Август 2010 – Иркутск

В Иркутск мы приехали утром 25 августа. День обещал быть насыщенным - за пять с небольшим часов нам нужно было успеть пробежаться по главным городским достопримечательностям в компании с Вовкой, а потом торжественно проводить его на поезд в Екатеринбург. Было пасмурно, накрапывал дождик, и настроение у нас было соответствующим...

Но первым делом мы заселились в гостиницу. Выбор внезапно пал на "Бабр". Главной причиной такого странного выбора было расположение гостиницы - она находилась ровно в сорока пяти секундах ходьбы от того места (автовокзала), где нас высадил автобус из Листвянки :) Гостиница в старом деревянном особняке оказалась в меру страшной и глубоко бюджетной (350 руб. с человека). Мы бросили шмотки, переоделись, перекусили и пошли гулять по городу. Аня приболела и отвалилась от нас уже через пару часов. Оставшиеся до своего отъезда неполных три дня она почти безвылазно просидела в гостинице...

Мы же купили в магазине карту города, сориентировались на местности, и пошли в центр - туда, где когда-то стоял Иркутский острог. От острога, само собой, уже давно осталось одно только название - он был деревянным - но на его территории сохранилась старейшая в Иркутске каменная Спасская церковь. Кроме неё там есть ещё Польский костёл (ссыльные поляки в Иркутске - это вообще тема для отдельного разговора!), Богоявленский собор, огромное здание Администрации области на месте разрушенного собора, традиционный военный мемориал и неплохо обустроенная речная набережная.

Вовкин отъезд неумолимо приближался, и мы, лишь мельком взглянув на все эти красоты, побежали в сторону Знаменского монастыря и памятника Колчаку. Прогулка по городу явно становилась похожей на тренировку Вовки перед соревнованиями в Екатеринбурге, на которые он сегодня и должен был уехать: прибежали - посмотрели на домик - посмотрели в карту - побежали дальше... :( После монастыря мы вернулись обратно в центр города и учинили забег по старым деревянным кварталам Иркутска. По сравнению с Улан-Удэ они показались гораздо более запущенными, но всё же очень колоритными. Чтобы хоть как-то разбавить беготню по городу культурной программой, мы на полчасика зашли в исторический отдел краеведческого музея на набережной Ангары.

Часа за полтора до своего поезда Вовка неожиданно занервничал и потащил нас назад в гостиницу - собираться. Провожали мы его всей толпой, уговаривали плюнуть на соревнования и остаться ещё на пару дней, но он был суров и неумолим, и всё же от нас уехал :(

На следующий день, уже вчетвером, ездили мы в архитектурно-этнографический музей "Тальцы", но рассказ о музее я оставлю напоследок :) Вечером 26 августа, после возвращения из Тальцов и неудачной попытки попасть в музей истории Иркутска, мы гуляли по вечернему и ночному центра города - благо, погода наконец-то разгулялась, тучи разошлись и показалось голубое небо. Была надежда, что завтра будет такая же хорошая погода, и мы наконец-то посмотрим на местные красоты не из-под зонта...

Последний день в Иркутске, 27 августа, мы провели уже в немного более осмысленных прогулках по городу. Первым делом, погода нас обманула - с утра снова поливал дождь, и не было ему конца. Во-вторых, мы снова не попали в музей истории города, так как на этот раз пришли ещё до открытия :) Погуляв по центру города, мы вернулись в музей уже вовремя - всё было открыто, и нам не только дали побродить по экспозициям, но и показали кино про раскопки всяческих иркутских древностей.

День у нас получился не очень длинным - около 5 часов дня мы с Алёнкой уезжали на электричке в Зиму, около 6 часов вечера у Оли с Аней был прямой поезд в Питер, и только Лизка должна была вылететь домой лишь завтра, очень ранним утром. Посему, часть времени мы угробили на закупку всяческих книжек, сувениров и вкусняшек для домашних. Наибольшей популярностью пользовались среди нас кедровые орешки и бурятские настойки, само собой :) Настойки удалось купить ещё вчера вечером в фирменном магазине в центре города, а за орешками мы отправились на центральный рынок. Орешковая торговля в Иркутске оказалась небогатой - на рынке оказалась целая одна тётка-орешница...

Ближе к вечеру мы устроили сами себе отвальную в китайском ресторанчике недалеко от рынка. Город прямо-таки наполнен китайцами, и там есть несколько неплохих заведений "для своих" с китайскими вывесками, где практически не говорят по-русски. В китайский ресторан удалось заманить даже Аню. Там было очень вкусно :)

За час с небольшим до нашей электрички мы с Алёнкой выкатились из гостиницы и пошли на трамвайную остановку. Трамвай пришёл только через 15 минут, но уехали мы недалеко... Проехав пару остановок, трамвай намертво встал в пробке рядом с центральным рынком. Причина пробки была банальна как мир: иркутские водители в большинстве своём из принципиальных, видимо, соображений никогда не соблюдают ПДД. За три дня в городе мы несколько раз чудом спасались из-под колёс на пешеходных переходах. Красный сигнал для иркутских водителей - это даже не повод слегка притормозить, а уж про остановиться я и вовсе молчу. Возле рынка же это всё достигает своего апогея - улица с трамвайным движением в два слоя с каждой стороны перегорожена паркующимися и разгружающимися машинами, водителям которых глубоко насрать на то, что они всё это делают на трамвайных путях. Из-за таких вот мудаков, которых в Иркутске, похоже, гораздо больше чем нормальных адекватных водителей, мы и простояли в пробке ещё минут двадцать. В итоге, выйдя из гостиницы с получасовым запасом времени, мы приехали на вокзал через полторы минуты после официального времени отправления электрички... Хотелось материться в голос, ибо электричка Иркутск-Зима ходит один раз в сутки, да и билеты на неё у нас были куплены заранее.

Собственно, именно заранее купленные билеты нас и спасли. Электричка с вокзала отправилась с трёхминутным опозданием - сразу после того, как мы вскочили в последнюю дверь после пробежки с тридцатикилограммовым рюкзаком (орешки и бурятские бальзамы весят много, да!) от трамвая до платформы. Отдышался я только через полчаса, а через 4,5 часа, уже ночью, мы приехали в Зиму :)

Польский костёл (1881-85 гг.)

Не действующий, сейчас здесь органный зал.

Церковь Спаса Нерукотворного образа (1701-06 г.)

Старейшее каменное здание Иркутска и всей Восточной Сибири. Построена на месте первой деревянной церкви Иркутского острога. Колокольня гораздо моложе - она 1860-х гг. постройки. Расписана внутри и снаружи в начале XIX века.

Собор Богоявления Господня (1718-46 гг.)

Первоначально тоже был деревянным. Сейчас радует очень бодрой цветовой гаммой :)

Вечером...

Первый кадр - пл. Кирова. Слева - Администрация Иркутской области, справа - Иркутскэнерго.
Второй кадр - "Нижка" (Нижняя набережная Ангары) и Богоявленский собор.

Оба кадра сделаны на территории Иркутского острога, которого больше нет...

Иркут + Ангара =

Острог стоял как раз напротив устья Иркута.
В центре первого кадра - острог, на втором кадре - Знаменский монастырь.

Адмирал Колчак

Памятник (2004 г.) возле Знаменского монастыря, рядом с местом расстрела Колчака.

Знаменский монастырь

Основан в 1693 г. Место упокоения знаменитых иркутян, декабристов, и, как минимум, одного святого - Иннокентия Иркутского.

Знаменский Кафедральный Собор (1757-94 гг.)

Могила Григория Шелихова

Шелихов - купец, исследователь Америки. Фактически присоединил к России Аляску, и Державин вполне заслуженно назвал его "Колумбом Росским".

Могила декабриста Бечаснова

Рядом ещё несколько захоронений - Трубецкие, Муханов, Панов.

Старый Ангарский мост

Железнодорожный вокзал

С другого берега Ангары видно только малюсенькие вагончики :)

Ангара

Смотрим в сторону Байкала...

Памятник погибшим милиционерам

Краеведческий музей

Бывшее здание Сибирского отдела РГО (1883 г.) на набережной Ангары.

Памятник Александру III

Восстановлен в 2003 г. к столетию со дня окончания строительства Транссиба.

Церковь Преображения Господня (1795-1811 гг.)

Мы жили напротив неё. Прямо за ней - дом Волконских.

Алёнка

Алёнка и медвед, Алёнка и её дура :)

Лиза и Оля

На заднем плане - герб Иркутска.

Музей истории Иркутска

Рядом - фонтан, рядом с которым резвятся детишки.

Лизка устала

Вот, лежит и отдыхает :)

Драмтеатр

Возле театра - памятник А.Вампилову.

Вставай...

... проклятьем заклеймённый!

Церковь Св. Троицы (1763 г.)

Недалеко от Старого моста через Ангару. Во дворе Троицкой церкви - небольшая церквушка св. Григория Неокессарийского (1802 г.).

Церковь Михаила Архангела (1777-90 гг.)

Она же - Харлампиевская. Знаменита тем, что в ней венчался Колчак.

Казанская церковь (1885-92 гг.)

У неё даже сайт есть!

шЫшка!

Фрагмент декора моста через речку Ушаковку.

Церковь во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (1747-60 гг.)

Одна из самых красивых в городе, настоящее сибирское барокко, знаменитая далеко за границами России. Но у нас почему-то не сложилось к ней сходить, хотя мы раз пять или шесть проезжали и проходили мимо... :(((

???

Какая-то домовая церковь в центре города. Выясню подробнее - напишу...

По городу...

Дом купца Колыгина (1878 г.), ныне - Дом офицеров. Пешеходная улица Урицкого, с бутиками и прочей фигнёй.
Здание Русско-Азиатского банка (1910-12 гг.), ныне - поликлиника. Кинотеатр "Художественный" (нач. XX в.), до революции - кинотеатр "Декаданс".

Котяра иркутский

Иркутск на котов оказался неурожайным :(

Август 2010 – Иркутск деревянный

"Бабр"

Гостиница в которой мы жили :) Деревянная, само собой.
Бабр - это старое название тигра. Из-за непоняток на гербе Иркутска ныне изображена помесь бобра и куницы, а ведь  когда-то был этот самый бабр, тигр :)

Дом Волконских (1838 г.)

Сам дом - на первой фотографии. В окрестностях есть ещё несколько хороших деревянных домов.

Дом Европы (1907 г.)

Гостиница, музей и ресторан под одной крышей. Бывший дом купца Шастина.

Улицы в центре города

* * *

Некоторые дома уже вросли в землю по самые окна и даже глубже...

Деревянный Иркутск

Иркутские наличники

Алёнка наснимала их просто какое-то нечеловеческое количество! Вот и смотрите теперь ;)

Фактура

Старая краска на одном из наличников.

Стеклопакеты

Пока они чистые - смотрятся нелепо.

Упс!..

А это вообще дверь. Как она сюда попала - ума не приложу! ;)

Август 2010 – Тальцы

26 августа мы вчетвером съездили в в архитектурно-этнографический музей "Тальцы". Поездка заняла у нас почти весь день, Аня же снова в полном одиночестве осталась сидеть в гостинице... Музей находится в 50 км от Иркутска на правом берегу Ангары, километрах в 20 от Байкала, так что ехали мы туда всё на том же листвянском автобусе.

По официальным данным, музей сейчас наполнен не более чем на 8% проектного объёма, и с временем должен стать чуть ли не крупнейшим в мире этнографическим музеем под открытым небом. Сейчас музей разделен на 4 зоны - русскую (Ангаро-Илимскую), бурятскую, эвенкийскую и тофаларскую. Сами понимаете, что никакого особого деревянного зодчества ни от кого, кроме русских, ждать особо не приходится, но в музее таки нашлось чего посмотреть и в трёх остальных зонах :)

Недалеко от входа в музей, в прозрачной берёзовой рощице, начинается эвенкийский и тофаларский участки, с разнообразными чумами, загонами, лабазами и захоронениями. В центральной части музея собрана самая интересная постройка Тальцов - Спасская проезжая башня Илимского острога (1667 г.), стоявшая на въезде в Илимск с Енисейского тракта. Её вместе с привратной Казанской церковью (1679 г.) вывезли из Илимска при затоплении Усть-Илимского водохранилища в 1970-х гг, и очень долго потом реставрировали. Кроме острога, в музей перевезено с десяток казачьих и крестьянских усадеб, практически в каждой восстановлены интерьеры и открыты тематические выставки (ткачество, гончарное дело, стекло, куклы). На отшибе, ближе к Ангаре, находится реконструкция бурятского улуса, сибирское кладбище и покосная заимка.

К тому времени, как мы дошли до острога, на небе начало растаскивать тучи и потеплело. Так как кроме архитектурной начинки, в Тальцах полно ещё и всяческих развлекух - там можно покачаться на качелях, попробовать научиться ходить на ходулях, посмотреть на всякие забавные кованые штуки и даже пойти в почти настоящий трактир - мы вплотную ими и занялись :) Особенный энтузиазм вызвали ходули =))) Кроме того, пройдя сквозь весь музей, мы вышли на берег Ангары. Купаться и загорать мы не стали, и просто вылезли на причал и полюбовались сопками на противоположном берегу реки. Ну и налопались спелой малины, которой на берегу реки оказалось очень много.

В Иркутск мы вернулись не слишком поздно, и нам даже хватило сил и времени на небольшую вечернюю прогулку по центру города.

Эвенкийское стойбище

Подозреваю, что пополам с тофаларским. Отличить одно от другого по фото у меня не получилось :(

Комплекс захоронений

Тоже, то ли эвенкийский, то ли тофаларский...

Сибирское кладбище

Натуральное кладбище, кстати. Сюда перенесены останки с двух старых кладбищ, затопленных водохранилищем, а рядом с братской могилой устроена экспозиция. Часовенка на кладбище - новодел, копия утраченной часовни с кладбища села Сухое Кабанского района Иркутской области.

Каскад водяных мельниц (середина XIX в.)

Похоже, что не действует :( А ведь как оно могло бы смотреться!!!
Мельницы вывезены из деревни Владимировка Братского района Иркутской области.

Троицкая церковь (1914 г.)

Вывезена в начале 1990-х гг. из деревни Дядино Жигаловского района Иркутской области специально для съёмок русско-японского фильма "Сны о России". За счёт японцев, само собой :)

Трактир

Действующая модель 1:1.

Дом из Иркутска

Ждёт реставраторов...

Волостное село

Волостные сёла в Сибири - это, грубо говоря, аналоги нынешних райцентров. В музей перенесено несколько богатых казачьих "городских" усадеб. Обрабатывать землю казакам было некогда - поэтому приусадебные наделы земли небольшие, дома стоят плотненько.

Усадьба крестьянина Зарубина (1я четверть ХХ в.)

В этом домике - действующее почтовое отделение и экспозиция Тальцинского стекольного завода

Дворы деревни-малодворки

Отличие от волостного села в том, что это - крестьянские усадьбы: Непомилуева из деревни Гарманка Братского района Иркутской области (конец XVIII в.), Серышева из деревни Дубынина Нижнеилимского района Иркутской области (сер. XIX в.) и Прокопьева из деревни Прокопьевка Нижнеилимского района Иркутской области (конец XIX в.).

Баня

Сарайчики

Двухэтажные хозяйственные постройки.

Сеновал

Усадьба Прокопьева. На стене висят коровьи шкуры.

Отдыхаем!

Дом Шеметовой (нач. XIX в.)

Вывезен из деревни Шеметова Качугского райфона Иркутской области.
Временная сборка.

Сани

Столб

Обратите внимание, вырезан из целого бревна.

Скобка

Об неё положено чистить подошву сапогов от всякого говна навоза и грязи:)

Бурятский улус-летник

Деревянные юрты (конец XIX в.).
Пять юрт вывезены из улуса Алагуй (деревня Бугульдейка Ольхонского района), одна - из улуса Баянгазуй Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского Бурятского АО.

Интерьер юрты

Юрта делится на мужскую и женскую половины. В центре - очаг.

Волостная управа (1914 г.)

Здание вывезено села Бельск Черемховского района Иркутской области.
Во втором ряду -
комната главы волостной управы, стол писаря, хозяйственная комната.

Церковно-приходская школа (1885 г.)

Одноклассная школа, вывезенная из села Кеуль Усть-Илимского района Иркутской области.

Девушки :)

Деревенские интерьеры

Илимский острог

Спасская башня Илимского острога (1667 г.)

Единственная сохранившаяся из трёх проездных башен острога.
Сам острог был основан в 1630 г. на р. Илим казаками атамана Галкина. Сначала это было казачье зимовье, но уже в 1647 г. острогу был присвоен статус города. Острог несколько раз горел, до нас дошла его третья версия - 1667 года постройки. В настоящее время историческая территория Илимского острога затоплена водохранилищем.

Ровно над входом - т.н. "часовенка на свесях".

Башня и привратная церковь

Примерно так они исторически и располагались друг относительно друга.

Орёл на башне

Казаки были хорошо политически подкованы :)

Казанская церковь (1679 г.)

Освящена, действует.

Интерьер...

... Казанской церкви.

Ангара

Берег Иркутского водохранилища. Где-то там, под водой - бывшая деревня Тальцы, имя которой сейчас носит музей...

Лиза и Оля на пристани

Художественная ковка

На окраине Тальцов, на полянке, стоит несколько наковален. Судя по всему, тут регулярно что-то куют :)

Качели

Ну ооооочень страшные! После них почему-то тянет немного полежать :)

Ходули!!!

Мы все более-менее их освоили =)))

Август-Сентябрь 2010 – Зима

В Зиму мы приехали поздним вечером 27 августа. По правде сказать, редкий турист забредает в Зиму, а если и забредает, то случайно или вынужденно. Смотреть в городе практически не на что - это обычный сибирский райцентр, живущий сейчас, преимущественно, проходящим через него Транссибом. Кроме того, город практически ничем не знаменит, разве что, кроме, поэта Евгения Евтушенко. У меня мама родом из Зимы, а сейчас там живёт бабуля, мамин брат и его семья. Всё мое детство прошло здесь, на Острове - в далёких 80-х гг. каждые два года я проводил всё лето в Зиме - и потому я очень люблю сюда возвращаться :)

Время в Зиме было потрачено нами на самую банальную форму отдыха - полнейшее безделье! :) Собственно, все пять дней мы отсыпались, общались с родственниками, немного занимались хозяйством, чуть-чуть гуляли по городу и пару раз прокатились по окрестностям - на речку и за грибами. Время пролетело очень быстро, и поздним вечером 1 сентября мы сели в поезд до Кунгура.

Станция Зима

Как минимум получасовая стоянка для всех поездов, идущих по Транссибу, со сменой локомотива. Вокзал - справа, страшненький такой, серый. А я ещё помню красивый старый деревянный вокзал... :(

Во дворе

Сохнут наши выстиранные походные шмотки :)

Собак

Глупый бабушкин собак. Очень трусливый.

В огороде

Мы с бабулей и её офигенные георгины.

* * *

Действующие лица - я, пластмассовый меч и корень топинамбура :)

Церквуха в Старой Зиме

Свято-Троицкая церковь (1861-80 гг.) на берегу р.Мура.

Дом купца Терентия Бутовича (1914 г.)

Самое известная постройка в городе.

Зиминский лицей

Знаменит тем, что его окончила моя двоюродная сеструха =)

Старый дом...

... по ул. Калинина - старейшей улице Старой Зимы.

Фонтан :)

Мемориал

Революционный, и потому - запущенный.

Конопля :)

Этого добра там - как грязи.

Китайская дрянь

Судя по всему - какой-то ячмень, завезённый из Китая.

Шабака

Речка Мура

Приток Оки.

Навоз

Через Зиму буряты несколько сот лет гоняли скот на продажу, возле переправы через Муру-Зиму-Оку были загоны. Берега Муры, например, ныне сложены метровыми слоями навоза.

На обрыве

Я с дядей Андреем.

На Оке

Чуть выше Зимы. Речка течёт с Саян, и, надо признать, в верховьях очень бодра :)

Узкоколейка

Насыпь лесовозной узкоколейки.
Вот в эти-то края мы и поехали за грибами...

Моховик

В Сибири такие грибы вообще не собирают - несолидно.

Красненькие

Уже получше грибы, можно собрать.

Белые

Вот такие грибы в Сибири и собирают!

Рыжики

А это - главные местные грибы, которые собирают здесь даже не вёдрами - автомобильными багажниками :)

Сортируем добычу...

Рыжики будут солиться!

Братец, вернувшийся со свадьбы нашей с ним двоюродной сестры, привёз из Зимы банку солёных рыжиков, этих самых, что на фото... ЭТО НЕЧТО! Кто не пробовал - тот никогда не поймёт.