Январь 2017 - Канонерский остров

Текст отчёта


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


Февраль 2017 - белочки Елагина острова

Пара часов в ЦПКиО на Елагином острове, посвящённые поиску и кормлению белок :)


Кормушка

Птица, выходи, я еду принёс!

Сопливые питерские белки

Белка детектед!


Смелой белке достался орех

Сеня на охоте :)

 

Белки на дереве

Вид сбоку, вид снизу :) Третье фото - дальневосточная чёрная белка.


Загончик

Овцы и козы.

Про котика

Сначала мы смотрели на оленей, а котик смотрел на нас. Потом мы переключились на котика :)

Дупло

Ау, есть кто дома?!?


Мумии :)

"Санкт-Петербург Арена"

Достроили, наконец-то.

Мост ЗСД через Елагинский фарватер

Морской вид со стрелки Елагина испорчен навсегда...
У ЗСД виден полузатонувший дебаркадер с недостроенной в начале 1990-х гг. трёхэтажной гостиницей.


Февраль 2017 - короткая прогулка с Сеней по Нижнему парку Петергофа

Текст отчёта


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


Апрель 2017 - Воронья Горка

Весенняя вылазка на Воронью горку - традиция, которую нельзя нарушать :) На этот раз мы ездили туда в компании с Надей Дорофеевой, Мишей, Лёней и Райдо. 8 апреля на Дудергофских высотах было всё ещё снежно и холодно, а цветочков почти не было: вы же помните, какая в этом году была весна?..


 

Табличка

На въезде в посёлок поставили новый знак. Название на нём вообще не читается :(

Однопутка

Ветка Балтийской ж/д на перегоне между Красным Селом и Дудергофом.

М&M

Первый цветок 2017 года.


На плотинке

Озеро Дудергофское

Ключевое озеро, исток речки Дудергофки, на которой стоит Красное Село, Горелово, Старо-Паново, и вообще весь питерский Юго-Запад.

Спил

В 2016 году была предпринята очередная попытка как-то окультурить Нагорный парк, установить инфостенды, сделать экологическую тропу и т.д.


Снежные тропинки

Весна в 2017 году пришла в наши края только через месяц после этой поездки, в 10-х числах мая.

Сеня с дубиной

Некоторых можно загнать на прогулку только с помощью палки!..


Ещё Сеня

Скульптурная композиция в парке. Снегоуборочный малыш.

Миша и Лёня

Догоняют Надю с коляской.

Райдо

Пёса была счастлива!


Сеня и Алёнка

Спуск в Театральную долину

От источника до пруда построена лесенка. Авторам - респект!

В Театральной долине

Мокро, но зато уже почти бесснежно. Все цветочки ранней весной - именно здесь.


Взрослая часть банды

Отмечаем алёнкину днюху.

Райдо охотится

Мохи


Пихточка

Цветёт орешник

Воронье лыко в бутонах


Пролесник

Медуница

Печёночница


Май 2017 - Таицкий водовод

В парках Царского Села считают нужным побывать практически все туристы, приезжающие в Санкт-Петербург дольше чем на один день. И я, родившийся в бывшем Царскосельском Дворцовом госпитале менее чем в километре от Екатерининского парка, очень хорошо их понимаю :) Но далеко не каждый, кто прогуливается по берегам царскосельских прудов, догадывается, что вода в этих прудах - не вполне местная...

История водоснабжения Царского Села достаточно подробно описана и хорошо исследована, поэтому я буду краток :) Маленькому поселению Саари Мойс (Сарица, Сарицгоф и т.д.), существовавшему на месте современного Царского Села как минимум с конца XV в., всегда хватало собственных источников воды. После поражения в Северной войне земли Саарской мызы перешли сначала к Меншикову, а потом, в 1710 году, были подарены Петром I своей будущей жене Марте Скавронской, к тому времени уже ставшей Екатериной Алексеевной Михайловой, но ещё не ставшей Екатериной I. Воды в те годы по-прежнему хватало: на месте шведской Саарской мызы для Екатерины был разбит плодовый сад с парой прудов и построен небольшой каменный дворец, где она предпочитала проводить своё время, свалив все заботы о государстве на Меншикова и компанию. Проблемы с водой начались тогда, когда к власти пришла Елизавета Петровна, которая решила построить на месте дворца своей матушки роскошную летнюю резиденцию и расширить дворцовый сад, дополнив его целой системой прудов, связанных между собой каналами, протоками, каскадами и прочими садовыми затеями. И вот на эти самые пруды воды в Царском Селе как раз и не хватило...

Для снабжения прудов водой при Елизавете Петровне был прорыт Виттоловский водовод (1748-59 гг.), по которому ключевая вода стала поступать в парковые пруды с ближайшей возвышенности к западу от Царского Села. На какое-то время вопрос с водой был закрыт, но слобода вокруг дворца быстро росла, и очень скоро воды снова стало не хватать. После продолжительных поисков источников воды (была даже идея прокопать канал из Невы!), в дополнение к Виттоловскому был построен Таицкий водовод (1772-87 гг.). Начинался он в Таицкой мызе - богатой ключами местности у южного подножия Дудергофских высот. Таицкие ключи, водой которых было решено заполнить пруды Царского Села, носят имена хозяев двух соседних усадеб - Демидова (да, того самого) и Ганнибала (да, того самого). Надо признать, что выбор Таицких ключей был мудрым решением: воды в Ганнибаловских и Демидовских ключах было столько, что её хватило не только на постоянное обводнение прудов Царского Села и самих Тайцев, но и на полноценное питьевое водоснабжение трёх достаточно крупных городов - Царского Села, Софии и Павловска. Только через сто с лишним лет, в начале XX в., городу потребовался бОльший объём воды, чем давал ему постепенно пришедший в аварийное состояние Таицкий водовод. На смену аварийному Таицкому и окончательно пересохшему к тому времени Виттоловскому водоводам в 1905-м году пришёл Орловский водопровод, начинавшийся немного южнее тех же самых Тайцев, и дававший городу воду до 1970-х годов.

Таицкий водовод - крупнейшее гидротехническое сооружение конца XVIII в. в Европе, его длина - более 14 вёрст. Перепад высоты между Таицкими ключами и прудами царскосельских парков составляет около 25 метров, вода текла в сторону Царского Села самотёком, без каких-либо насосов и прочих водоподъёмных механизмов. Главной проблемой для строителей Таицкого водовода была возвышенность, которая расположена между Дудергофскими высотами и Царским Селом. Для преодоления этой возвышенности была построена т.н. "минная галерея", укреплённая деревянными рамами. Глубина заложения тоннеля достигала 16 метров. Вода, собранная в пруд возле выхода ключей, поступала в открытый канал (позднее заключённый в керамическую трубу), из открытого канала - в минную галерею, а после выхода из минной галереи - в деревянную (позднее - кирпичную) трубу, проложенную практически по поверхности земли и слегка присыпанную грунтом. Перед самым Царским Селом водовод пересекал реку Кузьминку по каменному акведуку, а в Баболовском парке снова превращался в открытый канал. Канал этот доходил практически до Орловских ворот Екатерининского парка. Рядом с Орловскими воротами был организован накопительный бассейн, из которого вода по керамической трубе подавалась в систему парковых прудов (и, позднее, в городской водопровод).

В середине мая я прогулялся вдоль самой доступной части водовода - от Новокондакопшино до Орловских ворот Екатерининского парка - и немного поснимал то, что сохранилось здесь до наших дней.


Одинокое дерево

В полях у Александровской.

Грязища

Не самый плохой участок дороги вдоль участка Таицкого водовода, забранного в кирпичную трубу.

Поля у Баболовского парка

С барашками :)


Лошадки

Рядом с акведуком через Кузьминку находится конюшня фонда "Дар", где доживают свой век старые лошади.

Мостик

Через один из притоков Кузьминки.

Водовод

Небольшое малозаметное возвышение - это и есть та самая кирпичная труба, засыпанная землёй. Если не знать - ни за что не догадаешься, что там водопровод!


Весна!!!

Ветреница дубравная - 2 фото. Ветреница лютиковидная. Чистяк. Калужница. Белокопытник.


Акведук

Открытая часть трубы, пересекающая речку Кузьминку (в конце XVIII века называвшуюся Соболевкой).

Труба


Труба к западу от Кузьминки

"Сортир"

Кирпичная врезка в водовод. Скорее всего - для отбора воды для к-л целей.

Кузьминка в полях

Фото с насыпи, по которой идёт труба Таицкого водовода.


"Баурова канава"

Таицкий водовод в пределах Баболовского парка. Воду, пусть и стоячую, я видел только здесь :(


Снова труба

Последние 350 метров перед накопительным бассейном.

Орловская водонапорка (1886 г.)

Одна из двух царскосельских водонапорных башен, построенных в 1886 году для устройства городского водоснабжения. Орловская снабжала Софию, Певческая - Царское Село. Источником воды были всё те же Таицкие ключи.

Верстовой столб (1775 г.)

Возле Орловской водонапорки.


Бассейн Таицкого водовода

Дырка - керамическая труба, по которой вода подавалась из этого накопителя в парковые пруды.

Орловские ворота (1777-78 гг.)

Керамическая труба водовода проходит как раз под центральной аркой.

Сергиевская церковь (1889 г.)

Бывшая церковь лейб-гвардии 2-го стрелкового Царскосельского полка при цейхгаузе и учебном зале, отреставрированная в 2012-14 гг. Памятник св.Сергию (2015 г.). В отреставрированных помещениях цейхгауза и учебного зала действует Духовно-просветительский центр Царскосельского благочиния (2015 г.), и, внезапно, кофейня, швейная, витражная и авиамодельная мастерские, а также небольшой музейчик, посвящённый истории гвардейских стрелковых полков.


Май, Ноябрь 2017 - "Императорский путь" (Царская ветка железной дороги Санкт-Петербург - Царское Село)

Александровский дворец в Царском Селе всегда был любимой резиденцией Николая II. Именно здесь он проводил бОльшую часть своего времени, именно здесь было настоящее средоточие придворной жизни, и именно здесь императором и двором принимались европейские послы и коллеги-монархи. Практически сразу после вступления Николая II на престол, в 1895 г., было начато строительство собственной императорской железнодорожной ветки от Варшавской железной дороги до деревни Большое Кузьмино. На окраине Большого Кузьмино, в одной версте от Александровского дворца, был построен деревянный царский железнодорожный павильон, и в 1896 году к этому павильону со сторону станции "Александровская" пришли рельсы и первый царский состав...

Современные исследователи "царской ветки" сходятся во мнении, что 1-й и 2-й пути этой железной дороги строились одновременно - в 1895-96 гг., хотя документально это подтверждено только для 1-го пути. Первый путь, длиной 2,6 версты, связал между собой станцию "Александровская" Варшавской железной дороги и Царский павильон в Большом Кузьмино, и был удобен для движения царских составов и поездов с гостями ЕИВ из/в Европу. По первому пути Николай II ездил в Гатчину к матери и в европейские загранкомандировки. Второй путь, длиной 1,4 версты, связывал Царский павильон и пост на 18-й версте всё той же Варшавской железной дороги, и предназначался для поездок из Царского Села в Петербург и наоборот. Некоторые исследователи считают, что второй путь "царской ветки" был построен на 2 года позже первого (и именно поэтому он - второй), в 1898 г., и что эти два года Николай II ездил из Петербурга в Царское и обратно с перецепкой паровоза и сменой направления движения по станции "Александровская". Возможно. Документов, подтверждающих или опровергающих это, вроде бы пока не обнаружено...

Есть у "Императорского пути" и третья ветка, самая длинная (21 верста) и самая интересная. Её проектирование и строительство началось в январе 1900 г., закончена ветка была в конце 1902 г. В отличие от первых двух путей, строительство вела частная контора - "Общество Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги", которая получила за это из казны 4 с небольшим миллиона рублей. Третий путь соединил между собой два Царских павильона - деревянный в Царском Селе и каменный в Петербурге, специально построенный рядом с Царскосельским вокзалом на Загородном проспекте. Первые 13 вёрст (16 км.) от вокзала 3-й путь шёл параллельно основному ходу Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги, а затем отклонялся на юго-запад, огибал с востока деревню Большое Кузьмино, забирался на глинт на одном из самых пологих его участков, и приходил с востока к Царскому павильону в Царском Селе.

За бюджетные деньги ЕИВ наконец-то получил "железнодорожную выделенку" - личную обособленную однопутную железнодорожную ветку, построенную с использованием самых передовых технологий начал XX века, способную выдерживать тяжёлые составы (до 15 вагонов), движущиеся на больших скоростях (до 42 вёрст в час). На пути было возведено 11 мостов/путепроводов - фермных и балочных. В Царском Селе и окрестностях все мосты были балочными, переброшены они были через небольшие ручьи, речку Кузьминку и ряд дорог ныне исчезнувшей деревни Большое Кузьмино. Рельсы на 3-м пути были сняты почти сразу после революции - они были нужны для ремонта других железных дорог в окрестностях Петрограда. Все царскосельские балочные мосты были, по некоторым данным, пущены на металлолом. Значительная часть насыпи была уничтожена во время Великой Отечественной войны. В Петербурге тоже мало что сохранилось (причинами тому - Великая Отечественная война, новое массовое строительство 1960-х, строительство продолжения Витебского проспекта в 2000-х гг.), но несколько участков царской насыпи и два фермных моста - через Обводный канал и через Боровую улицу - служат по прямому назначению до сих пор!

Идея пройти/проехать на велосипеде вдоль всей тридцатикилометровой трассы "Императорского пути" и сфотографировать то, что осталось от него на местности, ИМХО, вполне нормальна для любого уроженца Царского Села, хотя бы немного интересующегося историей своей "малой родины". Первопроходцем (ну... этаким современным первопроходцем, что ли...) такого отношения к царским железнодорожным развалинам принято считать ЖЖ-юзера fedor-ragin. Были и после него люди, а в этом году и я наконец-то реализовал похожую задумку :) Лично у меня на всё ушло три несложных и недлинных дня - два в мае (на велосипеде) и один в ноябре (пешкодралом).


Вокзал в Александровской

Здание вокзала 1860-х гг. постройки. Именно отсюда начинается 1-й путь царской железной дороги.

Фундамент часовни у вокзала

Белокаменная Александровская часовня у вокзала была построена в 1868 г. в память о спасении Александра II после покушения на него на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. Разобрана в 1949 году во время комсомольского субботника. В 2011 году поверх фундамента с воткнули чёрно-жёлтый крест с фоткой Николая II.

1-й путь

Рельсы имеются почти на всей исторической длине пути, в настоящее время зарастают. Ведут к "Александровскому заводу" (металлообработка, металлоконструкции, а раньше - ремонт паровозов, ж/д техники и т.д.).


Мост №0

Не буду сбивать нумерацию, сложившуюся в публикациях о царскосельских мостах Царской ветки. Географически он - первый от Александровской. Под мостом течёт ручей - приток речки Кузьминки.

Опоры моста №0

Балочный мост, стальная балка уложена на двухуровневые опоры (нижняя часть отделана гранитом, верхняя сложена из пудостского известняка и накрыта сверху гранитным козырьком).

 

Продолжение 1-го пути

Рельсы ржавые. Дорога заброшена и не используется уже много лет.


Мост №1

Прекрасно сохранился до нашего времени. Тип во времена постройки назывался "труба". Отделан мост, опять же, пудостским камнем и розовым гранитом. Очень красивый!

Долина Кузьминки

Вид с моста №1.

1-й путь в сторону Царского павильона


Указатель на Кузьминском шоссе

"Мироносец"

Кузьминское шоссе - край непуганной городской скульптуры. Это вот "Мироносец" кузнеца Андрея Сельменских.

Отель "Форт Колесник" (2007-17 гг.)

Перестроенный под гостиницу заводской цех. Справа - скульптурный фонарь "Лебединая песня" Михаила Колесника (2016 г.).


Заводоуправление "Александровского завода" (2001-03 гг.)

За этим зданием - исторические "паровозо-вагонные сараи" (1903 г.), предназначавшиеся для отстоя и ремонта царских поездов.

"Рыбий мостик" Андрея Сельменских

Ведёт к гипермаркету "СПАР". Рядом - рыбина с монеткой в пасти и кованная скамейка. Всё это зовётся скульптурная композиция "Аллегория семейной жизни" (2013 г.). 1-й путь царской ветки проходил ровно за пешеходным переходом на 1 и 2 фото, поперёк кадра.


Императорский павильон (1912 г.)

Второе на этом месте здание царского вокзала (первое было деревянным и сгорело в 1911 г.). Состояние - руина, и уже давно, лет пятьдесят.

Окошки


Башня над входом

Бетонный орёл Малого Государственного Герба РИ более-менее сохранился, сбиты только гербы царств и княжеств на крыльях.

Центральный вход

Под башней. Сюда по пандусу могли заезжать кареты, дабы ЕИВ мог выйти из кареты и пройти сразу в помещение вокзала (и наоборот), не выходя под дождь.

Вокзал со стороны путей

Пути располагались на месте травки, над путями был дебаркадер. За спиной у меня было путевое развитие станции - ж/д путь к разворотному кругу для паровозов, путь к "сараям" и т.д.


Кузьминское водохранилище

Водохранилище в районе плотины

Запруда появилась после войны, в 1960-х гг. Перегорожена была небольшая речка Кузьминка, протекавшая в глубокой долине на склоне Балтийско-Ладожского глинта.

2-й путь

Между "сараями" и речкой Кузьминкой от железной дороги осталась только выемка, возле реки переходящая в невысокую насыпь.


Мост №2

Опоры моста через Кузьминку. Раньше, до заполнения водохранилища, стояли на берегах речки. Сейчас стоят в воде, и только иногда оказываются на суше.


Ж/д выемка

Между мостом №2 и примыканием к основной ветке Варшавской ж/д "Императорский путь" пролегал в глубокой выемке.

Заросли

Сейчас в выемке болото, склоны заросли деревьями и кустарником. Идти можно только по гребню.

18-я верста Варшавской ж/д

Место, где от основного хода Варшавской железной дороги отходил 2-й путь Царской ветки.


Феодоровский Государев собор (1909-14 гг.)

Если знать, куда смотреть, то его купол виден от Царского павильона. Фото сделано от казарм Собственного ЕИВ конвоя.

Казармы Собственного ЕИВ Конвоя (1914-16 гг.)

Небольшая "крепостица" в неорусском стиле, построенная недалеко от Царского павильона - фактически, между вокзалом и Александровским дворцом. Рельсы Третьего пути проходили прямо под окнами казармы (первый кадр, левая его часть, где травка). Сейчас постройки заняты Аграрным Университетом.


Аллейка под окнами Аграрного Университета

До сих пор видна небольшая насыпь, напоминающая о том, что когда-то здесь были рельсы...

Египетские ворота (1827-30 гг.)

Оформляли въезд в Царское Село со стороны Петербурга. Сейчас город разросся далеко на север, и ворота оказали почти в его центре :) Рельсы Третьего пути проходили через Петербургский тракт наискосок, перед воротами...

Устои балочного моста №3 (1901 г.)

Стоят на границе садоводства и новостроечного дома (Ленинграская,46). Мост (вернее, путепровод) был перекинут через одну из местных дорог (улицу Песочную), воды под ним не было. Сложены из пудостского камня, облицованы чёрным гранитом, между устоями лежала стальная балка. Так были устроены все балочные мосты 3-го пути.


Устои моста №4 (1901 г.)

Ещё один мост-путепровод. Расположен в Буферном парке на севере Царского Села, напротив д.5 по Детскосельскому бульвару. Под мостом проходила царскосельская северная объездная дорога.

Буферный парк

Когда-то здесь была высоченная 6-метровая ж/д насыпь. В советское время всё было срыто "в ноль", на местности даже намёка не осталось!..


Устои моста №5 (1901 г.)

Мост всё через ту же самую Кузьминку, только гораздо ниже по течению относительно моста №2 на Втором пути.

Шушарские поля

Строительство платной трассы на Москву и шушарские новостройки на горизонте.

Электричка

Вся разрисована, я аж остановился и сфотографировал!


Насыпь Третьего пути в шушарских полях

Грязь, бурьян и несколько "малых мостов" через ручейки, от которых почти ничего не осталось. Мост №6, описанный и зафиксированный 10 лет назад Фёдором Рагиным, скорее всего больше не существует (попасть в точку, указанную на его схемах, я попытаюсь после окончания строительства трассы "М-11", которая, похоже, пройдёт буквально в десятке метров от устоев моста).
Третье фото - остатки устоев "малого моста", таких на 3-м пути было несколько.

Облепиха

Заросли облепихи вдоль насыпи Третьего пути.


У пл. "Воздухоплавательный парк"

Снова видна насыпь Третьего пути, идущая параллельно основному ходу Витебской ветки.

Пересечение с Путиловской линией

Северный устой путепровода (1901 г.) Третьего пути над Путиловской веткой, ныне Окружной.

Лиговский путепровод (1960-е гг.)

Во времена строительства Третьего пути здесь был мост над Лиговским каналом. Канала давно нет, нет и моста. Новый путепровод построен после войны, но... одного пути явно не хватает, хотя место под него заложено!!!


 

Фермные путепроводы над Боровой улицей (1901 г.)

Один из двух полностью сохранившихся мостов/путепроводов Третьего пути, действующий! Третий кадр - слева, с электричкой на нём. И на четвёртой фотографии тоже он.

Под мостом

Ему 115 лет, по нему до сих пор ходят поезда.

Рельсы

А вот насыпь используется не везде, до Лиговского проспекта рельсы успевают уйти левее...


Яблоня в цвету

Остатки садов вдоль Третьего пути.

  

Царскосельский мост (1901-04 гг.)

Система из двух фермных мостов через Обводный канал - однопутного и трёхпутного. Юго-западный, однопутный - это бывший мост Третьего пути.

На мосту через Обводный


Императорский павильон (1900-01 гг.)

Хода туда нет, есть несколько постов с фотографиями интерьеров. Со стороны путей была высокая платформа и дебаркадер на два пути и две платформы. Сейчас осталась только платформа, с которой уходят электрички на Пушкин-Вырицу-Чащу-Оредеж.

 

Набережная Введенского канала

Царский павильон стоял на берегу канала. Канал засыпан в 1965-71 гг.

 

Витебский вокзал (1904 г.)

И памятник участникам I Мировой войны (2014 г.), стёршей в ничто и самого Николая II, и его империю, и его Третий путь.


Июнь 2017 - Купчино летнее

Давненько я не показывал вам фоточки "с раёна", уже несколько лет! Вот вам по такому случаю относительно свежая летняя обзорная велопокатушка, захватывающая главные купчинские достопримечательности :)


 

Цветные домики

В прошлом году началась кампания по косметическому ремонт фасадов "брежневок" 602-й серии. Наш домик уже покрасили. А ваш?

Пруд в "Яблоньке"

Пруд с рдестами и утками в Яблоневом саду. Справа - ЛЭКовский дом на Турку,1.

Замок

Замок в Яблоневом саду, сожжённый несколько лет назад купчинскими гопниками, отстроен заново в конце 2016 года. Всё сделано через жопу, зимой там снеговна и лужи, но всяко лучше уж это, чем пустырь...


Цветёт боярышник средний

Гибрид с очень красивыми цветками.

Цветёт Яблоневый сад

Но речь не о яблонях, они к концу июня уже отцвели :)
Шиповник. Боярышник. Калина. Калина. Калина. Лапчатник.


Горки в Яблоневом саду

Зимой - санки и ватрушки, летом - байки :)

"Краб"

Аццкий надземный переход, тяжкое наследие бывшего главы Фрунзенского района Терентия Мещерякова, когда-то фонтанировавшего излишне креативными идеями районного масштаба, а ныне поутихшего и ушедшего на повышение в дефолт сити, куда-то в Минтранс.


Купчино изначальное

Пустырь и пруд на месте исторической деревни Купчино, просуществовавшей 4 с половиной века и окончательно сгинувшей в 1970-х гг. под натиском "панелек".

В русле реки Волковки

Реку засыпали при строительстве панельных кварталов в 1972-73 гг., сейчас её бывшее русло отмечает цепочка понижений рельефа, прудов и ключевых "болот".
Понижение у 205-й гимназии. Альпийский пруд на Будапештской. Изгиб Альпийского переулка - в том самом месте где историческая Куракина дорога пересекала Волковку, и где был мост через реку.

Файербол

В 1990-2000-е гг. - главный купчинский рокенролльный кабак с живой музыкой и стриптизом. Сейчас уже не так заметен, но всё вышеперечисленное таки на месте :)


Последняя голубятня

Или не последняя. но точно одна из...

ЖК "София" (2011-18 гг.)

Огромный ЛСРовский спальный микрорайон на 10 тысяч человек на месте кирпичного завода. Построен между двумя парками - парком Интернационалистов и свежеорганизованным парком Героев-Пожарных. Архитектура отсутствует как класс - тупо многоэтажные бетонные коробки, раскрашенные в стиле "50-е годы на Крайнем Севере". Школ нет, садиков нет, поликлиники нет - всё это только планируется. Электричество - по временной схеме, по всему району "воздушка" висит, периодически случаются блэкауты по несколько дней кряду. Машин во дворе - овердохрена, дорожки узкие, только-только двум машинам разъехаться. Пешеходных переходов через Южное шоссе нет. Один плюс - метро в будущем году рядом откроется...


ДОТ на Димитрова

Жив, обихожен, снабжён несколькими новыми экспонатами, привезёнными из областных лесов. Субботники проводятся регулярно, в музейном режиме работает несколько раз в месяц по выходным. Добро пожаловать!

Георгиевская церковь (1997-2003 гг.)

В парке Интернационалистов, рядом с будущим метро.

Памятник (1998 г.)...

.... воинам-интернационалистам, погибшим в Афгане.


Памятник спецназовцам (2012 г.)

Бывшая "Купчино-арена" (2011 г.)

Прости, Терентий, мы всё просрали! :)))

Скоро выборы!


Полянка...

... в парке Интернационалистов, выделенная под строительство очередного ТРЦ. Минус треть территории парка, плюс несколько ярдов в карман бывшему совладельцу "Черкизона".

Купчино футбольное

Купчино готово к КК-2017 и ЧМ-2018 :)

Суомен Йоутсен

От финской детской площадки в виде кораблика остались одни воспоминания и вот этот вот пустырь в сквере на Турку...


Ещё один пустырь

А здесь был мини-гольф-клуб. В прошлом году съехал, оставив после себя помойку, которую убрали только полгода спустя, и только  после жалоб местных жителей на срач в парке. Помойку по доброй российской традиции убрали вместе с ёлочкой, которая была посажена владельцами гольф-клуба. Бля, ну вот ёлочку-то за что выпилили?!?

Аллея блогеров

Жизнь Терентьюшки прожита не зря: ну и что, что он, будучи руководителем района, преимущественно страдал хернёй! Зато вот липы!..

Аллея "чернобыльцев"

Лиственницы наконец подросли, и аллея стала более-менее видна.


Июль 2017 - море, стадион и газоскрёб

Если у петербуржца есть желание провести свой летний выходной день на море - он просто берёт и проводит свой летний выходной день на море! Благо, даже из самого дальнего конца города до моря ехать максимум полчаса ;) Я же решил совместить поездку на море с осмотром двух самых резонансных городских построек последнего десятилетия - "Зенит-Арены", одного из самых дорогих стадионов в мире, и строящегося "Лахта-центра", тогда ещё не сейчас уже самого высокого здания Европы.


Фонтан (2012 г.)

Центральная площадь Приморского парка Победы на Крестовском острове. Вдали - аттракционы "Диво-Острова".

Клумбомяч

Питер во всех смыслах готов к ЧМ-2018!

Аллея к стадиону


"Зенит-Арена" (2007-17 гг.)

Она же - стадион "Санкт-Петербург" на время КК-2017 и ЧМ-2018, она же - "Баклан-Арена", она же стадион "Крестовский", и так далее, и тому подобное... По сети ходит информация, что даже Навальный со своими 48,2 млрд.руб. слегка промахнулся, и что ценник уже давно перевалил за 50 ярдов. Построена на месте стадиона имени С.М.Кирова (1932-50 гг.), вмещавшего на пике, в 1959 году, до 110 тыс. зрителей. Вместимость нового стадиона - 68 тыс. официально (56 тыс. реально). От старого стадиона остались только памятник Миронычу (1950 г.) и входная группа из двух павильонов в центральной части (жёлтые домики справа и слева от главного каскада лестниц).


Один из гейтов

Всего таких пропускных пунктов - 15. Какие-то побольше, какие-то поменьше, но устроены они все примерно одинаково.

"Сибур Арена" (2010-13 гг.)

Баскетбол, гандбол, теннис и всяческие ММА. Вместимость - около 7 тыс. человек.

Мост через Петровский фарватер (2013-16 гг.)

Вантовый, длина - 580 м., высота пилонов - 125 м. Неразводной, подмостовой габарит - 25 м.


Стадион с Яхтенного моста

Столб справа - сломанный карильон, подарок Голландии на 300-летие Петербурга.

Яхтенный мост (2015-17 гг.)

Пешеходно-велосипедный (официально, хотя на нём две автомобильные полосы!) мост, соединяющий Крестовский остров с материком.

"Стрелка" Крестовского острова

Намывная территория, на которой построен участок Западного Скоростного Диаметра и строится станция метро "Новокрестовская" (продолжение "зелёной" ветки на север). Вдали - круизные лайнеры в Морском пассажирском порту на намыве на Ваське.


Лахта-центр (2012-18 гг.)

Достраивается. Башня в сентябре 2017 года официально стала самым высоким зданием Европы и вторым по высоте (после Останкинской телебашни) сооружением в Европе, обогнав московскую "Федерацию" (374 м.). К концу 2018 года, когда смонтируют шпиль, высота башни достигнет 462 м. Рядом строится ещё один офисный корпус, низенький на фоне башни. Купол аквапарка в составе ТРЦ "Питерлэнд" (2005-12 гг.) - крупнейший в мире деревянный купол высотой 43 м. и диаметром 90 м.


Апарт-отель "Лотос-Тауэр" (2013-17 гг.)

Апартаменты с видом на ЗСД и стадион. Собственно, "тауэр" строить ещё даже и не начинали... Фон - ЖК "Золотая Гавань" (2003-08 гг.), расположенный на берегу... Пьяной гавани :)

Яхтенный мост и ЗСД над акваторией Елагинского фарватера

Смелая женщина купается. Я б не рискнул, КВД - не самое интересное место...

"Стрелка" Крестовского

Вид из парка 300-летия на стройку метро "Новокрестовская" и вантовый мост над Петровским фарватером.


Морько

"Море... у нас же есть настоящее море!.." (с)

 

Пляж парка 300-летия

Фальшивый маяк с флюгером и башня БЦ "Атлантик-Сити" (110 м.), с 2006 по 2011 гг. бывшая самым высоким зданием в городе после Петропавловки.


Пляжные зарисовки :)

Коса парка 300-летия и панорама города

Яхтенный мост, ЗСД, стадион и советские кварталы на В.О.

Шторм

Море у нас - настоящее ;)


Лахта-центр и штормовое море

Верхушка башни

Осталось смонтировать шпиль.

Наклонный парк :)

Ветер в парке 300-летия дует почти всегда, и почти все деревья, посаженные вдоль берега, растут под углом.


Суровый северный курорт

Народ загорает.

Сбор крышечек

В то время как рядом стоит стадион за дохрена разворованных миллиардов, наш простой и душевный народ собирает крышечки на лечение детей...

С песцами - нельзя!

Если у вас дома живёт песец, то в парке 300-летия вам не будут рады :(


Июль 2017 - тёплый воскресный вечер в центре города

Вечер последнего воскресенья июля, один из немногих тёплых дней прошлого лета, вышел у меня чрезвычайно насыщенным. В принципе, первоначально в наших с батей планах стояло только посещение "ингерманландского дерби" на "Петровском", но потом мы с ним синхронно решили выехать на футбол пораньше, погулять перед матчем по центру города и поснимать кораблики на Неве :) А закончился вечер салютом в честь дня ВМФ, который застал нас на Университетской набережной :)


Корабли в акватории Большой Невы

На Дворцовом мосту


Адмиралтейская набережная

Адмиралтейство и "чернильница" Исаакиевского собора.

Петропавловка

Обратите внимание на пушки: это готовятся к салюту в честь дня ВМФ.


Корабли в акватории Невы

Между Зимним и Петропавловкой.

Стрелка В.О.

Биржа и Ростральные колонны.


Два автобуса

"Ингерманландское дерби", матч между "Тосно" и "Зенитом". А ещё у нас теперь снова бывает классическое "ленинградское дерби" - когда играют "Динамо" и "Зенит" :)

Лось и Корюшка

Команды на поле!


 

Игра

"Тосно" атакует. Штрафной.

 

Болельщики на "Петровском"

 

Вираж

Вираж был прекрасен и не замолкал ни на секунду. Особенно всех повеселило традиционное для выездных зенитовских матчей "Мы приехали, чтобы победить" :))) Я подозреваю, что "Петрович" слышал это впервые.


Плакат

Кто-то на вираже должен быть счастлив :)

Фанаты "Тосно"

Драккар поднимает паруса!

Ответ виража

Здесь люди, которые привыкли жечь :)


Вечерний "Петровский"

Закат над Малой Невой

"Кукурузина" и мост над Петровским фарватером.

Подлодка

На фоне Английской набережной.


Корабли на Большой Неве ночью

"Чернильница", Сенат и Синод

Исаакиевский собор. На второй ещё Медный всадник виден.


Салют в честь дня ВМФ

Так он виден с Университетской набережной. В кадре - Меншиковский дворец, Ректорский корпус СПбГУ, здания Двенадцати коллегий и Академии наук.


Кунсткамера

Факелы на Ростральных колоннах

Огонь зажигают только по большим праздникам. Сегодня как раз такой - "Зенит" неожиданно победил "Тосно" день Военно-Морского флота.


Тема

Текст отчёта


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


 

Название

Коммент

 

Название

Коммент

 

Название

Коммент


Декабрь 2017 - Предновогодний Питер

Короткая спонтанная прогулка по центру города в сгущающихся предновогодних сумерках...


Арка Главного штаба (1820-28 гг.)

Это даже не арка, это система из трёх триумфальных арок, соединяющих два крыла Главного штаба. Арка Главного штаба - это главный в нашей стране памятник, посвящённый победе над Наполеоном.

Дворцовая площадь

Ёлка и Александровская колонна (более известная благодаря Александру Сергеевичу как "Александрийский Столп") на фоне Зимнего дворца. Александрийский Столп (1830-34 гг.) также установлен в память о победе в Отечественной войне 1812 года, поэтому его высота больше, чем у парижской Вандомской колонны, установленной в память о победах Наполеона :) Колонна никак не закреплена, это 600-тонный монолит, вытесанный из розового финского гранита, самый тяжёлый и высокий монолит, когда-либо установленный человеком вертикально.


Главные ворота Зимнего дворца (1754-62 гг.)

Уже несколько лет вход во дворец - отсюда, а не с Дворцовой набережной. И это правильно: шансов попасть под проезжающую машину у очереди из туристов здесь, на площади, гораздо меньше.

Во дворе Зимнего дворца

Зимой народа вообще нет, зато есть ёлочка с балеринками прямо посреди фонтана. Летом же здесь блуждают толпы изнывающих от жары (мокрых от дождя, замёрзших на ветру - нужное подчеркнуть) туристов, по несколько часов стоящих в очереди на вход. Приезжайте в Петербург зимой! :)

Фараон у входа

Тонкий намёк на то ,что внутри есть ещё :)


Оружие Первой Мировой

И оно же - оружие Октябрьской революции 1917 года.

Вид из-под арки

Портик Нового Эрмитажа (1846-48 гг.)

Те самые ступени Эрмитажа, к которым "... в сумерки приди". И те самые атланты, которые "... держат небо на каменных руках". И портик, и Новый Эрмитаж постепенно разрушаются из-за продолжающейся неравномерной осадки здания. Реставрация идёт за реставрацией...


Зимняя канавка

Сюда, собственно, постепенно и сползает Новый Эрмитаж :( Вдали - арка, переброшенная между Старым Эрмитажем и Эрмитажным театром (1780-е гг.), и горбатый Эрмитажный мост (1763-66 г.), первый каменный мост Петербурга.

Фасад Эрмитажного театра

Включает в себя фрагмент фасада первого "барочного" каменного Зимнего дворца, построенного в 1711 г. для Петра I. Хотя, после нескольких перестроек, затеянных ещё при Петре I и Екатерине I, там кроме стен первых двух этажей мало что от XVIII века сохранилось...

Ледоход на Неве

И Петропавловская крепость (1703-04 гг., одета в камень в 1730-40-80-х гг., облицована гранитом в 1779-85 гг.) с одноименным собором (1712-32 гг.) и Флажной башней (1731 г.).


Стрелка В.О.

Биржа (1805-16 гг.) и Ростральные колонны (1805-10 гг.). Правее ёлки и северной (правой в кадре) колонны виднеется почти полукилометровая "кукурузина" Лахта-центра (2012-18 гг.), самого высокого на сей день здания Европы. По прямой от неё до Зимнего - 9 км. Можно ли простить авторам "кукурузины" испорченную небесную линию Петербурга - каждый решает для себя сам...

Дворцовый мост (1912-16 гг.)

Именно его крылья с помещённым между ними Петропавловским собором - символ петербургских белых ночей. Мост был открыт недоделанным, с деревянными перилами и фанерными парапетами. Последние доделки были сделаны аж в 1939 году, когда появилась знаменитая чугунная решётка со звёздами, знамёнами и колосьями.

Адмиралтейство (1806-23 гг.)

Башня со шпилем и корабликом, к слову, старше всего остального здания почти на 100 лет, она построена в 1732-38 гг. Она сохранилась от предыдущего здания Адмиралтейства, её лишь укрепили и украсили портиками с колоннами. Ну и первый кораблик поменяли за ветхостью, тут же умудрившись куда-то протерять оригинал... Нынешний кораблик - уже третий, копия 1886 г. с копии 1815 г., что совершенно не мешает ему быть символом Петербурга :)


Галантный петербургский снеговик

В Александровском саду.

Памятник Николаю Пржевальскому (1892 г.)

Уже много десятилетий туристы пугают экскурсоводов вопросом "А чё это у вас тут Сталин - и вдруг с верблюдом???" ;)

Медный всадник (1768-82 гг.)

Памятник Петру I на Сенатской площади, один из символов города. Комментарии излишни, я считаю :)


Исаакиевский собор (1818-58 гг.)

Крупнейший православный собор Петербурга, четвёртый на этом месте. Долгое время строительства городские легенды связывают не только с техническими и финансовыми проблемами, но и с предсказанием, согласно которому Огюсту Монферрану, архитектору собора, была предсказана смерть сразу после окончания собора. И он действительно прожил после освящения собора ровно месяц...
За исключением небольшого периода в 1920-х гг., собор никогда не принадлежал церкви. С 1931 г. - музей, и, надеюсь, им и останется. Хотя, шансов мало :(

Нос Кваренги!

ЧПХ, горка в форме носа архитектора Джакомо Кваренги. Стоит на автостоянке западнее Конногвардейского манежа, и символизирует собою знаменитый нос знаменитого архитектора :)


"Республика кошек"

Первое российское котокафе в жилом доме Почтового ведомства (1875-77 гг.) на углу Почтамтского и Якубовича, рядом с Манежем. Добро пожаловать! =)
Скульптурных котиков зовут Василий и Фунтик.

Николаевский дворец (1853-61 гг.)

Строился для Николая Николаевича (старшего), сына Николая I. С 1918 года - дворец Труда, главное профсоюзное логово Петербурга.

Крюковские казармы (1844-46 гг.)

Отреставрированы и перепланированы в 2000-х гг. под размещение Центрального военно-морского музея, ранее находившегося в здании Биржи на Стрелке В.О. На новом месте музей работает с весны 2013 года, но я, к моему стыду ,там ещё не был :(


Остров Новая Голландия

Западный угол, между Мойкой и Адмиралтейским каналом. Новая Голландия - два искусственных острова, первый военный порт Петербурга, основанный в 1721 г. Здесь располагались склады леса, ремонтные мастерские, морская тюрьма. Склады морского ведомства были здесь до 2004 года.

Огни Новой Голландии

Потом был декабрьский пожар 2004 года, снос в 2006 г. примерно трети построек на острове, и многие годы борьбы активистов с городской властью и бизнесом за сохранение остатков. Всё планировалось снести под ноль и отстроить здесь конгресс-центр из стекла и бетона. Но, как это у нас в Питере принято, власть в итоге пошла на попятную!

Зайдём!


Моравские звёзды (звёзды Гернгута)

В 2010 году Новая Голландия отошла Роману Абрамовичу, который просто пообещал больше ничего не сносить, а наоборот вложить 12 млрд.рублей и всё отреставрировать. В 2011 году остров впервые ненадолго открыли для простых смертных, чтобы закрыть ещё на 5 лет. Летом 2016 года Новую Голландию снова открыли, завершение реставрации и реконструкции намечено на 2025 год. В настоящее время Новая Голландия - главный центр притяжения питерских хипстеров. Арт-пространство, коворкинг, хенд-мейд, футболки с принтами, йога, правильное и неправильное питание, урбанизация, вот это вот всё :)

 

"Бутылка"

Морская тюрьма (1820-е гг.). "Не лезь в бутылку" - это про неё.
Реставрированное здание занимают разные магазинчики - от бургерных и прочих забегаловок и до барбершопов, центров йоги и веломагазина. Хипстота, короче, ликует :) Перед Новым Годом во внутреннем дворике организовали рождественскую ярмарку. Что на ярмарке, что в самой "Бутылке" цены совершенно заоблачные. Но при этом народу - не протолкнуться!


Жаровня

В холода здесь не дадут замёрзнуть! Кроме жаровен с углями есть и не сколько дровяных "печек", где можно погреться и понюхать вкусный берёзовый дым.

Павильон

Перед НГ здесь были всяческие новогодние детские мастер-классы.

Кузня

Ресторан в здании кузницы (сер. XIX в.).


Шарики!

На пирсе посреди Гаванца, внутреннего водоёма, который использовался для захода барок с лесом и их разгрузки.

Каток

Главная зимняя забава на Новой Голландии.


Улица Глинки

Чуть в сторону от центральных магистралей - и украшения становятся на порядок скромнее.

Яани Кирик (1859-63 гг.)

Лютеранская кирха св.Иоанна Крестителя (эстонская).

Николо-Богоявленский морской собор (1753-62 гг.)

Позднее русское барокко, архитектор - Савва Чевакинский. После 1917 года не закрывался, в послевоенные годы был кафедральным (причём, настолько, что в 1940-х гг. на хорах собора жили митрополиты Ленинградские). В марте 1966 г. здесь отпевали Анну Ахматову...