Сильней любой погоды

(The Dartz)

Май 2003 - Мшинская - Кемка - Луга - Муравейно - Ифенка - Ящера - Толмачёво

смотреть карту

Говорили мне в детстве - "Сережа, думай головой!". Не слушал я умных людей... Но самое страшное не в этом... Антон Савотин тоже не слушал в детстве умных людей. И именно поэтому мы с ним и разработали маршрут, легенды о котором пересказываются ныне исключительно шепотом. Делался маршрут по телефону. Использовались карты, накопленный в походах опыт (у меня, например, в этом году начался 10-й походный сезон!!!) и рассказы И.В.Черепанова. Размышления были таковы: погода стояла хреновенькая, в городе снег лежал. И потому было понятно, что идти на первые майские надо куда-то южнее. Всякие Вуоксы отпали сразу, а на Рагушу ехать долго. Антон, правда, предлагал еще по Тигоде прогуляться, но там маршрут скорее байдарочный, чем пеший. И Тигода тоже отпала. Осталась Луга. Так как маршрут нужен был на 3-4 дня, то решили забрасываться из Мшинской, по узкоколейке пилить до Луги, а там - по берегу до Ящеры и дворцовских стоянок. Как раз - три дня, километров 50 проходим не напрягаясь. Правда, судя по рассказам Черепанова, там между Кемкой и Лугой гнусные болота какие-то будут. Ну, так мы и их, того, ухомячим. Ну и что, что промокнем... Промокнем - высохнем! Ура? Ура!

... и наступило 1 мая 2003 г. Накануне шел дождь, не перестал он и с утречка. Основная масса участничков (хм... все, кроме меня...) ехала с Балтийского вокзала, а я, как самый-самый экстремальный экстремал, решил впихнуться к ним на Ленинском проспекте. Позвонив на трубу Сергею Модестову (уже отъехавшему с Балтов), и выяснив, что они все едут стоя, я слегка усомнился в правильности своего решения ехать с Ленинского. Естественно, что в их вагон я даже не сунулся, а сунулся двумя вагонами ближе к голове электрички. И поместился, что странно... В страшном мясе доехал до Мшинской. Но не скучал: в Гатчине в электричку сели (неправильное слово! они не "сели", а "встали"!) две симпатичные девчонки, и начали какие-то сканворды разгадывать. Ну, я и не удержался, подсказал им что-то там... Сканворды мы разгадывали до самой Мшинской, где я всё-таки выпал из электрички.

Двумя столбами ближе к Питеру обнаружился целый табун нашего народа. Сергей Модестов и его ученики из 50 школы (и не из 50 - тоже!) - Роська, Тим, Дэн и Стас; ну, и мои финэковские (и не совсем финэковские!) - Максик, Сергей Киселев (первый серьезный выезд!), Тоха и его братец Андрей. Итого десять человек, считая меня самого. Не сходя с платформы, перезнакомились. Хотя некоторые уже знали друг друга, и не только по совместной учебе ;))), но и по прошлогодней вылазке в Саблино.

А дождик-то шел и шел... Было мокро. Мы пошли в направлении, показавшемся нам правильным - к магазину. А оттуда - по дорожке в сторону леса. Сделали крюк метров на 800 - благодаря мне прошли мимо нужного поворота. Дорожка оказалась ничего так - пока не добрались до кромки леса (она же - граница местного кладбища). Тут она резко испортилась - появилась грязюка и мокрые канавы. Дальше в лесу она опять стала получше - мокрая, но твердая и заметная, с торчащими из земли гнилыми шпалами и железнодорожными гвоздями (натыкаясь/спотыкаясь об них, народ громко матерился...). Потом начались болотца - дорога пересекала их почти что посуху. Если бы не дождь, если бы не плюс шесть градусов на улице, если бы не лед в канавах и снег в низинках - жизнь была бы прекрасна. Но это было только начало...

Приняв за речку Кемку какой-то из ее притоков, мы решили, что половина сегодняшней нормы уже пройдена, и пообедали бутербродами с минералкой, компотом (с дождем пополам...). И пошли дальше. Где-то через полчаса обнаружилась и Кемка - с высоченными обрывами (метров по пять в высоту, не считая высоты склона, и того, что скрыто паводком), и разрушенным деревянным железнодорожным мостом. Половина моста (у противоположного берега) была относительно цела, хоть и прогнила насквозь. Долго думали, как будем переправляться... Пока все думали, по огрызкам моста на тот берег смотался Андрей (он вообще все 4 дня носился как очумелый, за что был поименован Троллем). А там уж и я с рюкзаком перелез на тот берег, взобрался на это сооружение, и сфотографировал народ. Потом мы вдвоем с Андреем достаточно быстро перетаскали на противоположный берег рюкзаки. Вслед за рюкзаками, но уже своим ходом, последовали и люди. Сооружение скрипело и кренилось, но никто так и не навернулся в холодные воды Кемки-реки.

Следующие несколько часов я запомню на всю жизнь... И не только я... Начались БОЛОТА!!! О которых и говорил И.В.Черепанов. Правда, он проходил их летом. В сухой год. Но и тогда они были мокры... А уж весной, в паводок, да после снежной зимы... Охо-хо... Болота представляли собой выгоревшие в прошлом году верховики. В них плавали гнилые шпалы, к которым иногда прилагались ржавые рельсы и не менее ржавые гвозди. Я, как и все, сначала прыгал по шпалам, а потом перестал, и пошел прямо так, проваливаясь в болото примерно по колено, а также падая. В результате промокла палатка и спальник. Но и это не всё! Между болотами были промежутки, заполненные поваленным лесом...

И наступил год 3441 Второй эпохи. И сошлись на бой силы Последнего Союза Людей и Эльфов, ведомые Элендилом и Гил-Гэладом, и силы Саурона, прислужника Моргота. И был повержен Саурон, и ушли в тень призраки Кольца, и погибли Гил-Гэлад и Элендил. Победа была одержана, а само Кольцо Всевластья было присвоено Исилдуром, сыном Элендила. Так закончилась Вторая эпоха Средиземья.

Хм... прошу прощения... но ассоциации именно такие. Места там - как после битвы в Дагорладе. Вот и Сергей пишет про Фродо и мертвецов... Так ведь Фродо как раз по Дагорладу и тащится. Правда, прошло со времени битвы аж три тыщи лет. Такие вот дела! Ну, на крайняк, если кто не читал Толкиена, это всё выглядит как джунгли Вьетнама после напалма - не хватает только обгорелых вьетнамцев и зеленеющих в болоте посевов риса...

Каждые три метра попадалась кучечка/куча/кучища лосиного дерьма. Народ это безумно веселило - появлялись всякие теории про то, что "вот, догоним этого гада - пробку вколотим по самую диафрагму, пусть лопнет!!!", а также "если кучи раз от разу всё увеличиваются и увеличиваются, то когда-нибудь мы придем к такой куче, которую не сможем не перелезть, ни обойти". Все прониклись невольным уважением к пищеварительной системе этих животных - это ж надо ТАК гадить!!! А потом был сделан вывод о том, что так обозначена правильная дорога по болоту, и каждая новая куча встречалась возгласами радости (например, "Ненавижу лосей!!!").

Ближе к концу узкоколейки был обнаружен ржавый остов вагона. А потом ржавый рельс наконец загнулся на север (для тех, кто понимает: выступает группа "Макс гнёт ре-е-е-е-ельс"!!!). К этому моменту женскую часть нашего коллектива, да и всех остальных, уже капитально трясло от холода и мокрых ног. Несмотря на Роськины заявления на маршруте "Я водку не пью!", пить её всё-таки пришлось, выбирая из двух зол - либо водка, либо двусторонняя пневмония с осложнениями. Отдышавшись и замерзнув, мы пошли в сторону Луги по азимуту. Там какое-то мелколесье еловое, исцарапали себе всё... Вышли к овражистому ручью, и исключительно на силе воли дошли через все эти овраги до Луги. Я к этому моменту уже подыхал... А такие относительно новые в пеших походах люди, как Сергей Киселев и Роська, ломились вперед и были полны энергии. Они оказались сильны и круты!!!

Поставили лагерь на склоне. Я потом полночи сползал куда-то вниз по пенке... Приготовили хавку. Покушали тепленького, выпили кубометр чаю, не меньше. Выпили и согревающего. Поболтали. Поиграли на гитаре, которая умудрилась пережить болота. Собрались идти спать... И тут выяснилось, что у одного из нас нету спальника. Обо$r@ться и не жить!!! Я сказал Сергею Юрьевичу что-то типа "ты, блин, елки-палки, знал, что у одного из твоих ребят нету спальника???" А он мне ответил что-то типа "да, блин, вот сегодня на Балтах и узнал, елки-палки!!!". Человека без спальника снабдили кучей теплых вещей, и положили в палатку. И он не замерз. А еще была веселая история с Роськиной палаткой. Она у нее была маленькая, однослойная, с какой-то нашлёпкой сверху. И утрамбовались они туда втроем, в мокрых спальниках. И промокли за ночь еще сильнее, так как палатка вообще ничего не держала - ни дождь, ни ветер. А уж про то, как они там замерзли, даром что втроем лежали, я и говорить не буду - это было написано на их лицах с утра... Волевым решением было установлено: это безобразие больше не собирать, а собирать резервную палатку Сергея Юрьевича. Что и делалось в последующие дни. А дальше и решение со спальником обнаружилось - Тим, Стас и Дэн сцепили два "одеяла" вместе, и заползли туда втроем. Роська откочевала к нам с Сергеем Юрьевичем. Не взяли они ее к себе ;)))

Отоспавшись (второго мая после двух часов дня) двинули дальше - вдоль Луги. Дорога/тропа все время терялась где-то в мокрых лугах и ельниках, особенно - на участке между Муравейно и Кемкой. Посмотрели на паром в Муравейно - до сих пор работает, как не странно... И дорога на том берегу Луги приличная... Тоха в тот день утопил карту в ручье - неудачно швырнул рюкзак, она выпала и юркнула под корягу. И не вынырнула обратно, как мы не звали. Хорошо, что дорогу мы более-менее знали и без карты - самое страшное было позади...

Вот так вот, с перерывами и водопоями мы и доплелись до Кемки, до того места, где она впадает в Лугу. Я еще на разваленном железнодорожном мосту подозревал, что тут нас ждут проблемы... И был прав - переправы не было. Вернее, она была, но рискнул только я, и без рюкзака - перешел ее на дрожащих ногах по классическому мокрому и скользкому бревну, частично скрытому под водой. Народ посмотрел на это, и решил так не делать. Пришлось мне тащиться назад по этому же бревну. Сильно подозреваю, что именно в результате этой мокрой прогулки через Кемку и решилась судьба моих голосовых связок - к вечеру я мог говорить только шепотом... Тоха и Со сходили вверх по течению на разведку, и нашли рыбака, который им много всего рассказал про переправу. И мы ломанулись к мосту, который был километрах в двух выше по течению (местный фермер организовал). По дороге я пробовал другие бревна использовать в качестве переправы - народ только обзывался в ответ и говорил что-то очень грустное - про свернутые шеи и плавание в Усть-Лугу кверху брюхом... Ну и ладно! Перешли мы Кемку, вышли на наш прошлогодний маршрут, и через знакомый верховичок по тропе выбрались к стоянке у дуба. Даже засветло добрались! Народ успел искупаться в Луге (маньяки - они и есть маньяки!!!)

Лагерь поставился, ужин сготовился, да и спалось постом неплохо. А с утра наступила хорошая погода, и мы сушили вещи и самих себя. Лазали на дуб и фотографировались (Макс, паразит, руки из попы, перемотал мне пленку, отснятую на 1/3, гад, вместо того, чтобы открыть объектив!!!). А когда пошли в сторону Ящеры, кого-то дернуло идти через Гадючью Горку... И, естественно, тропа завела нас в пойменный луг, где мы опять промокли по самые уши. А дальше все было просто - мы выбрались на грунтовку, по которой бодро добежали до Ящеры. По дороге болтали и глазели по сторонам - а что еще было делать!?! Ифенка, к счастью, не разлилась, и ее мы миновали спокойно. Первым из "лабораторских", кого мы встретили, оказался Андрэ, который вел детей на экскурсию.

Наше место было занято, но мы нашли новое (прямо рядом с дорогой на обрывы...). Пообщались с Анечкой Вульф, которая своих ученичков тоже регулярно вывозит на природу. Потом мимо проходило много всяких людей - они не могли миновать нашего лагеря, так как он стоял в таком дурацком месте. Был И.В.Черепанов с компанией своих детей и детей из "Горчаковки". Были выпускнички лабораторские - Петя Смирнов прошел мимо и не поздоровался, Ксюха приходила, а еще Моква, и так далее и так далее... Некоторое количество нашего народа было отправлено в Толмачево за пивом. Вернулись нескоро, но очень довольными. Пока они бродили, мы поставили лагерь.

Хорошая погода быстро кончилась. Пошел всё тот же дождь. Вечером (гы... вообще то, это называется "ночью"!) Сергей Юрьевич достал из рюкзака МВДшную маскировочную раскраску. Трое наших раскрасились, и устроили фотосессию - привязали Роську к сосне веревкой, взяли ножи-топоры, и сделали зверские рожи. А Сергей Киселев их снимал. Потом эта троица с раскрашенными рожами устроила засаду на тропе - народ не испугался, а только удивился. Ксюха сказала что-то вроде "Ой!". А часов в 11 вечера, поев и отдохнув, мы с Сергеем Модестовым вдвоем пошли в гости к И.В.Черепанову. Оставив в лагере 2 литра водки, 4,5 литра пива, 3 литра "Байкала" и восемь человек... У Босса в лагере все было как всегда - большой костер, игры в ассоциации, послушные (не то что мы!) дети, приятные разговоры. Посидели часика полтора, и прихватив с собой Мокву, двинулись назад. И что же мы обнаружили в лагере: восемь человек, полузатухший костер и гитару ;))) Но, как выяснилось, Роське удалось заныкать 1,5 литра пива, а Сергею Модестову - 1,5 литра "Байкала". А флягу Сергея Киселева, и полбутылки неучтенной водки они попросту забыли выпить... Пока мы сидели у И.В.Черепанова, наш лагерь подвергся набегу Пети Смирнова. Раскрашенная троица и примкнувшие к ней нераскрашенные пытались нас с Сергеем отыскать. Естественно, они заблудились (немудрено, так квасить, а потом гулять по лесу!!!), и вывалили в какой-то чужой лагерь, где их послали куда-то очень далеко и очень надолго.

Максик сидел под дождем у входа в собственную палатку и медитировал. На предложение кого-то из ребят засунуть его в палатку, Макс выдал что-то неразборчивое, нечто среднее между "я и сам могу!" и "я тебе сейчас самому эту палатку так засуну...!". Сергей Киселев, как непьющий, высадил полтора литра "Байкала", и удалился спать (видимо, именно ему и удалось запихать в палатку Макса). Сергей Модестов, как еще один непьющий, последовал его примеру. Тим, Стас и Дэн тоже откланялись и ушли спать. Под дождем остались только Роська, Тоха, Андрей и я. До пяти утра, сидючи под этим дождем, мы с Тохой выпили всю оставшуюся в лагере водку, а Роська и Андрей (с нашей помощью, когда у нас водка кончилась!) - все оставшееся пиво. А еще мы сожрали мешок сушек, кучу хлеба и большую банку рыбных консервов. Славно пообщались, и даже исхитрились спеть несколько песен хором, без гитары. И дождь не был нам помехой!

С утра четвертого мая, в третьем часу дня ;))) почти все мы проснулись, приготовили макарошки и сходили на обрывы. Пофотографировали, полазали по скалам, сползали в пещеру. Лагерь собрали и почапали на станцию. Сели в пустую электричку, и поехали домой. В электричке лопали мороженное, болтали о том и о сём, обменивались телефонами и еще немножко фотографировались.

Город встретил нас снегом, штормовым ветром и температурой плюс 1 градус. Достойное завершение достойного похода ;)))

Кемский мост

После переправы под дождем по гнилым брёвнам :)

Болотище

То самое, Дагорлад которое. Видны следы битвы... И фигуры людей, идущих строго на Запад.

Сергей

Хорошо, что меня в тот вечер не пустили на мясо ;))) А ведь было за что!

После ночевки

Было мокро и холодно, но все выжили.

Вдоль Луги

Пейзажи второго дня пути. Река и вполне приличная тропинка.

Отдых

Перекуры на маршруте. Фотографируем, пьем водичку и отдыхаем.

Ящера

Новая палатка Сергей Юрьича - первый сезон. И посиделки у костра вечером. И Макс - как всегда с та-а-аким выражением лица...

На скалах

Лазаем по Ящерским обрывам. Кто как умеет, тот так и лазает. Роси вот забралась в пещерку. И с фотоаппаратом балуются - спускают на веревочке.

Ну, и без мистики - никуда! Массовое поклонение UFO'шке и просветленный отшельник Макс в пещере.

Домой!

Фотографии из электрички. Агрессивная, странная во всех отношениях, "Сергей Юрьевич и его коммандос", а также Роси - усталая, но довольная.

В России всего две проблемы, и обе - здесь…

(участник похода на маршруте)

Орден Сильных Духом, но Слабых Головой

© 2003 Сергей Ю. Модестов, текст и фотографии

Ну вот, свершилось… После долгого зимнего перерыва наметился поход. И мы в него пошли. На этот раз маршрут разрабатывали Серега Иванов и Тоха Савотин. На первый взгляд маршрут получился ничего себе. Я собрал своих детей и рассказал им про задумку – со слов авторов этого маршрута: немножко по болоту, потом – вдоль реки Луга, потом – к стоянке отдела биологии СПбДТЮ на реке Ящера, потом – на электричку и обратно. Вроде все гладко, набралось четверо детей (хотя слово «дети» - относительное: курят и пьют эти дети поболе взрослых, да и ростом их природа не обидела). Итак, со стороны школы № 50 в поход отправились С.Ю. Модестов, Тимур Архипченко, Росица Карова, Денис Андреев и Стас – не из нашей школы.

Давно известно, что судьба никогда не предупреждает: все серьезное случается вдруг. Таких «вдруг» за четыре дня набралась почти месячная норма.

Встретились все, кто мог, на Балтийском вокзале, не спеша вышли на свет божий брать билеты. Мама моя родная… После ремонта на благословенных Болтах число касс не увеличили, число поездов не увеличили, а сеять на дачах всякие озимые редиски поехало людей, по-моему, втрое больше против среднего значения. Скаредные крохоборы-путейщики поставили турникеты на вход, поэтому хвосты очередей за билетами извивались удавами и мешали пройти. На лицах всех было написано одно «Не пушшу!»

Операция «Билет» завершилась: несмотря на происки МПС, мы успели на поезд. Стоим, беседуем, ржем, кислород кончается. Где-то около Гатчины, звонит мой телефон: Димка Соколов пишет «Я напротив». Поднимаю голову – и вправду он!  Сидит в противоположном конце вагона, на физиономии смайл. Потом поболтали, когда стало можно дойти.

Где-то за Сиверской стали появляться пустые места… Все-таки наши дачники, особенно бабульки, люди удивительные: продраться с такого ранья в праздник (Первое мая все-таки) только чтобы утром помешать честным туристам в поезде открывать форточки и днем посеять невнятные сельхоз культуры в холодную глину участка – уж очень неочевидный вид отдыха. Впрочем, кому как…

Выпростались из поезда на Мшинской, из второго вагона выпал Серега Иванов и приветствовал нас радостным криком. Все перезнакомились и пошли к магазину – затариваться. Если б кто знал, что будет дальше…

Поспрошав просыпающееся население, нашли нужную узкоколейку и пошли вдоль. Дорога была подозрительно хороша, но нас это не испугало. Шли долго, весело, вперед вырвался авангард группы, и постепенно дошли до бывшего моста через речку Кемку. Издали можно было подумать, что кто-то попал не очень сильной бомбой в старую пристань: половина моста (с противоположной стороны реки) была цела, только угрожающе кренилась, а половина – с нашей стороны – гигантской икебаной торчала своими бревнами в разные стороны. Телефон к этому моменту уже не работал, так что рассказать первые впечатления никому не удалось.

Других переправ не было, а лезть в воду, температура которой чуть ниже, чем окружающего воздуха – т.е. 4-6 градусов все же Цельсия – не стали. Опять-таки, глубоко…

Кончилось все тем, что построили цепочку из людей, передали рюкзаки на другой берег, а сами затем трепетно переползли на другой берег по горизонтальной части икебаны. Причем каждый дошедший старался криками подбодрить еще идущего, чтобы тот не свалился.

Первый привал оказался невкусным и холодным: чай делать не стали, пожевали у кого чего было, запили чем нашли, и отправились дальше.

Постепенно стало ясно, что все хорошо не бывает: дорога начала регулярно нырять в болото, причем проплешины болота были метров по 200 – 500, путь отмечался плавающими в ледяной болотной воде шпалами, под ними угадывалась насыпь. Сразу все вспомнили, как Фродо шел по болоту, и его там мертвецы чуть не утянули. Надо было скакать по этим шпалам, если ты удачно попадал на шпалу – погружался вместе с ней только по щиколотку, если шпала из-под тебя уворачивалась – ты плюхался в до середины бедра, с матами вытаскивал всосанную болотом ногу и скакал дальше. Не снимая при том рюкзака… Короче, фитнесс отдыхает.

В паузах между болотинами ноги не высыхали, но во всяком случае согревались от ходьбы. Надо отдать должное нашим предкам, придумавшим лапти: вот ведь идеальная обувь! Поскольку лапти плетутся из коры, из подошв всегда будет выливаться зачерпнутая туда вода. Метров 300 – 600 – и ноги сухие. А из современной обуви – независимо от отпускной цены – вода через подошвы никогда не выльется, поскольку они полимерные. При этом надо отметить, что на протяжении всего маршрута с небольшими перерывами нас поливал дождь.

В общем, настал момент, когда болота почти кончились, а силы уже покинули окончательно.  Народ упорно брел вперед, но самое интересное было впереди: оставалось еще несколько километров до берега Луги, и мы их прошли.

На берегу было счастье: твердая почва, постоянный свежий ветер, и никаких болот в перспективе. Наиболее агрессивная часть хотела побить авторов маршрута, но потом стало ясно: такой экстрим СПб точка Ру – это та еще строка в биографии! Зная заранее – никто бы ни за что бы не пошел на это, а так – можно гордиться.

Примерно через час сил прибыло, а когда поставился лагерь и в котлах начало закипать что-то съестное, стало ясно, что жить можно.

Следующий день из всех примечательных событий был отмечен двумя: при переправе через некий ручей Тоха утопил карту, лихо швырнув рюкзак на тот берег. Карта выпала и уплыла под корни местной флоры. А наружу уже не выплыла. Однако, дальше и так все знали куда идти. И пошли.

... (нет слов)

Наше обычное состояние и обычное состояние наших дорог.

Урожай

Хороший лужский "вроздрызговый" дуб выдерживает до семи плохих туристов ;)))

Это наша стоянка на Кемке, если кто не догадался...

Одинокое древо

Лужский пейзаж, навевающий грустные мысли.

В деревне

Пастораль. С совершенно уколбашенной Роси на переднем плане.

Застава

Лежат и отдыхают. Но чужих не пропустят. Да и своих - тоже...