Ноябрь 2011 - Ноябрьская автопокатушка по Псковщине: Остров

На ноябрьских праздниках мы, плюнув на традицию ноябрьских поездок в Беларусь, поехали на три дня на Псковщину в большую автопокатушку. Мои предки по папиной линии происходят из маленькой, полузаброшенной ныне деревушки в Островском районе Псковской области, дед до войны жил в Острове и работал там начальником ж/д станции, так что было решено за три дня посмотреть Остров, заехать в Пушкинские Горы и вернуться кружным путём в Питер, заезжая по дороге во всякие интересные места. Ездили вчетвером - Макс за рулём, батя в качестве штурмана, и мы с Алёнкой в качестве балласта авторов маршрута и навигаторов на заднем сидении ;)

Из города выехали ранним утром 4 ноября, ещё затемно, по дороге нигде не останавливались и никуда не заезжали, и уже часам к 10 утра были в Острове. Погода откровенно не радовала: над Островом висели сплошные тучи и явно намечался дождик :( По городу мы гуляли в два захода: первым делом, благо это было по пути, мы свернули к Симанскому монастырю. В монастыре был обнаружен небольшой аншлаг, связанный с его престольным праздником, так что мы побродили по территории, поснимали церкви, попили водички из колодца, и поехали заселяться в гостиницу. Гостиница на этот раз была выбрана с невиданным доселе выпендрёжем: мы жили на олимпийской биатлонной базе "Юность" возле деревни Смоленка, в лесу за городом, на берегу очень красивого Горохового озера. Батя с Максом попали в гостиничный корпус, и смогли в итоге ставить машинку прямо под собственными окнами, а нас с Алёнкой поселили на отшибе, в деревянном корпусе с видом на озеро. По деньгам получилось по 1,5К за ночь за двухместный номер с душем - холодильником - ТВ - тёплым полом - обогревателем. Поначалу номера показались холодными, но выданный обогреватель эту ситуацию быстро исправил. Мнение о "Юности" у всех сложилось глубоко положительное: ИМХО, из всех мест, где мы жили в 2011 году за сравнимые деньги, это было лучшим. Заселившись, разместившись и позавтракав (пообедав?), мы поехали обратно в Остров - догуливать.

Машину оставили возле Детского парка, и дальше ходили по центру города пешком. И дождались, к всеобщей радости, хорошей солнечной погоды, которая пришла с юга! =) Обойдя местные церкви, со всех сторон облазив и сфотографировав знаменитые цепные мосты через Великую, прогулявшись по парку Победы и посетив краеведческий музей (который через пару месяцев, кстати, должен был переехать в домик на территории крепости), мы решили заодно добраться и до ж/д вокзала - посмотреть на место работы деда. Вокзал находится в нескольких километрах от центра города, и по пути мы заехали на старое городское кладбище к тамошней церквушке, и сделали небольшую остановку у руин католического костёла.

Вечером, приехал в "Юность", мы первым делом отправились гулять по берегу Горохового озера - наслаждаться пейзажами и закатом. Часам к семи вечера солнце ушло за лес, резко похолодало, мы слегка подмёрзли и ушли с озера в домик - греться, ужинать и пить чай :)

Симанский Спасо-Казанский монастырь

Окраина Острова, левый берег Великой, недалеко от М10. Монастырь основан на территории родового имения дворян Симанских, отсюда и название.
Белая церковь - Спаса Нерукотворного (1838 г., восст. из руин в 2007-09 гг.). Деревянная - Иоанна Кронштадтского (2004-05 гг.). Ещё есть зелёная надкладезная часовня примерно тех же лет постройки.

Руины

Казанский собор (1910-е гг.). Достроен не был, разобран в 1930-х гг.
Камни с монастырского кладбища...

Котоваляние

Без него никак! =)

Виды на монастырь

Так выглядит монастырь с правого берега Великой. Третье фото - с моста через реку.

Великая

Водичка очень чистая!

Про эскаватор

Островские эскаваторы настолько суровы... ;)

Мосты и Никольская церковь на острове

Смотрим от монастыря в сторону центра города.

Цепные мосты через Великую (1850-53 гг.)

Главная городская достопримечательность - два висячих цепных моста через два рукава Великой. Каждый из пролётов - 94 метра. Больше таких мостов в России нет.

Опора моста

Следы войны

Островская крепость

Разобрана немцами во время оккупации. На фото - всё, что осталось от стен и башен :(

Никольская церковь (1542 г.)

Единственная сохранившаяся постройка в крепости. Стоит на острове. Алтарь, что редкость, обращён на север, к Пскову.

Купола

Техника

Штурмовик СУ-25 "Грач" Александра Руцкого, на котором он летал в Афгане. Позже на нём летал Тимур Апакидзе, палубный лётчик № 1 в России. Апакидзе разбился летом 2001 года ровно в 9 км от этого места...

Домики напротив парка Победы

Явно дореволюционные.

Мемориал

На месте дома Клавы Назаровой, руководителя островского подполья в 1941-42 гг.

Покровская (?) церковь

До войны на этом месте была Покровская церковь, но крест на здании с отбитой надписью "Дом пионеров" всё равно доставляет...

Сторож

Хозяйский велик в надёжных лапах!

Гриб

Чернобыльский мемориал

Троицкий собор (1786-90 гг.)

Пол

Крыльцо Троицкого собора выложено чугунными плитами.

Церковь Жен Мироносиц (1819 г.)

На старом городском кладбище.

На кладбище

Часовня-усыпальница и металлическое надгробие со стихом.

Руины костёла (1903 г.)

Как и кирха, костёл представляет собой развалины.

Борисоглебская часовенка (2000-е гг.)

Остров-3, военный городок западнее ж/д ветки.

Вокзал

Здание 1860-х гг., пережившее войну.

Железнодорожные домики

Кто знает, может быть в каком-нибудь из них жил дед...

Воскресенская часовня (2006-07 гг.)

Новое городское кладбище.

База "Юность"

Вид с причала.

Озеро Гороховое

Закат на Гороховом

Ноябрь 2011 - Ноябрьская автопокатушка по Псковщине: Пушкинские Горы

На следующий день, 5 ноября, мы поехали в Пушкинские Горы. Утро началось с того, что мы проспали очень красивый морозный утренний туман, остатки которого Алёнке удалось сфотографировать на Киевском шоссе где-то между Островом и Новгородкой. К моменту нашего приезда в Тригорское ледяной туман превратился в мерзкую холодную морось, которая провисела над Пушкинскими Горами до обеда и создала нам правильное пушкиногорское настроение, при этом напрочь испортив почти все фотографии...

В Тригорском мы с Алёнкой сходили на экскурсию в музей, а батя с Максом, погладив предварительно пугливых тригорских котов, пошли гулять по парку. После экскурсии мы с Алёнкой долго и безуспешно пытались их в этом парке найти... Мы обошли весь парк кругом и даже спустились к берегу Сороти рядом с банькой, когда батя позвонил, и сообщил, что они давно уже ушли из парка и гуляют на городище Воронич. Мы к ним, естественно, присоединились =) Походив по городищу и полюбовавшись на новодельную, но довольно сносную Георгиевскую церковь, и на вполне аутентичную горку пушечных ядер, выпущенных когда-то Баторием и компанией по крепости, стоявшей на горке, мы спустились вниз, в овраг, дошли до нашей машинки и поехали дальше - в Михайловское.

До самого Михайловского пропускают только избранные машины и экскурсионные автобусы. Поэтому мы оставили машину на стоянке в деревне Бугрово и дальше пошли пешком. Дело было уже во втором часу дня, и погода начала потихоньку улучшаться: сначала растащило морось, а потом в разрывах облаков даже показалось солнышко. Настроение начало выправляться =)

Планы до конца дня стояли грандиозные, световой день грозил закончиться часов в 6 вечера, так что деревенский и мельничный музейчик в Бугрово мы оставили на какой-нибудь следующий раз, и пошли прямиком в сторону усадьбы. От мельничного пруда до неё - около получаса неспешной ходьбы по лесной дорожке, с небольшой остановкой у часовенки и поклонного креста. Заблудиться невозможно ;) В усадьбе мы снова разделились: мы с Алёнкой купили билеты и минут через 40 пошли на экскурсию, а батя с Максом решили экскурсию проигнорировать и сразу пошли шататься по парку. В ожидании нашего времени на вход мы с Алёнкой добежали только до Сороти и мельницы на её берегу, батя же с Максом, побродив по парку, уползли на Савкину Горку. Встретились мы с ними только после экскурсии. Второй поход на Савкину Горку в наши временнЫе рамки уже не вписывался, так что мы ещё немного погуляли по парку и снова разделились: мы с Алёнкой через Праздничную поляну отправились к шоссе, ведущему из Пушгор в Петровское, а Макс с батей пошли за машиной и где-то через полчаса перехватили нас уже на шоссе.

Шансы успеть до закрытия в Петровское таяли с каждой минутой, но нам повезло: мы всё же попали на последнюю экскурсию. Нас провели по двум постройкам усадьбы - дому Абрама Ганнибала, и дому его сына и внука, Петра Абрамовича и Вениамина Петровича, к которым частенько захаживало "наше всё" на правах соседа и внучатого племянника.

Экскурсия в обоих домах продлилась минут сорок, и на этот раз по экспозициям прошлись не только мы с Алёнкой, но и батя с Максом. В наш прошлый приезд в Пушгоры, с автобусной экскурсией в 2004 году, нас в Петровское почему-то не завезли. А в начале 1970-х, когда батя был в Пушгорах впервые, сюда вообще ещё никого не возили: за 50 лет, прошедших после революции, здесь ничего не было восстановлено, и показать туристам могли разве что фундаменты... После экскурсии нас, к счастью, не стали выставлять из закрывающейся усадьбы, а разрешили погулять по парку и выйти к озеру. Погода к вечеру совсем разгулялась, и даже показала нам красивый закат - уже второй за два дня покатушки =)

После посещения Петровского у нас осталась последняя на сегодня точка - Святогорский монастырь и могила Пушкина. В постепенно сгущающихся сумерках мы поднялись по лесенке на горку к собору и могиле Пушкина, зашли в собор, и спустились обратно по другой лесенке. Если вы не любитель медовухи, то больше в монастыре делать нечего, в противном же случае у вас есть шанс выпить стаканчик-другой в ларьке прямо на территории монастыря.

Обратно на биатлонную базу приехали уже затемно, и гулять на озеро не пошли. Быстро поужинали растворимой пюрешкой, выпили чайник чаю и расползлись по кроватям: нужно было хорошенько выспаться, ибо завтра нас ждало очень хитроумное возвращение домой, очень нелинейный план которого обрадовал всех, кроме Макса: ему, бедняге, предстояло завтра рулить от рассвета и до заката... ;)

По дороге...

Утро, первый настоящий заморозок...

Фотографирует заиндевевшие листики.

Листики

Хрустящие, покрытые инеем.

Новгородка (?)

Хозяйственная постройка 1894 г.

Приехали в Тригорское

Кошка

На крыльце административного здания.

Усадьба Осиповых-Вульф (восст в 1962 г.)

Более всего напоминает барак. На деле является слегка окультуренным зданием полотняной фабрики, куда перебрались хозяева усадьбы из старого дома в начале 1820-х гг. Старый усадебный впоследствии сгорел в 1850-х гг. Усадебное здание времён Пушкина также не сохранилось - сгорело и было разграблено в 1918 году сами-догадайтесь-кем-и-почему...
Усадьба в Тригорском считается в литературных кругах прототипом "дома Лариных". Пушкин очень дружил с обитателями (с особенно - с обитательницами) Тригорского, проводил тут кучу времени, читал книжки в библиотеке, музицировал, развлекал дочек хозяев и всячески безобразничал =)

Фабричный пруд

И усадебный дом на его берегу.

Тригорские коты

Пугливые: сказывается адский турпоток, котики сильно нервничают...

"Скамья Онегина"

Стоит на обрыве над речкой Соротью.

"Банька"

Реконструкция 1978 г. В местной баньке Пушкин тоже много времени проводил, и даже, бывало, ночевал, так как она использовалась хозяевами как гостевой домик ;)

Алёнка

Мы гуляем по парку. Погода не шепчет...

"Дуб Уединенный"

Дереву лет триста, оно помнит Пушкина...

Ещё один дуб

Под дубом устроена беседка.

Солнечные часы

Тень от гномона, установленного в центре, падает на «часовые» дубы, высаженные по его периметру. "Дуб уединенный" соответствует полудню и посажен в конце аллеи, а не в общем кругу.

Сороть

Городище Воронич

Валы - остатки бывшей здесь в XIV-XVI вв. большой псковской крепости, разрушенной Стефаном Баторием. Крепость и посад были в своё время крупнее Острова и Опочки...

Пижма

Фоном - городище Воронич и Георгиевская церковь (2007 г.).

Георгиевская церковь (2007 г.) на городище Воронич

Построена на старом фундаменте церкви 1764 г., сгоревшей в 1913 г. На первой фотографии видна дорога, которая когда-то приходила к крепостным воротам. На кладбище у церкви похоронены не только владельцы усадьбы (Вындомские, Осиповы, Вульфы), но и С.С.Гейченко, пушкинист, более 45 лет бывший директором здешнего музея-заповедника.

С городища...

Вид в сторону Тригорского. Вид в сторону деревни Воронич.

На дороге

Мы спустились с Воронича и идём к машине =)

Мельничный пруд

Идём от автостоянки в сторону Михайловского.

Усадьба мельника в Бугрово

С середины XVIII в. здесь, на речке Луговке, стояла мельница Святогорского монастыря. Нынешний мельничный сруб подарен музею реставраторами из Резекне в 1986 г. Вокруг мельницы восстановлена маленькая музейная деревенька пушкинских времён.

Менгир

Камень у входа в парк Михайловского.

Часовенка и Крюков крест на Поклонной горке

Часовенка посвящена Архангелу Михаилу, построена в 1980-х гг. Крест - XV века, зачем-то перевезён Гейченко с Печанского погоста.

Еловая аллея

Старый деревья, посаженные дедом Пушкина О.А.Ганнибалом в 1780-х гг., почти все умерли. Осталось несколько штук, все они окружены плетёными оградками.

Усадебные постройки

Кухня, людская, дом управляющего, всякие амбары и прочие полезные постройки. Всё восстановлено после войны. Кроме того, в усадебный комплекс входит бывший дом для престарелых литераторов, построенный в 1911 году после выкупа усадьбы у потомков Пушкина и организации там музея.

Потешная пушечка (1831 г.)

Стрельбой из неё можно было встречать гостей =)

Усадебный дом в Михайловском

С 1806 г. принадлежала матери Пушкина, а до неё - деду, Осипу Абрамовичу Ганнибалу. Сам А.С. здесь бывал часто и подолгу, с 1817 по 1836 гг., в т.ч. в знаменитой ссылке 1824-26 гг. После смерти Пушкина усадьба перешла его детям, в основном тут хозяйничал его сын Григорий, который на старости лет продал усадьбу в казну для организации музея и уехал с молодой женой в Литву. Липы и вяз на первом фото посажены как раз им.
Последняя его версия, 1949 г. постройки, на старом фундаменте (в 1860-х гг. его снёс и отстроил заново Григорий, в 1918 г. его сожгли доблестные революционные крестьяне, а в 1944 г. - отступавшие фашисты). Внутри - очень хороший музей и настоящие пушкинские вещи.

Беседка в парке

Фотограф =)

Мельница

Стоит на берегу Сороти, рядом с Михайловским.

Озеро Кучане

Сороть

Михайловское

Вид на усадьбу от мельницы.

Мостик через пруд

Пруд "под сенью ив густых"

Льнохранилище (сер. XIX в.)

Построено Григорием Пушкиным, сыном А.С. Сейчас внутри музейная экспозиция.

"Пушкин-лицеист"

Очень стрёмная скульптура скульптора Додоновой.

Прудик с "Островом Уединения"

Чуть выше льнохранилища.

По дороге в Петровское

Каменюка. Прудик с островком и беседкой-ротондой.

Трое на дороге =)

Петровское

Вид на усадьбу с дороги. На переднем плане - фундамент конюшни, на заднем - большой усадебный дом.

Дом Петра Абрамовича Ганнибала

Он же - большой господский дом (изначально - 1780-х гг. постройки), восстановленный в 1977 г. после сожжения его всё в том же 1918 году. Пушкин бывал здесь у двоюродного деда П.А.Ганнибала и его сына В.П.Ганнибала.

Барбарис

Сарай

Нынче в нём кассы и туалеты.

Дом Абрама Ганнибала

Ага, того самого "арапа Петра Великого", которому и была пожалована деревенька Кучане для строительства усадьбы. Дом восстановлен в 1999-2000 гг. на старом фундаменте 1740-х гг.

Аллея в парке

Ведёт от большого господского дома к беседке на берегу озера.

Беседка на берегу озера Кучане

На закате.

Проход под беседкой

Виден господский дом.

Беседка

Воссоздана в 1977 году. Так она выглядит со стороны озера.

Абрам Ганнибал

Скульптура первого владельца и устроителя усадьбы "арапа Петра Великого", Абрама Петровича Ганнибала, "негера знатного происхождения" по признанию его сына П.А.Ганнибала.

Памятник Пушкину

Рядом со Святогорским монастырём.

Успенский Святогорский монастырь

Стоит в центре то ли города, то ли посёлка под названием Пушкинские Горы. Основан в 1569 году по указу Ивана Грозного, внутри имеется один-единственный храм 1569 г. постройки - собор Успения Богородицы, стоящий на высокой горке. Колокольня явно более поздних лет, века так XVIII-го. Знаменит монастырь исключительно благодаря Пушкину - он тут похоронен...

Могила А.С.Пушкина

Над обрывом к дороге, перед центральной апсидой собора.

Кошак!

Да, котики в монастыре определённо водятся!
Кроме поглажки котиков, прямо на территории монастыря можно, например, выпить медовухи... Где ещё в России в монастыре разрешено бухать в угоду туристам - мне не ведомо.

Закат над Святогорским монастырём

Ноябрь 2011 - Ноябрьская автопокатушка по Псковщине: погосты

6 ноября, в последний из трёх выходных, мы целый день день добирались из Острова домой. Но не по прямой, как вы уже догадались, а зигзагами, которые мы чертили по окрестностям реки Великой. Привели они нас к конечном итоге в Псков, а нужны были для того, чтобы посмотреть на старинные погосты, стоявшие некогда на западной границе Руси.

Из Острова мы выкатились в сторону Палкино и Изборска, и посмотрели все попадавшиеся на пути в Изборск церквушки. Незадолго до Изборска мы сделали крючок в сторону погоста Локно, где нам удалось попасть внутрь недавно отреставрированной церкви: машина привлекла внимание местного священника, живущего возле церкви, и он специально для нас открыл церковь, провёл нам пятиминутную экскурсию, и даже подарил на прощание буклетик про свою церковь. Насчёт Изборска нами было принято волевое решение не останавливаться: остановись мы там - и все остальные сегодняшние планы остались бы только планами, а дома мы были бы в лучшем случае к утру... Кроме того, мы с Алёнкой там уже были :)

В Изборске мы выехали на трассу "Псков-Рига", повернули в сторону Пскова, и снова поехали зигзагом, который на этом участке нарисовался совсем уж замысловатый... Сначала мы заехали на погост Сенно недалеко от Нового Изборска, потом на погост Выбуты на берегу Великой, потом на погост Устье в устье Великой, и на закуску - на погост Камно в истоках речки Камёнки. Эти четыре погоста оказались самыми интересными за весь день: во-первых, разгулялась погода и вылезло солнышко, во-вторых, тамошние церкви древнючи и очень хорошо вписаны в окружающий ландшафт, а в-третьих, там иногда ещё и местных котиков погладить можно =)))

На "киевку" выбирались напролом через Псков, и только каким-то чудом умудрились не встать в пробке ни в городе, ни на выезде из него. До Питера доехали уже в глубокой темноте, часам к 10 вечера. Как мне показалось, Макс за этот день по-настоящему задолбался рулить ;)

Михайловский погост

Церковь Михаила Архангела с Кухвы (1764 г.) стоит в устье речки Кухвы. Сейчас здесь подворье Симанского монастыря, летом действует лагерь для детей из неблагополучных семей.

Новая Уситва

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1442 г.). Левый придел построен в 1883 году.

Лиственница

Палкино

Никольская церковь (1784 г.). Пристройки и колокольня - 1907 г.

Погост Локно

Церковь Космы и Дамиана (1909 г.). Отреставрирована в 2004-09 гг.

ДОТ "Линии Сталина" (1939 г.)

Пулемётная долговременная огневая точка № 307 Сергинского опорного пункта Бенёвского узла обороны Новопсковского укрепрайона. До границы 1939 года с Эстонией от него всего 2 км. на запад.

Погост Сенно

Ворота погоста - 2 половина XVIII в. Церковь Георгия Победоносца (1562 г.) с пристройками XIX в. Звонница конца XVI в.

Филатова Гора

Взорванный в первые дни войны ж/д мост через Великую.

Ольгинские пороги на Великой

Где-то в этих краях будущая княгиня подрабатывала паромщицей. Собственно, так она и познакомилась с князем Киевским Игорем :))) Кончилось всё крещением в Константинополе, сожжением древлян, если вы помните, и канонизацией в итоге. Но это уже совсем другая история...

Валун

Современный памятник Ольге (1993 г.), взамен взорванного в советские время следовика.

Погост Выбуты

Ильинская церковь (XV в.). Как и многие псковские церкви, была сильно разрушена во время войны, и отреставрирована в 1955-57 гг. Звонница - классическая псковская - немного моложе церкви, она построена в XVI-XVII вв.

Каменные кресты

XV-XVI вв.

Никольская церковь (2000 г.)

Рядом с Ильинской, чуть дальше от берега Великой. Построена псковскими десантниками в память погибших товарищей.

Ольга

Видимо, это был/будет памятник княгине. Скорее, конечно, был. Стоит на задворках Никольской церкви.

Собаковаляние =)

Найди кота!

Ну что, получилось? ;)

В дельте Великой

Ниже Пскова река делится на кучу рукавов и впадает в Псковское озеро.

Устье

Церковь Николы Чудотворца с Устья (1472 г.).

Найди кота ещё раз!

Подсказка: кот на фото орёт =)

Про котиков

Котиков в Устье оказалось целых два :)

Коровка

Возлежит на берегу реки.

Погост Камно

Запомнился оградой XIX в. и кучей разрисованных калиток и ворот :) В летописях упоминается с XIII в., так как стоял на окраине Пскова и всегда первым принимал незваных гостей с просвещённого Запада.

Церковь Георгия Победоносца (XV в.)

На второй фотографии - часовня-усыпальница во имя Николая Чудотворца (XIX в.).

Георгиевский источник

Долина северного рукава Камёнки.

Долина речки Камёнки

Когда-то речка была судоходна... Вы верите?

Никандровский источник

Берег южного рукава Камёнки.