Май 2006 - Кронштадт

Идея поездки родилась после внимательного изучения "Красной Книги Санкт-Петербурга"... В качестве одного из создаваемых на территории Питера заказников там фигурирует некое загадочное место под названием "Западный Котлин". Ну вот, мы и решили посмотреть, что там за места, а заодно ещё и съездить в Кронштадт (в котором, кстати говоря, я до этого случая ни разу не был).

Договорились встретиться у станции метро "Старая Деревня", от которой в Кронштадт ходят рейсовые автобусы и маршрутки. Набралось нас всего ничего - я, Витя, Маринка, Влад со Славкой, и Вова. Пяти взрослых и одного ребёнка оказалось вполне достаточно для хорошей компании :) Мы упаковались в маршрутку, и минут после десяти ожидания всё же выехали :) Вова развлекал нас полученными по ходу дела смсками от какой-то его знакомой барышни - содержание их было странным, если не сказать больше - попросту стрёмным :) Ну ладно, это всё-таки Вовкины тайны, не будем в них лезть, ОК? ;) Дорога до острова Котлин занимает минут сорок, шоссе идёт, естественно, по питерской дамбе (офигенное сооружение, скажу я Вам... кто не видел - обязательно посмотрите!). На въезде на остров мы остановили маршрутку и вышли на первом же перекрёстке: маршрутка уходила в город, налево, а нам надо было в сторону кладбища, направо 8-/ Вот туда-то мы и повернули...

Итак, первым пунктом нашего путешествия стояли знаменитые котлинские черноольховые топи... Они начинаются почти сразу после перекрёстка, и напоминают некоторым опытным товарищам (а именно, Вите и Владу) не то болота Флориды, не то Калифорнию... ну, если и не масштабами своими, так хотя бы обстановкой ;) По сторонам от дороги (особенно слева по ходу движения - справа-то кладбище...) стоит совершенно затопленный ольшаник, в котором цветут огромные жёлтые калужницы. Без сапог в тех краях делать нечего - слишком глубоко... Вдоль дороги растут гигантские, чуть ли не в три обхвата, тополя. Одним словом, место совершенно уникальное, такого я больше нигде не видел (ибо на Калифорнщину как-то меня ещё не заносило...). Не зря его занесли в список заказников, правильное это дело!.. На более сухих участках попадаются дачки, какие-то спортивные сооружения и ещё не до конца развалившиеся охраняемые военные объекты :)

В самом конце нормальной асфальтовой дорожки находится автобусное кольцо (туда периодически даже заглядывает местный заблудившийся автобус!) и форт Шанц, второй пункт нашей поездки. Северный участок форта занят какими-то вояками - там стоит станция связи, несколько машин, копошатся солдатики. Центральный и южный участки свободны для посещения, и очень даже неплохо сохранились... Но сначала мы выбрались на берег залива. Там довольно грязно, берег заилен и не вызывает ни малейшего желания искупаться. У кромки воды растут огромного роста тростники, среди них цветут всё те же калужницы. Здесь же есть рукотворное лагунное озерцо, отгороженное от залива каменной грядой... очень симпатичное местечко, пейзажное такое, с ходульной ольхой, излюбленным объектом всех местных фотографов :) Сам форт здесь практически вплотную подходит к заливу, даже есть грунтовая дорога, по которой вполне реально проехать. Западнее форта продолжаются черноольховые топи, а на самой оконечности Котлина виден следующий форт, форт Риф. Но там, по рассказам очевидцев, находятся военные охраняемые склады, и поход в те края мы решили отложить до лучших времён... От залива мы выбрались к северному проходу через форт, и взобрались на укрепления... Здесь, наверху, стало очевидно, что форт Шанц представляет собой земляной вал, полностью перегораживающий остров с севера на юг. За земляным валом прячутся укреплённые артиллерийские позиции, а в центральной части ещё имеется и командный пункт, обложенный поверх бетона и броневых листов огромными гранитными валунами. Все укрепления сохранились неплохо (особенно по сравнению со взорванным фортом Ино) - стены стоят, перекрытия не обрушены, а лишь слегка потрескались. Металл, правда, почти весь вырезан и вывезен. Местами попадаются даже деревянные элементы конструкций - не сгнившие за сто лет, как не странно...

Обеденный пикничок мы устроили на южном участке форта, где находилась батарея, прикрывавшая участок залива между Кронштадтом и Южными фортами... Мы разместились какой-то на круглой площадке, рядом с кустами... В центре площадки была какая-то дырка в земле, но мы плюнули на сей факт, и обед всё-таки состоялся... знали бы мы, на чём мы сидели... и чем дальше, тем сильнее этот вопрос нас интересовал... Пообедав, мы спустились с форта и увидели, где происходил наш обед... ровно под той площадкой, на которой мы разместились, находилась неизвестного назначения шахта метров пятнадцати в глубину, с отвесными стенами, остатками подъёмных механизмов и двумя входами - на уровне земли, и на уровне, где находились орудия батареи... Мня... вечно мы места какие-то выбираем... странные такие места...

После обеда мы ещё немного прогулялись вдоль берега залива, обнаружили там фрагмент какого-то строения, явно имеющего отношение к форту, и направились обратно в сторону Кронштадта. Погода помаленьку начала портиться, и где-то в районе кладбища нас накрыло дождичком. Мы его переждали на автобусной остановке, и пошли дальше. Уже в районе кронштадтских новостроек нас догнал автобус, и на нём мы доехали до автовокзала. А дальше мы часа три гуляли по городу - посмотрели на Обводный канал и на Морской собор, нашли медведя с натёртым до блеска носом ;) Перешли Петровский овраг по подвесному мостику, доползли до Летнего сада, и в итоге выбрались на площадь возле причалов. В специальном павильончике выяснили расписание паромов до Ораниенбаума, и оставшиеся в нашем распоряжении пару часов потратили на сидение у причала, трёп, и распитие пива возле маяка, а также на осмотр Петровских доков и канала, ведущего к ним.

Паром оказался замечательным средством передвижения, и минут через двадцать после отплытия мы прибыли в Ораниенбаум. От причалов до железнодорожной станции идти оказалось всего минут десять, хотя и были желающие проехать этот путь на автобусе... Мы же, естественно, прошли его пешком :) У вокзала мы поймали маршрутку, и менее чем через час были уже у метро "Автово". Откуда и разъехались по домам... Получилась у нас этакая маленькая кругосветка. По-моему, все сильно устали, но виду так и не подали ;) Молодцы, однако! Повторим как-нибудь по осени, а?..

Черноольховые топи острова Котлин

Тростники!

Это мы гуляем рядом с северным участком форта Шанц :)

Морские портреты

Тени фотографов

Лагунное озеро

И ольха на ходульных корнях...

Форт Шанц: снаружи

Форт Шанц: внутри

Две последние фотки - та самая шахта, над которой мы устроили пикник...

Цветочки

Растут на форте...

Залив

Южнее форта.

Помойка...

... с говорящей надписью. Рядом с автобусной остановкой.

Прогулка по Кронштадту

Город запущен, много пустующих и разваливающихся построек. Однако же, самые-самые туристические места приведены в относительный порядок, подкрашены и подчищены.

Площадь у Морского собора

Обводный канал

Фотографии с мостика...

Петровский овраг

Это т.н. "Овражный парк" с протекающим по дну оврага ручьём и подвесным мостом через этот овраг...

Летний сад

"Ведьмины мётлы" и очередной морской памятник.

Петровский док и маяк

Владичег в вазончеге ;)

Панорамы кронштадтского порта

Паром до Ораниенбаума

Плывём на материк ;)

Форт Шанц и Кронштадт - май 2006 года

Форт Шанц и Кронштадт - сентябрь 2006 года (однодневничек Лаборатории Ресурсоведения)