Июль 2006 - XX Рагушская экспедиция

История эта началась задолго до описываемых событий... 22 июля около семи часов вечера я вышел из поезда "Мурманск-Москва" в Волховстрое и отправился на вокзал. До ближайшего поезда на Тихвин (на который были билеты) оказалось около полутора часов, и я предпринял попытку уехать в Бокситогорск на машине. Попытка ни фига не удалась - столько денег у меня с собой не было, а надо было подумать ещё и о возвращении домой... Поэтому я вернулся на вокзал, купил плацкартный билет на "Демидовский экспресс", дождался паровоза и уехал на нём в Тихвин. В попутчики мне достались двое мужиков с Урала - они накормили меня куриным шашлыком, напоили водкой, и дали на прощание шоколадный батончик "Марс" =))) В Тихвине я было приготовился заночевать... автовокзал был уже закрыт, частников нигде не было видно, а народ на автобусной остановке не мог внятно сказать, будет ли сегодня хоть что-нибудь на Бокситогорск... Но я решил посидеть на остановке часиков до двенадцати, а потом ломануть обратно на железнодорожный вокзал, где и задрыхнуть до утра. Где-то в одиннадцатом часу вечера неожиданно пришёл автобус "СПб-Бокситорогск", и меня за тридцатник добросили до поворота с Дымского шоссе на дорогу, которая идёт на Савино. Чему я и был весьма рад...

Впереди было 32 километра до Рагуши 8-() и целая ночь впереди... Но мне снова несказанно повезло - буквально первая же машина, оказавшаяся пикалёвским лесовозом, подобрала меня на обочине. И уже к одиннадцати часам вечера я стоял на шоссе в деревне Колбеки, всего в пятнадцати километрах от Рагуши... А вот дальше мне везти перестало, и меня перестали везти. Пятнашечку пришлось протопать собственными ногами. Впрочем, я ведь был готов к пешему тридцатнику - так на что ж мне жаловаться?..

Уже ближе к двум часам ночи я наконец увидел перед собой рагушский мост. У поворота к лагерю, рядом с беседкой, неожиданно оказалась машина, к которой прилагалось целых два человека - мужик и тётка. Они практически не удивились моему ночному визиту, и даже вручили мне с ходу полуторалитровую бутылку минералки. Которую я и высадил в одно жало минут за сорок - именно на такое время я завис с этими двумя товарищами, которым явно было не с кем пообщаться среди ночи на безлюдном грунтовом шоссе. Свалив, наконец, от этой навязчивой компании, я спустился к реке и обнаружил на главной стоянке ещё тёплые угли в кострище, валькину тетрадку на столе, холодный кофе и еду - меня явно ждали, но до трёх часов ночи не дотянул никто =) Палатки стояли на дальнем конце острова, а я поставился прямо рядом с кострищем, написал дежурным записку "Превед, кросавчеги!" на тетрадном листочке, залез в палатку и мгновенно задрых там аж до утра воскресенья... И вот ведь чёрт меня дёрнул написать этот самый "превед!"... если б знал, что всё так выйдет - не писал бы ничего... Одно радует - не я один виноват в том, что случилось потом =)

Утро вышеупомянутого воскресенья, впрочем, наступило всего часов через пять. Вылезло Солнце, и я оказался на самом солнцепёке. А потом ещё и дежурные проснулись, о ужОс!.. Короче говоря, я вылез из палатки и попреведствовал дежурных :) Наши весёлые утренние вопли перебудили весь остальной лагерь, и к костру в итоге выползла вся толпа, возглавляемая О'Юрьичем и Мишей Алексеевым - Валька и Коля, Димасик-Гремлин, Танька и Мишка. Утренние детские вопли, к ужасу моему, состояли не только из обычных для такого случая слов, но и из упоминаний "медведа" и "преведа"... Причём, упоминаний далеко не всуе, а по делу =)))

Собственно, ввосьмером (не считая, конечно, медведа) мы и прожили на Рагуше следующие пять дней... В воскресенье, 23 июля, мы прогулялись вниз по течению реки - спустились в пойму по ножу и доползли до омута на Воложбе. Там на скорую руку сочинили обед из бутербродов и чая, слопали и выпили всё приготовленное, и вернулись в лагерь через пойменные луга и старое шоссе. Юрьич рассказывал ребятам про карст, формирование ландшафтов и прочие полезности. Народ, в отличие от того же Зеркального, слушал и внимал: как известно, на Рагушу попадают только самые лучшие :) В лагере все дружно готовились к записи - предполагалось, что каждый из ребят получает кусок материалов про карст, карстовые формы рельефа, Рагушу, ландшафты Ленобласти и пр., изучает его, и пересказывает своими словами под запись на диктофон. А осенью, уже в городе, из этих записей и сделанных за последние несколько лет фотографий народ должен будет сделать что-то типа небольшого учебного фильма-презентации... Вот народ и готовился - читал тексты, задавал вопросы и тренировал произношение незнакомых слов ;) Миша Алексеев за это время успел смотаться в Бокситогорск за продуктами и билетом на обратный автобус для меня...

В понедельник, 24 июля, была предпринята попытка отыскать старые залитые водой карьеры на правом берегу Воложбы, в районе деревни Дороховая. Лично я был там всего один раз - шесть лет назад, и помнил я всё довольно смутно - и дорогу, и сами карьеры. Все остальные там не были ни разу... В итоге идея оправдала себя, мягко говоря, не полностью... Почти десятикилометровый пеший переход по тридцатиградусной жаре свёл на нет практически всю научную нагрузку прогулки :( Подробную карту мы, естественно, забыли в лагере, и потому в своих поисках полагались исключительно на волю Богов. Вернее даже, на приговор Богов. Приговор был суров - карьеры мы всё-таки отыскали, но они оказались совсем заросшими и абсолютно не похожими на себя (что не устраивало О'Юрьича с научной точки зрения - ему нужны были не пруды, а ярко-оранжевые бокситные склоны, голубая вода, чахлые сосёнки по берегам и прочий карьерный антураж). Общую картину дополнило отсутствие у нас чая... Сваренная вместо него из подножного биоматериала зеленовато-белая жидкость с маслянистыми разводами на поверхности, да ещё сдобренная изрядной порцией сахара, была очень даже ничего :) Рискнули попробовать это далеко не все... Искупавшись в карьерах и пообедав, мы всё так же пешком вернулись в лагерь... Вечером ноги гудели даже у взрослых, не говоря уже о молодёжи... Но даже это не победило в детях стойкую привязанность к "медведу" =))) Аукнулось нам это буквально на следующий день... Ну а пока Юрьич начал помаленьку писать ребят на диктофон. Записали часть "карстоведческого словаря" :)

Попытка выйти на болото Гладкое по лежнёвке, предпринятая 25 июля, попросту провалилась. Мы влетели в совершенно непроходимые вырубки, исцарапались в кустах, изжарились на солнцепёке, и попросту устали. Был, правда, и позитивный момент - вдоль лежнёвки оказалось много земляники и попадалась спелая малина =))) Уже на обратном пути, на подсыхающих лужах, народ принялся рассматривать следы... Из крупного без особого напряга были обнаружены были следы лося, волчьи/собачьи, и... правильно, медвежьи. Свежие. В километре от шоссе, и, соответственно, в полутора от лагеря. За все мои 11 рагушских сезонов, с 1994 года, я не помню ни одного случая, чтобы медвежьи следы кто-то нашёл так близко от лагеря. Не говоря уже о том, чтобы найти их самому... Не по себе стало даже нам с Мишей. Дети же и вовсе подобрались, притихли, перестали упоминать медведа всуе, и существенно убыстрили шаг... Короче говоря, мы вернулись в лагерь и продолжили свои академические изыскания. Мне продолжать было нечего, и потому я сходил на ближайшее к лагерю болотце и набрал стакана полтора морошки. А дети её слопали :) Вечером дети снова писали материалы и радостно ржали друг над другом, когда кто-то ошибался... Особенно если этот кто-то ошибался на последнем слове длинной-длинной фразы =)))

В среду, 26 июля, мы организовали набег на Ярцевский карьер. Вернее, наезд. Памятуя прогулку на залитые рудники, мы встали рано утром и тормознули утренний автобус, на котором и доехали до Мозолёво. А уж там до карьера совсем близко :) Первым делом, мы нашли геоботаническую стоянку, развели костёр, сварили чаю и позавтракали. После завтрака было стандартное ползания по склонам, купание под трубой и посещение зыбучих песков в "марсианской долине". Она кстати говоря, год от года всё меньше напоминает действительно "марсианскую", зарастает сосёнками, ивами и берёзками... что не может не радовать! =))) Обратно в Мозолёво мы успели к дневному автобусу. В ожидании автобуса мы с Мишей пили пиво на остановке, Юрьич бегал ставить командировки в лесничество, а дети лопали жёлтого полосатика и завидовали нам с Мишей =) К вечеру наползли тучи и начал накрапывать дождик... Погода явно вознамерилась испортиться, но нам было уже пофигу - оставался только один полный день, и мы намеревались потратить его на дописывание материалов и баню :)

Банный день, 27 июля, начался мрачно и сумрачно. Солнца не было, зато были тучи, ветер и дождь :( Баня всё равно удалась: мы помылись (некоторые личности типа меня - в первый раз за две недели...), посидели за чаем у Филипповны, отзвонились домой с сенника и устроили в лагере отвальную с полуночными посиделками и игрой в "мафию". Между баней и "мафией" Юрьич как-то умудрился всех дописать, и потому ходил довольный =) Спать легли не очень поздно, около двух часов ночи...

... а уже в пять с хвостиком часов утра 28 июля все продрались и принялись быстро-быстро собирать лагерь. Нам нужно было успеть на утренний автобус, и мы это сделали. Я даже сбегал до Рудной Горки и отнёс Филипповне остатки продуктов... килограммов десять, не меньше... Автобус довёз нас до Бокситогорска, где мы позавтракали в "исполкомовской" столовой, дождались питерского автобуса и уехали, наконец, домой =) На остановке в Иссаде, после моста через Волхов, была куплена копчёная рыба... вообще, это хорошая традиция - покупать там на обратном пути рыбку... мои домашние к этому практически привыкли, да ещё и у бати моего день рождения 28 июля ;)

С "ножа"

Спускаемся в пойму...

Нижнее течение Рагуши

Идём в дельту, осматриваем окрестности :)

Скалы у "Белого ключа"

Рядом с ручьём, впадающим в Рагушу в нижнем её течении. Ручей очень холодный, с прозрачной водой...

Купание у "Белого ключа"

Вода холоднющая, но народ всё равно в неё забрался...

Руда

Камень из русла реки.

Страусник

Коровяк :)

Воложба

Омут рядом с устьем Рагуши и пойменные луга.

Дорога

Одна - туда. Другая - обратно...

Затопленные бокситные рудники

Воложба со старого ж/д моста в Мозолёво, рудники у Дороховой и наш народ :)

8-()

Наш ответ зелёному китайскому чаю!

Экскурсия...

Гарь

Росянка

На карьер!

Идём на утренний автобус.

Дорога от Мозолёво до ярцевского карьера

Идём сквозь заросли борщевика... На дороге валяется утюкованное сено :)

Ярцевский карьер

Куча панорамок, сад камней и "марсианская долина" с увязшими в зыбучих песках детьми :)

Труба

Место для купания и водопоя :)

Валька

Довольное, выкупанное и плохо просушенное после этого существо :)

Растительность "марсианской долины"

Дорога...

... в Рудную Горку.

Master of the Bath

Короче, это у нас Юрьич - Повелитель Бани.

В дровах

Посиделки в сарае у Филипповны :)

Сенник

Место для звонков по мобильнику и игр в пятнашки :)

В Бокситогорске

Бокситогорская кошка.
Ждём нашего автобуса...

Рагуша - 1998 (XII Рагушская экспедиция)

Рагуша - 1999 (XIII Рагушская экспедиция)

Рагуша - 2000 (XIV Рагушская экспедиция)

Рагуша - 2001

Рагуша - 2004 (XVIII Рагушская экспедиция)

Рагуша - 2005 (XIX Рагушская экспедиция)

Рагуша - 2006 (XX Рагушская экспедиция)