Октябрь 2012 - Крым: Партенит ("Айвазовское", Аю-Даг)

Вечером 7 октября, заселившись в Алуште в "квартирку", мы первым делом отправились на море. Совсем рядом с нашим пристанищем нам попалась тётечка-турагент, и мы, естественно, зацепились взглядами за её стенд... Тётечка оказалась исключительно приятной в общении, ничего нам не навязывала, и мы проговорили с ней минут десять. Из этого разговора мы сформировали планы аж на 2 из 5 оставшихся у нас дней отпуска...

Первым делом, тётечка посоветовала нам съездить в Партенит и пойти в парк при санатории "Айвазовское": по её мнению там чуть ли не круче, чем в Никитском ботсаду. С учётом того, что мы с ребятами планировали залезть на Аю-Даг, вариант с парком "Айвазовского" нас очень заинтересовал, и 8 октября мы полностью посвятили Партениту. Кроме того, у тётечки в её прайсе на 9 октября оказалась экскурсия по Крымскому заповеднику, которую я присмотрел ещё в Питере, и мы с ребятами на неё записались.

Утром 8 октября, заплатив тётечке за экскурсию в Заповедник, сходив на пляж и искупавшись (погода радовала: дождь всё никак не начинался), мы поехали в Партенит. От троллейбусной остановки на шоссе и до входа в "Айвазовское" мы дошли пешком примерно за полчаса. Вход в санаторий оказался платным, причём ценник был, мягко говоря, не слишком гуманным - 50 грн. (для сравнения: вход в НБС - 26 грн.). За эти деньги посетитель получает небольшую экскурсию по парку (группы формируются у ворот и уходят на маршрут примерно раз в час ) и право спуститься на один из пляжей санатория, необорудованный, но чистый. Парк представляет собой одну огромную стройку, и, может быть, лет через пять эти 50 грн. и будут окупаться полученными впечатлениями. Пока же - увы, но смотреть там практически не на что, несмотря на старательно нагнетаемый экскурсоводом пафос и явные претензии на то, чтобы стать достопримечательностью. Парк переполнен довольно безвкусной скульптурой и охранниками, следящими за каждым шагом посетителей. Единственное интересное место "Айвазовского" - старинная оливковая роща в восточной части парка.

Короче говоря, в Никитском ботсаду гораздо интереснее. Будете стоять перед выбором - езжайте в Никиту ;)

Нагулявшись по парку и искупавшись на айвазовском пляже, мы выбрались из санатория в посёлок, прикупили в ближайшем магазинчике сока, и побежали в сторону Аю-Дага. Времени оставалось в обрез: часа через три должно было начать темнеть. Официальный вход на Аю-Даг, которым мы воспользовались, находится на территории пансионата "Крым", посещение горы стоит каких-то не очень больших денег (15, что ли, гривен), за которые вы получаете схему тропинок и краткое напутствие кассира, обитающего в будке возле калиточки :)

Наша прогулка по Аю-Дагу была стремительной: мы посмотрели на пару руин, сфотографировались на смотровой площадке, и даже выбрались к западному "артековскому" склону горы. Именно оттуда мы и увидели огромную чёрную тучу... Убежать с горы до начала дождя мы не успели: он накрыл нас минут за десять до выхода к калиточке и лифту. Кстати, кассира у калитки к этому времени уже не было, и пансионатские отдыхающие беспрепятственно бродили по склонам Аю-Дага в компании с маленькими детьми и собачками.

В Алушту уехали на маршрутке прямо от проходной пансионата "Крым", ибо никому из нас не улыбалось ползти под дождём до шоссе.

Спуск к посёлку

Два витка серпантина и почти прямая на пару км - и мы у входа в санаторий "Айвазовское".

Памятник

И.К.Айвазовскому у входа на территорию санатория.

"Лестница Раевского"

Когда-то на территории была усадьба Раевских, отсюда и странное название лесенки и будущей смотровой площадки.

В парке

Асфальтированные дорожки, кедры и цветники.

Золотые кони

Из какого-то хитрого сплава. Говорят, они никогда не потемнеют.

Возле корпуса №1

Корпус №1 с видом на море. Пейзажный сад. Корты, которые будут перестроены в итальянский садик.

Фонтан

"Мальчик с рыбой".

Мозаики

Часть дорожек в "Айвазовском" выложены мозаиками "под античность"

Ротонда в пейзажном саду

Внутри - скульптура женщины, скрытой вуалью.

Котейки

Набережная

Стройка - повсюду!

"Ника"

Скульптура на спуске к набережной.

"Античный сад"

Пруд, ручеёк с цаплями, пальмы, оливки и здоровенный кран ;)

Оливковая роща

Деревьям по 200 лет, они остались от усадьбы Раевских.

Кедры

Обычный и плакучий.

"Мексиканский сад"

Всяческие колючки - молочай Миля, опунции нескольких видов, агава, юкка. На второй фотографии - араукария чилийская.

Цветы

Сереброцветник. Анемона хубэйская. Роза. Штернбергия. Паслён.

"Колибри" на петунии

Мы уже почти поверили, что это колибри, но кто-то глазастый усмотрел у "птички" три пары членистых ножек...

Вид на мыс Плака

На мысу - пансионат "Утёс", бывшее имение Гагариных.

А.С.

Вроде бы, он даже однажды был в крымском имении Раевских.

Набережная

"Дельфинчики". "Посейдон".

Скульптура на набережной

Ещё одна...

Мы на фоне террас

На прибрежных террасах - колючки, розы и всякие цветочки.

Парковая скульптура, нет ей конца!..

"Нарцисс". Олень. ? "Весна". "Диана". "Пан и нимфа". ?
Тема сисек раскрыта! ;)

Памятный знак

Где-то на подходе к пансионату "Крым".

"Прометей"

Цветомузыкальный фонтан возле Дельфинария.

Кинотеатр "Крым"

По другую сторону от "Прометея".

Про лифт =)))

Ко входу на Аю-Даг можно подъехать на лифте. Он старый и немного страшный ;)

Начало подъёма

Идём по тропинке.

Вид на Партенит

На переднем плане - скала Медвежонок, на заднем - мыс Плака.

Жасмин

Мушмула германская

Развалины

Развалины церкви Константина и Елены (XIII в.).

Бухта Кучук-Ялы

Вид со смотровой площадки.

Море!

Кораблики, облака, много воды. Штормовой фронт на западе мы пока ещё не видим...

На смотровой

Развалины средневекового храма "на Клисурах" (XIV в.)

Скала "Зонтик"

На скале

Позируют на фоне моря.

Полянка

На артековской стороне.

Руины средневекового храма-маяка

Октябрь 2012 - Крым: Алушта

По Алуште мы так или иначе болтались все пять наших приморских дней, так что не удивляйтесь разнообразию погод на фотографиях ;) Но бОльшая часть фотографий сделана всё же 9 октября, в первой половине дня, в процессе ожидания нашей экскурсии по Крымскому природному заповеднику, которая должна была отправиться от кинотеатра "Шторм" в 2 часа дня. Всего за несколько часов мы сумели прожить маленькую жизнь: искупались в море, промокли под давно ожидаемым ливнем, вылакали пол-литра "Массандры", закусив её печеньками со сгущёнкой, познакомились с московскими байкерами и особенностями украинской политической агитации, а также прогулялись по основным городским достопримечательностям.

Ул. 15 апреля

Мы жили в следующем домике, грубо говоря - за сосной и немного вниз ;)

На набережной

С континента наступают тучи, и сегодня они наконец выльются на нас!..

Ливень!

Дождались ;)

Котики алуштинские

Про питие

Грузинские лимонады, массандровские вина и коктейли на набережной.

Стела

Отмечает владения санатория "Северная Двина". мимо этой штуки мы ходили на пляж.

Арка

На заднем плане - Генуэзская башня крепости Алустон.

Про Генуэзскую башню и байкеров из Москвы =)))

Каменная кладка

Где-то здесь была ещё одна башня крепости Алустон. Крепость собираются отстраивать почти с нуля, так что частные домики с её территории скоро исчезнут.

Алушта с горы

На вершине горы раньше стояла крепость, а теперь стоит мечеть.

Мечеть Юкъары-Джами (XIX в.)

"Верхняя" мечеть. А вот нижней больше нет - разрушена в советское время.

Церковь Фёдора Стратилата (1837-42 гг.)

С потрясающей колокольней, про которую пишут, что она построена в стиле "английской сельской готики".

Мемориал

Всё традиционно - чернобыльцам и афганцам.

Советская площадь и окрестности

Алуштинский исполком и политическая агитация. Домик с магазинами, прикрывающий со стороны Советской площади Старый алуштинский рынок. Ул.Багликова.

Трущобы

Над речкой Улу-Узень. В чём-то подобном мы жили, и изнутри оно гораздо уютнее, уж поверьте! ;)

Татарский фонтан

Рядом с мостом через Улу-Узень и гостиницей "Москва".

Ахтунг!

В гостинице "Москва" работают какие-то озабоченные...

У троллейбусной станции

Политическая агитация, крокодилы и фонтан-египтянка.

Кинотеатр "Шторм"

В кино мы не ходили, но он работает. Экскурсии отправляются от остановки чуть правее кадра.

Шабаки

Дуб пробковый

На ул. 50 лет Октября.

Неожиданный памятник

"Надежда Суслова-Голубева (1843-1918), первая в России женщина-врач. Жила и работала в Алуште".

Октябрь 2012 - Крым: Крымский природный заповедник

Экскурсия по заповеднику, на которую мы вписались ещё позавчера вечером, оказалась чуть ли не лучшей изо всех, на которые мы ездили за последние несколько лет. Причина этого, как мне кажется, проста: её вёл научный сотрудник заповедника, безо всякого сомнения знающий о предмете экскурсии не только из рекламных буклетов и "Википедии".

Микроавтобус забрал нас от "Шторма", заехал за экскурсоводом к администрации заповедника, и повёз в горы. Большая часть нашего маршрута прошла по Романовской дороге, построенной к 300-летию дома Романовых. Дорога эта соединяет Ялту и Алушту, но проходит не вдоль моря, как нынешнее шоссе, а через Никитскую и Гурзуфскую яйлы, ныне заповедные. Остановок на маршруте было не очень много, так как заповедник очень густо населён разнообразным зверьём, и навязывать свою компанию этому зверью запрещено ;)

Первая остановка - форелевое хозяйство, где разводят мальков для научных целей и заселения местных речек. На продажу, как в Абхазии, рыбу здесь не выращивают, а к подобным вопросам от экскурсантов относятся нервно и даже немного агрессивно. Вторая остановка - Космо-Дамиановский монастырь, в котором нет ни одного монаха, зато есть тётечка, которая может открыть церквушку и продать туристам свечки. Также в монастыре можно набрать воды из местного святого источника с татарским названием Савлух-Су ("вода здоровья"). От монастыря дорога серпантином поднимается на Чучельский перевал, и в итоге выходит к подножию Бабуган-яйлы и высшей точки Крыма - горы Роман-Кош (1545 м.). По мере удаления от цивилизации вдоль дороги начинают попадаться животные. Нам не очень повезло, мы видели только оленей, но зато их было очень много, несколько десятков штук на участке дороги между монастырём и Чучельским перевалом. Посмотреть же на горы нам не удалось вовсе: тучи, поливавшие нас с самого утра, так никуда и не ушли. Хорошо хоть дождя во время экскурсии не было!..

Уже на Чучельском перевале выходить из машины было холодно. Самый же крутой дубак напал на нас у "Беседки ветров". Врать насчёт минусовых температур не буду, хотя и хочется: вода на полу в беседке была жидкой, а китайский градусник показывал +2 ;) Но ветер был такой, что казалось, что на улице никак не меньше 10 градусов мороза. Попробуйте выйти сейчас на улицу в рубашке и погулять минут пять-семь, и вы поймёте, как мы себя там чувствовали в летних курточках, футболках и и кроссовках... Впрочем, похвастаюсь: мы четверо плюс экскурсовод оказались единственными изо всей нашей группы, кому посчастливилось застать момент, когда тучи над обрывом разлетелись и на пару минут приоткрыли морскую панораму с Гурзуфом и Аю-Дагом. Все прочие экскурсанты были готовы к +2 ещё хуже нас, и грелись в это время в машине.

После Никитского перевала начался долгий спуск к Массандре. До выезда на шоссе было сделано ещё две остановки - на кордоне "Красный Камень", где нам предоставили возможность сходить в туалет и полюбоваться вечерней Ялтой с заброшенной смотровой площадки, и у смотровухи над ущельем Уч-Кош. К Ялтинскому шоссе мы спустились уже в сумерках, а в Алушту вернулись уже в полной темноте, ибо сначала водитель развёз по многочисленным алуштинским пансионатам и домам отдыха всех цивилизованных туристов, и только потом подбросил нас к автостанции, откуда мы и побрели вниз, в сторону моря, к нашей квартирке.

В принципе, он мог довезти нас и до "Шторма", но что-то дёрнуло нас выйти у автостанции. По пути мы решили купить еды на вечер и завтрашнее утро, но судьба распорядилась иначе: проходя мимо какого-то низенького куста мы услышали из его глубин истошный мяв. Источник мява был обнаружен не сразу, им оказалось - вы не поверите! - юное тощее котэ, застрявшее в недрах куста среди мусора и веток. Ломая куст, расшвыривая по окрестностям обнаруженные в кусте бутылки, коробки, мешки и прочий хлам, и распугивая своим поведением припозднившихся горожан, отдыхающих и местных ментов, мы выковыряли котёнка из куста, выпутали его из намотанного на лапу пакета, и попытались отпустить на волю... Кот уходить не стал. Вместо этого он продолжил орать благим матом, явно требуя еды =) В ближайшем магазине коту были куплены две сосиски и коробочка сметаны. Кот сожрал сосиску, закусил сметаной, и снова начал орать. Сбежать от него у нас получилось только после того, как вторая сосиска была разломана, щедро перемазана сметаной и отдана зверю на растерзание... Преследовать нас насытившийся хищник не стал ;)))

На следующий день, возвращаясь из Никиты, мы снова прошли мимо того же самого куста. Котёнок сидел неподалёку и вёл себя гораздо приличнее: узнав своих ночных кормильцев, он несколько раз мявкнул, попереминался с лапы на лапу, и оставил нас в покое ;)

Альма

Верхнее течение одной из крупнейших рек Крыма.

Мостик-ворота

Мы приехали на форелевое хозяйство.

Форель

Гигантская деревянная рыба! =)

Пруды

Здесь и живёт форель. В Крыму ей слишком жарко, поэтому выращивают её тут только в научных целях. Мальков выпускают в реки, и смотрят, что из этого получится.

Крест

У входа в Космо-Дамиановский монастырь.

Подпорная стена

Нижняя площадка монастыря. Монастырь был построен в 1857 г., сейчас медленно возрождается. Попасть туда можно только с экскурсией, или по большим праздникам. На своей машине тоже можно, но предварительно нужно купить проходку в администрации заповедника в Алуште (ул.Изобильная, 42).

Граффити

Камни подпорной стены.

Доска и камень

Установлены в честь 150-летия монастыря (2006 г.).

Источник Савлух-Су

Святой источник с минеральной водой (серебро, цинк), вокруг которого и вырос монастырь. Вода не портится по полгода, жутко полезная!

Часовня Косьмы и Дамиана (1913 г.)

Под ней как раз и находится сам источник, а труба из него выведена ниже, к кранам. Часовня - единственное историческое здание монастыря, всё остальное было разрушено.

Лестница

На верхнюю площадку монастыря.

Памятный крест

Здесь стояла тёплая деревянная Преображенская церковь (1874 г.).

Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери

Переоборудованная послевоенная постройка, принадлежавшая ранее заповеднику.

Могила о.Макария

Макарий - настоятель монастыря, который здесь всё построил.

Дарья и груша

В монастыре растут вкуснейшие груши сорта Бера. Они падают прямо на дорогу, и их можно поднять, помыть в источнике, и слопать ;)

Шлагбаум

Выше монастыря можно только с экскурсией. Ну или на своём транспорте, в котором сидит заранее припасённый экскурсовод из Алушты.

Зверьё!

Мы видели только оленей, зато много. Но экскурсовод говорил, что могут и кабаны попасться!

Чучельский перевал (1150 м. н.у.м.)

Памятник крымским партизанам.

Дороги и скалы

Под Бабуганом, между Чучельским перевалом и кордоном Верховина.

Истоки реки Кача

Гурзуфская яйла

К сожалению, на ней сидит облако :(

"Беседка Ветров" (1436 м. н.у.м.)

Обрыв Гурзуфской яйлы, гора Шаган-Кая. Название оправдывает на все 100% - там был ветер, на котором можно было лежать. Температура была около +2, вода ещё не замерзала, но из-за жуткого ветра казалось, что там градусов 10 ниже нуля. Я был в футболке и летнеё лёгкой курточке...

Роза ветров

Реально сдувает! А о температуре ясно говорят наши красные рожи =)))

Вид с "Беседки Ветров"

Аю-Даг и Гурзуф. Панорама открылась минут на пять, не больше. Почти все экскурсанты сидели в это время в машине, и ничего этого не видели...

Денис

На фоне Гурзуфа.

Никитский перевал (1448 м. н.у.м.)

Отсюда начинается спуск к Ялте. Это самая высокая точка Романовской дороги, по которой мы ехали. А ещё это самая высокая точка дороги на Украине, где есть асфальт ;)

Красный Камень

Кордон на спуске к Ялте.

Орёл

Бывший ресторан на Красном Камне

Ныне полузаброшен, ибо не работает из-за ужесточения заповедного режима.

Телёнок

Лесничим позволено держать скотину. Это - будущая высокогорная корова! =)))

Панорама Ялты

Со смотровой на Красном Камне, полуразрушенной и заросшей.

Уч-Кош

"Ущелье Трёх Гор" - Авинды, Демир-Капу, Кемаль-Эгерека. По дну тёчет речка Бала, которая на подходе к Ялте становится рекой Дерекойкой и протекает через самый центр города.

Про котёнка

Спасённый нами из кустов котёнок питается сосиской и сметаной =)))

Октябрь 2012 - Крым: Никитский ботанический сад

10 октября, предварительно искупавшись в слегка похолодевшем после вчерашних дождей море, мы отправились в Никитский ботанический сад, примерно за неделю до этого отпраздновавший своё двухсотлетие. Мы хотели попасть на ежегодный "Парад хризантем", но и тут умудрились промахнуться примерно на неделю, только уже в другую сторону ;)

Прогулка наша по НБС прошла вполне традиционно (мы с Алёнкой были здесь уже в третий раз): мы обошли весь сад кругом примерно полтора раза, зависнув надолго только в розарии и среди высаженных на грядках хризантем. Цветущих хризантем было много, но примерно половина ещё даже и не думала распускаться. Розы же, наоборот, уже отцветали. В кактусовую оранжерею и к остальным колючкам на этот раз ходить не стали, так как вместо посещения местной отвратной столовки, где нет даже туалета, мы внезапно решили быстренько смотаться в Ялту и посидеть там в какой-нибудь кафешке на набережной...

Кстати, по совету Даши мы купили в ларёчке у выхода из НБС местных консервированных оливок за какие-то безумные деньги (за 60, что ли, гривень!). Оливки оказались сухими и не слишком вкусными, хотя Даша во время покупки утверждала, что ничего вкуснее она в жизни не ела. Будете выбирать никитские оливки - внимательнее смотрите вглубь банки: оливки не должны быть сморщенными, иначе вашему разочарованию не будет предела!..

Фонтан в розарии

Вода зелёная, кувшинки растут.

Розарий

Участок с крупными кустовыми розами.

Белые и Алёнка

Каменты!

Куст!

На чём только вся этак красота держится?..

Ещё белые

Розовые

Красные и Даша

Ещё всякие розы

Есть такие цвета, которые я и назвать-то в одно слово не могу!..

Зелёные

Внезапно...

Ч/б

Розы в ч/б выглядят странно. Зато становится видно структуру цветка ;)

Администрация

Чуть ниже этого здания и находится "парад хризантем".

"Парад хризантем"

Зацвело ещё далеко не всё. Мне кажется, что мы попали в Никиту примерно на неделю раньше, чем стоило бы.

Золотые хризантемы

С рыжей сердцевиной

Красные в бутонах

***

Обратите внимание на форму лепестков!

Красные

Малиновые

Колоннада на шоссе

Подкрашена к юбилею ботсада.

Вид на Ялту

Подходим ко входу в НБС.

Преображенская церковь (1887 г.)

Памятники

Основатель ботсада - Христиан Стевен. Бюсты Ленина и Молотова, поочерёдно стоявшие на главной площади над бассейном, ныне находятся в ссылке рядом с музеем НБС.

Бассейн и богиня Флора

Памятник Флоре установлен во время празднования 200-летия НБС, 4 октября 2012 г. Раньше на постаменте был Ленин, а до него - Молотов.

Летний кинотеатр

Снимался в фильме "АССА" в роли театра лилипутов.

Даша и Алёна

Мексиканская горка

Беседка и памятный камень, посвящённый второму директору НБС, Николаю Гартвису.

1000-летняя фисташка

Эриоботрия японская

Кедр пылит

Бругмансия

Всякие плоды

Пираканта. Гранат. Глициния. Красивоплодник.

Бугенвиллия

Пампасная трава

Канны

Пальмовая аллея

Никитские котики =)))

Октябрь 2012 - Крым: вечерняя Ялта

Вечер 10 октября, после прогулки по Никитскому ботаническому саду, мы провели в Ялте. Приехали мы туда ещё засветло, но буквально в течение часа солнце занырнуло куда-то за Бабуган, в результате чего стемнело и резко похолодало. Мы наскоро пробежались по рынку и купили фруктов, после чего вышли на набережную, нашли там тёплую кафешку, и засели в ней :) Отдохнув, согревшись и перекусив, мы продолжили прогулку по ночной уже набережной, и некоторое время нам вполне удачно удавалось делать вид, что нам совсем даже не холодно. Из одежды на нас были футболки и шорты, и одетые в кофты, куртки и штаны ялтинцы смотрели на нас как на недоумков...

Окончательно замёрзнув, мы побежали на троллейбусную станцию, посещая по дороге разнообразные тёплые магазинчики с вином и сувенирами. На одном из последних троллейбусов мы вернулись в Алушту, в нашу тёплую квартирку :)

Площадь Ленина

Бабки и дедки танцуют на площади. Рядом - аттракционы и причалы.

Часовня Новомучеников и Исповедников Российских (2009 г.)

Набережная, в створе ул.Морской.

Ладони

Чьи - не спрашивайте. Но их там много ;)

Пассажирский порт

"Апельсин"

Бывший ресторан "Золотое Руно" на набережной.

Ялтинский маяк

Заяц

В кафе на набережной.

Ночь...

По городу гуляют толпы отдыхающих, как будто и не октябрь на дворе!..

Октябрь 2012 - Крым: Кизил-Коба (Красная пещера)

Предпоследний день отпуска, 11 октября, прошёл в сборах и массовой закупке всяких гостинцев в Питер. Но всё это было во второй половине дня, первую же мы посвятили залазу в Красную пещеру.

Доехав до села Перевальное на симферопольском троллейбусе, мы вышли возле автозаправки на окраине села и пошли в сторону Долгоруковской яйлы по специальной асфальтированной дорожке. Дорожка привела к ларькам с сувенирами и кассе странного объекта под названием "Сказочная долина Кизил-Коба": для того, чтобы просто подойти ко входу в пещеру, нам пришлось выложить по 10 гривень за проход по бывшей турстоянке, ныне сдаваемой коммерсами под пьянки и корпоративы.

Основное отличие этой "сказочной долины" от обычной рекреационной зоны с мангалами и скамейками, типа наших питерских "Коркинских озёр", в наличии повсюду огромных каменных зверюг - котов, собак, львов, динозавров и статуи Свободы. Кроме того, в пруду на ручье обитает несколько уток и гусей, а по берегам пруда носится стадо голодных котов и валяется здоровенная каменная баба русалка. Мангалы и скамейки также имеются.

Обойдя кругом всё это безобразие, мы углубились в лес и выбрались к водопаду Су-Учхан. Смотреть крымские водопады осенью - дело практически безнадёжное, и Су-Учхан здесь не исключение: несколько жалких струек воды, и всё. От водопада, стараясь обогнать шедшую параллельным курсом детскую группу человек из тридцати, мы поднялись ещё выше - к кассе Красной пещеры. Детишек, к сожалению, пришлось пропустить вперёд, причём уместились они только в два захода, с воплями и визгом...

Сама пещера не произвела абсолютно никакого впечатления. После той же Мраморной - просто скукотища смертная! Один длинный лаз, озерцо, подземная речка - и сифон, дальше которого можно пройти только в гидрокостюме, заплатив что-то в районе 800 гривень с носа за снарягу и сопровождение. Мы, естественно, зажмотились, да и не было уже у нас к тому времени таких денег... А вот веломосквичи, встреченные нами пару дней назад в Алуште, разорились на такую экскурсию, и ушли из Красной в полнейшем восторге, но без единой фотографии. Судя по рассказам, в необорудованной части пещеры можно наплаваться в своё удовольствие в подземном озере, искупаться под водопадом, залезть по этому водопаду куда-то наверх и посмотреть на нормальные натёчности. Но и стОит это соответственно...

Выбравшись из пещеры, мы вернулись на "Сказочную поляну", вышли на дорогу и дошли по ней до Перевального, откуда и вернулись в Алушту на троллейбусе. Вечер ушёл на сборы и дозакупку последних гостинцев в Питер, ибо уже завтра вечером нас ждал поезд домой.

Дорога к Кизил-Кобе

Вид на "сказочную долину"

За спиной - дорога к пещере, горы слева - нижнее плато Чатыр-Дага.

Телеги

Они здесь чисто в декоративных целях.

Про котов и гусей

Скульптуры

Дарья на качельках

Мостик

В пруду на ручье плавают утки.

Су-Учхан

Жалкий и тощий, как и все осенние крымские водопады.

Можжевельник на камнях

Папоротники

Асплениум и пузырник.

Скалы

Подходим к пещере.

У входа в Красную пещеру

Зачем-то здесь устроено капище с бараньим черепом и осколками посуды. Говорят, что-то похожее находили неподалёку, в соседних пещерах.

Своды

Идём вглубь...

Проходы

На первой фотографии виден лаз на следующий этаж пещеры.

Хозяин пещеры

Идём в сторону подземного озера

Озеро

Выход воды

Там, на выходе из пещеры, водопад Су-Учхан.

Амфора

Путина они ждут, что ли?..

Подземная река

Вдоль подземной реки

Дырка

Река под нами.

Потолок

И снова проходы...

Немного натёчностей

Вообще, пещера бедная и скучная. Точно не из тех, которые маст си.

"Свечки" и "Слоник"

Рамка для фото

Фото в рамке

Дарья фотографироваться не стала, сбежала на свежий воздух...

Про кукурузу

Октябрь 2012 - Крым: Бахчисарай

На последний день отпуска, 12 октября, у нас были грандиозные планы. Так как ни у кого уже не было желания купаться в остывшем море, то мы решили выехать из Алушты пораньше, бросить рюкзаки в камере хранения на симферопольском вокзале, и прокатиться до Бахчисарая. На осмотр города, по нашим расчётам, у нас должно было остаться часов семь-восемь, и этого должно было хватить. Но всё вышло немного иначе...

Для начала, мы не смогли проснуться пораньше, и в итоге на троллейбусную станцию пришли только в районе половины одиннадцатого. Троллейбус же, вёзший нас в Симферополь, встал километров за 10 до города из-за того, что где-то произошёл обрыв провода. Мы с ребятами, по большому счёту, никуда не торопились, но в нашем троллейбусе оказалось несколько человек, у которых в районе часа дня уходил поезд :( Скооперировавшись, мы с мужиками примерно за полчаса вытолкали троллейбус до следующей подстанции (метров 800, да почти всё в горку!), за обрыв провода, где он завёлся. На нехреновой скорости, нигде больше не останавливаясь и оттого вызывая справедливое негодование среди людей на остановках, троллейбус буквально долетел до вокзала. Никто никуда не опоздал: уже сдав шмотки в камеру хранения и стоя в очереди за билетами на Бахчисарай, мы увидели, как отправился поезд, на который так боялись опоздать люди из нашего троллейбуса ;)

Пока я менял деньги, а Алёнка и Денис стояли в очереди за билетами, Дарья решила сбегать в какой-то специальный банк и заплатить там за квартиру (её попросила об этом какая-то её подружка, живущая сейчас в Питере, когда узнала что она едет в Крым). Как сильно она не старалась опоздать, у неё ничего не вышло: она вскочила в автобус, который и повёз нас в Бахчисарай, буквально за минуту до отправления... На автостанции в Бахчисарае мы пересели на местную маршрутку, которая домчала нас до входа в Ханский дворец. На весь Бахчисарай с окрестностями у нас оставалось что-то в районе четырёх часов - как раз до заката...

Мы с Алёнкой уже были во дворце в 2007 году, но нам всё равно было интересно. К тому же, на этот раз мы попали на экскурсию, а в 2007 году нам пришлось гулять по дворцу самостоятельно, ибо из сотрудников в тот октябрьский день пять лет назад во дворце была одна только кассирша... Экскурсия выписывает по постройкам дворца и музейным экспозициям хитрую загогулину, и, к сожалению, не предполагает возврата назад после её окончания, так что фотографировалось всё на большой скорости и без особой художественности :(

Нагулявшись по дворцу, мы пошли в Успенский монастырь. К этому времени уже стало понятно, что ни в Чуфут-Кале, ни в Девлет-Сарай мы не попадаем, так что дальше монастыря мы на этот раз не ушли. Пошли мы туда пешком, чтобы дать возможность Денису и Дарье, которые никогда не были в Бахчисарае, посмотреть на город собственными глазами, не из окна маршрутки.

Посещение монастыря заняло у нас совсем немного времени: шли туда мы гораздо дольше, чем, собственно, были в монастыре. Мы попили водички из источника, забрались в пещерную церковь по знаменитой лестнице, немного поснимали окрестности монастыря и грандиозную монастырскую стройку, прогулялись до самой дальней границы монастыря, и как только солнце закатилось за одну из многочисленных тамошних горок, пошли в обратный путь.

На этот раз до Ханского дворца мы подъехали на маршрутке. Выйдя на площади, мы принялись искать какую-нибудь забегаловку, где можно было бы немного посидеть и перекусить перед возвращением в Симферополь. Гулять по городу и пытаться что-то фотографировать смысла не было: в долине уже лежала тень, и только восточные склоны долины ещё были подсвечены солнцем. К тому же, начало холодать и темнеть… В поисках забегаловки мы решили уйти с площади перед дворцом, чтобы случайно не попасть в самую дорогую и самую пафосную кафешку и не оставить там все наши деньги, которых у нас оставалось не так и много. В итоге выбор пал на заведение под названием "Эфсане". Там оказалось практически пусто и более-менее вкусно: недаром оно позиционируется как заведение «для своих» (это я выяснил уже после возвращения домой).

После перекуса мы пошли на ж/д вокзал, купили билеты, дождались электрички и уехали на ней в Симферополь. В электричке по нашим финансам был нанесён последний, самый мощный удар ;) В вагон ввалился бомжового вида мужичок, торгующий можжевеловыми подушечками… и мы не удержались и сделали ему недельную выручку, купив штук пять этих подушечек и потратив на это наши последние 50 гривень. До поезда у нас оставалось ещё часов пять, было темно и скучно, и мы решили поменять ещё денег и сходить в кино. С трудом найдя в центре Симферополя работающий обменник, мы поменяли ещё рублей по 500 на гривни, и купили в "Кинотеатре им.Шевченко" билеты на то, что более-менее совпадало по времени с нашими планами на вечер – на «Духless». После фильма мы зашли в «Сiльпо», где и оставили последние деньги, закупив еду в поезд...

На вокзале мы были часа за полтора до отправления поезда. Забрали рюкзаки, перепаковали купленную еду, перепрятали посерьёзнее контрабандное вино, и с ощущением выполненного долга загрузились в поезд :) Границу следующим утром, 13 октября, прошли безо всяких проблем: контрабандное вино никто не искал, а погранцы по обе стороны границы были предельно быстры и корректны ;)

Домой приехали утром в воскресенье, 14 октября, выспавшиеся, отдохнувшие и уже немного скучающие по Крыму...

Троллейбус

До Симферополя не доехали совсем чуть-чуть ;)

Площадь перед мостом

За мостом - ханский дворец (Хансарай), на площади - "екатерининская миля", установленная в честь посещения Бахчисарая Екатериной II в 1787 г.

Ров

В нём, теоретически, должная течь речка Чурук-Су. Но с речками в Крыму в этом году плоховато... да и вообще плоховато...

Дворцовая площадь

Когда-то тут проходили парады, а теперь вот растут деревья и цветут цветочки.
Свитский корпус и Северная надвратная башня (1611 г.). Дворцовый и Свитский корпуса. Дворцовый корпус.

Большая Ханская мечеть (1532 г.)

Сейчас действует, и потому мы туда попасть не смогли: нас прямо с порога прогнал страшный бородатый дядька. На второй фотографии - роспись с цитатой из Корана на стене мечети.

Портал Демир-Капы (1503-04 гг.)

Самая древняя часть ханского дворца, перенесена сюда из предыдущего дворца, Девлет-Сарая, находившегося выше по течению Чурук-Су. Автор - Алевиз Новый, который был вынужден подхалтурить у крымского хана по пути в Москву к Ивану III.

Главный дворцовый корпус (XVIII в.)

Горел по воле Миниха, взявшего город в 1736 г., перестраивался сто раз к визитам всяких важных людей, сейчас по максимуму приближен в исходному варианту, даже старые росписи местами открыты.

Соколиная башня (1760-е гг.)

Раньше соединялась с гаремом, но после сноса в 1818 г. 3/4 гарема башня стоит отдельно. Из неё жёны хана могли смотреть на Дворцовую площадь, а в нижней части башни содержались ловчие птицы. На переднем плане - розарий у входа в последний сохранившийся флигель гарема.

Гарем (XVIII в.)

Последний сохранившийся корпус, всего три из тех семидесяти трёх комнат, что были при ханах...

Чёрная шелковица

Дерево в кухонном дворике, по легенде, помнит последних крымских ханов...

Плющ

Древнючий, местная достопримечательность! А в 2007 году, когда во дворце кроме кассира вообще никого не было, Валька по этому плюща лазала ;)

Дворцовые фонтаны

Вода в Крыму почти всегда в дефиците, так что иметь фонтан - это настоящая роскошь! В Хансарае их с десяток, они есть в каждом дворике. На последней фотографии - фонтан в честь приезда в Бахчисарай Александра I (1825 г.).

Конюшенный корпус (1850-е гг.)

Дюрбе

Мавзолеи XVI-XVII вв. на ханском кладбище. Левое - захоронение Девлета I Герая, правое - Исляма III Герая. Всего на кладбище похоронены 16 ханов и около 300 их приближённых.

Фонтаны

Первые две фотографии - знаменитый "Фонтан слёз" (1764 г.), созданный в память о Диляре, любимой жене хана Крыма Герая, отравленной соперницей.
Третье фото - "Золотой фонтан" (1733 г.), построенный напротив входа в малую мечеть для обряда омовения.
Последнее фото - дырки в полу для отвода воды, вытекающей из фонтанов.

Малая Ханская мечеть (XVI-XVIII вв.)

Над михрабом - печать Сулеймана.

Летняя беседка

В центре - бассейн с фонтаном.

Росписи летней беседки

Сделаны до реконструкции 1821-31 гг.

Балкон гарема

Окна гарема закрывались такими вот "ставнями", через которые её обитательницы могли смотреть на мир.

Гарем, "буфетная"

От всего гарема сохранилось всего 3 комнаты. Интерьеры восстановлены с нуля.

Гарем, "гостиная"

Книги

Золотое шитьё

Чеканка

Обратите внимание на изображение человека. Не слишком характерно для мусульманства...

Ящик!

Вместительный такой сервант с ящичками :)

Дудки

Полотенца

Потолки и светильники

Не ленИтесь поднимать голову вверх, когда гуляете по дворцу!

Экспозиции

В свитском корпусе.

Зелёные двери

Дверь

Где-то в городе.

Мечеть Тахталы Джами (1707 г.)

Мы идём в сторону Успенского монастыря.

Домики

Примерно так выгляди большая часть старого города.

Дым над долиной

На противоположном склоне - какая-то церквушка.

Памятник А.С.Пушкину

И здание ЗАГСа на заднем плане - с башенкой и балконом.

Кафешки в Салачике

На подходе к повороту на Успенский монастырь есть несколько больших ресторанов "в национальном стиле".

Камень

Начало подъёма к Успенскому монастырю.

Лестница

Наверху - пещерная Успенская церковь, основанная приблизительно в VIII в. и возобновлённая в 1850-х гг.

Грот

В гроте - икона. И злобный запрет на фото.

Дом настоятеля

Внизу - гараж на три повозки.

Технологии XXI века =)

Мне кажется, кран держится на честном слове...

Подъём к пещерной церкви

Здесь ,кстати, уже запрещено снимать. За порядком следят ряженые казаки.

Ворота

За воротами - закрытая территория с кельями, хозпостройками, новой церковью и старым кладбищем времён Крымской войны

Территория монастыря

Снимать отсюда также запрещено. Видна церковь на закрытой территории, площадь перед лестницей, и кладбище солдат Крымской войны.

Памятник...

... Исмаилу Гаспринскому, татарскому писателю и просветителю.

Вокзал в Бахчисарае

Совсем стемнело. Нас ждёт Симферополь и поезд до Питера...