Август 2010 - Байкал: Слюдянка

В понедельник, 23 августа, мы намеревались добраться из Аршана до Слюдянки, и на 14-й день нашей поездки на Байкал, наконец-то, выйти к самому Байкалу! Пройти пешком Кругобайкальскую железную дорогу мы уже не успевали (на послезавтра у Вовки были взяты билеты в Ёбург на "Бегущий Город"), так что мы собирались сесть в Слюдянке на поезд-матаню и доехать на ней до посёлка Порт Байкал. Билеты на автобус до Слюдянки были куплены накануне, с местами, и ничто в то утро не предвещало нам сюрпризов. Мы прискакали на автостанцию даже не позавтракав, и тут началось...

Надо отметить, что бурятский бизнес - штука всё же загадочная. Когда мы, вшестером и с огромными рюкзачищами, пришли на утренний автобус, внезапно выяснилось, что сегодня на Слюдянку пойдёт совсем даже не автобус, а всё та же Истана. Без багажника, естественно. Более того, ко времени нашего прихода микрик был набит народом чуть меньше чем доверху, и шести свободных мест в нём уже не было... Мы нашли аж целых четыре, и незамедлительно охренели от счастья. На наш вполне логичный вопрос - "какого, так сказать, хрена это значит?" - водила спокойно так заявил нам, что "ну, это самое, ехать-то всем надо! И, кстати, ваши рюкзаки мне девать некуда, сами видите, люди с сумками с курорта едут, короче, чё хотите, то и делайте!" Зря он это сказал... мы чё захотели, то и сделали, в полном соответствии с его предложением. Содержимое маршрутки было нами довольно шустро уплотнено до состояния селёдок в банке, и в результате у наших дорогих отдыхающих было отбито одно посадочное место и небольшой пятачок пола. На пять свободных мест угнездились шесть наших тощих задниц, а дорогих отдыхающих стало не видно за горой рюкзаков, которые плотненько, в три слоя, улеглись на пол. Я, кстати, считаю, что дорогим отдыхающим вообще сильно повезло, что мы были уже отмытыми, а не сразу после гор! Микрик после загрузки просел почти до земли. Водила пытался мешать, что-то лепетал про перегрузку, но получил в ответ свою же фразу про "ехать-то всем надо" с добавлением уже нашего "щас, блин, пойдём к начальству разбираться!", и заткнулся. Так мы и поехали, скребя брюхом по асфальту.

Медленно и печально, но до Слюдянки мы всё же добрались. Во время разгрузки на автостанции водила подкатил ко мне с требованием заплатить за багаж. Ещё в микрике мы с народом порешили, что за багаж мы ему заплатим, ибо вроде как действительно положено. Но, чтобы его побесить, принципиально заплатим меньше, чем он потребует. Дядя получил от меня 200 рублей за все шесть рюкзаков, попытался возмутиться, и был чуть ли не хором послан нами куда подальше. Моральное удовлетворение за два часа селёдочного состояния было получено, а на сэкономленные деньги в ближайшем магазинчике была куплена пачка вкуснючих усть-илимских пряников :)

От автостанции, миновав ж/д вокзал, мы вышли на берег Байкала и расположились на поздний завтрак на галечном пляжике. Пляжик был грязноват, но вода была чистая, и завтрак мы готовили именно на ней. До матани было часа три. Гулять по городу было лень, до минералогического музея было далеко, так что мы успели всего лишь закупиться вкусняшками в поезд, добыть в кассе вокзала билеты на матаню (46 руб. за 90 км.), пощёлкать паровоз возле ДК железнодорожников и знаменитый слюдянский мраморный вокзал (да-да, тот самый, который по ночам заполняется пьяными бомжами), и нанюхаться дыма от омулёвых коптилен. В поезд купить омуля не решились - 6 часов по жаре и духоте он мог и не выдержать.

На слюдянский вокзал мы пришли заранее, минут за 20 до отправления. Платформа была забита народом, который довольно шустро заполнил матаню - два вагона от обыкновенной зелёной электрички с пластиковым креслами, прицепленные к дизелю вместе с почтовым вагоном. Сидячих мест хватило всем, по вагонам прошла кондукторша, пассажиры прилипли к окнам и открытым форточкам, и мы тронулись...

Угол...

... ул. Байкальской и ул. Кругобайкальской. Такое возможно только в Слюдянке! =)))

На озере

Впервые за две недели мы вышли к берегу Байкала!. Завтракаем в ожидании матани.

"Лебедянка"

Недалеко от слюдянского вокзала, рядом с ДК железнодорожников.

Вокзал в Слюдянке

Знаменитый вокзал, построенный из местного мрамора (карьер мы видели!).
Скажу вам по секрету, кое-где мрамор отвалился, и видна обычная кирпичная кладка :(

Август 2010 - Байкал: КБЖД

Часть маршрута матани (сразу после Слюдянки) проходит по главному ходу Транссиба, и тут она несётся на максимально возможной скорости. После ухода на КБЖД поезд замедляется километров до 20 в час, и так и ползёт с такой скоростью до самого Порт Байкала, давая пассажирам налюбоваться заоконными красотами.

Вовку в поезде что-то слегка скрючило - давали о себе знать приближающийся конец отпуска в сумме с накрывшейся пешкой по КБЖД... Я с ним в этом смысле полностью солидарен. Жутко обидно, что не удалось пройти Кругобайкалку пешком, как мы и собирались. От шестичасовой поездки в итоге осталась только каша в голове, а тоннели, подпорные стенки, мосты и прочие местные достопримечательности в голове перепутались настолько, что теперь, по прошествии нескольких месяцев, фотографии с КБЖД абсолютно не поддаются идентификации.

Все, за исключением захандрившего Вовы, первые несколько часов пути честно проторчали в форточке, снимая Байкал, мостики и тоннели. Частенько в кадр попадала и наша электричка, особенно - на поворотах, которых там, понятное дело, ровно мильён штук на километр :)

Уже через пару часов пялиться в окно изрядно надоело... Поезд всё так же медленно полз вдоль берега Байкала, нырял в тоннели и переезжал речки и ручейки по мостикам. Красотища за окном царила совершенно нечеловеческая! Мы несколько раз перекусили, а некоторые даже умудрились развалиться на сиденьях и задремать. Было скучно :( Вовка же наоборот начал оживать, и тоже принялся торчать в форточку.

Пассажиры помаленьку сходили на станциях, вагон пустел. Забавных событий до самого Порт Байкала произошло всего два. Во-первых, в Маритуе из нашего вагона наконец-то выгрузили алкаша, валявшегося в тамбуре от самой Слюдянки. Он там мирно спал, и только благодаря бдительности его попутчиков не проехал свою станцию. Смотреть зрелище выгрузки и доставки его до дома выползли оба вагона матани, включая иностранцев и машиниста. А во-вторых, в районе Уланово наш поезд неожиданно остановился на обрыве в кустах, и простоял там целых полчаса. Все, кто не поленился выглянуть в это время в окно, узнали, что здесь - очень грибное место! Кондукторша и тётки, ехавшие в почтовом вагоне, воспользовались служебным положением и насобирали за это короткое время несколько мешков маслят прямо рядом с полотном железной дороги ;) Пассажиры же тупили в вагонах, так как их, само собой, никто и не подумал выпустить, дабы не создавать нездоровой конкуренции...

Часам к семи вечера мы, наконец-то, добрались до Порт Байкала. Причём приехали мы почти на полчаса раньше расписания, даже с учётом получасовой грибной остановки.

Мыс Шаманский

Известняковый гребень, уходящий в озеро.
Толпы народа, шашлыки, автомобили и грязь :(

По Транссибу

Скоро уйдём на КБЖД, а пока шпарим на всех парах!

Слюдянка

Всё, уже катим по Кругобайкалке, подъезжаем к Култуку. Вдали - Слюдянка, порт и мраморный карьер.

Култук

Станция ровнёхонько под главным ходом Транссиба.

На подходе к Ангасолке

Ангасолка

Байкал из окна матани

Видно противоположный берег.

Смотрим назад...

Чтобы снять такое, нужно высунуться чуть не по пояс в форточку вагона.
Иногда приходится уворачиваться от кустов ;)

Смотрим вперёд...

Портал тоннеля

Подъезжаем к Шарыжалгаю.

В тоннеле

Перед Шарыжалгаем

Вроде бы это мост через р. Большая Крутая Губа.

Шарыжалгай

Подпорная стенка, бельё сохнет :)

Центр Делового Сотрудничества ВСЖД

Это тоже Шарыжалгай. У них есть собственная ж/д платформа, водопад и деревянный медвед.

В вагоне

Народ уже откровенно скучает, но у некоторых всё ещё есть желание торчать в форточку :)

На остановке

Наш вагончик, вид снаружи.

Мыс Киркирей (?)

Маритуй

Длинная остановка примерно в середине пути.
На третьем кадре, обратите внимание, валяется алкаш. Его катят домой...

Рельса с американщины!

Половинная

Бухточка тут неплохая, и пляжик имеется.

Уланово

Для ручейка сделан вот такой вот каскад.

Мыс Толстый

Подъезжаем уже. Через тоннель проскочим - и будет видно Листвянку.

Снова тоннель

Облака

На том берегу явно что-то затевается...

Листвянка

Кораблик идёт в Порт Байкал, мы его сейчас обгоним :)

Август 2010 - Байкал: порт Байкал

Само собой, на последний сегодняшний паром на Листвянку мы опоздали. Но мы на него и не планировали успевать с самого начала - нам очень хотелось переночевать где-нибудь на берегу Байкала, в тишине и покое :) Погода очень даже располагала к такой ночёвке - кучевые облака висели над восточным берегом Байкала и переползать озеро не собирались.

Выяснив расписание паромов и купив в магазинчике у причала омуля горячего копчения, мы пошли по рельсам обратно в сторону Слюдянки. Чуть меньше чем через час мы дошли до мыса Зобушка и миновали палатку, в которой обитала очень интересная тётечка. Тётечку эту мы заприметили ещё из окна поезда и обозвали за глаза "Валькирией" :) Хотя надо было, конечно, "Амазонкой" - за суровое одиночное проживание в лесу и за рост, вот чес-слово, под два метра! Лагерем мы встали рядом с фундаментом какой-то железнодорожной постройки на ручье Марианном, воду брали в Байкале рядом с трубой, пропущенной под ж/д полотном, а дрова валялись прямо на стоянке :) Берег Байкала здесь, кстати, забетонирован - и потому спуск к воде очень неудобен. Зато террасы заросли низенькой малиной, как ковром покрытой спелыми ягодами :)))

Поужинав и откушав копчёного омуля, мы немного полюбовались закатом Солнца и восходом Луны, и завалились спать. Утром 24 августа мы поднялись с таким расчётом, чтобы часам к 10 утра быть на причале, и уйти в Листвянку на пароме в 10-45. Так оно и вышло. У нас даже было время пройтись по посёлку и посмотреть на новый местный вокзальчик - не очень удачную современную попытку реконструкции вокзала 1904 года постройки. Кроме вокзала в посёлке есть своя "Лебедянка" и, собственно, полуживой порт со множеством ржавых кораблей.

Ко времени отправления парома на причал подтянулось несколько машин и человек тридцать туристов, в том числе наша соседка Валькирия-Амазонка. Паромчик перевёз нас на противоположный берег Ангары и высадил на пристани "Рогатка", примерно в 3 км от Листвянки.

Рыбаки

В бухте между мысами Зобушка и Толстый.
Мы на Зобушке, в кадре - Толстый.

Мыс Зобушка в лунном свете

Посудина

Ржавеет на окраине Порт Байкала.

На Слюдянку

90 км - и ты в Слюдянке! Слабо, а? ;)

"Вокзал" Порт Байкала

Не исторический, страшненькая такая "реконструкция" 2005 года. Гостиница, сувенирный ларёк и кафешка...

В тупик

Ещё пара сот метров - и КБЖД закончится. Путь до Иркутска разобран и затоплен водохранилищем.

"Лебедянка"

Такой же, как и в Слюдянке. Более того, пара "Лебедянок" таскают туристические составы по КБЖД и сейчас!

"Север"

Ещё одна ржавая посудина возле причала...
Порт в Байкале вообще очень плох.

Сарай

Возле причала в Порт Байкале.

"Байкальские воды"

Паром "Байкал-Рогатка". Четыре пары рейсов в сутки :)

Отчалили

Паром везёт нас через Ангару.

На пароме

Ангара

Байкал - за спиной...

Рогатка

Пристань у истока Ангары, под Лимнологическим музеем.

Август 2010 - Байкал: Листвянка

Прямо от пристани мы поднялись к Байкальскому Лимнологическому музею. Здесь мы бросили рюкзаки в гардеробе и очень удачно вписались в только что начавшуюся экскурсию с пожилой, но очень энергичной леди во главе.

Экскурсия длилась не очень долго - сначала нам показали экспозицию и рассказали о байкальских эндемиках, а потом повели в аквариум и показали всех их живьём. Естественно, больше всего времени - минут сорок, не меньше - мы провели у аквариума с нерпами =))) Они обалденные!!! С большим трудом отлипнув от нерпочек, мы всё же сходили на видеопоказ в "батискафе". После чего ещё на полчасика вернулись к нерпочкам :)

Ещё полчаса мы потратили на прогулку по небольшому ботаническому уголку возле музея, на соседней горке. С нами ходил дядя-экскурсовод, поразивший нас в самую печень своими очень посредственными знаниями по ботанике. Показывая на цветущие в луже кубышки, он безапелляционно заявил: "Вон те, жёлтые - это кувшинки, а белые рядом - это лилии". Мы над ним поржали, попытались объяснить ему его ошибку, чтобы он дальше не позорился, а он в ответ почему-то обиделся :)

Спустившись с горки и забрав в музее рюкзаки, мы отправились по шоссе в сторону Листвянки. Очень хотелось кушать - нам срочно было нужно найти либо магазин, либо какую-нибудь забегаловку... В безуспешных поисках забегаловки мы дошли до листвянской автостанции и туристического инфо-центра. Сердобольная девушка из инфо-центра разрешила нам до шести часов вечера оставить в её комнатке рюкзаки, и дальше по Листвянке мы гуляли уже без них.

Часа за три мы успели посетить в Листвянке несколько больших рынков и прикупить там копчёного и вяленого омуля и всяких байкальских сувениров. На рынке же нашлась и забегаловка с традиционными чебуреками и мантами :) И, само собой, мы не смогли пройти мимо листвянского нерпинария, и посмотрели там получасовое представление :) Рассказывать, что нерпочки там вытворяют, я лучше не буду. Езжайте и смотрите сами! =) Ближе к вечеру мы забрали из инфо-центра рюкзаки (спасибо девушке из инфо-центра!) и пошли искать место для ночёвки где-нибудь на берегу Байкала. Мы прошли всю Листвянку насквозь и вышли на узкий галечный пляжик севернее посёлка. Все, кроме Ани (даже я, представьте себе!), залезли в леденющий Байкал и с соответствующими окружающей температуре воплями в него окунулись ;) Дождавшись, пока болтающийся по пляжу и окрестностям народ уползёт, мы поставили лагерь в самом его дальнем конце, под обрывом, поужинали гречкой с пиммеканом и потом долго ещё сидели на берегу и смотрели на закат над озером. Кроме нас на пляже осталась тусоваться только компания каких-то полоумных немцев, да и те ближе к полуночи замёрзли и свалили назад в посёлок.

Подъём утром 25 августа в очередной раз получился ранним, чуть ли не затемно. Погода портилась на глазах - дул сильный ветер, было холодно, а с восточного берега наконец-то прилетели позавчерашние синюшные тучи. Думается, над Хамар-Дабаном в это время снова шёл снег... Листвянка же спала, жизнь едва теплилась только в центре - в районе пристани, автостанции и гостиницы "Маяк".

На первом утреннем автобусе мы уехали из Листвянки в Иркутск. Сегодня нам предстояло найти в Иркутске жильё и, к сожалению, проводить Вовку на поезд в Ёбург. Настроение у народа было соответствующим - глубоко упадническим...

Музей

Экспозиция с байкальскими эндемиками.

Широколобка

Бокоплав

Нерпочки

Две девочки из музейного аквариума. Смотреть на них можно бесконечно :)))

Батискаф

В иллюминаторах показывают видео с настоящего погружения.

Листвянка

До собственно посёлка - километра три.

На обрыве

Девушки готовятся к купанию.

Купание в Байкале

Там ОЧЕНЬ холодно!!!

Вечерние кораблики

Мимо нас постоянно что-то мотается туда-обратно.

Про Луну

Наш лагерь

Устроились прямо на пляже.

Водичка

Чистая, холодная, мокрая.

Закат

Тучи наползают...

Утренняя Листвянка

Нерпинарий. Гостиница "Маяк". Улица вдоль набережной Байкала.

"Миры"

Они вон там, под синими навесами.

У пристани

Ждём автобус рядом с листвянским причалом, смотрим на кораблики...