Август 2016 - Хибины, день 1

Долго думал, стоит ли рассказывать о походе, оказавшемся самым неудачным за всю мою туристскую "карьеру". Решил, что стОит. Пусть будет - в назидание потомкам и самому себе :)

Недельный летний отпуск становится хреновой традицией, которую мне никак не сломать вот уже лет пять... Кроме Юрьича, желающих отправиться в Заполярье с рюкзаками на недельку в середине августа на этот раз не нашлось. Подготовка вышла скомканной: Юрьич безвылазно сидел с семьёй на даче, все планы верстались "на коленке" в последнюю минуту, продуктами я закупался ночью, чуть ли не накануне выезда, ну и тэ дэ. Я считаю, что только чудом мы с Серёгой не забыли ничего важного, и во всеоружии прибыли вечером 12 августа на Ладожский вокзал.

Вечерняя мурманская лошадь повезла нас на север. Сутки дороги - вечер 12 и почти весь день 13 августа - прошли у меня в попытке отоспаться после бешеной рабочей недели. Юрьич всю дорогу читал и работал. Мой сон изредка прерывался остановками, на которых можно было выйти и подышать воздухом. Почти весь день была хорошая погода - было сухо и не слишком жарко. Более-менее серьёзные тучи висели разве что над Кандалакшей, впрочем, дождя не было и там. Около 6 часов вечера 13 августа паровоз высадил нас на Имандре и уехал дальше, на север. На станции сошли только мы, что было вполне ожидаемо...

Стоянка поезда в Имандре - 1 минута. Совсем неудивительно, что это периодически приводит к маленьким человеческим драмам... Мы стали свидетелями и участниками такой драмы: две старые подруги не смогли встретиться. Мы с Юрьичем поработали передаточным звеном - передали тётеньке из Имандры, которая выбрала неправильную диспозицию на платформе и потому не успела добежать до нашего вагона, пирожки от тётеньки из поезда. Обратная операция - передать тётеньке из поезда стаканчик земляники от тётеньки из Имандры - оказалась даже нам с Юрьичем не под силу :( Итогом стало вручение этого стаканчика нам со словами "Ну тогда хоть вы поешьте, что ли!" :) Так мы с Юрьичем стали обладателями стакана хибинской земляники :)

Погоды над Имандрой, к слову, совсем не радовали. На юге висели фиолетовые тучи, небо было преимущественно закрыто. Но пока не капало, так что мы с Юрьичем бодро побежали в сторону мостика через Гольцовку. Заночевать решили на одной из стоянок в устье ручья Аку-Аку, где мы обычно и ночуем по приезду в Хибины. Добежали быстро и посуху. Обогнали мужика со сломанной трекинговой палкой, видели небольшое количество грибов. Пока ставили лагерь и готовили ужин, починивший свою палку мужик прошлёпал мимо нас в сторону слияния Меридионального и Маннепахка, куда нам предстояло отправиться завтра утром.

Ночью капал дождик и задувал ветер. Ничего хорошего это не предвещало...

На север!

Главное - правильно выбрать направление.

Кемь

Накурили... Паровоз Эр 785-50 1950-го года постройки, в своё время работавший на здешней железной дороге. С 2010 года работает памятником самому себе.

Свинство!

Юрьич в трудах

Кандалакша

Вокзал конца 1930-х гг., восстановленный после войны и до сих пор каким-то чудом не снесённый. Сфоткал его, пока он есть. Люблю его. Засохшие несколько лет назад деревья окончательно выпилены.
Приветственный баннер.
Паровоз СО17-2874 1948 г. постройки, памятник (1984 г.) погибшим во время войны железнодорожникам (Кандалакшу - особенно железнодорожный узел - во время войны нещадно бомбили, но взять так и не смогли, финнов остановили всего в 87 км от города).

Приехали!

Для тех, кто понимает :)

Ж/д мост через Гольцовку

Подвесной мостик

Рядом с ж/д мостом. Очень удобно!

Первые грибы

Закат над Гольцовкой

Август 2016 - Хибины, день 2

Проснулись мы поутру 14 августа, нужно признаться, всё же без дождя, и это был большой и неожиданный сюрприз. Дождь даже дал нам позавтракать, собрать мокрую палатку и выйти на маршрут... Кто же знал, что дождь всё это время просто собирался с силами!..

Было сравнительно тепло, градусов 12-13, и шлось поначалу неплохо. Вдоль Гольцовки идёт хорошая набитая тропа, знакомая нам по Хибинам-2008, и буквально за полчаса мы допрыгали до слияния Гольцовки и Маннепахка. По дороге попадались грибы, но мы их гордо игнорировали :) Дождя как такового не было, была мерзкая мелкая морось, оседавшая на нас с Юрьичем и всём вокруг. Короче, мы один хрен промокли, что с дождём, что без него. На слиянии рек нас ждал двойной брод - сначала через Гольцовку, а потом сразу же через её приток, Маннепахк. Юрьич, неленивый человек, прихватил с собой из города бродовые тапки. Я же взял с собой только запасные "динамки", мочить которые (и, таким образом, лишаться последней сухой обуви) мне не захотелось. В итоге я пробродил Гольцовку без обуви и чуть не дал по дороге дуба, потому что ноги мгновенно потеряли чувствительность и я вообще перестал понимать, куда и на что их ставлю. Пока я скакал на щебёнке на стрелке, пытаясь отогреть ноги, Юрьич пробродил и Гольцовку, и Маннепахк, и перекинул мне свои тапки. Я их напялил, пробродил в них Маннепахк, и... буквально на предпоследнем шаге упустил один из серёгиных тапков!.. Тапок гордо поплыл вниз по течению. Я, сбросив рюкзак на берег, с матюгами бросился за ним, и метров через 10 успешно поймал. За всей этой клоунадой с берега наблюдал не только Юрьич, но и большая детская туристическая группа, стоявшая лагерем на берегу Маннепахка чуть выше его слияния с Гольцовкой. Их, в отличие от меня, происходящее позабавило. Я же в ледяной воде, текущей по острым камням, поотбил себе все ноги :(

Коллеги-туристы с Маннепахка напоили нас с Юрьичем чаем и слегка отогрели после переправы. За те полчаса, что мы просидели у костра, начался дождь. Дождь этот, начавшись около полудня, шёл до самого вечера, лишь изредка прерываясь. Следующие несколько часов мы с Серёгой, мокрые и изрядно уставшие, медленно и печально поднимались под перевал Северный Чорргор. Останавливаться под дождём не хотелось, но сих хватало максимум на полчаса движения, после чего организм начинал просить пощады и останавливаться всё же приходилось. Фотографировать на ходу вообще не хотелось: долина Маннепахка была закрыта либо пеленой мелкого дождя, либо стекающим по долине облаком. Поэтому остановки использовались не столько для отдыха (какой, в жопу, отдых, в мокрой одежде под ледяным дождём на холодном ветру!), сколько для того, чтобы скинуть рюкзаки и хоть что-то сфотографировать для истории... Так или иначе, часам к трём дня мы доползли до границы леса и берёзового криволесья, где и устроили обеденный перекус. Чай кипятить не стали, просто похлебали сырой воды из реки и заточили сухофруктов и орехов.

После выхода из леса у нас было два часа неспешного подъёма под перевал с несколькими короткими привалами. Было мокро и холодно, потому что поднимались мы в облаке, то густом, то более-менее прозрачном. Идти в облаке было не намного веселее, чем под дождём, ибо водяная взвесь впитывается в одежду ничуть не хуже дождевых капель... Каменистый пейзаж разнообразили многочисленные водоскаты на притоках Маннепахка, которые было скорее слышно, чем видно. Окрестных вершин видно не было почти до самого перевала, но на подходе к перевальному взлёту мы неожиданно вышли из облака и узрели пред собой отроги Путелличорра и Индивичвумчорра. Впрочем, счастье наше было недолгим: через сам Северный Чорргор тащило облако, и весь перевал мы шли в уже привычной белёсой мокрой мути.

В принципе, проход Северного Чорргора от Имандры не сложен. Перевал с запада - однозначно н/к. Подозреваю, что 1А/1Б он из долины Кунийока, в обратном относительно нашего с Серёгой направлении. Там и уклон порезче, и осыпи посерьёзнее, и на одном из снежников,, лежащих на перевале, нужно преодолеть примерно метровой высоты скользкую снежную "ступеньку". Мы-то с Юрьичем просто сползли с неё вниз, а вот карабкаться здесь наверх должно быть несколько менее приятно, мне кажется. Так или иначе, примерно за час мы прошли Северный Чорргор, оказались на другой стороне хребта, и начали спускаться к озёрам в долине Кунийока. Самая дрянь началась после того, как мы вышли из облака: оказалось, что здесь из этого самого облака лил дождь. Мы и без него были мокрыми насквозь, и он только усугубил наше положение. Мерзко было настолько, что я решил убрать фотоаппарат в рюкзак, который был хоть немного защищён от дождя накидкой. Спуск с перевала резок, высота теряется стремительно, и лично я на спуске устал ничуть не меньше, чем на подъёме. А может даже и больше. Спускались мы с перевала каждый в своём темпе - с одной стороны, чтобы не задерживать и не ждать друг друга, а с другой стороны, чтобы спускающийся вторым не отправил нижнему привет весом в несколько десяткой кило.

Примерно через два часа, около 8 вечера, мы наконец свалились к зелёнке. Последним сухим участкам одежды в промокшей насквозь зелёнке пришёл окончательный и бесповоротный конец: вода текла на одежду с кустов, которые мы задевали, вода текла в ботинки с травы, вода лилась из туч, вода чавкала под ногами, вода была везде... Сразу после входа в зелёнку, нам удалось нащупать более-менее уверенную тропу, идущую к западному берегу цепочки озёр в долине Кунийока. Тропа, само собой, была грязна и мокра, но обходить мокрые участки к тому времени было уже совершенно бессмысленно. Тропа вывела нас к броду на широкой протоке между озёрами. Перешеек между озёрами мы прошли по воде аки посуху, напролом, не разбирая дороги и даже не пытаясь скакать по мокрым камням. На ночёвку упали сразу после перешейка, на феерически засранной (в прямом и переносном смысле) стоянке у большого камня возле тропы, примерно в точке 67.799, 33.587. Но мозг (который, теоретически, знал, что метрах в семистах от этого места есть отличная сухая видовая стоянка на обрыве над Кунийоком) напрочь отказался работать и сказал "я зае...ся, ночуем здесь!"

К 10 часам вечера мы поставились, переоделись в сухое, накатили по пятьдесят грамм коньячного спирта, приготовили ужин, поели и завалились спать. Мысли о завтрашнем дне (как будто нам сегодняшнего дна было мало!) были не особо светлыми, ибо дождь не прекращался. Одно хорошо: спалось под шум дождя просто отлично! :)

Дорога вдоль Гольцовки

Дорогу видите? А она есть!

Ручей Аку

Один из миллиона его паводковых русел.

Болото

В нижнем течении ручья Аку.

Стоянка у стрелки

Левый берег Гольцовки у слияния с Маннепахком.

Брод на стрелке

Бродим сразу Гольцовку и Маннепахк. Жутко холодно!..

Завалы на Маннепахке

Стоянка на р.Маннепахк

Довольно высоко, чуть ниже первого правого притока.

Лес на склоне г.Маннепахк (845,2)

Грибочки

Подосиновик. Ещё один. Маслята. Рыжики.

Голубика

Речка Маннепахк

Склоны Индивичвумчорра

Северные, над р.Маннепахк.

Среднее течение р.Маннепахк

Камнеломка жёстколистная

Привал в лесу

Выше - только криволесье и тундра.

Водоскатики

Правый берег р.Маннепахк, граница леса и берёзового криволесья.

Юрьич на привале

Покидаем зону берёзового криволесья.

Астрагал

Даже здесь что-то ухитряется цвести!

Левый берег Маннепахка

Несколько более плоский по сравнению с правым, по которому идём мы с Юрьичем.

Водоскат

Один из правых притоков в верхнем течении Маннепахка.

Вверх!

Поднимаемся под пер.Северный Чорргор (950 м.).

Очередной водоскат на притоке

"Синий гоблин" (тм)

В истоке Маннепахка

На несколько минут растащили тучи.

Перевальный взлёт Северного Чорргора

С запада, из долины Маннепахка. Перевал не видно, но он есть :)

Идём Северный Чорргор (950 м.)

Подъём с запада - очевидно н/к. С востока, где мы будем спускаться, всё гораздо жёстче.

Снежник на Северном Чорргоре

Перевальный тур

Начало спуска к Кунийоку

Не видно ни хрена :(

Долина Кунийока

Нам вниз. Виден Куэльпорр, отрог Кукисвумчорра.

Перевальный взлёт с востока

Хорошо, что нам вниз, а не туда...
Простите, но здесь я убрал фотоаппарат в рюкзак :(

На спуске к Кунийоку

Отрог Индивичвумчорра

Один из тех, что смотрит на восток, в долину Кунийока.

Август 2016 - Хибины, дни 3 и 4

В ночь с 14 на 15 августа поливало. Поливало утром 15 августа. Поливало и днём. Поливало вечером. Поливало в ночь с 15 на 16 августа. Поливало утром 16 августа. Поливало и днём. На 15 августа у нас планировалась встреча с Андреем и Ольчей Комрачковыми, которые должны были приехать в Хибины на своём жЫпе, и даже точка встречи была определена ещё в городе - южный берег оз.Гольцовое. Но мы до туда не то чтобы дошли, мы даже не попытались туда дойти... Ольча и Андрей, не обнаружив нас в точке встречи вечером 15-го, немного подождали нас и укатили восвояси. Всё это время мы Серёгой протупили в палатке на озёрах в долине Кунийока, изредка высовываясь наружу "на пописать", когда дождь затихал...

За сутки с небольшим мы с Юрьичем выспались, перечитали всю литературу, запасённую на весь недельный поход, и окончательно озверели от ничегонеделанья. К исходу вторых суток, вечером 16 августа, мы уже были готовы выйти на маршрут даже под проливным дождём, лишь бы хоть что-то делать! Так, собственно, и получилось. Дождавшись очередной паузы в дожде, которая обещала затянуться на несколько часов, мы собрали мокрый насквозь лагерь, напялили насквозь мокрые шмотки, так и не высохшие за двое суток, и вышли на дорогу к переправе через Кунийок. Уже на дороге, буквально перед самым бродом, дождь зарядил с новой силой...

Никогда! Никогда не нужно тупить в горах! От этого все беды. Какого-то чёрта я снова решил брОдить реку без обуви, хотя треки уже давно были мокрыми. Разувшись, я полез в ледяную реку, вздувшуюся после двух суток дождя, и мне почти удалось её пробродить. Воды было меньше, чем по пояс. Метрах в трёх от желанного правого берега, уже на выходе из воды, где глубина была всего лишь по колено, я неудачно наступил правой ногой, у тому времени практически полностью потерявшей чувствительность от холода, на подвижный камень на дне. И со всего размаха сел на жопу. Промок рюкзак. В кофр с фотоаппаратом и телефоном, болтавшийся на плече, мгновенно натекло воды. Висевшие на шее треки, которые я, собственно, и пытался сохранить относительно влажными, но хотя бы не мокрыми насквозь, тоже набрали воды по самые борта. Со всей этой красотой я и вышел на правый берег, громко матерясь и выливая воду отовсюду, куда она успела набраться...

Но самый п...ц начался чуть позже, когда ногам стала возвращаться чувствительность, и я понял, что с правой ногой что-то не так... Оказалось, что средний палец, на который я обратил внимание только после того, как меня накрыло волной боли, торчал направо почти под 60 градусов относительно всех остальных пальцев. Придать ему правильное положение оказалось на удивление легко, поэтому я подозреваю, что это был всё же не вывих, а откол куска головки средней/основной фаланги где-то в районе их соединения. Пока Юрьич переходил реку, а я судорожно думал, что мне делать дальше с искупанным фотоаппаратом и искупанным рюкзаком, нога начала опухать и от сломанного (?) сустава вверх по ступне поползли концентрические круги гематомы. Юрьич, переползя реку и узрев всю эту красоту, изрёк что-то многозначительное из серии "ну чё, погуляли, бл..!"

Дождик, тем временем, не прекращался. Отжав в четыре руки мои мокрые шмотки, мы с Серёгой выбрались на главную в тех краях дорогу и принялись думать, что делать дальше. Нога, на удивление, болеть перестала почти сразу после первой болевой волны и запихивания её обратно в ботинок. Ныла - да, но не болела. Мне удалось убедить Юрьича дойти до водопада на Рисйоке - проверить, могу ли я идти, и уже там выбрать между окончательной эвакуацией и продолжением похода. По дороге на водопад я понял, что идти по равнине я вполне себе могу, но вот любой подъём и спуск для меня - большая проблема, потому что нога сразу перестаёт ныть и начинает болеть. На водопаде мы ещё раз внимательно посмотрели на палец, ещё раз оба выматерились от души, и вместо перехода на оз.Академическое решили валить в сторону цивилизации и дома :(

Рубиться через перевал в сумерках до "25-го километра" было глупо, и, в принципе, бессмысленно. На ночёвку встали на берегу Кунийока рядом с дорогой, в районе точки 67.745, 33.598. Было ещё мокрее и холоднее, чем вчера - эта стоянка располагалась выше вчерашней, в открытой безлесной тундре, да ещё и у северных ворот пер.Кукисвумчорр с его бешенным ветродуем... Мерзко было настолько, что разводить примус и готовить ужин пришлось под тентом палатки, а вылезать на ветер и дождь по малому делу вообще было героизмом чистой воды, хоть сразу медаль на причиндалы вешай! Наполовину мокрый спальник и опухшая нога добавляли колорита всему происходящему. Ночью дождь неожиданно закончился, и остались только низкие тучи над головой и сумасшедшей силы плотный ветер, тащивший эти тучи через Кукис и прижимавший палатку к земле. Спалось на удивление хорошо, ибо мокрая одёжа осталассь под тентом палатки, спальник прогрелся изнутри и даже начал подсыхать. Главной проблемой было не задевать ногу...

Стоянка на озёрах

Мокро, холодно, скучно.

Грибы, мильёны их

Маслята. Моховичок и горькуха. Подберёзовик. Подосиновик.

Большой камень

Наш лагерь - справа, в кустах.

Панорамы Северного Чорргора

Перевал Северный Чорргор (950 м. н.у.м.) - вон та маленькая "галочка" в хребте. Оттуда мы спустились вчера вечером.

Отражение

На озёрах

Те несколько минут, кода не идёт дождь...

Гора Петрелиуса (1141,9 м. н.у.м.)

Август 2016 - Хибины, дни 5 и 6

17 августа началось с привычного ветра и холода. Дождя же - о чудо! - не было. Его настолько не было, что палатка снаружи была практически сухой. Около 10 часов утра мы позавтракали и принялись собираться, а часов в 11 вышли на дорогу и пошли на юг, в сторону "25-го км". Как вы уже догадались, все остальные фотографии в этой поездке я делал телефоном. Камера в нём плохая, к тому же, он тоже искупался накануне в Куни, но его удалось слегка просушить и даже включить, в отличие от фотоаппарата, который впервые включился только в ноябре. Тамроновский же объектив по итогам купания в Кунийоке фактически умер, ибо в нём поселилось несколько пятен плесени :(

Через пару километров после старта я более-менее разошёлся, и нога почти перестала мне мешать. Но через перевал мы шли долго, часто останавливаясь и пытаясь поймать связь Когда это нам наконец-то удалось, мы связались с домашними, от которых и узнали, что прогноз погоды обещает нормальное солнышко в Хибинах только через неделю. Юрьич окончательно сник и решил валить домой. Я с ним, в принципе, был согласен, но мне в город совершенно не хотелось... К непозднему вечеру мы добрели до "Тиетты", где и разбежались, обменявшись едой из не съеденных даже наполовину запасов. Юрьич пошёл в сторону цивилизации, а я остался на Малом Вудъявре.
Дабы скоротать вечер и, заодно, проверить, как себя чувствует нога в боевых условиях, я решил сбегать в один из цирков Тахтарвумчорра. Ближайшим был Третий, туда я и пошёл, предварительно спрятав рюкзак в лесу. Поначалу шлось легко, но когда дорога начала портиться и забирать вверх, я окончательно понял, что от идеи попробовать завтра продолжить поход всё же придётся отказаться, и что мысль пройти завтра перевал Географов и свалиться с него прямо в Апатиты в районе АНОФ-2 обречена на провал. Нога на рельефе болела, а ведь я шёл без рюкзака и по дороге:((( Впрочем, погода и нога всё же дали мне вскарабкаться в Третий цирк и побродить там, но удовольствием это было сомнительным...
Спустившись вниз и подобрав рюкзак, я поставил палатку на берегу Малого Вудъявра, поужинал и залёг спать, а утром 18 августа отправился вслед за Юрьичем в сторону 25-го км. Связь на Малом Вудъявре позволяет поймать шустрый 3G, поэтому я сумел с телефона сдать билет на поезд и купить себе новый, на сегодня. Кстати, не очень приятным открытием было снятие остановки рейсовых автобусов на 23 км, у поворота на ботсад и "Тирвас". Простояв на обочине с полчаса и проводив взглядом, кулаками и, в итоге, матюгами, проехавшие мимо две кировские "единички", я пошёл в сторону города. Сесть в прямой апатитский автобус удалось только на остановке у развилки на Центральный рудник, в автобусе-то мне и рассказали в подробностях насчёт бесславной кончины остановки на повороте на "Тирвас". По Апатитам вообще не гулял, только зашёл в главный хибинский гипер "Твой" за едой в поезд и кольской молочкой для моих домашних. На вокзале был за полчаса до прихода поезда, и перед отправлением даже успел немного погреться на внезапном солнышке! Ибо непредсказуемая кольская погода, вопреки всем прогнозам, начала очень быстро исправляться: ещё до Кировска надо мной потащило небольшие разрывы в тучах, над Старыми Апатитами обнаружилось уже нормальное летнее голубое небо с лёгкими облачками, а в Кандалакше даже этих облачков в небе вообще не осталось...
К полудню 19 августа я был в Питере. Дурацкий поход получился :(

Старт со стоянки

Верховья Кунийока, ветер и холодрыга.

Перевал Кукисвумчорр (479,7 м н.у.м.)

Вид на юг и на Бастион Поачвумчорра в облаке. Озеро Сердцевидное и Бастион. На перевале. Вниз по Вудъяврйоку, текущему прямо по дороге.

У Малого Вудъявра

Высотка Кукис (885,9 м н.у.м.) и шумный водопадик, в который превратился ручеёк после трёх дней дождя.

"Тиетта"

Мостик через ручеёк, соединяющий Сейтесъявр и Малый Вудъявр. Руины научной станции "Тиетта" на Малом Вудъявре.

Малый Вудъявр

И Первый цирк Тахтарвумчорра с перевалом Географов (1А, 842,3 м .н.у.м.) в правой части.

Дёрен

Грибы

Их такая погода как раз очень даже устраивает...

Карликовая берёзка

Вся в ржавчинном грибке...

Каменная речка

Между Тахтарпорром и Тахтарвумчорром.

Малый Вудъявр из Третьего цирка Тахтарвумчорра

С дороги и с самой кромки цирка. Если зайти глубже, озеро видно не будет, зато будет видно клоунов.

Я

Мрачное походное селфи.

Третий цирк

Снаружи и изнутри.

Крест в Третьем цирке

На кромке, с видом на долину.

Утро дня отъезда

Голубое небо существует!!!

Поачвумчорр и котловина Малого Вудъявра

Погода постепенно налаживается...

Цивилизация

Санаторий "Тирвас". Транспортный цех "Апатита" - на автобус теперь садиться либо на 25-м км, возле "Луча", либо здесь. По расстоянию это примерно одинаково.

Небо в двух вариантах

Снято с одной точки - с путепровода через ж/д пути у апатитского вокзала. Вид в сторону Хибин и вид в сторону Тикгубы...

В ожидании поезда

И снова Кандалакша!..

И снова проездом :( Надо бы уже когда-нибудь тут выйти и погулять по окрестностям...