Октябрь 2011 - Ростов-на-Дону

В Ростов-на-Дону мы приехали рано утром 8 октября, и главной нашей целью была пересадка с одного поезда на другой. Между этими поездами было ровно 12 часов свободного времени, которое мы потратили на быструю пробежку по центру города.

Сдав вещи в очень дружелюбную камеру храниения на вокзале, мы налегке вышли в город. Утро было более чем прохладным, и я поначалу даже пожалел, что ушёл с вокзала в одной футболке и не прихватил с собой куртку... Прикупив на автовокзале карту города, мы отправились исследовать всё то, что попадётся нам под руку. Особых планов, как вы уже поняли, у нас не было - и потому всё вылилось в прогулку по нескольким центральным улицам города и в посещение традиционных уже церквушек и краеведческого музея. Разнообразие внесла лишь встреча с вовкиной сестрой Любой и прогулка на кораблике.

Первоначально в наших блужданиях по Ростову мы ориентировались на собор Рождества Богородицы, до которого мы дошли по Большой Садовой и Будённовскому проспекту. От собора мы спустились к Дону, прошлись по набережной, выяснили расписание речных прогулок, и с чистой совестью пошли гулять дальше, ибо до ближайшего кораблика было ещё очень долго, а Люба всё никак не просыпалась и не звонила ;) Посмотрев по дороге старообрядческую церковь и ростовскую синагогу, мы вышли обратно на Большую Садовую и пошли в краеведческий музей. Музей оказался на редкость приятным - современным, приветливым и интересным - и мы около часа ходили по нему с экскурсией. Очень позабавил мальчик-экскурсовод: он употреблял слово "казак" исключительно в качестве названия национальности. Мол, "такой-то и такой-то были по национальности потомственными казаками", а также "русские и их цари и царицы притесняли казаков так-то и так-то".  Этакая "западэнщина" в исполнении нашей российской молодёжи... Видимо, так нынче модно.

Во дворике музея установлено штук восемь "половецких баб", и они, по правде сказать, являются главной достопримечательностью если и не всего РнД, то уж краеведческого музея - точно. Продолжив наш путь по Большой Садовой, мы вышли к Покровскому скверу с одноименной церковью, откуда ушли на параллельную Большой Садовой улицу Пушкинскую. Здесь, в столовой Ростовского ГосМедУниверситета, в компании симпатичных молодых девушек-медичек, мы и пообедали :)

После обеда на нас догнал вчерашний вечерний тупняк, и мы, купив мороженого, сели на скамеечку в самом конце Пушкинской и принялись ждать звонка Любы. Люба не заставила себя долго ждать, и Вовка договорился встретиться с ней где-нибудь на середине Пушкинской где-нибудь через час-полтора. За этот час-полтора мы добежали до границы армянского квартала, бывшего города Нахичевани-на-Дону, и даже сфотографировали главную армянскую церковь РнД - Сурб Карапет.

Вернувшись на Пушкинскую, мы медленно пошли по ней обратно в сторону вокзала, попутно осматривая окрестности. Окрестности, кстати, оказались не слишком примечательными. Поначалу нас окружали самые обычные бетонные "брежневки", которые только ближе к центру сменились дореволюционными домиками, и глаз начал хоть за что-то цепляться... Пешеходка на Пушкинской, да и весь Ростов-на-Дону, плотно заставлена всяческими скульптурами, со смыслом и без оного. В итоге, кроме как на разные "малые формы", посвящённые творчеству Пушкина, на Пушкинской смотреть вообще не на что. ИМХО, это самый длинный и самый скучный "арбат" изо всех мною виденных :(

Где-то в районе Публичной библиотеки мы, наконец-то, встретили Любу, и дальше гуляли уже в её компании. Собственно, ничего нового она нам показывать не стала, но зато согласилась присоединиться к нашей прогулке на кораблике. Короче говоря, встретив Любу, мы неспешно побрели в сторону набережной и Речного вокзала. Купив билетики, мы забрались на кораблик, где с большим трудом нашли свободные места, и отправились в плавание по Дону. К сожалению, плавание на кораблике в Ростове-на-Дону не предполагает вообще никакой экскурсии - это просто такой процесс, плавание ради плавания :( Кораблик неспешно (где-то за час) прокатил нас вверх по течению реки - от Речного вокзала и до железнодорожного моста, соединяющего левый берег Дона и Зелёный остров. Обратно тоже прокатил, даже и не надейтесь ;) Виды с воды открываются не ахти какие, но кое-чего снять всё же удалось :)

Когда мы снова оказались на суше, до нашего поезда было ещё часа два. Вечер был тёплым, идти в киношку было уже слишком поздно, идти в МакДак не хотелось, и мы, прикупив большой мешок еды в поезд в магазине, расположенном прямо в здании Речного вокзала, отправились в парк Горького, где и просидели на скамеечке почти до самого отправления поезда. Люба проводила нас на вокзал и посадила на поезд, который через сутки с небольшим, ранним утром 10 октября, привёз нас в Питер :)

Ж/д вокзал

Раннее утро... Мы идём гулять, у нас около 12 часов до поезда.

Кораблик

Здесь, в устье речки Темерник, в 17 в. была поставлена таможня. Вскорости рядом выросла крепость св. Димитрия Ростовского, ставшая впоследствии городом Ростовом.

"Вечёрка"

Здание редакции со скульптурой и Алёнкой.

"Дом с кариатидами"

Он же - дом актрисы Черновой. От старого дома осталось только название: это постройка нач. XXI века, сносил старый и строил новый дом "Банк Москвы".

Большая Садовая

"Сталинки" вперемешку с дореволюционными особняками. На втором фото - домик с башенкой и часами - ЦУМ (бывшее здание "Торгового дома Г.Г.Пустовойтова"). На третьей фотографии - дом, в котором жил знаменитый физиолог Павлов (я не совсем уверен, что он на Б.Садовой, кстати).

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (1854-60 гг.)

Архитектор - К.Тон. Стоит чуть в стороне от Большой Садовой, ближе к Дону. Окружён большим грязным рынком. Колокольня построена в 1999 г., повторяет старую, 1887 г. постройки. На третьей фотографии - памятник св. Димитрию Ростовскому, покровителю города.

Интерьер собора

Приём ежей!

У ростовчан всё идёт в дело, как видите! ;)))

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Старообрядческий, построен в 1913 г. Стоит тоже не на Большой Садовой, а в стороне.

Толкучка

Тянется на несколько кварталов во все стороны от старообрядческой церкви. Очень похоже на нашу "Уделку" - продают там всякую дрянь.

Синагога

Мы почти вернулись на Большую Садовую. Т.е. и синагога - тоже в стороне от неё, и тоже ближе к набережной.

Дракончики

Сам дом (бывшее здание Арбитражного суда) стоит в руинах, перекрытий и крыши у него нет :(

Скульптуры у входа в парк Горького

Купец с котом. Кота этого, кстати, на зиму одевают в цветастое вязаное пальтишко, чтобы зима не была холодной. Цветочница.

"Золотой люк"

Центр города. На "люке" традиционно написаны названия городов и расстояния до них от РнД.

Акция протеста

Этот суровый бородатый дед был против Путина уже в октябре. Авансом, видимо!

Ворота

Они, кажется мне, вовсе не на Большой Садовой находятся... Но почему-то так сложилось, что они попали именно в эту часть рассказа о РнД ;)

Лапидарий во дворике краеведческого музея

Это - половецкие бабы (ХII-ХIII вв.). Они выкопаны из земли в степях, и вкопаны обратно в землю во дворике краеведческого музея. ИМХО, являются одними из самых интересных музейных экспонатов. Хотя и сам музей нам тоже понравился: он современный, интересный и приветливый.

Покровский сквер

Девушка с ведром

Памятник ростовскому водопроводу, открытому в 1865 г.

Покровская церковь (2005-07 гг.)

Фон - ЖК "Ростов Сити".

Нахичевань

Бывший армянский городок Нахичевань-на-Дону, ныне - городской район.

Богомол

Сурб Карапет

Армянская церковь св.Карапета (1875-81 гг.) на кладбище Нахичевани.

Александровская церковь (1904 г.)

Стоит на "границе" Ростова и Нахичевани, посвящена царице Александре. В 1910 г. пристроена колокольня, в 1920-х - притвор, а в 1955 г. - северный придел св.Александра Невского. Удивительный пример советского церковного строительства!

Башня водоканала

Украшение центральной конторы Ростовского водоканала.

Пушкинская

Главная прогулочная улица города, с зелёным бульваром. Её дальний от центра (ближний к Нахичевани) конец - это обычные "брежневки", но зато с видом на городскую пешеходную улицу!

Ростовская крепость

От неё ничего не осталось, кроме понатыканных по всему городу современных табличек с названиями редутов.

РГМУ

Один из корпусов мед.универа, вроде бы.

Фонтан

Сухой :(

Шары на Пушкинской

Посвящены самомы Пушкину и героям его произведений.

Донская Государственная Публичная библиотека

Здание - ну очень страшное. Рядом лежит гигантская книга...

Греческая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (2010-12 гг.)

Строится рядом с библиотекой, в кустах.

А.П.Чехов

А.С.Пушкин

Два домика

Первый - не помню что :( Второй - Музей изобразительных искусств.

Очередной памятный "люк"

"Златая цепь на люке том..."

Устали...

Львы

Охраняют животных - героев пушкинских сказок. Имеется белочка, Золотая Рыбка, Золотой Петушок и Царевна-Лебедь. За какие провинности в эту зверскую компанию попала Царевна-Лебедь - неизвестно никому...

Кнехт

На набережной у речного вокзала.

Набережная у речного вокзала

Скульптуры на набережной имени Ушакова

Памятник Михаилу Шолохову. Ростовчанка. Дед Щукарь. Памятник Максиму Горькому.

Мы на кораблике =)

Рыбаки на набережной

Вид - ничуть не хуже чем в Питере на корюшке!

Отплыли!

Проходим мимо гостиницы "Рэдиссон САС Дон".

Горький и лестница

Окрестности Ворошиловского моста

Дом с часами на Ворошиловском проспекте, синяя "стекляшка" БЦ "Пять морей" и "Михаил Шолохов" у причала.

Ворошиловский мост

Это уже взгляд назад, мы под мостом уже прошли.

Ростовский порт

Лебердон

ЛЕвыйБЕРегДОНа, если кто сразу не понял :) Кусты, пляжи, рестораны. Кустов больше всего :)

Город всё дальше и дальше

Это мы с вами назад по ходу движения смотрим... Чуть правее яхты видна стела военного мемориала. Кусты и заросли тростника справа на всех кадрах - Зелёный остров.

Зелёный остров

Из признаков жизни имеются только одинокие рыбаки.

Ж/д мост

Через один из рукавов Дона. После моста мы повернули в обратную сторону.

Приплыли назад

Некое заведение на левом берегу Дона рядом с Темерницким мостом, предположительно - старый речной вокзал.

"Ковш"

Искусственный залив на левом берегу, вырытый в 1913 году для расширения порта. Сейчас на его берегах работают судоремонтный завод, грузовой терминал и хлебозавод (в центре кадра).

Речной вокзал

Темерницкой мост

Сначала - новый автомобильный, открытый в декабре 2010 года, а за ним - железнодорожный с подъёмной центральной секцией.