Август 2004 - Хибины

© 2004 Maxjane /aka Макс & Женя Лавровы/ & Wultox /aka Антон Савотин/, фотографии
© 2006 Jane /aka Женя Лаврова/, текст отчёта

смотреть карты: 16-17 августа 18-22 августа

Очень скоро после возвращения мы узнали, что на самом деле в Хибинах нас было пятеро… Но официально мы ходили вчетвером: мы с Максом, Анька и Тоха. А пятый человек до поры вел себя тихо, ехал без билета и не требовал даже гречневой каши… Но он был с нами! Гордись, Хомяк, ты перешел Хибины!..

Мы хотели выехать утром в субботу, 14 августа. Но увы… Когда мы пришли брать билеты, на субботу нам предложили только «купе с услугами» (что предположил по поводу этих услуг Тоха – пересказывать не стоит) – за двойную цену или сидячие места в почтово-багажном (который до Хибин идет 40 часов вместо 25). Поэтому билеты мы взяли только на вечер 15 августа. Места, естественно, верхние и боковые – и в двух разных вагонах. Это, по-нашему глубокому убеждению, самые концептуальные места в вагоне, особенно к тому же если они около туалета. Потому что на них всегда ездим мы.

На вокзал Тоху и Аньку провожали. А вот нас никто не провожал. :-( И это хорошо. Мы и так были в сборе. :-) Горлум! Тоха на прощание получил пакет с 16 сосисками в тесте (видимо, предполагалось осчастливить всю банду, но горлумы-вегетарианцы не смогли оценить его искусство; зато Тоха был вполне доволен – сосисок ему как раз хватило – до утра).

Дорога прошла как-то незаметно. Пили чай, терроризировали соседей, обсуждали недавно посмотренный «Ночной дозор» (почему-то мы пошли в кино прямо накануне отъезда). В Кандалакше (стоянка 5 минут) некоторую сумятицу в наши ряды внесла тетушка-соседка, которая захотела, чтобы мы ее проводили и донесли багаж неведомо докуда («ну, а на поезд вы как-нибудь успеете»). К счастью, ее удалось довольно быстро сдать ее мужу (вместе с тележкой).

Примерно в 19.30 в понедельник (16 августа) мы высадились в Имандре и, не задержавшись у озера, двинулись в сторону гор. Погода была так себе, но, в целом, гораздо лучше, чем мы предполагали, отправляясь за Полярный Круг во второй половине августа… Забегая вперед, можно сказать, что с погодой нам вообще повезло.

Вскоре мы вышли к реке Гольцовке и стали подниматься вдоль ее русла. Было решено встать лагерем где-то за вторым ее притоком (Часнайоком). По поводу притоков разгорелась живая дискуссия – были попытки объявить притоками каждое сухое русло… Но когда через пару часов мы вышли к настоящему первому притоку – реке Маннепахк и вынуждены были ее переходить по колено в ледяной воде – дискуссия была свернута. А вот Часнайок нам удалось перейти по камням и бревнам, не разуваясь. Было уже поздно, и, найдя удобное место на берегу Гольцовки, мы на нем и остановились. Сварили гречу с соей (это была первая, но далеко не последняя греча на нашем пути). Не повезло Тохе с Анькой – им пришлось перейти Хибины, не съев ни единого кусочка мяса (сосиски в поезде – не в счет!). В ночи рядом со стоянкой было замечено несколько леммингов, но мы были еще не настолько голодными, чтобы всерьез заняться охотой. Потом ситуация изменилась, но лемминги нам уже не попадались…

Утром 17 августа нас с Максом почему-то подкинуло в семь часов. Мы вылезли и стали готовить завтрак и фотографировать окрестности. Вообще, мы почему-то оказались на положении вечных дежурных, т.к. Тоха с Анькой искусно симулировали, что не умеют разжигать примус. Даже когда мы готовили на костре… Вот и приходилось всем есть нашу стряпню.

После завтрака мы продолжили путь вдоль Гольцовки, целясь на перевал Крестовый (высота –1086 метров). Мы еще не знали, что это за перевал… А то мы бы еще подумали, прежде чем на него лезть.

После нескольких часов пути мы подошли к тому месту, где должен был быть этот перевал. Но определить, где именно этот перевал нам не удалось. Мы стали подниматься по осыпи, надеясь, что сориентируемся по ходу. Очень скоро передвигаться стало возможно только ползком, цепляясь за каждый уступ и подтягиваясь. Каюсь, когда мы только собирались в поход, я лично отговорила народ брать с собой альпинистские веревки. Поэтому теперь мы подтягивали друг друга при помощи связанных лыжных палок и Тохиного ремня. Точнее, Макс с Тохой подтягивали нас с Анькой и рюкзаки… Было во время подъема несколько неприятных моментов, например, когда сверху начали падать неслабые камешки… Мы уже догадывались, что промахнулись и идем не совсем по перевалу... Но вернуться вниз мы уже не могли, так что пришлось лезть дальше. Выдохлись мы капитально. Вдобавок, когда мы наконец залезли на высшую точку и увидели «ту сторону гор», с неба начал сыпать дождь вперемешку со снегом.

Спуск с перевала занял у нас почти два часа (хотя сверху, как обычно, казалось, что до нашей цели - долины безымянного ручья, притока реки Петрелиуса, рукой подать). Мокрые, замерзшие и злые мы остановились на берегу маленького озера, сварили чай и только тогда начали оживать… Тут к нам в лагерь пришли двое спасателей с базы КСС, которые искали потерявшегося альпиниста из Белоруссии. Увы, мы не могли им ничего сообщить: в тот день мы никого не видели, кроме очень странного человека, который бодро чесал по горам в резиновых сапогах…

На следующий день (18 августа) мы совершили очень длинный бросок: спустились по левому притоку в долину речки Петрелиуса, прошли по ней, затем по правому притоку поднялись на плечо пика Марченко – а с него спустились к озеру Академическому.

Когда мы, пыхтя, залезли по крутому склону на Марченко, то были порядком удивлены, обнаружив на гребне горы неплохую грейдерную дорогу… Как она туда залезла – неизвестно…На Марченко мы нашли снежник и естественно, стали валяться в снегу, играть в снежки и фотографироваться… С озером Академическим тоже все оказалось не так просто… Макс с Тохой решили сходить в небольшую разведку, надеясь его увидеть, чтоб идти к нему напрямую. Вернулись очень скоро, слегка озадаченные, и сказали, что озеро-то видно, оно очень большое и до него очень далеко… Однако скоро загадка разрешилась: они увидели не Академическое, а ни много ни мало Умбозеро… До которого действительно далековато…

Пришлось нам с грехом пополам привязаться к карте, определить направление и топать к Академическому… Довольно скоро с гребня мы увидели краешек долины, очень похожей на долину искомого озера. Мы с Максом, шедшие впереди, с радостными воплями начали спускаться бегом… Долина на глазах расширялась, расширялась, расширялась, но озера в ней не оказалось! Проклятие! Мы успели спуститься  метров на 200 (Тоха с Анькой еще были наверху). Подниматься нам стало лень – и мы пошли по осыпающемуся склону (курумник, как мы решили, – это явно изобретение Сарумана). Кроме того, нам пришлось переходить через обледеневший снежник с риском скатиться под уклон. Тоха с Анькой шли параллельно нам, но по гребню, и, естественно, всячески над нами глумились. Но вот мы увидели следующую долину. Было опасение, что это тоже обман, но это действительно было Академическое! Нам осталось всего лишь спуститься к нему… Макс предлагал спускаться кратчайшим путем, но остальным склон показался слишком крутым – и мы предпочли более длинную, но более плавную дорогу (и все равно спускались бегом, т.к. затормозить не было возможности).

На берегу Академического стояли лагерем ребята из Москвы (на следующее утро они ушли). Мы встали примерно в километре от них.

19 августа у нас была прогулочно-гастрономическая дневка. С утра Тоха с Анькой пошли гулять вокруг озера с заходом на снежник, который, собственно, это озеро питает. Между прочим, они нашли старые рога северного оленя (вечером Макс нацепил эти рога и устроил натуральную шаманскую пляску вокруг палатки). Затем нас с Анькой пробило мыть голову, а Тоху бриться (Макс нам ассистировал и нещадно глумился)… Потом мы с Анькой залезли в палатку сохнуть, а Макс с Тохой залезли на гору над Академическим и оттуда фотографировали виды на Умбозеро и на наш лагерь. Уже под вечер Макс вытащил полюбоваться видами и меня… И было решено, что нам совершенно необходимо побывать в Ловозерских Тундрах (на том берегу Умбозера).

В рамках гастрономического разврата мы сделали желе, пользуясь тем, что вода в Академическом очень холодная (вот в Карелии, на Ладоге, у нас вместо желе получился сладкий компот). Да и вообще было прохладно: вечером, если верить Тохиным часам (они же компас, барометр, градусник, высотометр и что-то еще, кажется, эхолот), температура опускалась ниже нуля…

В сумерках для пополнения запасов продовольствия было решено устроить охоту на леммингов. Дело в том, что в 2003 году на Академическом их было очень много. Мы вооружились чем попало (Тоха – лыжной палкой, Макс - штормовкой, я – кружкой, а Анька – фотоаппаратом). Поясняю: у нас была разработанная стратегия борьбы с леммингами: я заливаю водой лемминговую норку, лемминг в панике выбегает наружу, Макс набрасывает на него штормовку, Тоха оглушает лыжной палкой, а Анька это все фотографирует… Но увы… Ни один лемминг нам не попался. Есть мнение, что они снялись и улетели на юг или зарылись глубоко под землю… Зато Аньке посчастливилось: она засняла на видео охотников…

20-го мы пробросились от Академического до реки Майвальтайок, протекающей у подножия горы Лявочорр. Переход не очень большой, и мы планировали, став лагерем на Майвальтайоке, вечером налегке совершить восхождение на Лявочорр. Но увы!… Погода весь день была не ахти, а когда мы дошли до Мальватайока, сверху приползло облако и скоро Лявочорр полностью исчез из виду. Задувал сильный ветер, стало холодно и промозгло. Мы сварили пюре с гигантским красным грибом (довольно неприятное на вид, но замечательное на вкус) и поскорее залезли ужинать в палатку. Вечером мы писали чепуху, читали «Одиссею», а я еще рисовала портреты участников похода ужасающей (в прямом смысле) художественной силы…

Кстати, у всей походной чепухи основная тематика (в порядке убывания) – еда, горные красоты, дождь, комары, медведь и безвременная кончина туристов. Попытки толкования по З. Фрейду мы с негодованием отвергаем…

Проснувшись утром 21-го августа, мы обнаружили, что облако так и сидит на Лявочорре. Чтобы выйти к реке Кальйок, нам предстояло перевалить через Лявочорр вслепую… Туман окружил нас, как только мы начали подниматься из долины Мальватайока… Видимость составляла, наверное, 10 – 15 метров. Сначала мы поднимались по руслу какого-то ручья, а потом просто по компасу (как хорошо, что Тоха взял компас, точнее даже два!). Кстати, компасы странным образом глючило и показывали они в разные стороны. Так что в выборе пути нам все равно приходилось руководствоваться интуицией… Было сыро и холодно, шли мы долго и могли только гадать, где мы на самом деле находимся и сколько нам еще идти… Долго не могли перевалить через Лявочорр: несколько раз подъем сменялся спуском, мы радовались, что перевалили, но тут подъем начинался снова… Но мы все-таки вышли к Кальйоку, причем (каким-то мистическим образом) в ту самую точку, куда мы целились по карте. На радостях устроили перекус и сварили чай (что, конечно, было признано развратом)… Затем мы стали спускаться по руслу Кальйока и лагерем встали уже там, где были дрова (впервые от самого Часнайока). Вечером сушились, собирали чернику, и разъели традиционный «сюрприз», банку с персиками. А еще мы видели настоящее северное сияние (немного размытое из-за облачности, но все равно круто!).

22-го числа мы пробросились вниз по Кальйоку, перешли его и вышли к Умбозеру, а конкретно - к заливу Чудалухт (это то самое место, где обитает легендарное Умбо-Чудо). По дороге к броду не обошлось без накладки: благодаря моему географическому кретинизму (специально для Microsoft Word поясняю: это именно медицинский термин) мы сделали крюк и залезли туда, куда нам залезать не следовало. Но все обошлось, брод через Кальйок нашелся, и мы вышли к Чудалухту, посетив по дороге зимник – традиционное место отдыха всех групп, идущих из Хибин в Ловозерье (ХИ-ЛО) и из Ловозерья в Хибины (ЛО-ХИ)…

Нам предстояло переходить Чудалухт вброд, и даже два раза. Первый брод – мелкий и очень вредный, вроде и не глубоко (по колено), и не широко, а надо разуваться и лезть в воду… В итоге, Макс перенес вещи, меня и Тоху (!!!), а Анька мужественно перешла сама. Второй брод – серьезный, глубиной где-то по грудь и довольно широкий. Температура воды – градусов 6… На этот раз Тоха перенес себя и рюкзак (зато босиком по каменному дну), а Макс (в Тохиных тапках) – все остальное, включая нас с Анькой…

После брода, с трудом отогрев Макса, устроили перекус и пошли по дороге к реке Суре (кстати, в этот момент мы ушли с одной стороны карты, но еще не появились на другой). Шли мы до Суры два часа бодрым шагом, и по дороге нашли свежие медвежьи следы и гигантский красный гриб.

Берег Суры – не самое лучшее место для стоянки (старая гарь, какие-то пни и буераки), но особо выбирать не приходилось. Приготовили ужин, а отвальную решили отложить до полуночи, чтобы (заодно) с полным правом отметить Максов день рожденья. По случаю праздника сварили какао, а также выдали населению сгущенку и 200 грамм спирта, настоянного на лимонах….

23-го августа, встав пораньше, мы перешли Суру по мосту и двинулись в сторону Ревды, прошли мимо старого склада с детонитом и вышли на железную дорогу (эта весьма странная дорога идет от Ревды по берегу Умбозера до Апатитов, и назначение ее не вполне понятно). В 2003 году мы случайно эвакуировались по ней в Апатиты на путейской дрезине. На этот раз дрезина не явилась – и мы пошли в Ревду по шпалам. На окраине Ревды обнаружилось железнодорожное депо и та самая дрезина, но в тот день она никуда ехать не собиралась. Мы вышли на шоссе и тут нас (по собственному почину) подобрал грузовик, который и подвез нас до автобусной остановки. Тут же выяснилось, что автобус в Оленегорск будет только около шести вечера.

Кстати, оказалось, что Ревда довольно приятный поселок (по крайней мере, летом). Мы закупили в магазине плюшек, кефира и местного молока «Тундра» и уселись закусывать прямо у дороги. К нашей компании тут же присоединилась здоровенная лохматая псина, которая тоже налегла на плюшки…

Тут к нам подъехал на микроавтобусе неприятный на вид дяденька и предложил довезти нас до Оленегорска за 600 рублей. Еще он попытался рассказать нам (со всеми подробностями), как кого-то из местных жителей этим летом сожрал медведь. Мы цинично отказались от такого великодушного предложения… Следующий водитель (на легковушке) предложил нас довезти за 500 рублей. Про медведя он ничего не стал рассказывать, а автобус стоил не сильно дешевле, и мы согласились… И очень быстро, так и не успев собраться с мыслями, оказались в Оленегорске.

Выяснилось, что поезд «Мурманск – Симферополь» прибывает через 10 минут. Тоха с Анькой побежали брать билеты до Волховстроя, а мы с Максом – покупать еду…

В вагоне было практически пусто (этот поезд ловко объезжает все большие города, поэтому на нем никто не ездит). Проводник посмотрел на нас очень неодобрительно: «Туристы? Ехали тут недавно туристы, я потом весь вагон мыл…». Но мы всю дорогу вели себя вполне прилично: тихо (зато непрерывно) жевали, читали про «Алкиноя священную силу» и опять же писали чепуху.

24-го днем нас высадили в Волховстрое, причем это оказался совсем не тот Волховстрой, из которого можно уехать на электричке в Питер. Нам пришлось блуждать по каким-то закоулкам, ловить автобус и ехать минут пятнадцать… Впрочем, это было последнее приключение. К вечеру мы были дома… А 27-го с утра мы с Максом и Анька отправились в Яппиля на "Робин Гуда"…

А мы пойдём на север!..

Утро на Гольцовке

Тогда у нас ещё были дрова...

Тоха

Кривой... в смысле, кадр кривой ;)))

tree_gollums

Уже три :) Но мы об этом ещё не знаем...

Предхибинье

Ну что, пошли помаленьку...

Банда

Долина Петрелиуса

Привал!!!

Добыча воды

Ничё такой способ, только очень уж экстремальный...

Наша гордость ;)

Горы

Ещё один пейзажик.

На пути к Академическому...

Снежник на Марченко

Валяемся на снегу :)

Академическое

Гигиенические процедуры на Академическом =)

Одно слово - ЖЕЛЕ...

Горцы!

Наш лагерь

Кто нашёл?..

Лопарский шаман :)

"Утюковка"

Туман над Лявочорром

Очередной привал

Нам СИНЁВО!.. Мы готовим боа! В смысле, пюре…

Палаточные ужасы!..

И вот с этими людьми мы жили в одной палатке!

Чух-чух!

Умбозеро

Медведь!!!

Концепт

Поезд «Мурманск – Симферополь»

Всё, домой!..

Хибины - 2004

Ловозёрские Тундры - 2006

Хибины - 2007 (внешняя ссылка!)