на второй; странные небесные теля - на третьей...

Пейзажи мыса Кладовец Нос

Вдали на второй фотографии - мыс Гажий Нос.

Петроглифы мыса Кладовец Нос

В-основном - птицы и змеи. Большинство рисунков сильно разрушено...

Загораем

Как раз на Кладовце :)

Речка Чёрная

В районе устья...

Река Водла

Плывём из Шалы обратно в Петрозаводск...

Июль 2007 - Онега (часть 2: Петрозаводск - Кондопога - Кижи - Кондопога - Петрозаводск)

© 2007 Алёна В. Полоскина, фотографии

В славный, как мне тогда казалось, город Кондопога (ударение - на первом слоге!) мы приехали примерно пол-двенадцатого ночи 19 июля... Заранее был забронирован номер на одной из центральных площадей города, в гостинице "Кивач", оказавшийся вполне себе кошмарненьким - с разваливающейся мебелью, едва текущей из крана вонючей холодной водой (о горячей речи и не шло - меня ещё в Питере предупредили, что в городе из-за аварии её нет уже месяц с небольшим), и автосервисом под плохо закрывающимися окнами. На площади рядом со зданием администрации в большом количестве тусила местная молодёжь, местами нетрезвая - позднее нами с Алёнкой было обнаружено лишь одно на всю центральную часть Кондопоги работающее кафе, так что такой выбор места для вечернего молодёжного отдыха вполне объясним... Часов до двух ночи мы занимались развешиванием по довольно маленькому гостиничному номеру нескольких десятков килограммов мокрых шмоток, включая палатку и два наших спальника. А, да... ещё чай пили, но оно тут не в счёт, сами понимаете... Алёнка немножко постирала. Практически полное отсутствие воды в кране не помешало мне полностью помыться - та ещё клоунада была... На грибы сил уже не хватило.

Утро 20 июля встретило нас низкими тучами, мелким дождём, грохотом за окном и "Сектором Газа" всё за ним же, за родимым... Несмотря на пятый этаж, слышно было идеально. Офигительный получился будильник, ничего не скажешь... Впрочем, понятие "утро" я употребляю в довольно приблизительном смысле - было уже далеко за 12 часов, и день был безнадёжно потерян... =))) С трудом заставив себя встать и позавтракать, мы отправились на прогулку по Кондопоге... ужас-ужас, смотреть в городе вообще нечего - из достопримечательностей нами были обнаружены странные часы с колокольным боем, и... всё, собственно, больше ничего интересного в городе нет. Двух-трёхэтажные домики, чистые центральные улицы, и грязь и разруха во дворах. Что приятно, город прямо-таки заполнен дворовыми котами - мы с Алёнкой, как большие поклонники всякого кошачьего племени, пускали розовые слюни до колен и безбожно тратили батарейки фотоаппарата на кошкофотки, коих в итоге вышло сильно больше двух десятков =))) От нефиг делать мы бродили по городу и посещали местные магазины с целью прицениться к Карельскому и Кижскому бальзамам (дешёвле всего они оказались прямо на площади рядом с гостиницей), попробовать как можно больше сортов потрясающего карельского мороженого (если где-нибудь есть фан-клуб карельского мороженого - записывайте нас с Алёной, мы ваши навек!), и вдоволь насмотреться на провинциальный торговый ассортимент (ничем не отличается от столичного, только вот сортов чая в магазинах раза в три больше, чем во всех наших гипермаркетах, вместе взятых!)... В одном из книжных удалось купить "Листы каменной книги" Александра Линевского - книгу, написанную им по мотивам карельских петроглифов. Единственное, чего в городе не водится - это карты Кондопоги с окрестностями. Впрочем, в Петрозаводске она также обнаружена не была - вероятно, её просто не существует в природе :)

Примерно в получасе езды от города на автобусе № 1А, (хрен его дождёшься - ходит раз в час, стоит 10 рублей), в деревне всё с тем же названием Кондопога, находится старинная деревянная Успенская церковь (1774 г.). О её существовании мы узнали практически случайно, заглянув на почту в поисках карты, и уткнувшись носом в открытку, на которой она была изображена. Высота её поражает воображение (42 метра - это на 5 метров выше, чем знаменитая Покровская церковь в Кижах!). На территорию церкви, окружённую заборчиком, мы незаконно проникли через закрытые ворота, но были пойманы на месте преступления неусыпной бабулькой-сторожем. Содрав с нас обоих полтинник (20+20+10 за право фотографирования), она открыла церковь и провела нам десятиминутную экскурсию по церкви. Обратно на автобус пришлось бежать (вариант прождать ещё час под моросящим дождём нам никак не улыбался...) - он бодро проехал мимо нас, но мы таки настигли его на ближайшей остановке :)

Вечер был посвящён поистине магическим действиям - чтению "Калевалы" вслух и (внимание!) приготовлению маринованных грибов в гостиничном номере с помощью закопчённого котелка, воды из-под крана, кипятильника (!!!), провалявшихся 1,5 дня в пакете грибов из Заонежья, и уксусной кислоты, купленной во время рейда по кондопожским магазинам... Варево удалось на славу - довольные результатом мы задрыхли, и никакой "Сектор Газа" больше не был нам помехой...

С утречка 21 июля мы подорвались поехать в Кижи, но из Кондопоги, как и следовало ожидать, туда не добраться. Потому мы доехали на автобусе до Петрозаводска, быстренько докинулись на троллейбусе до речного вокзала, и обнаружили там, что все рейсы на Кижи, кроме последнего, раскуплены. Делать нечего, мы приобрели билеты (990 рублей за  "туда-обратно" без стоимости входного билета в сам музей - продаются сразу оба билета на одну и ту же "ракету", по-другому - никак...) на последний рейс (15-00) и ещё часика три побродили по городу. Зашли в Музей Изобразительных Искусств, скушали вкусную калитку с картошкой в магазине "Мариинский" (никакой рекламы, она была действительно очень вкусной!), и в очередной раз прошерстили петрозаводские книжные магазины. В результате мы заполучили сокращённый вариант "Калевалы" на финском + перевод (для Алёнки) и книгу "Пушкиногорье" Гейченко 1981 года издания (в подарок моему бате)... =))) А в каком-то ликёро-водочном магазине была куплена бутылка местной водки "Похъяла" с историческим прямо-таки слоганом "Мы Карьяла, нам Похъяла!", который как нельзя лучше отражал наше с Алёнкой на тот момент отношение ко всему происходящему с нами уже неделю... =)))

На "ракету", как это у нас водится, едва успели. Минут за пять до отхода прибежали, плюхнулись в кресла и поплыли... С погодой нам снова клинически не везло - с утра в Кондопоге лил дождь, в Петрозаводске было пасмурно, пасмурно оказалось и в Кижах :( Дождя не было - и на этом спасибо!.. Как там можно успеть всё посмотреть за три часа стоянки "ракеты" - не представляю. Мы не успели увидеть и половины, а ведь бегали по острову как в одно место ужаленные!.. :((( Так или иначе, мы посмотрели, провпечатлялись, нафотографировали и уплыли обратно в Петрозаводск... Подробнее про Кижи будет ниже, в комментариях к алёнкиным фотографиям ;)

В Петрозаводске мы по уже протоптанной дорожке дошли до автовокзала, и уехали обратно в Кондопогу на муниципальном автобусе "Петрозаводск - Пудож" (22-00)... надо ли говорить о том, что шёл он так медленно, что тот самый частный автобус на Кондопогу, который уходил из Петрозаводска на 20 минут позже (22-20), и на котором мы с Алёнкой ехали двумя днями раньше, догнал нас как раз в Кондопоге. На нашей остановке - на площади около гостиницы... Вечером мы начали сборы рюкзаков, да вот недособрали... с тем и заснули, поставив будильник на 8 утра, чтобы с утра успеть закупить продукты... Завершающим аккордом первых двух частей нашей поездки стало приготовление заонежского домашнего бальзама по древней, только что придуманной рецептуре - в бутылку водки "Похъяла" был засунут весь собранный на восточном берегу Онеги чабрец, и получившаяся бодяга жёлто-зелёного цвета была загружена в рюкзак =)))

Будильник прозвенел раньше, чем в автомастерской начали ставить "Сектор Газа"... Хорошо это или плохо - не знаю. Но около 9 утра 22 июля я уже бодро трюхал в магазин за продуктами и местными бальзамами, коих было куплено почти на 900 рублей... Затем в авральном режиме мы дособрали наши рюкзаки, и дошли до автовокзала. А дальше - всё по накатанной схеме. Автобус до Петрозаводска, часовое ожидание, и загрузка в маршрутку на Вознесенье (13-00, по воскресеньям) вместе с рюкзаками, за которые, опять-таки, денег не взяли. И мы снова поехали...

Кондопога...

Асфальт рядом со школой. Пл. Ленина и здание администрации. Часы.

Церковь на пл. Ленина

Так и не нашёл, как она будет называться... Всё построено, теперь обшивается каким-то дурацким сайдингом...

Успненская церковь (1774 г.)

Находится в деревне Кондопога, и от одноимённого города нужно ехать на автобусе...

Кошшшки-кондопожки =)))

Кондопога - центр отечественного котоводства. Количество котов и кошек потрясает - они там буквально повсюду =)))
Последний кот, правда, не кондопожский, а олонецкий. Но тоже хорош ;)

Корба

Часовня Знамения Богородицы (XVIII в.) в заброшенной деревне Корба на о. Б.Климецкий. Мы плывём в Кижи...

Кораблики

На такой вот "Комете", как на 3 и 4 фото, мы и приплыли на остров...

Кижский погост

Двадцатиодноглавая церковь Преобажения Господня (1714 г.), церковь Покрова Божьей Матери  (1764 г.), колокольня (1862 г.).

Пейзажи о. Кижи

Резьба

Цветочки :)

А также колосья и ягодки, что характерно... ;) Зверобой. Пижма. Рожь(?). Василёк. Земляника.

Церковь Воскрешения Лазаря (XIV в.)

Из Муромского монастыря (Заонежье).

Ветряные мельницы

На 1 и 2 фото - из дер. Носовщина (1928 г.), на 3 - из дер. Вороний Остров (1921 г.).

Дом...

... Щепина из дер. Волкостров (1907 г.).

... Елизарова из дер.Серёдка (1870 г.).

Забор

Фасад дома...

... Ошенева из дер. Ошенево (1876 г.).

Дом...

... Яковлева из дер. Клещейла (XIX в.).

Ремёсла...

Резчик по дереву и ткачиха...

В бане...

Перед отплытием...

Июль 2007 - Онега (часть 3: Петрозаводск - Щелейки - Чейнаволок - Гимрека - Щелейки - Вознесенье - Санкт-Петербург)

© 2007 Алёна В. Полоскина, фотографии

смотреть карту

Маршрутка от Петрозаводска до Щелеек идёт 2,5 часа, билет стоит 145 рублей. Дорога идёт по берегу Онеги, и в пределах Карелии представляет собой неплохой асфальт. На территории же Ленобласти начинается отвратительная грунтовка, раздолбанная и покрытая лужами и грязью... Таким образом, преодолев все эти колдобины, и даже ни разу не ударившись головой о потолок маршрутки, примерно пол-четвётого дня 22 июля мы выгрузились из неё прямо рядом со щелейкинской церковью церковью Дмитрия Мироточивого (Солунского) (1783 г.). Оглядевшись, мы медленно поползли через деревню в сторону Онеги, в надежде через полчаса встать где-нибудь на берегу и дождаться там Юрьича, который должен был приехать на следующий день к вечеру...

Самая большая неприятность подстерегала нас уже километрах в полутора от Щелеек - мы вышли на хорошо наезженую широкую дорогу, не обозначенную ни на одной карте. Это была дорога от щелейкинского карьера к причалу... Как мы выяснили сутками позже, в разговорах с местными жителями, примерно четыре года назад местные бизнесмены возродили щелейкинский карьер, накатали дорогу и выстроили новый бетонный причал на мысу Подщелье, на берегу Онеги. И теперь бодро, на скорости 80 км/ч, вывозят из карьера щебень и засыпают его в сухогрузы. Всё бы ничего, конечно, если бы не одно "но": карьер расположен на границе охраняемой природной территории, и представляет собой всё тот же массив уникальных для Ленобласти щелейкинских геологических обнажений, на которые мы и приехали... Безмозглость и жадность нынешней нашей власти и нашего же бизнеса потрясает... То же с Ястребиным, то же и с Хибинами.

По карьерной дороге, уворачиваясь от грузовиков, мы пошли в сторону Онеги. Я сбегал разведать боковую левую своротку, выход на которую завален щебёнкой и камнями - по карте она оказалась старой дорогой на Гимреку. Вернувшись на карьерную дорогу, мы дошли почти до пристани, и вышли на берег озера чуть левее от неё. Работа на пристани кипела и днём, и ночью - самосвалы носились практически без передышек, сухогрузы подходили один за одним. Иногда на рейде стояло до трёх штук одновременно... Думается, щелейкинской скалы надолго не хватит :((( Пройдя с полкилометра в северном направлении, мы поставили лагерь в бухте между мысами Подщелье и Чейнаволок, примерно на полпути от пристани до маяка Самбой (1925 г.)... Ставиться пришлось на краю болота, так как никакого выбора там вообще не было... Передохнув, поужинав, и пожарив найденные в окрестностях лагеря лисички, мы поползли на Самбой. В нашей же бухте, но ближе к маяку, рыбачили и всячески культурно отдыхали мужики в количестве четырёх штук на двух нефиговых таких катерах... Под маяком обнаружилось довольно приличное место для стоянки и здоровущие земляничные поляны. По ощущениям, там должно быть много змей, так что переносить лагерь под маяк мы не стали... Конструкция сия склёпана из старых дореволюционных рельсов 1914-1915 гг. производства (версия о том, что на маяк разобрали старую карьерную узкоколейку кажется мне абсолютно справедливой...), и ощутимо раскачивается на ветру. На маяк в тот вечер смогла залезть только Алёнка. Я почувствовал позорное желание сбежать примерно на третьей лестнице, и полностью осилил подъём только двумя днями позже. Ну да вы все и так прекрасно знаете, насколько я боюсь высоты, можно и не рассказывать... С маяка открывается вид на бухту и окрестности, но щелейкинскую скалу не видно вовсе (открою секрет: мы с Алёной абсолютно не представляли, где конкретно она находится, и надеялись увидеть её с маяка...). Поэтому было решено пойти спать, а с утра разведать окрестности, дабы не ударить в грязь лицом перед Юрьичем и детьми... Перед сном мы собирали чернику, росшую прямо возле палатки, и морошку, росшую чуть подальше от берега, на болотце. Было вкусно :)

С утра выйти не получилось... ;) Только ближе к четырём часам дня 23 июля мы выползли обратно на карьерную дорогу и отправились искать скалу. Скала, надо сказать, не сильно и пряталась - она располагается на продолжении грунтовки, по которой днём раньше мы пришли из Щелеек, надо только перевалить карьерную дорогу и углубиться по  колее в лес. Скала, надо сказать, грандиозна... Высота - примерно как Парнас на Ястребином. Из-за того, что времени до встречи Юрьича оставалось не так много, мы ограничились поеданием земляники на осыпи, и отправились в сторону Щелеек. До приезда Серёги с детьми мы собирались осмотреть деревню и деревянную церковь в Щелейках, а также зазнакомиться с кем-нибудь из местных... Церковь в Щелейках находится в печальном состоянии, стоит практически без крестов, но по словам местных, она открывается по большим праздникам, и в ней даже служат. В ожидании Юрьича, мы несколько раз обошли церковь, побродили по деревне, нашли колодец, напились из него, познакомились у колодца с местной тётечкой, договорились с ней по поводу молока, нашли недалеко от церкви качели и покатались на них (при попытке прокатиться на качелях вдвоём, моя задница перевесила всю прочую тушку, и мы с Алёнкой вылетели с качелей вверх тормашками - поушибали всё что только можно, но ржали потом ещё минут десять, не меньше!..). Юрьич с детишками появился в деревне где-то ближе к 9 часам вечера - от Вознесенья их подбросил в кузове сердобольный водитель грузовичка. Бесплатно. Уже все вместе мы зашли к хозяйке за молоком (30 руб./литр... очень дорого, особенно если сравнивать с Гимрекой, где молоко стоит 10 руб./литр), сметаной (120 руб./кг.) и яйцами (50 руб./десяток), и дошли со всем этим до стоянки. Юрьич поставил палатку, все более-менее разместились и завалились спать. Перед сном ребята порезвились в прибое, но вода была холодная, и купаться целиком никто не стал... Ужинали макаронами быстрого приготовления и яичницей (!).

24 июля Алёнка растолкала меня примерно пол-шестого утра, и буквально насильно заставила любоваться рассветом ;) Я высунул рожу из палатки, разлепил глаза, узрел Солнце, сказал "ага", и снова отрубился. Часов где-то до 11, когда нас обоих из вытряхнул и спальников и заставил завтракать Серёга... Следующие три дня мы питались часто, вкусно и помногу, так что похудеть за время отпуска мне не удалось ;) После завтрака мы отправились на скалу - на этот раз уже надолго и с детьми. Было очень жарко, а на скале - особенно... Скала была осмотрена снизу, затем мы на неё вскарабкались и уселись наверху, обозревая окрестности, Онегу, и причал с сухогрузом на её берегу... Вершина уступа представляет собой скалистое плато, заросшее редком соснячком и огромным количеством можжевельника, покрытое земляничными полянами. На склонах попадается дремлик - красивая, но незаметная орхидея :) На спуске нам посчастливилось набрать лисичек, а на обочине дороги - подберёзовиков, так что вечером была очередная грибная жарёха =))) Пройдя под скалой в северном направлении метров триста, мы попали на старые разработки, видом своим напомнившие мне Хибины-Ловозёры - те же многометровые обваливающиеся курумники, сложенные крупными осколками породы. На самых крупных обломках вполне можно загорать - этим мы примерно полчаса и занимались :) Ужин состоял из безумного количества рыбно-рисового салата с варёным яйцом и майонезом... Ох, как мы варили эти яйца!.. Вернее, не столько варили, сколько потом остужали. Меня, как человека опытного, послали охлаждать свежесваренные яйца в Онеге (а хорошая вышла фраза, согласитесь!). Я поленился снять кроссовки, подошёл слишком близко к линии прибоя, и то ли третьей, то ли четвёртой волной меня чуть не накрыло... не полностью, конечно - но могло бы замочить почти до колен. Я отскочил назад, размахивая котелком с варёными яйцами, и одно из них резво выскочило в озеро. Его, естественно, тут же поволокло волнами - а меня от идиотизма ситуации, секунд так через десять, пробило на ха-ха. Представьте себе ситуацию: я, значит, прыгаю вдоль берега Онеги и пытаюсь достать из прибоя варёное яйцо. Причём так, чтобы меня не замочило набегающими волнами. При этом ржу в голос, и оттого не могу позвать никого на помощь. А снять обувь и штаны мне даже в голову не приходит... Вот в таком-то состоянии метрах в 100 от лагеря меня и нагнали ребята - прыгающего, ржущего, и тычущего в Онегу пальцем =))) Яйцо, понятное дело, выловили... а ржали потом уже все вместе, коллективно ;)

Вечером для детей была устроена экскурсия на маяк с залезанием наверх - дети пропёрлись, несколько раз залезли на маяк и спустились с него, позвонили сверху родителям (внизу связи практически нигде нет - мешает скала). Я тоже кое-как добрался до конца лестницы и позвонил оттуда домой... С маяка было прекрасно видно, что завтра нас ожидает отвратительная дождливая погода, классический такой писяк - синюшная туча закрывала примерно полнеба, и уверенно ползла в нашем направлении...

Так оно и оказалось :((( 25 июня мы проснулись под шум дождя и ветра. Юрьич с ребятами снова приготовили завтрак, и в перерыве между дождичками мы успели позавтракать и выйти на маршрут. Сегодня в планах стоял осмотр Гиморецкого погоста с церковью Рождества Богородицы (1659 г.) и деревни Гимрека. Примерно в километре от лагеря, на той само дороге, заваленной камнями и щебнем, нас снова накрыл дождь, и поливал нас ещё около часа. На подходе к Гимреке он прекратился, а когда мы достигли погоста, начался с новой силой - и так и не прекратился до самого нашего отъезда в Питер... Гиморецкий погост находится в гораздо лучшем состоянии, чем церковь в Щелейках, здесь восстановлено крыльцо, и так же проводятся службы по большим праздникам. На обратном пути нам удалось купить у бабульки 3 литра молока и устроить небольшой молочный перекус. Естественно, под проливным дождём. К моменту возвращения в лагерь все дети и взрослые были мокрыми насквозь (надо ли уточнять, что никто из детей не взял из лагеря ни накидку, ни тем более зонтик...), а мы с Алёнкой - вдвойне мокрыми насквозь, так как на полпути от Гимреки к лагерю Алёна нашла поляну маслят, и мы не смогли пройти мимо :) Алёна даже резиновые сапоги подмочила - вода стекала с плаща прямо в них, а меня перестал выручать зонтик - в такие кусты хрен с ним залезешь... В итоге, вечером к ужину была добавлена очередная грибная жарёха с тушёнкой... А после ужина была попытка хоть чуть-чуть подсушить вещи и обувь (ибо у меня к тому моменту не осталось ни одной сухой пары обуви - одну я промочил, охотясь на яйцо, а вторую - за время прогулки в Гимреку...)

Между тем, погода и не думала исправляться - Юрьич сказал, что Гисметео обещает ещё неделю таких же дождей, и что надо сниматься нафиг и ехать в город. Причём, чем раньше - тем лучше, ибо всё равно ничего не высидим, только промокнем зря... Решение вопроса оставили на утро следующего дня...

Погода утром 26 июля оказалась хуже всех возможных прогнозов. Мало того, что лил дождь, так ещё и туман ко всему этому добавился... Было решено эвакуироваться в город, и не ждать у моря погоды :((( К 10 часам утра мы уже стояли на шоссе и ждали Вытегорского автобуса, на котором и добросились до славного посёлка Вознесенье, что стоит в истоках реки Свирь. Через Свирь раз в час бегает симпатичный паромчик, так как моста в тех краях нет, и не ожидается ажно до самого Подпорожья... Люди катаются на пароме бесплатно, машины - за 100 рублей. В Вознесенье мы провели примерно 9,5 часов на автобусной остановке в ожидании питерского автобуса, который уходит из Вознесенья в 22-15. Первые несколько часов Юрьич пытался договориться с местными водителями о выброске в Лодейное Поле, но это, судя по всему, штука в тех краях совершенно нереальная :( Мы поболтались по посёлку, пофотографировали, познакомились с продавщицами ближайшего к остановке магазина и выпросили у них кипятку для чая. Не сказать, чтобы время пролетело незаметно... но пролетело оно довольно быстро, не буду скрывать :) Одних только походов в магазин было штук десять, не меньше...

Из Питера автобус приходит в Вознесенье в 19-30, и Юрьич умудрился поймать водителя и купить билеты на всю компанию. И правильно сделал, кстати сказать - к моменту отправления автобуса на остановке образовалась нехилая толпа желающего ехать в Питер народа... Загрузившись, и дополнительно заплатив по 25 рублей за каждый рюкзак, мы поехали домой... Ехали мы всю ночь, первые часа три - по кошмарной дороге, попы отсидели полностью (всё ж таки "Икарус", а не что-то нормальное!..), поспать по-человечески не получилось (опять же, потому что "Икарус"), и в 5-45 утра 27 июля мы наконец-то доехали до родного города.... Автобус высадил нас у метро "Ломоносовская" и укатил дальше; Юрьич, Алёнка и молодёжь пошли к метро, а я сел на вовремя подошедший автобус, и уже через полчаса был дома...

Качели!!!

Вот с них-то мы и навернулись ;)

Пристань и карьер в Щелейках

Юрьич

Утренние непонятки :)

Маяк Самбой (1925 г.)

Такая вот металлоконструкция, склёпанная из старых рельс, стоит на берегу Онеги...
С маяка хорошо звонить домой :)

Скала

Собственно, основная цель нашего приезда в Щелейки...

Старая выработка рядом со скалой

Заброшенный карьер, в котором довольно недавно ещё ковыряли щебень.

Дремлик

Орхидея такая :)

Восход

На этот раз - не закат :) Алёне было не лень вылезти в 5 часов утра из палатки, и сфотографировать это...

На Онеге...

Куличики, мытьё посуды, и неспешные прогулки...

Гиморецкий погост

Примерно 7 км от лагеря. Льёт дождь.

Паром через Свирь

Плывём на левый берег Свири...

Остановка

Здесь мы провели 10 часов...

Достопримечательности

Больше в Вознесенье смотреть нечего...