Январь 2019 - Hioshi на Белградской

В прошлое воскресение, 13 января, анонимный петербургский уличный художник, скрывающийся под псевдонимом Hioshi, разместил в городе своё очередное произведение. Называется оно "Дела государственные", и посвящено нашим любимым чиновникам, для которых даже взрыв в жилом доме и гибель четырёх десятков человек - это ни разу не повод отложить свой новогодний отпуск.

Свою "панельку" автор установил в нашем панельном Купчино, на сугробе в пяти минутах ходьбы от моего дома, такого же панельного, как и все дома вокруг. Вчера, 15-го января, днём, домик по моей просьбе подробно отсняла Алёна. Сегодня, 16-го января, он всё ещё был на месте. Судя по тому, что новость об его установке уже выпилили с большинства новостных сайтов, а аккаунты автора в соцсетях начали ломать, стоять ему осталось недолго. Спешите видеть!..


"Дела государственные" by Hioshi


Апрель 2019 - Московский парк Победы

Работы по закладке нового Московского парка культуры и отдыха рядом с карьерами кирпично-пемзового завода №1, расположенного немного севернее Чесменского дворца, Чесменской церкви и строившегося в то же самое время Дома Советов, начались ещё в 1939 году. К 1941 году была готова северная часть парка, примыкающая к Кузнецовской улице: там была сформирована цепочка узких прудов с островками, существующая до сих пор. Заняться южной частью парка собирались после выработки кирпичным заводом всех местных запасов глины и завершения строительства окрестных жилых кварталов, но этим планам помешала война и блокада. Во время блокады стало не до парков, не до строек, и не до производства кирпичей... В первую же блокадную зиму кирпичный завод прекратил свою работу, и его печи стали использоваться как круглосуточный крематорий, в котором сжигали погибших от бомбёжек и умерших от голода ленинградцев. Пепел ссыпали в заводские карьеры, которые, разумеется, после этого уже никогда не использовались для добычи глины...

После войны кирпичный завод был снесён, и на его месте продолжились работы по созданию парка, но теперь уже не отдыхательно-развлекательного, а мемориального. Основная часть работ продолжалась 12 лет - с 1945 по 1957 гг. Парк Победы создавался простыми ленинградцами в память о таких же простых ленинградцах, не доживших до победы. Люди выходили на субботники: сажали деревья, укрепляли берега прудов, прокладывали дорожки, осушали заболоченные участки и строили парковые павильоны. От развлекательной функции полностью уйти не получилось (и это, я считаю, правильно), но в советские годы всё это было сделано с максимальным уважением. В парке в советские годы занимались спортом, играли в шашки и шахматы, устраивали выступления на сцене открытого летнего театра, катались на лодочках по прудам, зимой заливали каток и прокладывали лыжню.

Но о блокаде здесь помнили всегда, и помнят сейчас. Уже в постсоветские 1990-2000-е годы парк продолжил развиваться: здесь были установлены памятник маршалу Жукову, руководившему обороной Ленинграда, вынута из карьера, отреставрирована и установлена в качестве памятника одна из заводских вагонеток, перевозивших пепел из печей в карьеры, построена часовня, заложена Аллея Памяти. Спортивно-развлекательная функция, правда, дополнилась не самыми необходимыми в мемориальном парке суши-баром, покатушками на пони, колесом обозрения и аттракционами. Ничего личного, онли бизнес... В 2010-13 гг. в парке была проведена глобальная реконструкция. Три года гастеры укрепляли берега прудов, перекладывали парковые дорожки и штукатурили павильоны - и всё без особого толка, к сожалению. Ныне, шесть лет спустя, проведённая реконструкция уже не особо видна на местности. Павильоны, по большей части, никак не используются, и стоят с выбитыми окнами, дорожки как подтапливались поверхностным стоком, так и подтапливаются, а большой фонтан рядом с главным входом в парк как стоял сухим, так сухим и стоит...

Впрочем, весной здесь всё равно очень хорошо, и потратить час-другой своего времени на неспешный кружок по парку - это правильная идея.


Колесо обозрения в "Гагарин-парке"

Высотная доминанта района. На заднем плане - СКК.

 

На Аллее Героев

Главная композиционная ось парка, визуально соединяющая СКК на востоке и гостиницу "Россия" на западе. Здесь установлены бюсты дважды Героев СССР и Героев труда - уроженцев Ленинграда. В центре должен был стоять Сталин, но в 1995 году поставили всё же памятник маршалу Жукову... А ещё там есть прижизненный бюст полярника Артура Чилингарова (Героя СССР и Героя России), установленный в 2010 г.


Фонтан "Венок Славы" (1945 г.)

У главного входа в парк. Несмотря на многолетнюю реконструкцию, проходившую в парке в начале 2010-х гг., так и не заработал :(

Памятники в северо-западном углу парка

Зоя Космодемьянская (1951 г.). Александр Матросов (1951 г.). Раймонда Дьен (1953 г.), прославившаяся почти 70 лет назад тем, что легла на рельсы перед поездом с танками, отправлявшимися во Вьетнам. Жива, весной 90 лет бабуле стукнуло! "Братство по оружию" (1965 г. - подарен Чехословакией, 1977 г. -установлен в парке).


Форзиция!

В парке есть несколько совершенно роскошных старых кустов, ничуть не хуже, чем в ботсаду.

Павильон "Терраса" (1955 г.)

Он же - "Молочный буфет". Сейчас никак не используется, стёкла разбиты, и следы реставрации 2010 г. уже практически не видны.

Летний театр (1957 г.)

Есть ощущение, что он тоже никак не используется. Разве что как подсобка для дворников и места для фотосессий девочек-ванилек.


Скульптура "Приём в пионеры"

Здесь снималась сцена из советского "Старика Хоттабыча".

Часовня (2010 г.) и поклонный крест (1995 г.)

На месте кирпично-пемзового завода №1, в печах которого кремировали умиравших во время блокады ленинградцев.

Вагонетка

На таких вагонетках вывозили пепел из печей кирпичного завода, и высыпали его в заводские карьеры. В одном из карьеров, ближайшем к печам, её и нашли в 1999 году. Отреставрирована и установлена в 2001 г.


Павильон "Ротонда" (1995 г.)

На самом деле не ротонда, а портик в память о жертвах блокады.

Знак на Алее Памяти (2004 г.)

На одной из сторон - текст постановления Исполкома Ленгорсовета о кремации погибших ленинградцев на кирпично-пемзовом заводе №1. Официальная (заниженная по политическим мотивам) цифра военного времени - менее 115 тысяч, современная - до 580 тысяч кремированных здесь

Шахматно-шашечный павильон (1952 г.)

Стоит на берегу Фонтанного пруда. Ныне - суши-бар. О времена, о нравы!..


Весна в парке Победы

Травка зеленеет, листики распускаются, что-то даже понемногу начинает цвести. Хорошо! :)


Апрель-Май 2019 - две игры ФК "Ленинградец" на NOVA ARENA

После прошлогодней бездарной кончины ФК "Тосно", взявшего в мае Кубок России и буквально через месяц после этого канувшего в Лету вместе со всеми своими долгами, в Ленобласти организовалась новая футбольная команда - "Ленинградец". Найденные областными чиновниками спонсорские деньги, которые можно (и нужно!) было бы пустить на спасение "Тосно", Ленобласть шустренько употребила на создание с нуля своего собственного профессионального клуба. Примерно с такими нехорошими мыслями в июле прошлого года я пошёл на первую официальную игру "Ленинградца", заявившегося на сезон 18/19 в ПФЛ...

Но футбол есть футбол. "Ленинградец", набранный по питерским спортшколам буквально за месяц до первой игры, сыграл очень неплохо, буквально на раз разделав "Локо-Казанку", одного из прошлогодних лидеров ПФЛ. И я решил понаблюдать за командой - походить на игры, почитать интервью с организаторами, спонсорами, тренерами и т.д. И неожиданно для себя втянулся. Мне всегда была (и будет!) симпатична идея второго клуба в Питере и/или области. В "Зените", при всей моей к нему петербургской любви, уже давно не видно сколько-нибудь заметного числа петербуржцев. Нет петербуржцев и в сборной (вы же в курсе, что единственным уроженцем Петербурга на прошлогоднем ЧМ-2018 был... Брайан Идову из сборной Нигерии?). А "Ленинградец" позиционируется именно как клуб, в котором смогут играть наши, местные ребята, и лично меня это очень подкупает.

После своего первого сезона команда заняла 5 место в зоне "Запад", никуда дальше не прошла, и осталась во втордиве ещё на год. Но, может, так оно и к лучшему. За этот год команда сыгралась, набралась боевого опыта, вытащила в Питер зенитовских легенд начала 2000-х Олега Власова и Максима Астафьева. А ещё основательно обросла зрителями, которых на домашних матчах бывает до пятисот человек, и даже обзавелась своими ультрас. И к концу сезона с фанатского сектора наконец-то понеслось что-то, отдалённо напоминающее нормальные заряды :) Ибо тот шлак, который пара ребят пыталась по бумажке зачитать на первой игре, был явно свёрстан пресс-службой губернатора области на коленке прямо перед матчем :)

К чему я всё это? А к тому, что сегодня, 16 июля 2019 года, в ПФЛ начинается новый сезон. 18-30, NOVA ARENA, "Ленинградец" (ЛО) - "Родина" (Мск). Я постараюсь приехать, и вы приходите ;)

А фотографии будут с двух домашних весенних игр, на которых я был с фотоаппаратом. Обе команды гостей, по стечению обстоятельств, были с Владимирщины: в апреле - "Муром", в мае - владимирское "Торпедо".


 

"Ленинградец" - "Муром"

Приветствие команд. С судьями. В муромской штрафной. Защитник Максим Петров. Он же в чужой штрафной. Полузащитник Руслан Казаков. Штрафной. ... когда соперник немного не в форме... И всё-таки ноль-ноль :(


 

"Ленинградец" - "Торпедо" (Владимир)

На воротах - Ваня Будачёв. Прыжок. Сергей Костин, капитан. Форвард Айхан Гусейнов, перешедший пару недель назад в "Нижний Новгород". Защитник Данила Дятлов вводит мяч из-за боковой.
Игра!
Одинокий торпедовец в стенке. Торпедовский вратарь. Максим Астафьев караулит момент. Голевой момент! Празднование гола у углового флажка. Защита "Торпедо" в расстройстве.


 

Единственный гол в матче

Олег Власов

Возможно, это была его последняя игра на профессиональном уровне :(

Фанаты

Человек десять, но то ли ещё будет! :)


Июнь, Август 2019 -Сад Бенуа

Чуть меньше 120 лет назад, в 1890-х, архитектор Юлий Юльевич Бенуа решил заняться сельским хозяйством и взял в аренду большой кусок земли к северу от Петербурга. Питер - это, как известно, зона рискового земледелия: ананасы в открытом грунте тут не вырастишь, да и картоха далеко не каждый год колосится. Единственное, что в наших краях растёт без участия человека - это трава. Посему мудрый Юлий Юльевич не стал заморачиваться с овощами, и завёл себе стадо коровок :)))

Первым делом на арендованной земле Бенуа построил симпатичную двухэтажную деревянную дачку на каменном подклете. Дачу венчала высокая башня, это было и красиво, и функционально: можно было и любоваться окрестностями, и наблюдать за пожарной обстановкой в своих владениях. Рядом появилась молочная ферма, на которой поселилось две сотни породистых коровок. Молоко с "Лесной фермы" Бенуа отправлялось на переработку в город, и очень ценилось петербуржцами. Ферма регулярно участвовала в разных конкурсах и неизменно получала на них медали и прочие награды. Вопреки обычной практике, после 1917 года всё это не накрылось медным тазом, а продолжило развиваться, пусть и не под руководством Бенуа. Здесь организовался совхоз "Лесное", который помимо молока всё же занялся овощеводством и картошкой, и эта картошка спасла немало жизней во время блокады...

После войны хозяйство в "Лесном" продолжило развиваться, и своего пика достигло в 1959 году, когда на базе совхоза появилось государственное племенное хозяйство. Юлий Юльевич мог бы гордиться начатым им делом, я считаю. Но в 1960-х годах городские новостройки доползли до земель совхоза, и ему пришлось переселиться на самый-самый юг Пушкинского района (туда, где сейчас планируется строительство полумифического города-спутника Южный). В итоге в 1968 году коровки отправились пастись на юг, а на месте полей и пастбищ встали хрущобы, брежневки и гаражи. Но небольшой кусочек земли, примыкавший к даче Бенуа и стоявшим здесь коровникам остался незастроенным. Комплекс, никому особенно не нужный, постепенно ветшал. В коровнике были какие-то магазины, а последнее, что было в главном доме фермы Бенуа - художественная школа под управлением Ильи Глазунова. В марте 2001 года пережившая революцию и войну дача Бенуа сгорела. Разнообразные прожекты, связанные с восстановлением дома и его последующим использованием, возникали ещё 10 лет. За годы под открытым небом сгнило всё то, что не успело сгореть в 2001-м. Бывший коровник выгорел в 2008-м. К 2011 году все постройки фермы Бенуа представляли собою руины разной степени разрушенности. И город с большой радостью избавился от них, продав с торгов под редевелопмент.

В 2014 году остатки деревянной дачи были снесены, и за следующие 3 года на их месте появилось бетонное здание на металлическом каркасе, обшитое деревом и очень отдалённо напоминающее старую деревянную дачу Бенуа. В новоделе разместился детский центр "Школа Бенуа". Коровник, по большей части, также снесли: сохранены были только торцевые фасады, да и то со значительными изменениями. В заново отстроенном коровнике появился ресторан. В хозяйственном двухэтажном корпусе возле коровника появился, простигосподи, коворкинг. Последний объект фермы, силосная башня без крыши, стояла без дела до лета нынешнего года. Собственник изначально хотел сделать там детскую площадку-лазалку, но эта идея так и осталась на бумаге. В середине июля 2019 года башню отдали под инсталляцию Турбена и Анны Мартыненко "120 МУ": на внутренних стенах башни нарисованы очень милые чёрно-белые коровки, а в нише стены стоит динамик, транслирующий запись с мумуканьем. Мумукают при этом не коровки, мумукают люди :) Такое современное искусство мне по нраву :)))

Хотите моё мнение насчёт всего этого? В "Школу Бенуа" идут дети, с балкончика их встречает обаяшка слономышь Глаша. В кафешке при школе тусит мелочь с родителями. В ресторане пахнет кофе и свежевыпеченным хлебом, и сидят влюблённые парочки. У дверей, простигосподи, коворкинга стоят какие-то бородатые личности в очках и курят вишнёвый табак. Коровки в силосной башне мумукают на разные лады. Пусть лучше будет вот это вот всё, а не умирающие руины. Жизнь продолжается!


Реплика дачи Бенуа (2015-17 гг.)

Стальной каркас, бетон и отделка деревом. Внутри - "Школа Бенуа" для детей от 2 до 12 лет. Это и подготовка к школе, и детский садик, и несколько десятков кружков, и инглиш, и спорт, и развлекухи на каникулах. Школ под этой франшизой в городе примерно с десяток - и ни одна из них не пустует. Кроме школы в здании есть кафешка с летней террасой и... песочницей :)


Башня

Бенуарики

Слономыши - жители вымышленной страны Бенуарии. Придуманы Николаем Копейкиным (картины со злобными зубастыми снеговиками помните? вот, это тоже он). Глаша, которая не определилась, то ли она слономышь, то ли мышеслон. Ходит почему-то без одежды, в отличие от остальных бенуариков :)

Дача Бенуа на фоне новостройки

Новостройка - Тихорецкий,26 (дом для работников Физико-технического института им.Иоффе 2000-х гг. постройки).


Круглый пруд, он же Блюдце

Первое фото - Веденеева,12, корп.1 (1995 г.).
Второе фото - вид на комплекс коровника, над которым возвышается "башня Сарумана", ИМХО, самое интересное сооружение севера Петербурга. Это башня НИИ робототехники (1978-87 гг.), лучший отчёт о залазе в которую - здесь.

Пруд с островком, он же Бублик

Травка зеленеет, рдесты цветут, уточки плавают...


Служебный корпус фермы

Ныне, простигосподи, коворкинг.

Административное здание фермы и коровник

Ныне ресторан, банкетный зал и сувенирная лавка. Бенуариков искать здесь - и плюшевых, и книжных, и на футболках.


Силосная башня

Ныне - площадка для размещения арт-объекта "120 МУ".

120 МУ

Видео - у меня в Инсте.


BENUART

Временная (до середины октября 2019 года) выставка произведений современного искусства под открытым небом в саду Бенуа.

Огромный пень


Август 2019 - Сестрорецкое болото и "Сестрорецкий рубеж"

Я - настоящий петербуржец, и я люблю болота. И совершенно искренне не понимаю людей, которым болота не нравятся! Почему? Ведь болота прекрасны: там всегда свежо, нет комаров, вкусно пахнет сфагнумом и растёт куча всяких интересных растений. Сами понимаете, с таким трепетным отношением к болотам я не мог пропустить открытие оборудованной экотропы на Сестрорецком болоте, самом большом из болот, входящих в административные границы Петербурга :)))

Сестрорецкое болото - крупнейший в Петербурге заказник, поэтому появление здесь экотропы было вполне логичным. Помимо просветительских задач, это, по идее, должно было уменьшить антропогенное воздействие на экосистему болота, сконцентрировав это воздействие на узкой полосе тропы шириной в несколько метров. Но на деле всё вышло не слишком хорошо: по тропе бесконтрольно гуляют - не побоюсь этого слова - дичайшие толпы посетителей! Никакого контроля со стороны заказника за происходящим на тропе нет, за людьми никто не следит: они спокойно сходят с тропы, топчут сфагнум и кустарнички на кочках, рвут растения, устраивают пикники среди сосен, мусорят и орут. Мне кажется, администрация заказника несколько ошиблась в своих расчётах при планировании количества посетителей, и было бы неплохо, чтобы на следующий сезон у тропы появился смотритель. Хотя бы по выходным, когда поток туристов максимален!

Я поехал гулять на болото в середине августа, тёплым субботним утром. Всего каких-то двадцать минут давки в тамбуре дачной электрички - и я в Белоострове. Выход на экотропу находится в получасе ходьбы (2,5 км) от вокзала (или в пятистах метрах от шлагбаума заказника, где можно бросить машину), в конце улицы Железнодорожной, и оборудован... практически никак. На полянке стоят два стенда, рассказывающие о заказнике, но нет даже намёка на стрелку с указанием направления дальнейшего движения! Большинство посетителей, конечно, справляется с несложным квестом по поиску тропы (подсказка: тропа начинается ровно между этими двумя стендами и уходит от дороги практически под прямым углом), но есть и такие, кто промахивается мимо тропы и уходит по дороге прямиком в Сестрорецк. Уже погуляв по болоту, и целенаправленно потопав в сторону Сестрорецка, я встретил аж две такие компашки, и обе они были крайне недовольны!

На местности экотропа представляет собой... тропу ;) Проходит маршрут преимущественно по гривкам - остаткам древних береговых дюн Литоринового моря, поросшим соснами. В низинах и на открытых участках болота тропа поднимается на деревянный настил. Кое-где сделаны смотровые площадки и установлены стенды, рассказывающие о Сестрорецком болоте, истории его появления и развития, болотной флоре и фауне. Фауны никакой я не видел, а вот практически вся упомянутая на стенде флора, включая редкие виды, вполне доступна с тропы или с берегов гривок. Заканчивается тропа тупичком с видом на почти бескрайние болотные просторы, чахлые сосенки и новостройки Сестрорецка где-то на горизонте. Длина тропы - около 2,5 км в одну сторону, поэтому закладывайте на неспешную прогулку туда-обратно час-полтора (не считая дороги до начала маршрута, само собой!).

Если вы считаете, что видели в Петербурге всё, но ещё не были на Сестрорецком болоте, то вы видели в Петербурге не всё. Если вдруг соберётесь, и если вдруг захотите ботаническую мини-экскурсию по болоту в моём исполнении - пишите, съездим вместе! Потому что я люблю болота. И вы полюбите ;)

После прогулки по болоту я потопал в сторону Сестрорецка по продолжению Железнодорожной улицы (именно тут мне и попались люди, которые вовремя не свернули на экотропу и ушли в Сестрорецк). В Сестрике я собирался перекусить в какой-нибудь забегаловке, сесть на электричку и уехать домой. Дабы остаток дня не превратился в банальное перемещение из точки А в точку Б, по дороге на вокзал я заглянул на территорию поискового клуба "Сестрорецкий рубеж". Местные поисковики обосновались в лесу вокруг большого ДОТа, когда-то защищавшего Сестрорецк от всех 64 танков времён Первой Мировой, стоявших (в прямом и переносном смыслах) на вооружении у независимой Финляндии.

В самом ДОТе лет десять назад был организован поисковый музей, поначалу даже бесплатный. В лесу вокруг ДОТа периодически проводят реконструкции боёв времён Зимней войны и Войны-Продолжения, потому что он усилиями поисковиков и реконструкторов превращён в небольшой укрепрайон, который, ИМХО, и по нынешним меркам мог бы продержаться пару часов против какого-нибудь не слишком настойчивого противника. Кроме того, возле ДОТа расставлены трофеи поисковиков - от небольших бронещитков и бетонных огневых точек, и до практически целых танковых корпусов и целых фрагментов ДОТов, перевезённых сюда из бескрайних лесов и болот Перешейка. Даже я, человек бесконечно далёкий от всего военного, завис тут примерно на час, и не успокоился, пока не обошёл всю территорию "рубежа"! Так что если вам интересна военная тема, то это одно из мест, что называется, "маст си", в Питере. Добро пожаловать сюда на экскурсию (по выходным; 100, что ли, рублей с человека) и на прогулку по военному музею под открытым небом (в любой день, бесплатно).

Комментировать фотографии буду очень кратко, дабы по незнанию не впасть в какую-нибудь ересь, не перепутать финский бронеколпак с отечественным дальномером, и не призвать в итоге на свою седую голову праведный гнев настоящих любителей военного железа. Ну и военного бетона, куда ж тут без него! :)


Белоостров

Станция, от которой до начала экотропы ближе всего.

ул. Железнодорожная

В начале, рядом с вокзалом. В конце, у шлагбаума заказника.

Начало тропы

Правее вот этого вот стенда. Промахнуться трудно :)


Настилы на экотропе

Через ручейки, небольшие понижения, и на открытых участках болота лежат мостки. Деревяхи на болоте долго не протянут, тропе нужен будет постоянный ремонт.


Сестрорецкое болото

Западная его часть.

Город на болоте

Сестрорецк на горизонте!


Флора Сестрорецкого болота

Стенд, посвящённый болотной растительности. Клюква. Подбел. Багульник. Очеретник. Росянка. Шейхцерия. Белокрыльник. Морошка.


Грибы и мох

Гривки

Древние оплывшие дюны, поросшие сосной.


Можжевельник

Растительность на гривках

Вереск. Дифазиаструм. Иван-чай в плодах на старой гари.

Ворота Сестрорецкого рубежа

И противотанковые надолбы, наши и финские.


Горка-слон

Как бы намёк на главную местную достопримечательность

ДОТ "Слон" (1938-41 гг.)

Артиллерийско-пулемётный полукапонир №1 КаУР, более известный по своим позывным ("Слон"). Огромное бетонное сооружение в искусственном холме на берегу болота. Должен был прикрывать автомобильную и железную дороги от танкового прорыва со стороны границы с Финляндией, простреливал чуть ли не всё Сестрорецкое болото и долину реки Сестры почти до самого до Белоострова. Внутри - музей, куда я не ходил.

Знамя

Слегка потрёпанное в боях.


ДЗОТ "Моська" (1942-45 гг.)

Где "Слон" - там и "Моська". В соседнем холме - ещё одно укрепление, только попроще, дерево-земляное.

Пограничные камни

Практику бессмысленного перетаскивания исторических достопримечательностей, которым ничего не угрожает, на новое место, я считаю неправильной. Здесь вдоль дороги стоят три камня - два местных, связанных с бывшими границами со шведами и финнами, и один - из-под Острова, со старой границы между Псковской областью и Латвией. Нафига он тут?

Вышка

На холме над железнодорожной выемкой.


Колючка

В лесу вдоль железной дороги

Реконструкторский рай - военное железо, землянки, окопы, бетонные огневые точки и всё такое прочее, организованное в некоторое подобие укрепрайона.


Танки

Вернее, танковые корпуса и башни, поднятые поисковиками по всему Карельскому перешейку.


Фрагменты ДОТов

Разнообразные огневые точки

Бетонные, железные, железобетонные. Сборные, литые и сварные. Промышленные и самопальные. Практически весь спектр, доступный в лесах Ленобласти...


Финские бронеколпаки и бронещитки

Бронеползунки


Сестрорецкое болото

Кукурузина детектед! До неё около 18,5 километров по прямой.

Мемориал "Сестра" (1966 г.)


Октябрь 2019 - Три станции "Фрунзенского радиуса" метро - "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары"

3 октября наконец-то открылось пассажирское движение на трёх последних станциях "Фрунзенского радиуса" метро, южного конца "фиолетовой" ветки - "Проспекте Славы", "Дунайской" и "Шушарах". Все три новые станции , как и три предыдущих станции нашей "фиолетовой" ветки ("Волковская", "Бухарестская" и "Международная"), лежат на оси ул.Бухарестской, главной транспортной артерии всего нашего района. Станция "Шушары", как бы смешно это не звучало, тоже лежит на этой оси, хотя там Бухарестской улицей уже и не пахнет, но об этом позже... :)

Первая от центра новая станция - станция "Проспект Славы", следующая после открытой в 2012 году "Международной". Как следует из её названия, находится она в районе пересечения улицы Бухарестской с проспектом Славы, и тематически посвящена Славе - воинской и не только. На перекрёстке Бухарестской и Славы находятся два северных входа, ещё к двум, южным, можно попасть от Альпийского переулка и ЖК "София". Над всеми четырьмя входами смонтированы типовые павильоны, уже известные горожанам по "Беговой и "Новокрестовской", с лесенками, траволаторами и отваливающейся со стен облицовкой. Выходы попарно связаны между собой широченными подземными переходами, идущими под Бухарестской. В южном переходе устроена небольшая выставка пожарной техники, а одна из стен отдана под длинный чёрно-белый фотоколлаж (очень в стиле "Обводного канала"), повествующий о нелёгкой работе пожарных.

Станция "Проспект Славы" - глубокого заложения (59 м.). Кассовые залы находятся в двух подземных вестибюлях, к поездам из вестибюлей ведут эскалаторы. Над обоими спусками в наклонные ходы размещены тематические мозаичные панно: панно в северном вестибюле посвящено Афгану и воинам-интернационалистам, в южном - пожарным. Под землёй же построена "классическая" питерская трёхпролётная пилонная станция метро с просторным центральным залом и двумя боковыми платформами. Приятно, что в отличие от "Беговой" и "Новокрестовской", облицованных страшненькой металлокерамикой, "Проспект Славы" облицован мрамором и несколькими видами гранита разных расцветок.

Резюме: мне станция понравилась! Камень в отделке, витражный карниз, закрывающий светильники в центральном зале и на платформах, полное соответствие оформления станции её названию и месту расположения. И настоящая пожарная техника в подземном переходе! "Проспект Славы" - одна из самых цельных и симпатичных постсоветских станций метро в нашем городе.

Следующая после "Проспекта Славы" станция - "Дунайская" - построена по принципиально иному проекту: это единственная в петербургском метро подземная станция открытого типа с боковыми платформами. Проект станции, общая стилистика и планировка "Дунайской" сходны с "Беговой", с одним только глобальным отличием: с платформы убран "горизонтальный лифт", а между путями добавлена перегородка с восьмиугольными дырками. Качество работ и части материалов, к сожалению, также соответствуют всё той же "Беговой"...

У станции есть два входа-выхода, накрытых типовыми стеклянными павильонами. Северный выход ведёт на Дунайский проспект, южный - на улицу Ярослава Гашека, оба они расположены на перекрёстках всё с той же Бухарестской улицей. Построены и парные вторые выходы со станции, но... я с трудом понимаю, кто будет ими пользоваться! Они ведут в никуда. Поднявшись по лесенке "второго" выхода, вы увидите перед собой дорожку, которая приведёт вас к такому же противоположному "второму" выходу. Соседняя дорожка приведёт вас к главному выходу со станции. Всё. Даже в парк, расположенный между Бухарестской и Загребским бульваром, на границе со станцией, официальных тропинок от "вторых" выходов с "Дунайской" нет. Зачем их построили? Почему не сделали подземный переход под Бухарестской с выходами к трамвайной остановке? Нет ответов.

Станция "Дунайская" - мелкого заложения, всего 17 метров. Отсутствие над станцией и тоннелями застройки позволило построить станцию открытым способом, в котловане. Вы, кстати .в курсе, что "как вы станцию назовёте, так она и поплывёт"? Раз назвали "Дунайской" - ждите много воды, потому что о нормальной гидроизоляции и здесь почему-то забыли: вода течёт с потолка и стен, и весёлый ручеёк журчит между рельсами. Строители и проектировщики - большие молодцы! Оформление пространства станции должно напоминать о реке: синие речные колонны и синий речной потолок с белой речной пеной, несущейся в потоке воды. Но реально о реке напоминают только лужи на полу, мокрые пятна на отделанных мрамором стенах и ручеёк между рельс. Всё остальное вызывает раздражение: синие колонны с убогой металлокерамической отделкой, криво обрезанные синие металлические листы, под которыми видно бетон, мятый белый потолок со следами крепежа и дырками.

Тематически станция, как вы уже догадались, посвящена Дунаю, одной из главных европейских рек, и расположенным на Дунае городам. Это связано с тем, что станция была спроектирована тогда, когда мы со всей этой Восточной Европой дружили расположена в районе, где почти все топонимы так или иначе касаются Восточной Европы. В часть восьмиугольных дырок на перегородке между путями вставлены витражи с главными достопримечательностями главных дунайских городов и их гербами, от истока Дуная и до его устья. Фоном для композиций служат карты городов. В принципе, неплохая идея, если бы не исполнение: порядок городов от истока к устью перепутан, на витраже города Измаила изображена крепость Аккерман в Белгороде-Днестровском.

Резюме: пичалька. Подземные станции с боковыми платформами явно не очень удаются нашему "Метрострою". Третья попытка - и третья неудача :( Завязывайте с ними, стройте старую добрую "классику". И вспомните уже про гидроизоляцию, она нужна не только в тоннелях под Невой.

Ну и последняя на Фрунзенском радиусе станция - "Шушары". Это наземная станция с боковыми платформами, очень похожая по устройству с открытой более 10 лет назад станцией "Парнас" на "синей" ветке. Единственная причина её появления в глухой промзоне за пределами КАД, откуда практически никуда невозможно добраться - это строительство рядом с нею самого современного в Петербурге и одного из крупнейших в стране метродепо.

"Шушары", как я уже написал - это наземная станция. Теперь таких станций в Питере пять, все они находятся на городских окраинах и привязаны к метродепо. Но если строительство станций "Купчино", "Парнас", "Девяткино" и "Рыбацкое" в своё время резко изменило ситуацию вокруг них и подстегнуло строительство новых жилых районов вокруг (пусть даже и страшненьких советских блочных, пусть даже и нынешних многоэтажных "человейников"), то появление "Шушар" - это очередной эпик фейл. Места для какого-либо строительства вокруг станции - нет. Разве что небольшой торговый центр построить можно. Почему не сделали прокол под заводом "Тойота" и не вывели метро южнее, в никому сейчас не нужные пустующие поля между Купчино и Колпино - не понимаю! Вменяемого выезда в сторону города - нет (Софийскую и Московское шоссе не предлагать, это как раз невменяемые выезды). Почему одновременно не построили коротенький путепровод и не соединили Бухарестскую и Автозаводскую, чтобы появилась возможность попасть от станции в город напрямую - не понимаю! Отсутствует не только связь названия станции с окружающей местностью, но и регулярная возможность попасть в жилой район, по имени которого названа станция. Почему у станции такое дурацкое название вместо более подходящих ей "Автозаводской" или "Южной" - не понимаю! Как-то у нас с "Шушарами" всё очень тупенько и бесперспективно получилось...

Сама станция - без претензий. Чисто, функционально, брутально. Просто такой длинный ангар из крашеных в фиолетовый цвет металлоконструкций. Пол - гранит, стены - стекло и мрамор, потолок - жесть. Украшательств - полный ноль, ни тебе витражей, ни тебе мозаик. Вид из окон также брутален до предела: автостоянка, забор, автобусная остановка, метродепо и отвалы грунта.


"Проспект Славы", северные входы

Угол Славы и Бухарестской. Видна Георгиевская церковь в парке Интернационалистов и ЖК "София".

Южный вход, один из двух

Один из двух - тот, который к ЖК "София" и парку Героев-Пожарных.

Спуск в подземный вестибюль

Лесенка и траволаторы.


В подземном переходе под Бухарестской

Блин! Ведь опять всё поотваливается нахрен, как на "Беговой"! :(((

Реклама

Выставка пожарной техники

Автолестница АЛГ-17 на шасси ГАЗ-51, точная копия трубобочечного хода XIX века, автоцистерна АЦ-40 на базе ЗИЛ-130. А вот так всё это спускали в подземный переход осенью прошлого года.


Фотопанно

Работа пожарных в фотографиях: от Карла Буллы до наших дней.

Мозаики над эскалаторами

Южный вестибюль, пожарные. На монументальные полотна нужно смотреть издалека, потому что если назумить, то выясняется, что за спиной девочки стоит сама Смерть, и что девочка об этом, похоже, догадывается...
Северный вестибюль, Афган и воины-интернационалисты. Авторам мозаики не заплатили за работу вовремя, и они выставили свою работу на Авито и чуть было не продали её куда-то за границу (в Белоруссию, что ли?). Только тогда метрошные заказчики перевели мозаичистам деньги!


Наклонный ход и эскалаторы

Приехали на станцию!

Панорамы центрального зала


Торцы станций

Выходы к эскалаторам и оформление торцевых стен над выходами мозаичным Орденом Отечественной войны и часами. В принципе, было бы красиво и здесь не обращаться к теме ВОВ, и как-то продолжить обыгрывать афганскую и пожарную тему, но и так тоже норм.

Детали

Скамейки и витраж, скрывающий светильники.


Навигация

На север - парк Интернационалистов, на юг - парк Героев-Пожарных.

На платформах

Схема и дверь

Фрунзенский радиус на схеме "фиолетовой" ветки. Стена тоннеля с гранитной отделкой и дверью.


"Дунайская", основные входы

Северный. Южный.

Окрестности станции "Дунайская"

Или, скорее, несколько фотографий про бессмысленные "вторые выходы", которые находятся прямо рядом с главными и ведут в никуда. Из "второго выхода можно попасть либо к главному, либо к такому же "второму" на противоположной стороне станции. От них даже в парк дорожки не сделали! При этом, под Бухарестской подземный переход не сделан и не планируется. Ничего более бессмысленного наш "Метрострой", как мне кажется, никогда ещё не строил! :(


Спуск в метро

Типовка: лесенка и траволаторы.

Про траволаторы на "Дунайской"

Часть - работает, часть - нет. Ходите по лестницам, укрепляйте здоровье!

Подземный переход

Ведёт от главного входа к "второстепенному". Пусто, просторно, совершенно бессмысленно.


Подземный вестибюль

Всё как мы любим: теснота и толкотня у касс и никому не нужный простор после турникетов.

Эскалатор на станцию

Вниз. "Красота" на стене над эскалатором (вроде над одним из четырёх эскалаторов есть мозаика в виде карты, но я её как-то упустил). Вверх.

Вид на платформу


На платформе

Синие металлокерамические колонны и дырявая стена, разделяющая встречные поезда.

Дырки в стене

Через дырку можно подглядывать за жизнью на другой платформе.


Витражи "Дунайской"

Некоторые города, расположенные на Дунае.


Карта-подложка

Скамейка и лужа

Грустное зрелище. Станция протекает :(

Потолок

Мятый, с дырками и криво обрезанным металлом.


В вагоне

Пустовато. Никто не хочет в Шушары...

Приехали...

Станция "Шушары" без поездов


Пол

Гранит потемнее, гранит посветлее. Пока не затоптали, будет смотреться хорошо.

Переход над путями

Нужен для посадки на метропоезда, идущие на север, в город.

Вид на пути и станцию

С перехода, через стекло. И это не горизонт завален, это потолок такой формы :)


Виды с перехода над путями

На вход и турникеты. На большое окно с видом на метродепо.

Виды из окна

Метродепо. Отвалы грунта в осенней раскраске.

Окно и скамеечка


Окно лицевого фасада

Таких окон два, с каждой стороны от центрального входа на станцию. Вид с площадки, где находится автобусная остановка.

Вход на станцию

По центру - вход на станцию, ведущий к кассам. турникетам и переходу над путями. Выходы из метро - по бокам от центрального, из-под козырьков.


Карта местности

Оцените точку размещения станции, это просто гениально!

Расписание автобусов

От станции можно попасть в Колпино. И, (о чудо!), собственно в жилой район Шушар, на самую-самую его окраину. Причём аж тринадцать раз в сутки

Окрестности станции

Автобусная остановка с видом на непреодолимый КАД и последние дома Купчино. В обратную сторону - завод "Тойота". И что-то вроде парковки, забитой машинами. Всё. Больше тут ничего нет.


Месяц 2019 - Тема

Текст отчёта


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент