Тема

Текст отчёта


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


Февраль 2012 - Форт "Тотлебен"

Прогулка к "Тотлебену", в отличие ото всех остальных Северных фортов, начинается не с Дамбы и не от 19-го квартала Кронштадта, а от ж/д платформы "Сестрорецк". По прямой от "Сестрорецка" до "Тотлебена" около 6 километров, из них почти 4 - по льду залива. Первые же 2 километра пути проходят по городу и парку "Дубки".

Всего для контроля за северным кронштадтским фарватером планировалось построить три однотипных форта (А, Б и В), но николаевская казна осилила только два - А и В. "Тотлебен" - это форт "А", который был построен в 1896-1915 гг. на семисотметровой длины насыпном острове севернее Котлина. Поверх искусственного острова, отсыпка которого завершилась в 1901 г., были возведены железобетонные двухъярусные казематы для размещения личного состава и боезапаса, сверху были установлены орудия (и, позднее, две бронебашни, снятые с крейсера "Рюрик" в 1922 г.), для доставки снарядов к подъёмникам внутри здания были проложена узкоколейка. Обустраивался форт по самым современным стандартам. Помимо казарм для нижних чинов и отдельного дома для офицеров, тут была оборудована электростанция из 6 дизель-генераторов, был установлен телеграф, была телефонная станция, синематограф, водопровод и канализация (впрочем, нижние чины всё равно ходили по своим делам в гальюн, который я покажу на фото). В Первой Мировой "Тотлебен" участия так и не принял, немцы не решились идти на Кронштадт. Зато в Зимней и в Великой Отечественной он воевал с самых первых дней, накрывая своим огнём всё северное побережье залива от Сестрорецка и Белоострова и до Зеленогорска.

После войны была предпринята попытка реконструкции форта. Его надстроили несколькими страшными бетонными наблюдательными пунктами, оборудовали убежище химзащиты в центральной части форта, перепровели всю электрику и отремонтировали фасады. Однако уже в 1954 году форт был разоружён, а в 1958 г. и вовсе покинут военными и отдан на растерзание Вторчермету. Всё, что не удалось попилить на металлолом в 1960-х гг., стало в 1990 г. объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Сейчас примерно 4/5 форта заброшены, в оставшейся 1/5 располагается музей, поддерживаемый энтузиастами из Сестрорецка. Именно благодаря им срач на "Тотлебене" гораздо менее заметен, чем на других фортах: в помещениях и на самом островке относительно чисто, мусор регулярно вывозится на материк. В музей нам попасть не удалось (т.к. видимо, нужно с кем-то созваниваться заранее), и мы просто облазали весь форт вдоль и поперёк. Во внутренних помещениях ничего интересного обнаружено не было :( В той части форта, что занята музеем, говорят, сохранились действующие подъёмники для снарядов, лестницы между уровнями, аутентичные электрические переключатели, двери и даже какие-то осколки военного и бытового прошлого форта - снаряды, лампы, прожектор, мебель и т.д.

Вовка всю прогулку как-то странно присматривался на форте к сугробам. Когда мы засобирались на материк, он внезапно решил совершить пару прыжков с крыш. И совершил, причём, проверять наличие под снегом железяк не стал, но он у нас вообще везунчик! :) На обратном пути конькобежцы снова конькобежали, пешеходы снова пешеходили, а главной подставой всей поездки оказался холодный зал ожидания на вокзале в Сестрорецке, где нам пришлось просидеть больше часа до ближайшей электрички. Ловить маршрутку на трассу никто не пошёл, ибо все непредусмотрительно ещё в городе закупились электричечными билетами "туда-обратно", и как настоящие питерские "жлобы" (тм) решили сэкономить =)


Ж/д станция "Сестрорецк" (1894 г.)

Единственный сохранившийся вокзал Приморской железной дороги, деревянный, прошедший три войны без разрушений и реконструкций. На первом этаже были (и есть) кассы и зал ожидания с дореволюционной финской печью, на втором этаже были квартиры для путейцев. Примерно год назад сестрорецкие депутаты потребовали у РЖД снести вокзал и построить на его месте современный вокзал-торговый комплекс. По состоянию на середину прошлого года им в этом отказано, так что ждём какого-нибудь "случайного возгорания"...

 

Церковный комплекс у вокзала

Духовный центр и Тихвинская церковь (2005 г.).

Коттедж "Глаза" (1999 г.)

Частный домик в бионическом стиле авторства "русского Гауди" Бориса Левинзона.


 

Вход в парк "Дубки"

Парк был основан лично Петром I, которому в 1714 г. приглянулся этот мысок с огромными трёхсотлетними дубами. В 1717 г. сюда была завезена земля, высажены молодые дубки и заложен дворец и "голландский сад". Дворец ещё в XVIII в. смыло штормами, к нашему времени сохранилось несколько петровских дубов и почти заросшие каналы "голландского сада".

Дорога в парке

Нам туда, на берег залива.


Пулемётный ДОТ № 122 КаУР (1930 г.)

Построен почти на берегу залива, задача этого ДОТа - не допустить высадки десанта на берег.

Выходим на лёд

Прибрежные пейзажи

Рассвет. Вид на север, в сторону Зелёногорска. "Тотлебен" в дымке. Камень подо льдом.


Конькобежцы!

Грязный объектив :(

Самолётик над заливом

С "Бычьего Поля" в Кронштадте такие взлетают.


 

Взгляд назад

Сестрорецк тает в морозной дымке...

"Тотлебен" приближается

Палатка на льду


Ледышки!

"Тотлебен" совсем близко

Конькобежцы переодеваются

Мы пришли!..


 

Выходим на "Тотлебен"

Залезаем на остров через пролом в бетонной стене, отделяющей остров от гавани форта.

 

Про Карлсона

Вовка на трубе. Пропеллер от Карлсона, предположительно стоявший сверху.

Ледник

Правый фланг форта, "холодильник" для скоропортящихся продуктов.


 

Правый фланг форта

Второе фото - сквозник, защищающий вход во внутренние помещения от взрывной волны и осколков.

 

Пушка и ёлка

Памятник

Памятник морякам, погибшим в 1942 г. во время рейда на финскую батарею в Келломяки.


Центральный вход в форт

Изуродован пристройкой в 1950-х гг. при реконструкции форта.

 

Брекватер

Волнолом с небольшим блокгаузом для защиты от десанта.

Гальюн

Как пользоваться и так понятно :) Внизу стояла лодочка, которую периодически выводили в открытое море и там опустошали.


Крест

Установлен на месте церкви св. Марии Магдалины (1915 г.), совмещённой со столовой.

Левый фланг форта

Бетонный наблюдательный пункт 1950-х гг.

Внутри форта


"Боевая улица"

Орудийные дворики и проходы к подъёмникам и на первый ярус.

На самом верху

Вид на форт. Дырка из-под 8-дм башни с "Рюрика" Станок от 6-дм орудия Канэ и пост часового 1950-х гг. правый фланг с радиомачтой.


Броня

Срезанный бронеколпак у дальномерного павильона. Уцелевший бронеколпак НП (сверху примерно 40 см бетона, потому и сохранился). Внутренности одного из НП.

 

Наблюдательный пункт

Постройка 1953 г.

Навес на ножках (1927 г.)

Предполагается, что он защитит от осколков и шрапнели офицеров, входящих и выходящих из контрольно-наблюдательного пункта.


Народ

Размышляет, куда бы двинуть дальше.

Про Вовку

Angry Vovka. Вовка в дозоре.

Про Вовку - 2

Слева - боевая улица форта, справа - офицерские казармы 1925 г. постройки. Вовка спрыгнул вниз и отсюда, и оттуда.


Февраль 2012 - Южные форты

В 2012 году у нас было три больших хороших "ледянки" по фортам. Это рассказ о третьей из них (до остальных руки тоже дойдут, надеюсь!). За один ходовой день мы побывали на всех южных фортах, доступных с континента, от Бронки. "Чумной" и форт "Константин" оставили на будущий год, так как к ним гораздо удобнее забрасываться с Котлина. В Бронку мы приехали на утренней электричке, разгрузились. и вышли прямиком на лёд залива. Зимой 2011/12 залив встал поздно, но очень ровно, снега было немного, так что Алёнка взяла коньки и каталась целый день по заливу в своё удовольствие :) Ещё два человека были на лыжах, им тоже было неплохо. Остальные же прошли маршрут пешком, в особо сложных местах обгоняя и конькобежцев, и лыжников.

Первые два форта - "Южный" и "Дзичканец" - мы посмотрели быстро и без привалов, после чего направились на форт "Милютин", где у нас была запланирована встреча с Таней (morita). На "Милютине" мы провели гораздо больше времени: во-первых, тут мы учинили обед, а во-вторых, здесь было где побродить и было на что посмотреть. Например, в милютинских пороховых погребах ещё сохранились в действующем виде ручные подъёмники для снарядов образца начала XX в. Посещение "Милютина" ознаменовалось для меня катастрофической поломкой очков. К счастью, у моей запасливой жены всегда с собой есть моток пластыря, и с помощью пластыря и какой-то там матери ей удалось хотя бы временно вернуть мне зрение ;) Всё остальное было вполне безобидно, разве что вот Алёнкины попытки прокатиться на попе по монументальной гранитной аппарели, ведущей к бывшим орудийным позициям, оказались не слишком успешными: было травянисто и совсем не скользко :(

Перекинувшись буквально парой фраз с вовремя подошедшей со стороны Дамбы Таней (ни одной фотографии этого знаменательного события история не сохранила, как оказалось...), мы побежали дальше - на "Рисбанк". Форт "Павел I" (он же "Рисбанк"), как известно, практически полностью разрушен (в 1923 году тут взорвалось около 30 тысяч морских мин), и лазать там особо негде. Единственную сохранившуюся башню с лестницей мы освоили очень быстро, так как залезть удалось только на второй этаж. Дальше лестницы нет :( Вполне может быть, что где-то под снегом всё ещё можно отыскать остатки колодцев, находившихся на внутреннем дворе форта. Скорее всего в каком-то виде сохранилась и гранитная пристань, и некоторое количество гранитной облицовки форта, но по зиме обнаружить всё это у нас не получилось. Возможно, стоило просто обойти остров по периметру, но как-то не срослось. Далее наш путь лежал на форт "Кроншлот"...

Форт "Кроншлот", как известно, до сих пор обитаем и даже немного охраняем. В северной его части находится пост размагничивания кораблей, работники которого настолько культурны, что позволяют себе выбрасывать мусор в окна. В итоге весь лёд под окнами жилой части Западного бастиона покрыт слоем отходов их жизнедеятельности... В юго-западной же части форта есть маяк и домик маячника с небольшим огородиком. Наша славная компания решила не вступать в контакт с аборигенами и ограничилась залазом на заброшенный маяк. Впрочем, потом наши уважаемые лыжников всё же забрались в Западный бастион не снимая лыж и даже помахали нам лыжами руками с балкончика...

Казалось бы, всё самое интересное в тот день уже произошло, и дальше нас ждёт только скучное возвращение домой. Ага, щас!.. Возвращаться домой мы решили через Ораниенбаум, для чего прямо от "Кроншлота" сориентировались на какие-то ломоносовские трубы, и ломанули туда напрямик по льду. Не учли мы только три вещи - сильный встречный ветер, на котором можно было лежать, расстояние в шесть километров по прямой, и... фарватер Ломоносовской гавани. Два часа спустя, когда мы вышли на "берег" фарватера, большая часть нашей компании была вымотана ветром до состояния тряпочки. Три дополнительные километра наклёвывающегося обхода ломоносовского порта привели всех в ужас, который толкнул самых смелых на кромку льда: а вдруг фарватер как-нибудь получится проскочить?.. И ведь получилось! К нашему счастью, ледоколы давно не проходили в сторону Морского канала и Кронштадта, фарватер оказался крепко-накрепко замёрзшим, мы перешли его аки посуху и уже через полчаса сидели в тёплой электричке в Ораниенбауме :)


 

Бронка

Точка старта - терминал "Neste" и водопропускное сооружение В1 Дамбы.

 

Вышли на лёд

Кто-то идёт пешком ,кто-то едет на лыжах, Алёнка катит на коньках.

 

Рассвет

Часов 11 утра...


 

Снег

Форт №1 "Южный" (1853-56 гг.)

Построен по проекту инженера Э.И.Тотлебена, является самым южным островным фортом в системе обороны Кронштадта.

 

Внутренняя гавань

Заградительная дамба разрушается. Входы в гавань украшены кнехтами, сделанными из старых пушек.


 

Лёд и камень

Очиток

Живой и зелёный даже в феврале!

Тростник на форте

Вдали Бронка и В1.


Казематы форта

Их там два, на два 9 дм. орудия каждый. Так они выглядят с горжевой стороны. На нижнем этаже были пороховые погреба и укрытия для личного состава, на верхнем стояли орудия.
Амбразуры уже в 1870-х гг. заложили кирпичом и переоборудовали казематы сначала под пороховые погреба, а потом под склады. До 1941 г. форт ни разу ни по кому не стрелял...

Интерьеры...


Бетонный КНП (1930-е гг.)

 

Позиции для 100 мм. орудий (1930-е гг.)

Железобетонные позиции поставлены поверх старых казематов. Установки предназначались для противокатерной и противодесантной обороны.

Лизка

Устала, валяется.


Форт №2 "Дзичканец"

Вид с "Южного".

Чёрный лёд

Идём на "Дзичканец".

"Дзичканец" со льда

Форт носит имя строителя Кронштадтской крепости в 1855-60-х гг. генерал-лейтенанта И.Г.Дзичканца.


 

Казармы (1880-е гг.)

Парадный вход с красной звездой. Сверху стояли орудия, остатки лафетов орудий сохранились.

 

Интерьеры

Коридор из казарм к пороховым погребам. В казармах.

Кирпич


Дальномерный павильон

Расположен в центре форта. Бронекрышу спёрли в лихие 90-е.

Остатки лафета орудия 1877 г.

Уходим с "Дзичканца"


Форт "Граф Милютин" (1855-56 гг.)

Первоначально форт звался "Южная батарея №3". В 1863-79 гг. на батарее установили шесть броневых корабельных башен системы Кольза с 11-дм. орудиями, которые приводились в действие паровыми машинами. Во время Первой Мировой форт основательно перестроили, убрали корабельные башни, забетонировали шахты и построили поверх старого форта новый бетонный с открытыми орудийными площадками под 6-дм. пушки Канэ. Во время Великой Отечественной на месте старых орудий поставили зенитки.

Пингвины =)

Народ рыбачит в палатках!

Куст

Трава отмечает уровень осеннего паводка...


Казармы

Фасады форта быстро разрушаются, разница с фотографиями середины 2000-х уже очень ощутима...
Центральная часть форта. Гранитная лестница с аппарелью - таких на "Милютине" две.

Бронеколпак прожекторной

Из-под этой крышки поднимался прожектор фирмы "Сименс-Шуккерт", точно такой же как и на других фортах, переоборудованных в 1910-х гг.


Железобетонные орудийные позиции (1910-е гг.)

Построены во время переоснащения форта в 1910-х гг., после снятия с него броневых башен. Выглядят абсолютно стандартно.
Четвёртое фото - КНП 1930-х гг.

Метки

Полагаю, отмечают градусы поворота орудия.

Алёнка

Не очень удачно съехала на попе по аппарели ;)


 

Интерьеры...

Кругом разруха. главное отличие "Милютина" от большинства других фортов - наличие металлических дверей, остатков оконных рам и дверных косяков, и относительная чистота...
Восьмое фото - следы мощного пожара. Кирпич тёк так же, как и на "Звереве".


В пороховых погребах

Тоннели, по которым катались вагонетки со снарядами. Железная кровать. Лестница к подъёмному механизму. Полуживой подъёмник (1910-е гг.). Дерево сгнило, но цепи в смазке и площадки успешно приводятся в движение вручную!..


Сортир!

Северная часть форта.

Бывшая прожекторная

Здесь абсолютно пусто...

Сосульки

Какая-то ниша в одном из коридоров форта...


Идём в сторону "Павла I"

Деревянный форт "Рисбанк" был основан в 1800 г., но в 1824 г. его наполовину смыло наводнением, и было решено отстроить его в камне. Это было сделано в 1844-59 гг., тогда же форт получил имя "Павел I". К моменту окончания строительства это был самый мощный форт Кронштадтской крепости с более чем 200 орудиями.

Форт "Павел I" ("Рисбанк")

В 1890-х гг. форт вывели за штат и устроили на нём склад мин. В 1919 г. форт взорвался в первый раз - это стало сигналом к началу кронштадтского мятежа. В 1923 г. сюда приплыли бухать матросы с "Парижской Коммуны". Случился пожар, который полностью уничтожил форт. Грохотало неделю, от огромного форта, крупнейшего из "старых" кронштадтских, и похожего по устройству и архитектуре на "Чумной", практически ничего не осталось.


Окна и проходы

Кирпичи


Одна из амбразур нижнего яруса

Чудом уцелела... По форме идентична амбразурам "Чумного".

Залаз в башню

Народ

Вид из одного из окон башни.


Фрагмент ступеньки

Ступеньки были чугунные...

В башне...

Лестничные марши обрушены, но при некоторой сноровке можно подняться на один пролёт.


Вид на Кронштадт

Виден Морской собор, форт "Кроншлот" и маяк.

Торосы Финского...

Снова лёд

Чёрный - и с облаками ;)


Уходим с "Павла I"

Лыжники во льдах

 

На-льду-валяние


Гладкий лёд

Подступы к маяку. Здесь полно трещин, из них недавно вытекала вода.

Задний створный маяк Морского канала (1914 г.)

Построен на искусственном островке примерно на полпути от "Рисбанка" до "Кроншлота".
бДлПр6с13М - "огонь белый, длительнопроблесковый, с периодом 6 сек, дальность видимости 13 морских миль".


 

Мини-торосы у маяка

 

Соседние форты

"Император Пётр I". "Рисбанк". "Император Александр I".

 

Прокладка кабеля по дну (?)

Вбитые в дно опоры, к которым можно швартоваться.


 

Идём на "Кроншлот"

 

Трещины у "Кроншлота"

Чувствуется близость Морского канала...

Снежинки

Выросли вдоль свежей трещины.


Форт "Кроншлот"

Исторически - первый форт Кронштадта, построенный в 1704 г. из дерева. Представлял собой десятигранную трехъярусную башню высотой 36 м., вооружённую 14-ю пушками. Само собой, от петровского "Кроншлота" ничего кроме названия к настоящему времени не осталось...

Западный (Николаевский) бастион (1850-63 гг.)

Изначально орудия располагались на двух ярусах - в казематах и поверх них. В конце XIX в. поверх казематов был построен второй ярус (на фото - светлый, с окнами). Северная часть бастиона обитаема, там находится станция размагничивания кораблей. Южная заброшена.


Колечко

Можно пришвартовать кораблик.

Южная часть бастиона и маяк

Кронштадтский передний маяк.

Постройки форта

Цейхгауз XIX в. Эллинг начала XX в. и восьмигранная башня (возможно, оставшаяся после попытки отстроить старый петровский "Кроншлот" в камне в 1750-х гг.).


Заброшенный маяк (1857 г.)

Бывший Николаевский створный нижний маяк, ныне не используемый.

Внутри маяка


Выход на балкон

Виды с балкона маяка

Западный бастион. Крошнтадт и Морской канал. Всякие валяющиеся на снегу люди :)

Куська и Алёнка

На балконе.


Народ

Алёнка и Лизка на фоне цейхгауза. Все на фоне маяка.

Кронштадт от форта "Кроншлот"

Виден Морской собор, остатки батареи "Меншиков", Рыбные ряды и Голландская кухня.

Фарватер Ломоносовской гавани

К счастью, замёрзший!..


Переход фарватера

В Ломоносовской гавани

Выход на берег

Заброшенный рейдовый пост Ломоносовской гавани.