Июнь 2010 - Южная Шуя

© 2010 Женя Лаврова, текст отчёта
© 2010 Макс и Женя Лавровы, Наталья Борисова, фотографии

Отчет написан по горячим следам, к черту литертурщину, даешь документальщину!

Общие впечатления от похода весьма и весьма позитивные. Удачный маршрут (за два с половиной ходовых дня 75 километров, 26 порогов, категория сложности — II-III), хорошая (высокая) вода, веселые пороги (основные препятствия — валы и бочки, многие камни затоплены, поэтому прохождение шивер существенно приятнее, чем в низкую воду (никакой шкуродерки), плесы со спокойной водой позволяют расслабиться (в отличие от Урала, где пороги идут подряд: кильнешься — не придется проходить следующий порог самосплавом).

Шли тремя командами: Андрюха с Наташкой и мы с Максом на Вьюнах, Родион с Вовой на Свири. Общий командный уровень — вполне на высоте (прошли все пороги, без киляний и, так сказать, с запасом).

Стартовали из Питера вечером 11 июня (поезд на Костомукшу, отправление 18.16). Интрига, уедем мы или нет, сохранялась почти до конца, так как Андрюха с Наташкой (хранители билетов на всю команду) появились на платформе за 5 минут до отправления. Пьем чай, вкратце обсуждаем наши планы и пораньше укладываемся спать (около 9 вечера). Да, вечером в поезде проводился пограничный контроль (ибо ночью поезд проезжает совсем близко от границы с Финляндией). Группа туристов сразу вызывает у погранцов профессиональный интерес. Мы, однако, предупреждены (да здравствует интернет!) и вооружены списком группы с паспортными данными и каким-никаким маршрутным листом (без всяких печатей и подписей, ясное дело). Этого вполне достаточно (NB: лучше иметь несколько экземпляров всех этих бумаг).

В Суоярви прибыли 12 июня в 3 часа ночи с копейкой. Стоянка длинная, но мы, движимые неведомой силой, вскакиваем заранее и выгружаемся очень быстро. В суматохе в поезде был забыт Андрюхин мобильник (обнаружилось это много позже).

На платформе нас опять-таки встречает пограничник (в штатском) и интересуется, кто мы и куда (не спрашивайте меня, я сама не знаю, что он там делает и на каком основании: Суоярви - это никакая не погранзона). Отдаем маршрутный лист, спрашиваем о возможности доброски до истока Шуи. Пограничник предупреждает нас об опасности порогов и о медведях и лично (!!!) звонит в местную службу такси и распоряжается выслать нам пару машин. Скоро на привокзальную площадь приезжают два «Жигуленка». Увезти всех нас с имуществом на двух машинах водители отказываются (нагрузка большая, а дорога фиговая), приходится вызвать еще и третью машину. Наконец, отъезжаем.

До истока Шуи, точнее говоря, Суойоки (Шуей она становится после слияния с Тарасйоки) чуть больше 20 километров. В 4.20 утра мы оказываемся на месте. Начинаем стапель. Почти сразу начинается и дождь. Чтобы сохранить сухим хоть что-нибудь, натягиваем над местом сборов тент. Но опасность подбирается к нашему имуществу и с другой стороны: из-за дождя образуется полноводный ручей, протекающий ровно под нашим тентом (NB: ручью мы присвоили официальное наименование Стапельйоки, квалифицировав его как «паводковую реку, левый приток р. Суойоки»). Параллельно со сборами и упаковкой варим сначала чай, потом гречу с тушенкой. Погода несколько деморализает команду, зато смысла тянуть со сборами нет. Выплываем в 8.48 утра.

Первое время идет адаптация. Андрюха с Наташкой садятся на первой шивере на мель, затем Родион с Вовой показывают классического «всадника», наскочив на весьма заметный камень посреди русла. Шли мы, кстати, говоря по очень хорошей лоции Алексея Лукацкого (респект ему за такой титанический труд), благодаря которой всегда представляли свое ближайшее будущее. Впрочем, пятый порог по счету — Грива — оказался для нас сюрпризным, поскольку, разглядев только начало порога, мы с Максом ломанулись в него без просмотра, а за поворотом обнаружилось продолжение — хорошая бочка и валы. Скорость для прохождения бочки пришлось набирать в экстренном порядке, но прошли хорошо, получив офигенское удовольствие (хотелось повторить прохождение, но из-за продолжавшегося дождя решили не задерживаться). Порог Дамба оказался практически затопленным, следующим заметным препятствием стал Суойокский каскад, точнее его вторая ступень (та, что под автомобильным мостом). Дополнительно усложнили этот порог здоровенные ремонтные «столы», установленные под мостом. Опасаясь сюрпризов вроде торчащей арматуры, решили порог просмотреть (за мостом имелась также косая бочка, валы, а потом шивера). Андрюха с Наташей и Родя с Вовой обходили «столы» слева, мы с Максом шли между ними; на шивере также имелась пространство для маневрирования...

За Суойокским каскадом Суойоки сливается с Тарасйоки. В месте слияния мы и устроили обед. Дождь лил вовсю, поэтому опять натянули тент. В «Свири» неожиданно обнаружилась пробоина, и нам пришлось утраивать ремонт. Фирменный прием Андрюхи — высушивание шкуры огнем паяльной лампы, как и следовало ожидать, производит на публику большое впечатление. На «Свирь» поставили пять заплат (кое-где ее даже пришлось зашивать). Время и место получения пробоин остались неизвестными. На обед и ремонт ушло 2 часа 40 минут.

Первый порог после обеда — Медвежий (очень классный, с высокими валами). Решаем в первый день дойти до озера Шуясалми, а глобально держать курс на Улялегу (первоначально, основной планируемой точкой выброски была Игнойла, но прохождение большей части порогов без просмотра существенно увеличило нашу скорость движения). За Медвежьим еще три порога (последний оказался «сюрпризным» для Роди и Вовы, которых мы забыли предупредить). Обгоняем первую  группу рафтеров (по реке ходит большое количество коммерческих групп на различных плавсредствах). Боясь конкуренции с рафтерами (на стороне которых несомненное численное превосходство), торопимся занять обещанную лоцией (и действительно хорошую) стоянку на правом берегу перед озером Шуясалми. Ставим лагерь под дождем (просветы на небе появляются только вечером). Ужин, глинтвейн, команда валится спать.

13 июня — подъем назначен в 7 утра. Вовремя поднимается только героический дежурный Вова (остальные — где-то в 7-40). Погода переменная (т.е. дождь идет не все время, а с перерывами, к середине дня погода почти налаживается). Около 10-40 выплываем. Самый классный порог этого дня, по общему мнению, Сизовский (за день пятый по счету): здоровенная бочка, высокие валы (обещанного лоцией прижима мы не заметили; вообще карельские прижимы по силе существенно отличаются от уральских). Проходим без просмотра. Затем, на радостях, решаем повторить прохождение. Мы с Максом во второй раз прошли не так чисто, как в первый (затормозились в бочке). Еще во второй раз проходят Андрюха с Вовой. Следующий порог — Собачий, он же Островной и Безымянный (да, такой вот безымянный порог с тремя названиями), он тоже покатушный. Обедаем на острове сразу за порогом. Еще разок катаемся по Собачьему. Отрабатываем выход на струю и заход в суводь. После Собачьего — длинный переход без порогов до Игнойлы (12 км). В Игнойле нас встречает деревянный мост, перед которым скопилось внушительное количество плавняка (с корнями и ветками). Свободен для прохода только один пролет моста (путь явно расчищали пилой). За мостом — плотина ГЭС (предупреждений никаких не висит, хорошо, что у нас есть лоция). Плотину обносим по правому берегу.

Через 2 километра после Игнойлы — порог Кеняйкоски, который всюду описывается  как самый опасный из шуйских порогов, сложный, а летом вообще непроходимый. Морально мы готовы к обносу, но сначала решаем порог просмотреть. Входная шивера из-за высокой воды сложности не представляют, вся проблема в финальном сливе, в котором имеются камни, причем острые. В центре слива — еще и здоровенная бочка. Долго обсуждаем ситуацию, советуемся со стоящими около порога водниками, решаем идти ближе к левому берегу (чтобы не попасть в бочку). Намечаем траекторию движения, а для коррекции курса решаем поставить на берегу сигнальщика (т.к. с воды ничего не видно). Отдавая дань уважения порогу, ставим страховку (один из стоящих у порога водников соглашается постоять на страховке на своей байдарке + на берегу наготове морковка). Первыми идем мы с Максом. Обстановка очень торжественная: куча зрителей на берегу, страховка, сигнальщик. Без проблем проходим по выбранной траектории, слегка зацепив хвостовой частью подводный камень. Затем идут Адрюха с Наташкой, затем Родя с Вовой. Все мы, видимо, задевали один и тот же камень, но наш более легкий Вьюн отделался следами на протекторе, а второй Вьюн и Свирь (с большей осадкой) получили небольшие порезы (камни в пороге действительно очень острые). В целом, как выяснилось, ничего сложного в прохождении Кеняйкоски (при такой воде) нет, целостность шкуры (байдарочной) зависит здесь не столько от умений, сколько от везения...

При нас порог проходили только рафты и катамаран, а байдарочники обносили. Проходил также ПСН (надувной такой плот, похожий на ватрушку). Он полез в центральную бочку, там завяз, накренился и потерял двух человек (они смогли ухватиться за борта, но, вероятно, получили хорошую дозу адреналина). Еще ПСН-щики потеряли одно весло (его мы обнаружили посреди плеса за следующим порогом и вернули владельцам — к большой их радости).

Сразу за Кеняйкоски следующий порог — Валойне (с отличными валами). За ним на плесе два небольших острова. На втором мы остановились на ночевку (около 9 ч. вечера). Прошли за второй ходовой день 32 километра. Команда явно подустала, завалились спать сразу после ужина (глинтвейн не состоялся).

Утро 14 июня — подъем в 7 30. Дежурят Андрюха с Наташей. Завтрак, заклейка Кеняйских порезов — и старт. Проходим порог Сарикоски и еще один порог (без имени) — оба веселые, с высокими стояками (во втором пороге были еще веселенькие косые валы). За ними — Кумио (в высокую воду он считается порогом IV категории, но это, вероятно, относится к майской воде, нам он не показался особенно сложным, бочка примерно такая же, как в Сизовском). Тем не менее, порог просмотрели. Устроен Кумио так: сначала попадаешь на высоченный вал, за ним бочка, но в нее попасть даже при желании непросто (мы в нее специально целились, но прошли в результате по ее левому краю). Вторая ступень — прижим к правому берегу (но не особо сильный, основная струя сама пронесет мимо), за ним небольшая бочка и валы. В общем, тоже очень хороший порог для катания.

Кумио оказался предпоследним порогом. После него — 13-километровый переход до автомобильного моста перед Улялегой (последний маленький порожек — под этим мостом). Опять обгоняем рафтеров в чудовищном количестве (имеются также каты и несколько резиновых байдарок) — они тоже эвакуируются от этого моста.

Около двух часов дня мы уже на месте (прошли за этот полуходовой день 15 километров). Созваниваемся с заранее зафрахтованной «Газелью», прося забрать нас пораньше. «Газель» (по происхождению — маршрутка №4 из Петрозаводска) приезжает к 16 часам (в этот момент все наши вещи в живописном беспорядке разбросаны по поляне, а мы сами пьем чай). Выезжаем в пять. К семи мы в Петрозаводске.

В Петрозаводске нас ждала совершенно неожиданная встреча с родителями и сестрой Андрюхи (которые оказались здесь по независимым причинам). Но самое удивительное, что  первым делом родители вручили Андрюхе мобильник, оставленный им в поезде при выгрузке в Суоярви. Такие вот бывают чудеса! (На самом деле это чудо — заслуга проводницы, которая дозвонилась до Андрюхиной мамы и смогла отправить телефон в Петрозаводск). До поезда у нас оставалось примерно 3,5 часа, мы сдали байдарки в камеры хранения, а рюкзаки закинули в Надину «Ниву» - и пошли гулять по городу. Виденная нами часть Петрозаводска (центральная) вполне симпатична, очень украшает город, конечно, наличие Онежского озера. Интересна петрозаводская скульптура (от вырубленных из местного гранита памятников Ленину и Отто Куусинену до авангардистских скульптурных композиций). Меня же больше всего впечатлила скульптура, изображающая К. Маркса и Ф. Энгельса сидящими на скамеечке (под натуральной цветущей сиренью), которая позволяет по-новому взглянуть на истоки мирового коммунистического движения. Напоследок мы ужинаем — и возвращаемся на вокзал. Отбываем из Петрозаводска в 22.50. В поезде общими усилиями записываем (прямо на лоции) впечатления от пройденного маршрута, которые, собственно, и легли в основу отчета.

P.S. Вот ситуацию с фотоотчетом следует признать неудовлетворительной (негативное влияние здесь оказало наличие только одного фотоаппарата на группу, недостаток памяти (у фотоаппарата), дожди, пороги и прочие стихийные бедствия). Тем не менее, кое-что зафиксировать для истории удалось.


Стапель!

Дождь!


К старту готовы!

Коммент

Пошли!!!


Порог Грива

Идут Родион с Вовой.

Перед мостом в пос.Суойоки

Впереди II ступень Суойокского каскада.

Макс шьет Свирь


Жизнь под дождем

Первая стоянка


Озеро Шуясалми

Устранение неполадок

Андрюха с Наташкой

На фоне Хаутаваарских мостов.


***

Порог Сизовский

Проходят Андрей и Вова.

Порог Собачий


Обед у порога Собачий

Игры на воде


ГЭС в Игнойле

Кеняйкоски

Идут Андрюха с Наташкой, Родя и Вовка.


Вторая стоянка

Кумио

Идем мы с Максом.
Идут Андрей с Наташкой.
Идут Родя с Вовой.


Человек с морковкой

Кумио.

Крайний порог

Мост перед Улялегой.

За нами приехали...


Антистапель

Коммент

Наша компания

В Петрозаводске.


 

Петрозаводск

Памятник воднику (?). Памятник Основоположникам.

Ладожский вокзал

Традиционные фотки.