Апрель-Май 2012 - Правым берегом Луги от Большого Сабска до Толмачёво

На первых майских Макс и Женька хитро заманили нас с Вовкой в суровый весенний пешеходник на речку Лугу. Для разгонки в начале полевого сезона, так сказать =) Изначально было придумано два варианта маршрута: Большой Сабск - Толмачёво и Хотнежа - Толмачёво. Выбран был в итоге более длинный - от Большого Сабска, и на преодоление расстояния в 80 с хреном километров у нас ушли все три выходные дня и все имевшиеся в наличии силы.

Вечером в субботу, 28 апреля, мы встретились на Балтийском вокзале, загрузились в маленький ивангородский поезд (в нём было всего три вагона, и он был одновременно и электричкой, и дизелем), и поехали в Волосово. По дороге мы пугали дачниц-старушек своими здоровенными рюкзаками и обсуждали маршрут. Именно здесь, в поезде, и было решено попробовать пройти длинную версию маршрута. В Волосово мы поймали машину, и за 910 рублей и сорок минут доехали до центра посёлка Большой Сабск, что лежит на берегу реки Луги. Саму Лугу из посёлка было видно, она по весне оказалась бурной и очень полноводной. Подозрения оправдывались: поход намечался мокрый...

Пройдя насквозь Сабск, мы пошли по грунтовке в сторону деревни Изори, и остановились на ужин и ночлег в паре километров за посёлком, успешно перескочив один из ручьёв-притоков Луги. Палатки поставили прямо рядом с дорогой и только что перепрыгнутым ручьём, среди сосёнок. Ближе к ночи из Сабска прикатила машина - после промера глубин и осмотра брода машина смогла пересечь наш ручеёк, но практически тут же упёрлась в следующий брод, возле которого простояла около часа и уехала назад, в Сабск. Подозреваю, что всё это время народ искал возможности проехать дальше, но так их и не нашёл. За ужином, кстати, с Макса был снят первый клещ, так что дальше мы были осторожны, соблюдали всяческие антиклещевые правила и часто осматривались.

Ночью шёл дождь. Утром 29 апреля нас разбудили рыбаки, пришедшие из Сабска. Пока мы завтракали, они расположились на берегу того брода, который не смогла вчера вечером форсировать машина, надули лодку, и вышли по ручью в реку. Нам же пришлось бродить ручей почти по пояс в холодной воде, причём Макс бродил его трижды - сначала с рюкзаком, потом порожняком обратно, и ещё раз с Женькой на плечах. За весь день погода так и не разгулялась: хорошо хоть не поливало! До деревни Изори ничего достойного внимания нам больше не попалось: дорога шла вдоль Луги по лугам, была грязной, но бродов больше не было. После Изори шли по азимуту коренным берегом Луги, ибо дорога по лугам была преимущественно затоплена. В какой-то момент склоны стали совершенно непроходимыми: начались жуткие завалы. После завалов нам посчастливилось выползти на нитку нефтепровода, по которой мы смогли вылезти на коренной берег и дойти до Гостятино, перебираясь через ручьи и проламываясь через завалы. Из интересного, кроме нефтепровода, нам попались какие-то загадочные развалины. Мы предположили, что это бывший хутор: эта версия подтвердилась в Гостятино, где обнаружилось несколько сараев с похожей валунной кладкой. После Гостятино идти стало сильно полегче: до Лемовжи мы добрались по старой заросшей дороге по коренному берегу Луги. Здесь же, на обочине дороги рядом с небольшим ручейком мы и пообедали, сняв с себя очередную порцию лужских клещей.

Следующий кусок дороги был неинтересным: по асфальту мы дошли до Хотнежи, посидели возле источника на правом берегу речки Лемовжи и полюбовались Покровской церковью на её левом берегу. За два года церковь так и не была отреставрирована, зато рядом с нею вместо палаточного городка реставраторов вырос здоровенный дом. Имеет ли он отношение к реставраторам - неизвестно, но если вдруг имеет, то становится понятно, почему реставрация стоит на месте... После Корячи мы пошли по лесовозке в сторону Твердяти и Старицы, и начали по пути присматривать себе место для ночёвки. Нашли мы его только на берегу Луги, метрах в трёхстах за глубоким и холодным бродом через речку Видонь. За Видонь рыбаки-автомобилисты проехать не смогли, и все рыбацкие стоянки на берегу реки были свободны :)

30 апреля погода нас порадовала с самого утра: вылезло солнышко и стало тепло. Примерно половину сегодняшней части маршрута мы прошли по неплохой грунтовке-лесовозке, которая только ближе к Старице стала портиться и превратилась в итоге в сырые глубокие говны. В Старице мы сглупили: вместо того, чтобы поискать дорогу на коренном берегу, мы спустились вниз, к Луге, и попытались найти её там. Не нашли ни хрена: по оврагу пришлось выбираться назад в деревню. Мокрая и заросшая дорога нашлась в верхней части оврага, за коровником и базой всяческой лесорубовской техники. Хватило этой дороги ненадолго: мы прошли мимо старицкого кладбища, откуда почти сразу спустились вниз в пойму Луги. Там дорога ушла в пойменные заливные луга, и идти по ней стало невозможно. Пообедав на небольшом сухом участке и собрав с одежды урожай свежих клещей, мы выбрались на коренной берег и пошли по склону, иногда спускаясь в пойму в поисках дороги. Завалы из брёвен на склоне попадались регулярно, но были не столь глобальными, как в районе нефтепровода. На коренном берегу - старые заросшие гари и овраги, идти неприятно. Километра за полтора до Вяза удалось нащупать в пойме тропу, по которой мы шустро добежали до деревни. Мостика через ручей Вязовик на месте не оказалось, хотя тропа была неплохо натоптана. Пришлось кидать через ручей рюкзаки и прыгать им вослед :) Вяз, несмотря на полный отрыв от цивилизации, оказался очень даже живой деревней: в ней полно жилых домов, у народа есть лодки, в деревне стоит несколько машин (откуда они взялись - загадка природы, ибо дорог нет!), есть ЛЭПка. Вдоль ЛЭПки-то мы и пошли дальше.

За деревню выводит хорошо натоптанная тропа, которая в какой-то момент после Рыцкого ручья забирается на коренной берег, превращается в лесную грунтовку и уходит куда-то не север. ЛЭПка же остаётся в пойме, и мы, всё же решив ориентироваться на ЛЭПку, сошли с дороги и ломанулись через лес по азимуту на юго-восток. На ночёвку встали на одной из береговых террас недалеко от речки Ранницы, в том же самом месте, где стояли после первого дня памятного весеннего выезда 9-летней давности... Чуть выше места ночёвки обнаружилась ещё одна грунтовка, по которой мы утром 1 мая и выдвинулись в сторону Муравейно. До деревни дошли практически посуху, дорожка оказалась приличной и всего несколько раз ненадолго ныряла в пойму. Пройдя деревню насквозь по нижней из двух дорог, мы вышли к парому (который ещё не работал, кстати). Пройдя по нижней дороге за паром, мы вскорости пришли в тупик и были вынуждены выгребаться на коренной берег, где на нашей карте была обозначена ЛЭПка и дорожка до Бежан. Дорожка нашлась, шла в нужном направлении, но была мокрой и грязной. И привела в итоге в болото, где незамедлительно и бесследно рассосалась... Пришлось забирать южнее, пересекать болото и надеяться, что после болота дорогу удастся найти снова где-то в районе всё той же ЛЭПки. Надежды оправдались, хотя найденное оказалось не дорогой, а всего лишь тропой. Тропа вывела нас на северо-западную окраину Бежан.

Бежаны были традиционно пройдены насквозь. Разлившуюся Бежанку мы форсировали по бревну, метрах в двухстах от места её впадения в Лугу, потом нашли обозначенную на карте дорожку и двинули по ней в сторону Натальино. Дорожка оказалась не совсем той: минут за десять она завела нас в очень мокрый лес и исчезла. Взяв, традиционно, направление на юго-восток, мы вышли на старую гарь, где обнаружилась ещё одна дорожка, которая, в свою очередь, тоже куда-то исчезла, предварительно придя в болото. Зато в просветах между деревьями, метрах в двухстах от нас, мы узрели просеку очередного нефтепровода, которую хорошо видно на Гуглокартах. Туда-то мы и вырубились, промокнув по пути в болоте. Около 2 км мы пилили на восток по технологической дороге вдоль нефтепровода, а дойдя до ручья Дубового снова взяли наш любимый азимут на юго-восток. Азимут вывел нас к Натальино. В деревню мы спустились ближе к её дальнему восточному концу, и по тропинке, начавшейся за последним из деревенских домов пошли дальше. За Ольховским ручьём тропинка начала удаляться от реки и забирать на восток. И пришла - традиционно - сначала на старую гарь, а потом, после резкого поворота на северо-восток, в болото. Но не пропала в болоте, как это бывало раньше, а очень уверенно продолжила идти всё на тот же северо-восток. Упавшие на дорогу брёвна были кем-то аккуратно перепилены, что говорило о наличии в окрестностях людей... Километра через полтора мы во второй уже за сегодня раз вышли на нефтепровод... собственно, можно было с него и не сходить, как оказалось. До последней электрички из Толмачёво, тем временем, оставалось всего четыре часа... Времени пообедать уже не было, так что мы перекусили шоколадками и пошли дальше.

По нефтепроводу на этот раз мы смогли пройти совсем немного: оказалось, что мы вышли практически в ту точку, где нефтепровод перепрыгивал через Кемку. Вернее, он под неё нырял, так что перейти Кемку по трубам или мостику у нас не получилось: не было ни мостика, ни трубы :( По правому берегу Кемки мы пошли в сторону Луги, и метров через триста нашли переправу на левый берег: завал из брёвен и всяческих веток. На левом же берегу Кемки тут же нарисовалась тропинка, по которой мы дошли до хутора. Хозяин хутора занимался строительством мостика через один из ручьёв-притоков Кемки, и именно он оказался тем самым человеком, что перепилил все брёвна на нашей тропе через болото :)

По тропе от хутора мы минут за 15 дошли до деревни Кемка, и вышли на знакомую ящерскую дорогу. И буквально на выходе из деревни вылетели к речке Ифенке... Ифенка стала последним крупным препятствием на нашем пути: она разлилась от берега до берега. Макс попытался её пробродить, но когда вода дошла ему до подмышек, от этой идеи отказался, побоявшись утопить рюкзак, который он нёс над головой... Вовка с Женькой побежали в деревню - искать хозяина лодки, пришвартованной у брода. Хозяин, к нашему счастью, нашёлся в первом же доме, и за два рейса мы Ифенку переплыли. После Ифенки дорога больше не подкинула нам ни одного сюрприза, мы примерно за час дошли до Ящеры, и ещё за один час - от Ящеры до Толмачёво. На последнюю электричку мы успели, в запасе у нас оказалось около получаса. В электричке ехали, к счастью, сидя. Вовка вышел в "Александровской", мы с Максом и Женькой доехали до "Ленинского проспекта", где нас встретил мой братец Макс и развёз по домам.

Лично у меня стёртые ноги не зажили до сих пор... Два дня из трёх я буквально полз, проклиная свою глупость: старые "динамки" хороши для прогулок, но когда речь идёт о прогулке длиннее 50 километров, стоит одевать нормальную обувь. Насколько я понял, больше никто, кроме меня, ноги до кровавых мозолей не уделал... По самым оптимистичным раскладкам, мы прошли 83-87 км, большая часть из которых пришлась либо на бездорожье, либо на мокрые и заросшие тропы. Мы маньяки, да!

Техническая часть:

Сабск - Изори. Грунтовая дорога, летом проезжая (?). Весной - два брода. Первый - через 2 км после Сабска, неширокий и неглубокий, через ручеёк, можно легко обойти по кустам левее дороги. Легковушка проехать смогла. Второй - длинный, метров 100-150, сразу после первого, через большой ручей (рядом - старица Луги, и ручей, похоже, соединяет старицу и реку), глубина - почти по пояс. Дальше до Изори - грязная грунтовка по лугам, близко от реки. В самой деревне дорог две - вдоль Луги и по самой деревне. Нижняя разбита, грязная, иногда немного подтоплена рекой.

Изори - Гостятино. Плохонькая грунтовка, но через километр после деревни она выходит на луг и становится вообще непроходимой. Шли по склону коренного берега, через лес, иногда сваливаясь в пойму в поисках тропинки или дороги. Ничего приличного найдено не было, дорога мокрая. В лесу много завалов и несколько ручьёв с глубокими долинами. На полпути до Гостятино Лугу пересекает нефтепровод, перед нефтепроводом примерно метров триста очень суровых завалов на береговых склонах, иногда в рост человека. После нефтепровода поднялись на коренной берег и пошли на восток по коренному берегу по более-менее чистому сосняку. Троп нет. Метрах в 800 за нефтепроводом наткнулись на остатки хутора (?) на луговине. После хутора снова начались завалы и глубокие долины ручьёв, шли по азимуту. Незадолго до Гостятино вышли на тропу и по ней пришли в деревню (с северо-западного угла). Гостятино прошли насквозь. На восточной стороне на развилке сначала сходили вниз и направо (оказалось - дорога к парому), потом вернулись на развилку и пошли налево и вниз, через ручей.

Гостятино - Лемовжа. Сразу после Гостятино - очень недолго - хорошая грунтовка, затем в полях почти полностью заросшая травой, а в лесу - заросшая и заболоченная. Абсолютно непроезжая, иногда попадаются хорошие куски, но их очень мало. Шли, придерживаясь остатков дороги, пообедали на одном из ручьёв. Дорога плоха и непроезжа до самой Лемовжи, но идти удобно. За первыми домами Лемовжи дорога становится относительно проезжей, в центре деревни - хороший грунт, на выходе - асфальт.

Лемовжа - Хотнежа - Коряча. Асфальт, старый, но ещё бодрый. Шли хорошо :) С дороги свернули направо на грунтовку, метров через 300 после церкви. Грунтовка проезжая, сначала идёт по полю с дачными новостройками, потом - по лесу. Обозначена табличками как "лесовозная техническая Хотнежа-Старицы", что является чистой правдой.

Коряча - Твердять. Хорошая лесовозная грунтовка. После деревни уходит в лес (сосняк), через несколько километров спускается к Луге и идёт в нескольких (десятках) метрах от реки, по прирусловому валу (между рекой и мокрой долиной со старицами). До речки Видони полно машин с рыбаками, после Видони нет никого. Через Видонь - брод сильно выше колен, с небольшим течением, легковой машине не проехать. Похожие броды - почти через все впадающие в Лугу ручьи, до самой Твердяти. По обочинам дороги - рыбацкие стоянки и свежеспиленные брёвна. Дорога не разбита, что приятно.

Твердять - Старицы. Лесовозная грунтовка после прохода нижней части деревни уходит от берега Луги на коренной берег и идёт по сосняку, обходя глубокую долину очередного ручья. Есть несколько отвороток в сторону Луги: пешком или на байке туда точно можно, насчёт легковушки не уверен. Километра через 2-2,5 после деревни дорога пересекает болото, и выглядит подозрительно неплохо. Километрах в 4 от Твердяти дорога раздваивается - направо уходит заросшая лесная дорога, на которую мы не сунулись, а наезженная лесовозка идёт на восток. И влипает там ещё в целую серию болот, постепенно разбиваясь и превращаясь в глиняное месиво. В Старицы дорога-месиво входит с севера, в центре деревни (не спускаясь к Луге) поворачивает на 90 градусов (на восток) и приходит к базе лесорубов, где стоят лесовозы и прочая техника. Мы спустились в нижнюю часть деревни, перебрались через долину небольшого ручейка, и вылезли в глубокий овраг. В овраге была обнаружена дорога, она вывела нас обратно к базе лесорубов, замкнув круг. Правильный (и единственный!) выход из деревни - метрах в ста за базой лесорубов, чуть севернее длинного то ли коровника, то ли сарая, в самом начале глубоченного оврага на восточной окраине деревни.

Старицы - Вяз. Дорога сразу после деревни портится (глубокие мокрые колеи), а после кладбища резко уходит в пойму Луги и растворяется в мокрой пойме (возможно летом она и сухая, но по весне практически везде затоплена). Идти приходится по коренному берегу и береговому склону, иногда спускаясь в пойму в поисках дороги. Дорога выныривает из речки километра за полтора до Вяза, дальше уверенно идёт под коренным берегом и приходит к ручью Вязовик. Летом там, похоже, есть мостик, весной же пришлось перебрасывать рюкзаки и прыгать самим. По Вязу идёт мокрая грунтовка, иногда - с мостками для пешеходов.

Вяз - Муравейно. За Вязом тропа продолжается, в какой-то момент она начинает забираться вверх на коренной берег и превращается в грунтовку, идущую куда-то на север. Одновременно в затопленную пойму, параллельно ЛЭПке, уходит ещё одна дорожка. Мы сначала пошли по верхней грунтовке, но потом решили всё же держаться поближе к Луге и свернули по азимуту на юго-восток. В результате вышли обратно к склону коренного берега и метрах в трёхстах до речки Ранницы снова нашли нижнюю дорогу. Проехать по ней, теоретически, можно, но точно не весной. На склоне - заросшая травой гарь, попадаются брёвна. Сверху, одновременно, была обнаружена ещё одна дорога (видимо та, которую мы покинули почти сразу после Вяза, пришедшая наконец-то с севера). По виду - проезжая, но только летом и на чём-нибудь типа "Урала". С несколькими небольшими отклонениями в сторону мокрой поймы она выводит в Муравейно.

Муравейно - Бежаны. По Муравейно идёт хорошая грунтовка, прерываясь только разливом Ольшина ручья, который проходится по грязюке и брёвнам. Дорог в Муравейно две - верхняя и нижняя. После парома нижняя дорога продолжает некоторое время идти по пойме, после чего приходит на хутор и заканчивается. По склону мы поднялись к верхней дороге на коренной берег. За Муравейно верхняя дорога мокрая, непроезжая, быстро превращается в тропу. Вскорости приходит в болото, где и пропадает. Забирая южнее, мы обошли болото по его южной границе и почти посуху вышли в место, где из болота выходила ЛЭПка. Там обнаружилась мокрая тропа среднего качества, с завалами из брёвен (иногда - распиленных), которая в итоге привела нас в Бежаны.

Бежаны - Натальино. Тропа, выходящая из деревни, утыкается в разлив речки Бежанки. В паводок река переходится по брёвнам выше места впадения в Лугу, потом по азимуту на юго-восток вернулись обратно к склону коренного берега Луги. Там нашлось продолжение дороги, которое метров через 700 зашло в очень мокрый лес, превратилось в тропу и исчезло. По азимуту на юго-восток мы пересекли старую гарь и обнаружили на ней ещё одну старую дорогу. Обе дороги были бы частично проезжими, если бы имели начало и конец... Свеженайденная дорога через полкилометра закончилась в болоте. Из болота нужно выбраться на технологическую дорогу вдоль нефтепровода, проходящую южнее. Технологическая дорога нефтепровода проезжа для танков, "Уралов" и прочей мощной техники (но, учитывая отсутствие моста через Кемку, попадание туда любой техники - большой вопрос). Через 2 км (идти нужно на восток, естественно) нефтепровод приводит к ручью Дубовому. По азимуту на юго-восток от точки пересечения ручья и нефтепровода выходим к Натальино. Лес - сухой ельник, с мощными завалами, идти тяжело. Часть пути - по тропинке и ещё одной старой дороге.

Натальино - Кемка. Здесь у нас тропа, которая за Ольховским ручьём забирает в сторону от реки, на восток, а после выхода на старую гарь - на северо-восток, и через мокрое болото выходит обратно к нефтепроводу недалеко от точки пересечения его с речкой Кемкой. Тропа, само собой, непроезжая. Моста, выхода нефтепровода над Кемкой или ещё чего-либо подобного - нет. Река переходится по завалам из брёвен метрах в 300 ниже нефтепровода. На левом берегу Кемки - в пойме - хорошо набитая тропа к хутору, от хутора - ещё более хорошая тропа до Кемки, которая идёт через болото, лес и ручей. Местами хозяином хутора на сложных крутых склонах сделаны перильца, за что ему респект и уважуха =)

Кемка - Ящера - Толмачёво. Песчаная грунтовка, от "Живого Ручья" - старый убитый асфальт в колдобинах. Единственное препятствие - сильно разлившаяся речка Ифенка на восточной границе деревни Кемка. Глубина брода нынешней весной - по шею (и, возможно, глубже: мы не рискнули промерять), длина - метров 200. Лодка есть в крайнем доме, ближайшем к Ифенке. Летом Ифенку можно перейти пешком и даже не заметить. В остальных местах дорога до последнего времени была полностью проезжа на любом автомобиле. И говорить, собственно, было бы больше не о чем, если бы через неделю после нашего похода наконец-то не обрушился мост через Ящеру в деревне Ящера... Он, по правде сказать, уже давно должен был обрушиться, да всё как-то держался. В итоге, по состоянию "на прямо сейчас" от Ящеры до Кемки можно пройти только пешком.


Йож!

Вот оно! Вот оно, животное моей мечты! Ёж, ребята! Здоровенный ёж! Ёжжжж!!! ЙОООООЖЖЖ!!! ЙОООООООООООООЖЖЖЖЖЖЖЖ!!!

Первый брод

В паре километров от Большого Сабска.

Вовка сохнет...


Дорога в Изори

Луга разлилась, дорога мокрая и грязная...

Редежа

Деревня на левом берегу Луги.

Продираемся дальше...

Кое-где - по вполне сносной дороге, кое-где - напролом через кусты, собирая на себя всех местных клещей. Дорога, меж тем, преспокойненько идёт метрах в тридцати-пятидесяти от нас... но над ней вода - по пояс и глубже :(


Цветочки

Печеночница. Хохлатка. Волчье лыко. Ветреница.

Нефтепровод

Первый из двух встреченных. Ни на одной карте не обозначен, идёт в порт "Усть-Луга".


Руины

Загадочные руины в паре километров от Гостятино. Предположительно - развалины сарая или ещё какой довоенной хозпостройки, т.к. похожие по кладке сараи имеются и в самом Гостятино.

Снег!

В глубоких долинах ручьёв ещё полно снега. Некоторые ручьи всё ежё текут под снежными мостами.

МЖ

Дорога Гостятино-Лемовжа. Не верьте картам - вот ни хрена она не проезжая, ну разве что на танке!


Святой источник в Хотнеже

Посидели, попили водички. К трубе стоит очередь из желающих набрать воды, вода действительно вкусная.

Речка Лемовжа

Покровская церковь (1892-96 гг.) в Хотнеже


Прострел

Лесозаготовки

Пилят всякую дрянь, типа осины. Нафига???

Очередной брод

Мы его уже прошли, это кадр назад. Слева - Луга, справа - болото. Деваться некуда!


Твердять

Небольшая часть деревни, которая выходит к реке.

По брёвнышку

Форсируем очередную водную преграду. На этот раз - всухомятку =)

В гору!


Соснячок

Иногда попадались и такие райские боры... Редко, правда. Чаще были болота и пойменные гребеня с клещами.

Чьи-то яйцы!

Усадьба Муравейно

Усадьба построена для Е.К.Барсовой в начале XX в. Во время войны тут была база отдыха лётчиков Люфтваффе, потом - пионерлагерь, сейчас - обычная разруха.


Паром в Муравейно

Ещё не работает. Все машины на левом берегу, трос не натянут.

Бежаны

Озираем пойму Луги с косогора.

Нефтепровод

Ещё один, идёт всё в ту же Усть-Лугу. На него мы выходили дважды...