Сентябрь-Октябрь 2013 - Крым: Евпатория и Саки

До сентября сего года Евпатория оставалась единственным более-менее крупным городом Западного Крыма, в котором мы с Алёнкой ещё не побывали. Поэтому из летнего Питера выбор точки начала нашего осеннего Путешествия-с-Пузом был очевиден: начнём с Евпатории, продолжим либо Бахчисараем, либо ЮБК, и закончим отпуск в Севастополе, откуда и уедем домой в Питер. О своём выборе мы пожалели ещё на симферопольском вокзале, но давайте обо всём по порядку... ;)

Учитывая жопу, творившуюся и творящуюся у меня на работе, отпуска мне вообще не светило ни в каком виде. Но Пузо стало решающим аргументом, и заявление мне подписали... правда, с формулировкой "Возможно, на этом твоя карьера закончится, готовься". Я согласился, ибо мне было уже глубоко пофиг. Примерно в таком настроении мы с Алёнкой и уехали на неделю в деревню - собирать грибы и спасать яблоки. За эту неделю на заводе полностью сменилось руководство, но знакомиться с новыми начальниками по возвращении из деревни я не пошёл, и в тот же день, 27 сентября, уехал на две недели в Крым, так и не включив выключенный ещё в первый день отпуска мобильник.

На этот раз мы с Алёнкой поехали в Крым на прямом питерском поезде, так как бегать по Москве с рюкзаком и Пузом нам было бы не слишком удобно. Поезд прибыл в Симферополь в час ночи 29 сентября. Выйдя на перрон мы поняли, что не зря поверили ГисМетео, и что тёплые вещи явно нам пригодятся... От идеи перебомжевать несколько часов до евпаторийской электрички на открытом воздухе пришлось отказаться уже буквально минут через 10: на улице было +8. С тоской вспоминая прошлогодние +30, мы пошли в платный зал ожидания, где и просидели следующие 4 часа. Но самый ад начался в электричке: чтобы перестать трястись от холода, нам пришлось напялить на себя почти все припасённые тёплые вещи. Само собой, ни в зале ожидания, ни в электричке поспать толком не удалось, и в Евпаторию вместо нас приехали какие-то холодные и голодные зомбаки...

Первым делом зомбаки отправились на поиск жилья. Приученные к тому, что в курортном городке осенью снять жильё проще простого, мы проигнорировали пару тёток-зазывал на вокзале и пошли в сторону моря и центра города. Надо признать, что через полчаса меня начали посещать пораженческие мысли о возвращении на работу в Питер на вокзал к этим самым тёткам, ибо за это время нам попалось всего одно объявление о сдаче жилья, да и то на столбе... Но квест было всё же решено довести до конца, и конец ему настал только в одном квартале от моря, на углу улиц Гоголя и Кирова. За 130 гривень в сутки мы сняли комнатку с євроремонтом-душем-кондеем на втором этаже небольшой дворовой пристройки. Все оставшиеся дни нам регулярно попадались в городе объявления о сдаче жилья (кто бы сомневался!), причём, снять его можно было наполовину дешевле, чем это сделали мы. Первым делом мы включили кондей на +28, вскипятили воды, сожрали чего-то малосъедобного из городских ещё запасов, выпили горячего чая и завалились спать под двумя одеялами. Аааатличненько начался отпуск, что и говорить!..

Продрались мы ближе к полудню от чувства голода. На улице светило солнышко и - по сравнению с утром - была нечеловеческая жара, аж +15... Ужас ситуации был в том, что мы, вообще-то, ехали в Крым чтобы погреть Пузо. А судя по прогнозу погоды, вот эти вот +15 были чуть ли не максимальной температурой, которую нам обещали в Евпатории в ближайшие две недели. Более того, начиная с завтрашнего дня нам обещали десять суток дождя, что оставляло нам ровно четыре дня хорошей погоды ровно под занавес отпуска... Забегу немного вперёд: ГисМетео на этот раз оказалось на высоте. Просто на какой-то заоблачной высоте, которой ни до, ни после оно не достигало... <...далее три абзаца вырезано цензурой...>

Раз уж мы всё равно уже приехали, выбор у нас был невелик: пойти найти ïдальню, а потом попытаться получить хоть какое-то удовольствие от отпуска. Набив рюкзачок тёплыми вещами, мы пошли на море. Перекусив на набережной в какой-то столовой средней пафосности, мы выползли на пляж, нашли заветрие, разделись, немножко позагорали и даже занырнули в море. Вода абсолютно ожидаемо оказалась ледяной :( Пляжный отдых при +15 в тени (на солнце было примерно +19) - затея не для слабых духом, мы с Алёнкой выдержали на пляже целых два полновесных часа :) Далее последовала прогулка по курортной части города. Мы неспешно прогулялись по набережной с её виллами начала XX века, обнаружили на задворках нашего временного пристанища городской краеведческий музей, дошли до Театральной площади, присмотрели в качестве обязательного для посещения места закрытый сегодня бювет с минеральной водой на углу Ленина и Фрунзе, прошлись по сувенирным ларькам, и завершили первое знакомство с городом в евпаторийском дельфинарии, куда умудрились попасть на последнее представление сезона 2013 года.

Последний день сентября мы посвятили прогулке по Старому Городу, остаткам турецко-татарского средневекового города Гёзлёв. Погода ещё вечером перестала располагать к купанию, так что нас вообще ничего не отвлекало от туристического маршрута, гордо именуемого в путеводителях "Малым Иерусалимом". Действительно, в Старом Городе буквально на соседних улицах мирно уживается чуть ли не с десяток разнообразных религий и религиозных течений...

Из нашего евпаторийского пристанища мы выползли только около часа дня: вопреки прогнозам погоды мы надеялись, что вот эта вот фигня, накрывшая город, всего лишь туман, а не тучи... Наивные!.. Окончательно убедиться в наступлении 30 сентября поздней осени пришлось во время приготовления завтрака. Китайский градусник, давным-давно подаренный Вовкой и служащий ныне карабином для моей фотосумки, показывал невесёлые +8. Чтобы выползти из домика, нам пришлось одеться по северным стандартам, и было очень жалко, что термобельё осталось в Питере... Прогулка заняла у нас все оставшиеся четыре часа светлого времени. Передвигались по городу мы очень шустро, так как за всё это время не потеплело ни на градус.

В прогулку удалось впихнуть три "мини-экскурсии" - по текие дервишей, по караимским кенассам, и по турецким баням. Кроме этого, мы нафотографировали евпаторийских котиков, зашли в Никольский собор, не зашли в мечеть Джума-Джами и в синагогу по причине их закрытости, купили книжку про "Малый Иерусалим" и решили на следующий день съездить в Саки - купить какой-нибудь лечебной фигни из сакских грязей в качестве сувенира нашим домашним, а также погулять по тамошнему курортному парку.

Октябрь в Евпатории начался бойко - ливнем и шквалистым ветром. Утром 1 октября, часам к 11 утра, когда всё это безобразие было поутихло, мы с Алёнкой отправились в Саки. Будете смеяться, но без дождя и ветра нам удалось пройти буквально метров двести, когда снова начался ливень. Только чудом в тот день не пошёл снег: градусник показывал всего +4.

В Саках всё оказалось ещё хуже. Стояла стена косого дождя, и было ещё ветренее и холоднее, чем в Евпатории. Алёнка нарядилась в сиреневый полиэтиленовый плащ и приготовилась к долгой противной мокрой прогулке, но погода и тут умудрилась смешать нам все карты! Очередным порывом ветра мне перекрутило и сломало в нескольких местах зонтик, подаренный Алёнкой на день рождения буквально три дня назад. Укрываться от дождя тряпочкой с торчащими из неё под неправильными углами острыми железками стало очень трудно, а куртку-непромокуху я оставил в Евпатории... До краеведческого музея, посвящённого грязелечению, мы добежали практически бегом, но это не помогло, и я всё равно промок практически до трусов. Во время осмотра музея с меня рекой текла вода, и стоило задержаться где-то подольше, как подо мной начинала образовываться небольшая лужица...

Совершенно справедливо решив, что мне сегодня уже ничего не поможет, мы сразу после краеведческого музея отправились гулять в курортный парк. И дошли в итоге до старых корпусов грязелечебницы и фирменного магазина, где торгуют сакскими грязями и всякой полезной косметикой на их основе. Погревшись в магазине и купив всякой мелочи на сувениры, мы вышли на берег Сакского озера, полюбовались дождём над его мутными водами, и рванули обратно на автостанцию. До ближайшего автобуса внезапно оказалось ещё полчаса, и я, оставив Алёнку сохнуть, греться и отдыхать в здании автостанции, сбегал и сфотографировал сакскую мечеть. Задавать мне вопрос, понравились ли мне Саки, бессмысленно: я ничего не видел и ничего не помню. И повторять прогулку в ближайшее время не планирую ;)

Зв время нашей прогулки по Сакам Евпаторию затопило. Некоторые улицы полностью скрылись под водой, и машинки поднимали ощутимую волну, которая переливалась через поребрик и затапливала газоны. По словам кондуктора в трамвае, какой-то из трамвайных маршрутов вообще перестал ходить из-за затопления линии. Перекусив у ж/д вокзала в ближайшей забегаловке и прокатившись на допотопном трамвайчике-челноке, бегающем от вокзала до пр.Ленина, мы пешком доплыли от Ленина до нашей комнаты и весь оставшийся день сушили шмотки и обувь под кондеем.

2 октября погода немного улучшилась - по крайней мере, ветер стих и потеплело до +7. Надев на себя все сухие вещи, мы с Алёнкой догуляли до озера Мойнаки, посетили бювет на углу Фрунзе и Ленина, побродили под моросящим дождём по набережной, и забрались обратно в нашу комнатку с кондиционером и тёплыми одеялами. Назавтра было решено валить из Евпатории на первой же электричке и перебираться в Ялту, где прогноз обещал самую лучшую погоду на всей Украине - аж +12 и отсутствие дождя и ветра.

Море!

Несколько часов сентябрьского тепла... Дальше придёт дождь и дубак...

Набережная

Воскресенье, сонячно, +19. Среда, мряка, +6.

На пляже

Суровый южный курорт.

Октябрьский пляж

Колоннада и Геракл

Отдыхающий Геракл - символ Евпатории. Согласно легендам, именно на евпаторийских грязях он восстанавливал подорванное подвигами здоровье.

"Мальчик с гирей"

Современное творчество. И я примазался сбоку :)
Фон - Климатическая станция (1925 г.).

Набережная Горького

Главная прогулочная улица курортной (западной/центральной) части Евпатории - виллы начала XX в. с видом на море, ныне - корпуса пансионатов и прочие полезные заведения.
Дача «Альпийская роза» (1910 г.). Столовая Центральной курортной поликлиники. Сама ЦКП, бывшая дача "Валькирия" (1910-14 гг.). Дача "Остенде" (1910 г.). Корпус санатория "Ударник". Корпус детского санатория.

Памятник Максиму Горькому

Ул.Дувановская

Названа в честь городского головы Семёна Дувана ,который за несколько лет, с 1906 по 1910 г., превратил Евпаторию из заштатной дыры в международный курорт. Умер в эмиграции во Франции, мечтая вернуться в Евпаторию...

Краеведческий музей

Бывший дом купца Ю.М.Гелеловича (1912 г.). Возле дома - лапидарий с половецкими бабами. Фрагмент раскопа греческого города Керкинитида (IV-III вв. до н.э.) рядом с краеведческим музеем. Основная часть городища находится под санаторием МО Украины и вряд ли в ближайшее время станет музеем...

Ещё несколько вилл на ул.Дувановской

Вилла "Сфинкс" (1911 г.). Дувановская,21 (1912 г.). Вилла "Люкс" (1908 г.).

Георгиевская часовня (2001 г.)

Сооружена в скверике рядом с отделением милиции, посвящена погибшим милиционерам. Мы жили на противоположной стороне улицы, в соседнем квартале.

Сквер им.Гоголя

Светофор для трамвая: в Евпатории трамвай-однопутка, и неизвестно, что выскочит из-за угла... Памятник Н.В.Гоголю.

Памятная стена "2500 лет Евпатории"

Посвящена историческим личностям ,связанным с Евпаторией. В центре - герб города и "вечный огонь", привезённый из Греции в память об основании города греческими колонистами.

Евпаторийский исполком (1908 г.)

Бывший дом Ф.Х.Овчинникова на Театральной пл.

Библиотека им.А.С.Пушкина на Театральной пл.

На площади перед библиотекой растёт ёлка и оставлен фрагмент исторического мощения. Перед библиотекой лежат львы. Сама библиотека построена в 1912-14 гг. как... библиотека им. Александра II.

Проезд Анны Ахматовой

Только пешеходы и трамвай!

Театр им.А.С.Пушкина (1910 г.)

И памятник Семёну Эзровичу Дувану у театра.

Театральная площадь

Вид на запад от библиотеки, на кинотеатр и курортную часть города. За спиной у меня начинается Старый Город.

"Евпаторийская здравница"

Редакция газеты в симпатичной особнячке .

Санаторий

Один из примерно миллиона. Архитектура у всех у них именно такая, плюс-минус километр...

Пара памятников

Скульптура "Роженица", в народе - "баскетболистка". Владимир Даль.

Мойнаки

Солёное озеро на западе Евпатории, знаменитое своими грязями и солями.

Потоп...

Машины на пр.Ленина. Алёнка - мокрый заяц :)

Евпаторийский дельфинарий

Новый, самый большой на Украине - на 700 человек. Открылся в конце апреля 2012 года. Насколько я понял, работает он с мая по сентябрь, после этого дельфинов и прочее зверьё вывозят на лиман Донузлав, где они зимуют в немного более приличных условиях.

Морские львы

Львы моют пол =)

Дельфины

В дельфинарии живут четыре афалины, но работают в большинстве трюков только трое.

Знакомство со зрителями

Художник

Рисует вообще только один дельфин. Картинка потом традиционно продаётся кому-то из зрителей.

С большими мячами

Евпаторийская бухта

Проход на причал

Памятник Евпаторийскому десанту

5 января 1942 г. в Евпатории высадилось 740 морпехов. В течение трёх дней более 600 человек погибло, но им удалось отвлечь часть сил фашистов от Севастополя и дать ему небольшую передышку... После ликвидации десанта было расстреляно более 12000 мирных жителей Евпатории, помогавших десанту.

Свято-Ильинская церковь (1911-18 гг.)

Строилась как греческая, а сейчас просто православная, действующая.

Мечеть Джума-Джами (1552-64 гг.)

Постройка знаменитого турецкого зодчего Ходжи Синана. Крымские ханы, назначавшиеся в Турции, оглашали в этой мечети ханский фирман (т.е. право на Крымское Ханство). После оглашения фирман хранился здесь же.

Фонтанчик

Памятник Ашик Омеру

Ашик Омер (1627-1707 гг.) - татарский поэт, родившийся в Гёзлёве и много путешествовавший по Османской империи.

Никольский собор (1893-99 гг.)

Построен в память об освобождении Евпатории во время Крымской войны 1854-56 гг.
Второе фото - "Суворовский редут" в парке на набережной. В 1778-79 гг. во время войны в Гёзлёве находилась ставка Суворова.
Четвёртое фото - часовенка в церковной ограде.

Пансионат "Орбита"

Бывший отель "Бо-Риваж" возле Никольского собора (1915-16 гг.).

Балкончик!

Сурб Никогайос

Армянская церковь (1817-30 гг.). Внутри - свежеотреставрированные белые стены.

Улочки на севере Старого Города

На первой фотографии - небольшая неприглядная мечеть.

Башня Дровяных ворот (Одун-базар капусы)

Построены в XV в., разрушены в 1959 г., восстановлены в 2003 г. Внтури - кафешка, макет средневекового Гёзлёва и фундамент исторической башни. К сожалению, всё было закрыто :(

Евротатары

Торговые ряды у башни. Татары в Евросоюзе!

Этно-гостиница "Джеваль"

Караимская улица и окрестности

Настоящее "сердце" Старого Города, подреставрированная и вымощенная камнем кривая улочка. Полно закрытых ресторанчиков и лотков с сувенирами, и если не брать в расчёт набережную, то можно сказать ,что все главные достопримечательности города находятся вблизи Караимской. На седьмой фотографии - конские ворота, западная граница города (восточная - Одун-базар).

Арка "Керкинитида"

Симпатичный новодел, испорченный газовой трубой. И вообще, весь Старый Город испорчен жёлтыми трубами! Неужели нельзя было их закопать???

Синагога "Егие Капай" (1911 г.)

"Зенит"

Наши дикари и сюда добрались :( Вот нет бы "Спортаг" написать, или ещё какую гадость?..

Здание медресе (XVIII в.)

Ворота справа - вход на территорию комплекса текие дервишей. Текие дервишей - это по сути не монастырь, а странноприимный дом для нищенствующих монахов. Здесь квартировал суфийский тарикат (орден) Мевлеви, "вертящихся дервишей".

Источник у входа

Старинный, но недавно окультуренный источник.

Мечеть Шукурала-Эфенди (XVII-XVIII вв.)

Есть мнение, что Шукурала-Эфенди - имя первого имама этой мечети, а настоящее её название - "Джума-Джами", как и у главной городской мечети.

Осколки истории

Надгробия с местного кладбища. Чалма, установленная сверху на могильном камне означает, что похороненный совершил хадж.
Традиционные черепки...

Верхушка минарета

Снята во избежание падения на головы туристов.

Могилка

Похоронен какой-то святой местного значения.

Текие дервишей

Постройка XV в., по некоторым данным некогда бывшая армянской церковью... Единственное текие дервишей, сохранившееся на территории бывшего СССР.

Вход в текие

Келья шейха

Шейх - это глава общины, учитель. У него был собственный вход в текие, лежанка и некое подобие комфорта. Он был единственным постоянным обитателем текие.

Центральный зал текие

Здесь дервиши крутились, после чего удалялись по кельям медитировать. В кельях, кстати, не жили. По крайней мере, не жили постоянно.

Портал входа в кенассы (1900 г.)

Кенасса - молитвенный дом караимов, тюркоязычной народности, исповедующей свою собственную ветвь иудаизма.

Виноградный дворик

Фонтанчик в Виноградном дворике

Памятники

Монумент в честь посещения кенасс Александром I в 1825 г. (1851 г.).
Несколько надгробий в одном из двориков.

Ядро

Караимы не стали выковыривать его из стены Большой кенассы в память о войне...

Интерьеры Большой кенассы (1805-07 гг.)

Всё отреставрировано в 1999-2005 гг. Внутрь не пускают, можно фотографировать с галереи.

Турецкие бани (XVI в.)

Самый странный экскурсионный объект в городе, надо признать: часовая экскурсия по заброхе...

Входы в бани

На мужскую половину. На женскую половину. Потолка нет (ибо обрушился в лихие 90-е) и не предвидится.

Окошко для пара

Интерьеры

Бани проработали около 500 лет, несколько раз модернизировались, и были заброшены и превращены в большую помойку в 1990-х гг. Не сохранилось ничего, кроме стен и полуразрушенной системы отопления. А ведь когда-то здесь были мраморные полы...

Дырки в потолке

Для выхода пара.

Ж/д вокзал "Евпатория-Курорт" (1953 г.)

Церковь Илии Пророка (1902-03 гг.)

Забавный факт: строительство началось в 1894 г. с колокольни. В 1930 г. церковь закрыли и переоборудовали под клуб, колокольня стала маяком. Во время фашистской оккупации церковь была вновь открыта, и с 1942 г. больше не закрывалась.

ДК

На Центральной площади.

А.С.

Обязательный для любого советского городка памятник :)

Беседка "Саки - город-курорт"

И загадочный камень с отпечатком чьей-то ладони под крышей беседки.

Музей

Сакский музей истории грязелечения находится на Курортной улице напротив парка. Располагается в особнячке 1912 г. постройки. Рядом разбиты клумбы и установлена старинная ванна для грязелечения, использовавшаяся на заре становления курорта.

Парк санатория "Саки"

Колоннада на входе в створе ул.Революции. Памятный камень "Детям войны". Высохший пруд "Лебединое озеро".

Санаторий "Саки"

Дореволюционный корпус водолечебницы I класса (1898-1900 гг.) и фонтан "Купающаяся девушка". Главный корпус санатория им.Бурденко.

Сакская ГГРЭС

ГГРЭС - гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция. Здесь, в фирменном магазине, можно приобрести косметику на основе сакских грязей.

Узкоколейка у ГГРЭС

Раньше грязь вывозилась из озера вагонетками по такой вот узкоколейке.

Сакское озеро

Сакская мечеть

Современная, рядом со старым кладбищем, на шоссе Симферополь-Евпатория.