Апрель 2011 - Крым: Алушта

Поехать с нами в весенний Крым почему-то никто не захотел, так что собрались и поехали только мы с Алёнкой, вдвоём. С подготовкой и проработкой планов мы особо не заморачивались, решили действовать по обстоятельствам и по погоде. Если кратко, то все наши планы формулировались примерно так: поставить базовый лагерь на Ангарском перевале, поболтаться по горам без рюкзаков, а потом поселиться в одном из приморских городков и поездить по побережью.

Билеты до Симферополя удалось купить только через Москву, так что 16 апреля вечерним поездом мы выкатились из Питера в Москву. Ранним утром 17 апреля мы выгрузились на Ленинградском вокзале, прогулялись под рюкзаками до Курского (полчаса ходьбы, и не надо спускаться в метро, всем рекомендую при такой пересадке!), где и загрузились в севастопольский поезд украинского формирования, довольно-таки убитый. Приключений на границе - внезапно - не случилось (шмотки никто не смотрел, только паспорта и миграционки), и 18 апреля около 9 часов утра по киевскому времени мы добрались до Симферополя. Наскоро разменяв денег (прямо у вокзала - 279 грн. на 1000 руб.) и купив местную симку, мы сели на троллейбус и поехали на Ангарский перевал. На турбазе мы договорились с комендантом о том, что поставим на полянке палатку и поживём там несколько дней (5 грн. в сутки с человека), бросили шмотки у коменданта в подсобке, и поехали в Алушту - потрогать море, может быть даже искупаться, и пообедать в какой-нибудь забегаловке.

Город был накрыт дымкой, было тепло (градусов 16-18). Море же было ледяное, не больше +10 :((( Мы прогулялись по городу, побродили по пустым пляжам, пофотографировали местных котов и цветущие кустарники и деревья, забрались в Городской парк и вышли в итоге на совсем пустой пляж рядом с речкой Демерджи. Там Алёнка всё же решилась залезть в море и макнуться. Как оказалось потом, это было наше единственное купание за всю поездку. Я же в море за две недели так и не залез :( Обедали мы в забегаловке под названием "Столовая по-домашнему" - вполне могу рекомендовать её, всё очень съедобно и бюджетно. На турбазу вернулись только вечером, и до темноты успели поставить палатку и перекусить перед сном.

Всю ночь лил дождь...

Алёнка на море

Дымка над морем. Само море - ледяное.

Набережная

На пляжах - никого.
Кстати, на ротонде в советское время было написано "Граждане СССР имеют право на отдых" :)

Загораем и купаемся

На дворе - 18 апреля. Море - примерно +10.

Горд контрастов

Кто-то купается, а кто-то в зимних шапках и куртках.

Недострой

Корпус пансионата "Нева" АН СССР.

Котики алуштинские

Греются =)

Пальма

Растёт на Набережной.

Пляж

Солнечно, но очень холодно. Загорать приходится в брезентовом анораке...

Розоцветные

Разнообразные яблони, груши, вишни, черешни, сливы и прочие боярышники цветут повсюду!

Форзиция

Она же форсайтия.

Магония

Платан

Огромный!

Вилла "Отрада"...

... купца Стахеева (конец XIX в.) практически на берегу моря.
Сейчас внутри аквариумы.

Чудо-Юдо-Рыба-Кит

В городском парке.

Ашага Кулле

Круглая башня генуэзской крепости Алустон.

Апрель 2011 - Крым: Северная Демерджи

На следующий день, 19 апреля, мы с Алёнкой проснулись под шорох дождя по скатам палатки... Я, правда, проснулся ещё и от холода, так как вечером имел глупость лечь спать без термобелья :( Пока мы лежали и вслушивались в шум дождя, прошло около часа, и лить перестало. И только тогда мы вылезли из палатки и принялись готовить завтрак.

После завтрака мы отправились в радиалку на Северную Демерджи. Без рюкзаков: все шмотки мы бросили в палатке на перевале (сразу уточню, что за пять суток на турстоянке у нас из палатки ничего не спёрли). Тропинка (128 маршрут) начинается от троллейбусной остановки "Ангарский перевал", идёт она по буковому лесу вдоль хребта Эльх-Кая с небольшим набором высоты, и в конечном итоге выходит к перевалу между Пахкал-Кая (1138) и Северной Демерджи (1359). По дороге нам попадались очень редкие туристы с рюкзаками, и это нас сильно обрадовало: мы всё же оказались в этом лесу не единственными идиотами... :) Погода тем временем налаживаться не собиралась, солнце вылезать не хотело, было холодно и мокро. Но мы никуда особо не торопились, вдумчиво фотографировали цветочки, и вообще всячески умилялись при виде обычной зелёной травки. Полгода без зелёной травы под ногами ещё не до такого доведут, так что вам теперь предстоит увидеть просто-таки гигантское количество разнообразных крымских цветов :)))

С перевала над "Поляной МАН" начался настоящий набор высоты, и я в очередной раз прочувствовал, что такое весенние горы после семи месяцев в городе без нормальных нагрузок: дыхалки у меня хватило только на Козырёк... До вершины мы ползли около часа, с большими перерывами "на пофотографировать": с этого участка пути отлично видна вся Алуштинская долина с куском моря на горизонте :) Цветочки цветут и здесь, несмотря на снег - на подъёме и на самой Северной Демерджи очень много прострела, и совсем мало крокусов. Потупив на вершине горы и пожевав прошлогоднего крымского снега, мы пошли в обратный путь.

Назад добежали гораздо шустрее, чем туда. пока нас не было, на турбазу заехали три десятка рабочих из Луганска - чинить местную ЛЭПку. Вместе с ними на поляне появился КАМАЗ с прицепом (удачно прикрывший нашу палаточку со стороны дороги), трактор, бульдозер и несколько автобусов. Мужики шумно бухали, а после бродили по территории базы с потерянным видом. Сразу после нашего с Алёнкой ужина снова пошёл дождь, гораздо сильнее ночного: пришлось прятаться в палатку и усиленно размышлять там о судьбах мира. Мужики тоже попрятались до самого утра, и никаких неприятностей от них не приключилось. Разве что вот дорожку на Тисовое ущелье они своими бульдозерами за три дня работы превратили в жирные-говны-по-колено, но об этом - позже...

Размышления о судьбах мира вылились в пораженческие планы посетить завтра Никитский Ботанический Сад. В такую погоду лезть в горы не хотелось ни капельки :(

Метеостанция

Мы жили рядом, в кустиках :)

Турбаза "Ангарский перевал"

5 грн. с человека. За пять суток из палатки ничего не спёрли!

Памятник...

... первым строителям дороги через Ангарский перевал.

Буковый лес на подъёме к Северной Демерджи

Тропа хорошая, сухо и довольно чисто. От "Ангарского перевала" до "Поляны МАН" есть целый один источник с чистой вкусной водой.

Дорога

Под Северной Демерджи.

Пень

Огромный!

Лишайники

Есть места, где все деревья и кусты покрыты вот такими лишайниками.

Пахкал-Кая

Вид со скалы Козырёк. Вдали - Чатыр-Даг.

Скала Козырёк

Очень красивое место. Именно здесь заканчивается прогулка по буковому лесу и начинается более-менее настоящий подъём на Северную Демерджи.

Фуна

Три километра по прямой. Часа три пути, думается...

ТВ-ретранслятор

Вершина Северной Демерджи (1359) увенчана вот такой вот загадочной конструкцией.

Подъём на вершину

Здесь ещё достаточно снега.

Демерджи-яйла

Видны посадки сосен. И апрельский крымский снег :)

Алуштинская долина

Алёнка

Где-то совсем рядом с вершиной Северной Демерджи.

Мы :)

Тригопункт

Примула

Зубянка пятилистная

И кадр, посвящённый тому, как делались эти фотографии :)

Хохлатки

Х. Маршалла и х. Пачоского.

Сцилла

Пролеска двулистная.

Петров Крест

Галантус

Собственно, это - настоящий подснежник!

Гусиный лук

Цветёт кизил

Если я ничего не перепутал, конечно :)

Фиалочки

Малюсенькие! :)

Птицемлечник

Через несколько дней нам удастся снять раскрытый цветок, а пока - только бутоны.

Очиток

До вида мне определить слабо :(

Резуха кавказская

Крокус крымский

Почти весь отцвёл уже, да и при цветении его было совсем мало...

Прострел крымский

А вот его на открытых луговых склонах - полным-полно.

Мелочь :)

Кто-то из Гвоздичных, думается мне.

Апрель 2011 - Крым: Никитский Ботанический сад

Просыпаться под бодрый утренний дождик нам пришлось и на следующее утро. Как нам с Алёнкой показалось, раннее утро 20 апреля от вчерашнего не отличалось ничем, кроме интенсивности дождя. Так вот, нам показалось...

Дождь лил всю ночь, и к утру мы, натурально, всплыли. Дно палатки было мокрым, в ногах под пенками собралась небольшая лужица, пенки промокли. Более того, одна из пенок за ночь практически сдулась, и Алёнка ночью дала на ней конкретного такого дуба. Утром выяснилось, что в пенке откуда-то взялась дырка. Пришлось отобрать её у Алёнки, и отдать ей ту, на которой спал я. Оставшиеся ночи я спал, фактически, на прорезиненной тряпочке. В предбаннике, под тентом палатки, тёк небольшой скромный ручеёк, и было не только мокро, но ещё и грязно. И прекращаться дождь явно не собирался. Мы, конечно, дождались перерыва в дожде и усилием воли вынули себя из спальников, но перерыв этот был настолько короток, что готовить завтрак пришлось уже снова под дождём. Позавтракав и отведя ручеёк от палатки, мы с Алёнкой выползли на остановку и дождались ялтинского троллейбуса. Из троллейбуса навстречу нам выбралось несколько туристов с рюкзаками. С подозрительно весёлым для такой погоды настроением ребята и девчата направились в сторону турбазы.

Чуть меньше чем за два часа троллейбус довёз нас до остановки над Никитским ботаническим садом. По дороге мы налюбовались на стихийные водопады, в которые из-за дождя превратились подпорные стенки шоссе, и настроение наше совсем испортилось. Всё под тем же дождём, к которому на берегу моря прибавился ещё и ветер, мы и дошли до входа в НБС.

Во время нашей прогулки по саду дождик начал стихать, и лил уже с перерывами. Если обобщить ощущения от весеннего НБС под проливным дождём, то они будут хреновыми. Фактически, есть всего несколько интересных точек, между которыми царят однообразные мокрые кусты, деревья без листьев и всяческие хвойники. Первое, возле чего мы надолго залипли, была цветущая недалеко от входа магнолия. Будете весной в Никите - обязательно понюхайте цветущую магнолию! ;) Кроме магнолии и форзиции в середине апреля в саду цветут всякие Розоцветные (например, миндаль), проходит выставка тюльпанов и нарциссов, и... и, собственно, всё :( Всё остальное, за очень редким исключением, ещё не ожило.

После (и во время) дождя дорожки в саду, особенно в районе площадки с сезонными посадками, представляют собой мокрую грязь разной глубины. Там, где уложена плитка, само собой, сухо и чисто, а вот на выставке тюльпанов свои правила диктует жЫрная липкая грязь, глубиной по щиколотку, которая потом с большим трудом счищается с ботинок. Правы были те, кто приехал на экскурсию в НБС в резиновых сапогах, им всё было нипочём :) Мы же с Алёнкой уделались в грязище по самую по задницу.

Погуляв пару часов и осмотрев в парке практически все закутки, мы проголодались и были вынуждены посетить НБСовский филиал "Столовой по-домашнему", на горке над каскадом бассейнов. В отличие от Алушты, местечко отказалось на редкость отстойным. Условно съедобными нами были признаны только местные самодельные вареники. Про протухшую кислую капусту я лучше умолчу, чтобы никому из читателей не испортить аппетит. За те полчаса, что мы сидели в забегаловке и давились тухлой капустой, тучи слегка подраздуло и ненадолго показалось голубое небо. Дождь прекратился окончательно, но ветер был по прежнему силён и явно обещал перемену погоды (к лучшему ли? или к худшему?). Впрочем, сегодня этой перемены так и не случилось.

Подкрепившись варениками и мысленно пообещав учинить этой забегаловке антипиар по возвращении домой, мы спустились к нижнему входу в ботсад и вышли к кактусовой оранжерее. За дополнительную денежку, вполне сравнимую с платой за весь остальной ботсад, мы прогулялись по зарослям "колючек", которые народ зовёт "кактусами" - от, собственно, кактусов и всяких опунций, и до очитков, алоэ и всяких прочих агав. Дохлые агавы с многометровыми цветоносами выглядят очень эпично, и это второе место, возле которого мы залипли надолго.

Только в четвёртом часу дня мы выбрались обратно на шоссе, поймали маршрутку и поехали в Гурзуф.

Ротонда

На шоссе у троллейбусной остановки. До ботсада ещё 2 километра по дорожке.

Церковь Спаса Преображения (1887 г.)

Рядом с "верхними воротами" НБС.

Колючки

Магнолия

У неё огромные красивые цветы, и они очень вкусно пахнут :) Почему у меня грязная рука на пятом фото - я не помню.

Администрация НБС

Форзиция

Барвинок и плющ

Где-то под хвойниками.

Кедр

Бамбуковая рощица

Каскад бассейнов

Рыбки, водные растения и коты :) Сверху видно море...

Ещё котов?

Падуб

Мексиканская горка

Беседка, опунции и пинии прямо рядом со знаменитой пальмовой аллеей.

Пальмовая аллея

На зиму отдельные деревья утепляют вот такими мешками с сухими банановыми листьями.

В парке

Справа - бамбуковая рощица, в центре - старые сухие бананы.

Миндаль цветёт

Морозник

В НБС он растёт практически как сорняк, вдоль дорожек.

Пруд

И старые кипарисы...

В сторону Ялты

Видна очередная стройка на побережье...

Анемоны

Жалкие, тощие, всего несколько штук на грядке :(

Гиацинты

Пахнут на весь ботанический сад!

Нарциссы

Тюльпаны

Эхинокактусы!

Цереусы

Такие зелёные колючие брёвна ;)

Маргинатоцереус

Если вам это что-то говорит ;)

Опунция

Алоэ?

Или кто-то из его родичей, судя по листьям.

Агавы

Ещё цветущие и уже дохлые...

Юкки

Ай-Петри...

Апрель 2011 - Крым: Гурзуф

Водитель маршрутки, которую мы поймали в Никите, оказался тугим на ухо. Содрав с нас по 5 гривен, он по какой-то непонятной причине забыл высадить нас над Гурзуфом и довёз практически до "Артека". До первого нормального спуска в Гурзуф пришлось идти около 2 км., и в посёлок мы попали не как нормальные люди, а со стороны виноградников, гаражей, больницы и прочих задворок.

Потраченный по вине водилы лишний час угробил все наши гурзуфские планы. Хорошо хоть дождь кончился!.. Мы успели добраться только до дачи Чехова, потусоваться там десять минут на берегу бухты в ожидании экскурсии, и послушать десятиминутную экскурсию директора музея. Ещё минут сорок заняла пробежка туда-обратно по пешеходной Ленинградской улице: мы надеялись, что где-то на ней найдётся поворот на тропинку, ведущую на скалу Дженевез. Тропа не нашлась, зато нашёлся забор и КПП лагеря "Артек" :( Было обидно.

Злые, голодные и уже ощутимо усталые мы добежали до автобусной остановки. До ближайшего автобуса было ещё минут сорок: ждать столько времени неизвестно чего, а потом в темноте ловить на шоссе троллейбус нам совсем не улыбалось. Пришлось выбираться на шоссе пешком, и вышло гораздо быстрее, хотя ноги уже никуда не желали идти. На шоссе мы выскочили из-под знаменитого Гурзуфского моста, причём прямо перед носом у симферопольского троллейбуса. Троллейбус успешно застопился, и мы доехали на нём до нашей остановки на перевале. Темнело и холодало подозрительно быстро - мы едва-едва успели поужинать и запрыгнуть в палатку.

Виноградники

Над Гурзуфом.

"Пятачок"

Центральная площадь старого Гурзуфа.

Шторм в бухте Чехова

Сказа Дженевез

Наверху когда-то была генуэзская крепость. Сейчас на её месте гостиница "Скальная".

Дача Чехова

Экскурсию проводит директор музея!

Никитская яйла

На пляже

Люк

Котики

Дорога к чеховской даче

Исторический центр

Старые домики с верандами.

Лесенки

Гурзуф расположен на очень крутой горке :)

Церковь Николая Чудотворца (2006 г.)

Фонтан

На дороге к шоссе.

Апрель 2011 - Крым: Кутузовский фонтан, Фуна и Долина Привидений

К середине ночи ветер сдул все тучи с ЮБК, и на Ангарский перевал пришёл Дубак. Дырявая пенка-тряпочка тепло не держала, лежать на ней было холодно, и потому пришлось проснуться пораньше. Сегодня в наших планах стояла Южная Демерджи - крепость Фуна и Долина Привидений.

Все, кто проснулся 21 апреля на Ангарском перевале в районе 7 часов утра, получили отличный шанс полюбоваться инеем на скатах палаток, а также похрустеть свежим сантиметровым льдом на вчерашних лужах. Туристы, приехавшие на перевал вчера утром (мы встретили их на троллейбусной остановке), и вставшие лагерем метрах в пятидесяти от нас, в лесочке, полночи плясали вокруг дымящего мокрого костра - сушили шмотки и грелись. Недосушенные шмотки были раскиданы ими на ночь по всем окрестным кустам для досушки... Представляю, с какими матюгами они собирали поутру свои ледышки! :)

Быстро позавтракав, мы выползли на шоссе, и для экономии времени уехали оттуда на троллейбусе к Кутузовскому фонтану. От фонтана мы спустились по тропинке к развалинам каких-то промышленных строений, поплутали вдоль забора и вышли к деревне Лаванда. Надо заметить, что от Лаванды крепость Фуна не видна. И вообще, снизу, с дороги, её ни с одной точки не видно. К крепости можно подняться по полевой дороге - дорога эта по полям огибает горку, на которой стоит крепость, и приходит к турстоянке Демерджи. На турстоянке есть источник, рядом пасутся лошадки. За ночь, судя по всему, лошадки разбредаются по соседним полянкам, и пастух по утрам сбивает их в небольшие табуны и сгоняет на одно пастбище. От одного из таких табунчиков нам пришлось уворачиваться прямо на броде через речку Демерджи.

В домике рядом с развалинами крепости обитает сторож, он же собирает деньги за вход и проводит экскурсии. Сохранилась крепость плохо. Там есть, конечно, несколько высоких стен, но бОльшая часть построек срыта почти до фундаментов и не раскопана. Примерно час мы шастали по крепости и любовались окрестностями. Всё же хорошее место феодориты выбрали для пограничной крепости - и дорогу с перевала прикрывает, и вид на Алуштинскую долину и море хороший! :)

Метрах с семистах от Фуны находится начало тропинки в Долину Привидений. Летом там, похоже, берут деньги за вход: мы с Алёнкой прошли мимо группы товарищей, которые занимались обустройством входа на тропу. Кто-то деловито закапывал в землю колючие кусты на альтернативных тропинках, оставляя для прохода одну-единственную, центральную, а кто-то возле неё сооружал какую-то временную постройку - то ли кассу, то ли кафешку. С нас денег не взяли :)

Недалеко от входа на тропинку растёт старый "никулинский" грецкий орех. Именно на нём сидел Балбес и швырялся в Шурика орехами, помните? :) По каким-то непонятным причинам ни я, ни Алёнка орех не сфотографировали :( Сама же тропинка в долину довольно сурова, крута и камениста - особенно когда начинается подъём вверх. "Привидения" тамошние, кстати, это фигуры выветривания, довольно однообразные, преимущественно фаллической формы. Среди них, впрочем, есть "Голова Екатерины"... но злые языки и про неё говорят, что это никакая не голова, а сами-догадайтесь-что. И, естественно, совсем даже не Екатерины, а, наоборот, Потёмкина :)

Озирая окрестности, мы медленно доползли до "Солнечной Поляны", отдохнули на ней после подъёма и хорошенько замёрзли на ветру (я был мокр как мышь, и потому задубел минут за десять). Дальше было решено не ходить: наш первый (и пока единственный) день крымской хорошей погоды давным-давно перевалил за середину, где-то внизу плескалось Чёрное море, его было видно, и... да-да, вы правы, вот такой вот попсовый финал был уготован сегодняшнему дню ;)

Спустились с горы мы гораздо быстрее, чем поднялись :) Обратно на шоссе Симферополь-Алушта выбирались через Лучистое - там был шанс зацепить местный автобус и доехать на нём до Алушты. Автобус, к сожалению, не зацепился: нужно было ждать около часа. В итоге мы минут за сорок дошли до трассы, традиционно уже застопили троллейбус, и доехали на нём почти до сАмого моря. До заката мы захватили примерно часа полтора: валялись на пляже в брезентовых анораках и шерстяных носках, и убеждали себя, что так загар ложится гораздо ровнее, и вообще куда полезнее для кожи! ;) В воду никто не полез. А когда тень от набережной окончательно наползла на пляж, к нам вернулся наш старый знакомый - дубак. Мы позорно бежали с пляжа в тёплую забегаловку, где и поужинали.

В лагерь на перевале мы вернулись уже затемно. Было жутко холодно, и спас нас только котелок горячего чая, который пришлось срочно организовать из подручных материалов. Подручные материалы норовили замёрзнуть в самый неподходящий момент: на кране, из которого мы брали воду, уже красовалась отличнейшая борода из сосулек... Только набулькавшись кипятком суть ли не до краёв, нам удалось согреться и заснуть... И это в спальниках, рассчитанных на -19, блин!

Утренний дубак

Лужи замёрзли, палатка в инее, и надо всем этим - голубое небо! :)

Кутузовский фонтан

Где-то недалеко от этого места Кутузов был ранен в глаз в бою с турками.

Поля с лошадками

Вдали - Северная Демерджи.

А вот и сами лошадки!

Огромная лужа

Вчера, как вы помните, почти целый день шёл дождь...

Каменный хаос

Фуна

Так она выглядит от подножия Южной Демерджи.

В крепости

Всё, кроме нескольких стен, разрушено практически до фундаментов.

Часовенка

Новодел.

Средневековый сортир

Каменный и узкий.

Жернова

Плиты

Копии плит, найденных при раскопках. На первой - герб Феодоро и гербы его князей. На второй - Георгий Победоносец.

Макет

Примерно так здесь всё и выглядело... А сейчас выглядит так. Ракурс практически тот же, плюс-минус десять метров.

Панорама

В сторону Алушты и моря, и в сторону Ангарского перевала и Чатыр-Дага.

Каменюки

Последствия обвала 1894 г., полностью похоронившего под собой деревню Демерджи.

Трагакант

Это такой астрагал - колючий и кустистый. Его у подножия Южной Демерджи полно!

Кизил

Карагач

Вяз малый, он же - вяз пробковый.

Чьи-то проростки.

Асфоделина

Ещё в бутонах, но будет и в цветах!

???

Войлочные такие листики :)

Крестоцветное...

... какое-то ;)

Персик

Короче говоря, что-то плодовое из Розоцветных :)

Клопы-солдатики

Размножаюццо.

Долина привидений

Так она выглядит издалека, с шоссе Симферополь-Алушта.

Она же

Но поближе, от начала подъёма.

Обвал

Под обвалом похоронена деревня. От неё осталось только несколько лесенок и каменные заборчики...

Поднимаемся...

Вверх по Долине Привидений.

Гусары, молчать!

=)))

Сосны на скалах

Третья - это просто бонсай какой-то! ;)

Всё выше и выше

"Солнечная полянка"

Всё, дальше мы не пошли. Решили воспользоваться солнечным днём и посидеть немного на море в Алуште :)

Продолжение тропы

В обход Южной Демерджи - к седлу Демерджи и водопаду Джурла.

Внизу - Алушта

Аю-Даг в солнечную погоду очень хорош.

Чатыр-Даг

Смотрим в сторону Ангарского перевала.

"Голова Екатерины"

Одно из привидений, вид снизу.

Лучистое

Церковь (вроде - Никольская) на центральной площади села.

Апрель 2011 - Крым: Чатыр-Даг

Ночью и утром было всё так же холодно, но лёд с утра всё же был немного тоньше вчерашнего. 22 апреля мы с Алёнкой решили посвятить пещерам, а для этого нам нужно было вскарабкаться на Нижнее плато Чатыр-Дага, пересечь его, и добраться до входов в оборудованные пещеры - Мраморную и Эмине-Баир-Хосар.

Дорожка от турбазы до Тисового ущелья, по которому мы и собирались подниматься на Чатыр-Даг, была убита бульдозером, работавшим на ремонте ЛЭП, и представляла собой жирные густые говны глубиной по колено. До самой ЛЭП на дорогу было не ступить - засасывало :( После ЛЭП дорожка наконец-то стала самой собой, и до поворота к Тисовому ущелью мы дошли без особых проблем, снимая цветочки и радуясь хорошей погоде. Подъём к Тисовому ущелью оказался не настолько страшен, насколько мне казалось по карте. Тропа уверенно ползёт вверх, сложных участков нет, всё проходится пешком и довольно быстро. Самих тисов в ущелье обнаружено было совсем мало, и все они выглядели очень непотребно.

На Нижнем плато лежал снег, но было его там не так много, как на Верхнем: тропинки было видно. К сожалению, тропинок там оказалось дохрена и даже больше, и какую-то одну основную, ведущую к пещерам, выделить из них было трудно. Не помогли и встреченные турики - они как-то неопределённо махнули рукой на север, и сказали что пещеры где-то там. Как будто я сам не знаю, в каком направлении пещеры, блин!.. Не сумев выбрать тропинку, мы пошли на север по первой попавшейся, и вскорости выбрались на степной участок. С горки было видно спелеобазу, но, судя по карте, нам нужно было чуть-чуть левее неё. И вот здесь мы с Алёнкой взяли слишком левее, и слегка заблудились в переплетении местных дорожек, ямок и горушек. Возвращаться назад, к спелеобазе, было нелогично, и мы, сделав небольшой кружок на пару километров по плато, всё же вышли на главную тамошнюю дорогу, которая и привела нас к развилке со знаками "Мраморная" налево и "Эмине-Баир-Хосар" направо. В процессе блуждания по плато мы наткнулись ещё на несколько пещер и пещерок, и как раз от одной из них, Бинбаш-Кобы, нам и удалось сориентироваться.

По Мраморной пещере у нас была индивидуальная экскурсия - по Галерее Сказок и на Жемчужные озёра ;) Это не от нашего с Алёнкой буржуйства, это оттого, что за полчаса группу набрать не удалось, и экскурсоводу пришлось тащить под землю только нас двоих. Забавно: летом здесь, по словам очевидцев, многочасовые очереди на вход! От Мраморной до Эмине-Баир-Хосар мы пошли через лесок. В Эмине нам повезло не так сильно: нас присоединили к уже готовой группе, и протащили не совсем по тому маршруту, как нам бы хотелось. Эмине, как мне показалось, гораздо интереснее Мраморной, хотя она и не такая огромная. Третья оборудованная пещера Чатыр-Дага - Эмине-Баир-Коба - самая неинтересная изо всех трёх, как по мне. Просто длинная щель в камне, без всяких там натечностей и других красот. Зато в неё можно спуститься со снарягой: после 70 оборудованных метров есть ещё около 900 необорудованных, с подземным озером и чем-то там ещё. Но такое приключение довольно прилично стОит, и занимает гораздо больше времени, чем осталось его у нас с Алёнкой.

Полазав по пещерам, мы с Алёнкой пошли на троллейбус :) К шоссе спускались по "ишачке", в село Перевальное, традиционно фотографируя цветочки и обозревая окрестности. Спуск прост, но довольно неоднозначен с точки зрения тропинок - их там очень много, но все они в итоге сходятся у небольшого водохранилища на окраине Перевального.

Вечер ушёл на сборы - завтра мы собирались перебираться в Судак, и заложили на это целый день.

Под Нижним плато Чатыр-Дага

Идём по дорожке к Тисовому ущелью.

Подъём

Видно шоссе Симферополь-Алушта и нашу турбаза.

Тисовое ущелье

Обнаружен один жалкий тис :(

Нижнее плато

Можжевельник, голые кусты и сухая степь.

Верхнее плато

Снег лежит. Мы туда не полезем, а пойдём в сторону пещер.

Бинбаш-коба

Необорудованная пещера, 150 метров. Без фонарей лезть бессмысленно :(

Табличка

В здешних краях давно по пещерам шастают!

Ещё пещерка

На карте я её не нашёл, названия не знаю. Находится недалеко от Суук-Кобы.

Охотничий грот

Пещеры тут нет.

Окрестности Мраморной

Дорога

Нижнее плато Чатыр-Дага.

На "ишачьей тропе"

Начало спуска к Перевальному.

Северный склон Чатыр-Дага

Вдали - сёла Перевальное и Заречное, и Аянское водохранилище.

Вниз!

Спускаемся к Перевальному.

Водохранилище

Небольшое и немного запущенное водохранилище на окраине Перевального.

На развилке

Сначала пойдём налево, в Мраморную :)

У входа в Мраморную

Зелёные водоросли - последствие вскрытия пещеры и наличия в ней освещения...

Хозяин пещеры

"Галерея сказок". На первой он выглядывает из-за угла :) На второй - Хозяин и Минарет.

Кораллиты

Они не живые, но очень похожи :)

Взгляд назад

Мы пришли вон оттуда, сверху.

Галерея сказок

Взгляд назад.

Зал Перестройки

Прикиньте, в него по высоте и длине легко входит девятиэтажный дом...

Царь-колокол

У его основания - "жемчужные озёра".

Фонарик =)

Алтарь

На выходе из Галереи Сказок в Перестройку.

Эмине-Баир-Хосар

У входа тоже полно водорослей...

Северная галерея

Трещины и маленькие сталактиты на потолке.

Скелеты

В пещере организована маленькая выставка местных пещерных находок.
На третьей - мамонтёнок. На четвёртой - какая-то коза и олень.

Медуза

Естественный колодец

Приводит прямиком в огромный 42-метровый главный зал.

В главном зале

Подземное озеро

Глубины в нём - 6 метров.

На смотровой

Перед спуском в Зал Идолов.

Зал Идолов

Зал Дублянского

Давным-давно здесь было двухуровневое озеро с кальцитовой перегородской. Потом она проломилась под весом воды и озеро ушло.

Каскад

Полоса на стене

Ещё одна кальцитовая перегородка. Здесь тоже когда-то было озеро...

Эмине-Баир-Коба

Вход в пещеру.

Кошко

Белое, эмине-баир-кобское.

В пещере

Пещера представляет собой большую трещину. Натёчностей почти нет