Август 2010 - Байкал: Аршан и прогулка по каньону Кынгырги

20 августа, как все конечно же помнят, мы спустились с гор к шоссе, идущему вдоль южного берега Байкала. Недалеко от мостика через Безымянку оказалась автобусная остановка, как раз на нужной нам стороне - в сторону Слюдянки. На ней стояло несколько дедков и бабок, и они явно ждали автобус. Мы же за 9 дней в горах забыли, какими коварными могут быть люди. Кто-то из дедков сказал, что автобусов на Слюдянку сегодня может уже и не быть, а вот на электричку мы как раз успеем, если вот прямо сейчас побежим бегом на станцию...

Ну, мы и побежали. На коротенькой платформе не было ни одного человека, а судя по расписанию последняя сегодняшняя электричка ушла в сторону Иркутска часа полтора назад. Добрые люди, ждавшие электричку на Байкальск на противоположной платформе, сказали, что ближайшая на Слюдянку пойдёт только утром... Короче говоря, когда мы, уже взмокшие от беготни, прибежали обратно на автобусную остановку, там уже никого не было. Грёбаный дедок, устранив в нашем лице конкурентов за место в автобусе, уехал в Слюдянку. Обматерив его всеми известными нам выражениями, мы уселись на остановке и принялись стопить машины. Часть народа пошла в магазин в Мангутай и притащила оттуда сок, пряники и всякие разные вкусняшки. Стопилось плохо: желающих взять шестерых оборванцев с рюкзачищами не было вообще :( Алёнка попыталась вызвонить нам такси из Слюдянки, номер нашёлся тут же, среди рекламы на остановке. Со связью были проблемы, но всё же удалось выяснить, что стоить поездка до Аршана будет около 4 тысяч, и мы отказались. Минут через сорок, когда мы уже отчаялись что-либо застопить, вдруг прикатился обычный рейсовый микрик и забрал нас до автостанции в Слюдянке. Само собой, на последний сегодняшний автобус до Аршана мы опоздали, спасибо подленькому дедку из Мангутая!.. Алёнка зашла на автостанцию, поговорила с кассиром, и за 3 тысячи договорилась там насчёт грузового такси до Аршана. Вышло по 500 рублей с человека (автобус стоит 250).

Микрик домчал нас до Аршана часа за два, ещё засветло. Водитель развлекал нас рассказами о том, как он возит по Тункинской долине немцев и телевизионщиков, мы же развлекали его рассказами о нашем славном походе, и потому доехалось нам быстро, легко и весело :)

Высадил он нас рядом с автостанцией в Аршане. Нас тут же обступили местные тётечки, и с одной из них мы договорились о ночёвке в "гостевом домике" с баней по 250, что ли, рублей с человека. Комнатка в "гостевом сарайчике" оказалась не слишком большой, с четырьмя старыми кроватями, столом и печью. Мы с Алёнкой заняли двуспальную, а для Вовки притащили из соседней комнаты ещё одну кровать. Свободное пространство, которого после этого осталось совсем мало, мы заняли влажными шмотками, обувью, рюкзаками и едой :) Баню топить пришлось нам с Вовкой. И воду таскать - тоже, причём, из соседнего двора. И печь в комнате топить - тоже. Девушки же за это время учинили в комнате форменный бардак порядок, а также метнулись в ближайший круглосуточный магазин за едой и приготовили ужин :) Поужинали, намылись, постирались и развесились по всей комнате мы только часам к трём ночи. За это время во дворе домика появилось несколько автомобилей с иркутскими номерами, а все соседние "гостевые сарайчики" оказались заняты очень шумной иркутской молодёжью, пьяной в говнище абсолютно нетрезвой. Ибо к этому времени у нас как раз наступила суббота 21 августа...

Утро наше, несмотря на позднюю укладку, оказалось довольно ранним. Мы с большим трудом продрались около 9 часов утра, и... банально не смогли встать! Болело всё, от макушки и до пяток. Чувствовалась каждая мышца, и эта самая каждая мышца отказывалась сокращаться. Изо всех мышц более-менее прилично работали только сфинктеры, всё же остальное объявило забастовку и матерно ругалось ;) Скрипя всеми суставами и охая на каждом шагу, мы всё же выбрались из кроватей, выползли в посёлок и потащились в сторону центра - искать забегаловку. Позавтракав в кафешке, мы добрались до центра посёлка, покрутились немного на монгольском рынке рядом с санаторием "Аршан" и вошли на территорию санатория. Там стихийный монгольский рынок (изделия из верблюжьей шерсти, лекарственные травы, монгольский солёный чай и зелёный чай в брикетах, сувениры и всякая разная фигня) продолжился. Само собой, мы заранее запаслись бутылками для минералки, и вдоволь напились в бювете санатория (стихийный рынок заканчивается как раз возле него). Горячую минералку пить было невозможно - уж больно противная, а вот холодная оказалась вкусной, с газиками.

Нахлебавшись минералки, мы пошли по оборудованной тропинке вверх по реке Кынгырге - в каньон и на знаменитые водопады. Сразу от санатория тропинка круто забирает вверх, и так и карабкается до первого водопада. Местами на обрывах установлены деревянные перильца, кое-где на особо крутых участках есть лесенки. Спуск под водопад на смотровые точки тоже оборудован лесенкой и мостиком через реку. Несмотря на все эти радости цивилизации, ползлось вверх нам очень тяжело - мышцы после двух дней спуска с Мангутая так и не начали слушаться. Было больно даже просто стоять и держать в руках камеру :(

Везде - и на подъёме, и на водопаде, и на мостике, и рядом с мостиком - бродили совершенно кошмарные толпы народу. Народ, заехавший в Аршан вчера вечером, и практически поголовно нажравшийся в посёлке ещё ночью, выполз культурно похмеляться на водопады... Молодёжь бухала на камешках с видом на водопад, здесь же они бросали мусор и били пустые бутылки. Все окрестные скалы расписаны, из каждой расщелины торчал какой-нибудь мусор. Народ орал, матерился и чуть ли не гадил прямо в реку... после 9 дней в горах мы были несколько шокированы происходящим - как я уже упоминал выше, мы успели позабыть, какими бывают люди :( На первом водопаде у всех нас без исключения возник один-единственный вопрос, наложившийся на жутчайший приступ мизантропии - ну вот нахрена, нахрена вообще мы в этот Аршан припёрлись?..

Было решено уйти куда-нибудь повыше, куда не добирается бухая молодёжь, и там искупаться. От водопада по правому берегу уходит вверх тропиночка, и вот туда мы и направились, с мыслями пройти ещё километр-полтора и найти приличное местечко для купания... Лизка, как человек максимально пострадавший телесно на спуске с Мангутая, сломалась метров через 200, и была вынуждена вернуться к первому водопаду и дожидаться нас там среди толпы пьяных "курортников". Мы же прошли ещё несколько очень красивых водопадиков, пару небольших мостиков через Кынгыргу, и добрались до прижима на правом берегу. Река здесь была достаточно глубокой, народу уже почти не было, и мы перешли по мостику на левый берег и устроили там купание. Дальше решили не ходить - в конце концов, нас там внизу Лизка дожидалась.

Вода была ледяной. Осилили купание в Кынгырге только Алёнка, Вовка и Оля. Мы с Аней воздержались :) Я с большим удовольствием поснимал купание и порылся на берегу в камешках. Камешки там очень красивые - и розовые, и зелёненькие, и белые мраморные, и чёрные. Где-то я читал, что там даже какие-то полудраги попадаются.

Чтобы Лизка не померла на первом водопаде от скуки и голода, нам пришлось уложить купание в час с небольшим, после чего мы к ней вернулись. Подхватив Лизку, мы спустились обратно в посёлок, где и пообедали в очередной забегаловке рядом с рынком. Налицо была традиционная попытка отожраться после гор... ;) После обеда, всё так же медленно и со скрипом, мы отправились смотреть местный буддийский дацан "Бодхидхарма". Второй аршанский дацан, "Дэчен Равжалин", расположен на другом конце посёлка, рядом с санаторием "Саяны". Но и туда мы тоже дошли. Медленно, к вечеру, но дошли :)

Спать завалились пораньше, поужинав в нашем домике. Но сначала Алёнка сгоняла меня в санаторий на источники, за минералкой ;) Утром же следующего дня нам предстояла автобусная экскурсия по Тункинской долине, закупленная на автостанции в специальном ларёчке. Ибо два дня в Аршане всё равно делать нечего, мышцы страшно болят, посмотреть на местные красоты хочется, а выбраться из Аршана куда-либо на местные достопримечательности на общественном транспорте практически нереально.

"Сарайчик"

Здесь мы прожили два дня и три ночи. Аня в кадр не влезла - она спряталась за печкой! ;)

Про синяки

Кто больше найдёт? ;)

Аршан

Деревня-деревней...

Меню

После 9 дней в горах - глаза разбегаются ;)

Козёл

Рядом с автостанцией.

Ещё один козёл

И тоже рядом с автостанцией!

Санаторий "Аршан"

Особенно радует "лиственница-долгожитель" =)))

Кынгырга

Начинаем подъём по тропе от санатория. Вокруг - белые мраморные скалы.

Алёнка на обрыве

Внизу шумит Кынгырга.

Первый водопад

Мостик под первым водопадом

Ползём вверх

Подъём на горку над первым водопадом.

Водопадики

Их там очень много - и больших, и маленьких.

Ботинки

Чего только не плывёт вниз по реке!..

В каньоне Кынгырги

Вовка на скале

Народ

Все, кроме Лизки. Она осталась на первом водопаде...

Среднее течение Кынгырги

Вот как раз в этих краях, чуть повыше третьего мостика, мы сейчас и будем купаться :)))

Третий мостик

Всё, идём купаться!

Вид с мостика

Вовка готовится

Пытается размяться и согреться :)

Девушки на камне

На улице тёпленько, около 30 :)

Водичка

Ледяная, хотя стоит жара.

Купание в Кынгырге

Стремительное и очень громкое ;)

Вовкокупание

Второй кадр говорит о многом ;)

Ягодки и цветочки

Какие-то ягоды. Что-то сложноцветное. Горноколосник. Сосна сибирская.

Пирамидки

Их складывают, то ли поминая предков, то ли отмаливая грехи.

Дацан "Бодхидхарма"

Тишина, покой, туристов мало, коровы пасутся и кедры растут :)

Кедр

Вид снизу.

Дацан "Дэчен Равжалин" (2002 г.)

В берёзовой рощице строится новый большой дуган.

Ночной козёл

С Луной :)

Август 2010 - Байкал: экскурсия по Тункинской долине

Второй день нашего пребывания в Аршане, 22 августа, начался для нас в семь с небольшим часов утра. Ещё не было 8, когда мы уже сидели в недалекой от нашего сарайчика забегаловке, где мы ещё с вечера договорились о раннем завтраке. К автостанции, откуда должен был отправиться наш экскурсионный микрик, мы пришли буквально за несколько минут до отправления. Вообще-то, мы на коммерческие экскурсии не ездим. А после того, что мы отхватили в Аршане, и ещё сто лет ездить не будем...

Автобусная экскурсия началась с того, что в салон микрика вломился здоровенный бурят, пересчитал нас по головам, и сказал водиле отправляться. Микрик был заполнен целиком, бурят угнездился на единственном свободном месте, мы тронулись, и экскурсия началась. Первые минут 15 дядя рассказывал нам о себе. Он оказался... внимание!.. учителем ОБЖ из местной аршанской школы, который в летний период подрабатывает на туристах. На наши неподготовленные головы внезапно были вывалены все секреты сельского бурятского среднего образования, начиная с фамилий-имён великих аршанских учителей и нерадивых аршанских учеников, и заканчивая проблемами строительства в посёлке нового спортзала. Продолжилось всё, к счастью, рассказом о местах, по которым мы ехали. Счастье это, однако, было недолгим - дядя довольно быстро иссяк, и съехал на анекдоты брежневских времён и монологи о личной жизни известных только ему жителей Аршана и окрестностей. Словесный понос изредка прерывался театральными паузами, которые дядя виртуозно заполнял междометиями и фразочками-паразитами. Особенно мощно у него получался оборот "дорогие наши отдыхающие". Фраза эта к середине поездки начала вызывать у нас коллективный нервный тик и глупое хихиканье. Дядя внимательно смотрел на ржущих нас, и грозно, в полном соответствии с наличествующей профдеформацией, спрашивал, всё ли нам понятно из его рассказа. Вопрос этот и форма его подачи, само собой, вызывали у нас новый приступ ржача =)))

Первым делом, нас повезли на вулканы. Я надеялся, что это будет как минимум Тальская Вершина, а то и сам Хара-Болдок, но не тут-то было! Нас привезли на старый карьер недалеко от села Хурай-Хобок, выгрузили возле невысокой горушки красного цвета, и с гордостью объявили "это" вулканом. Оно, несомненно, когда-то им было, но сейчас представляет собою заброшенный карьер. Тальскую Вершину дядя показал нам издалека, намекнув при этом, что "наши дорогие отдыхающие" могут посетить её самостоятельно в свободное время, и насобирать там грибов. Далее последовал рассказ о сёлах Галбай и Талое, и их населении, потомках от смешанных казацко-бурятских браков (про тех, которые "не бурят, не русский - чистый саганурский"). После вулкана нам предстоял заезд в село Тунка с посещением сельской библиотеки и тамошней церквухи. И здесь программа поездки была выполнена на все 100% - и в библиотеку мы попали, и в церковь. Наш горе-экскурсовод в Тунке куда-то мудро самоустранился, об истории села и про местных ссыльных поляков нам рассказывала тётечка из библиотеки. Рассказывала по распечаткам из Википедии, которые она потом с гордостью запустила по рукам, но зато увлечённо и безо всякого мусора в речи, за что ей от нас большое человеческое спасибо :) В тункинскую церквушку (Свято-Покровскую, 1820 г. постройки) мы пошли сами, и никто нам про неё ничего не рассказывал :(

Следующим пунктом нашей насыщенной программы была обсерватория "Бадары". 25 километров по пыльной грунтовке, мимо Койморских озёр, которые с дороги не видно, и горелых сосновых лесов - и мы на месте. Кроме знаменитого Сибирского солнечного радиотелескопа нам показали ещё и совсем свежий телескоп из системы "Квазар-КВО". На всё ушло минут десять, пять из которых мы ехали от одного телескопа до другого. Залезть никуда не дали, работников обсерватории с содержательными рассказами о своей работе в поле зрения замечено не было :( Обратно на трассу возвращались по той же пыльной грунтовке. Дядя наконец-то умолк, и молчал почти до сАмого Жемчуга - местечка на берегу Иркута со скважиной и термальными источниками - последней точки нашей сегодняшней экскурсии. В Жемчуге он снова самоустранился, рассказав о том, где тут можно перекусить, и какие дУши и ванны где находятся. Следующие три часа мы маялись дурью в Жемчуге. Мы с Вовкой и Аней идти на процедуры отказались, уселись на берегу Иркута и все три часа протупили на речке. Алёнка, Лиза и Оля, прежде чем начать тупить на берегу Иркута вместе с нами, сбегали и поплескались полчасика в горячих источниках. На выезде из Жемчуга нас ожидало самое яркое впечатление от поездки - суслики, машущие лапами проезжающим машинам. Если бы не они, день можно было бы считать безнадёжно испорченным.

В Аршан мы вернулись часам к четырём вечера. По дороге "наш дорогой экскурсовод" остановил машину в поле рядом с какой-то стихийной помойкой, и заставил всех выйти из машины. Помойка оказалась почитаемым шаманским местом, и остановка была нужна для того, чтобы "сбрызнуть" дУхам долины (только не подумайте чего плохого!) в благодарность за хорошую безопасную поездку. Хм... как по мне, поездка была ни разу не безопасной - мы, блин, несколько раз чуть не померли от смеха! ;) Духам нами была коллективно сбрызнута половина бутылки бальзама "Бурятия" (хороший, кстати, бальзам, рекомендую везти оттуда именно его!), вторую половину распили участники шаманского камлания, включая нашего дорогого экскурсовода и водителя.

Остатки вечера, после небольшой прогулки по парку санатория "Аршан" и посещения питьевого бювета, прошли в суматошных сборах. Назавтра нас ждал очередной ранний подъём и переезд на автобусе обратно в Слюдянку. Билеты на автобус были взяты заранее. Само собой, весь вечер мы звали друг друга исключительно "нашими дорогими отдыхающими", а также часто и беспричинно ржали ;)

Тункинские Гольцы

Отъехали от Аршана километров на семь, повернули к "вулканам".

Туман над Иркутом

Дорога в степи

"Вулкан"

На двух средних кадрах видно ещё один "бугор", это тоже потухший вулкан.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1820 г.)

Тунка, в самом центре посёлка.

Тункинская библиотека

Напротив церкви.

Горелый лес

Урочище Бадары западнее Койморских озёр..

"Квазар-КВО" (2005 г.)

Их в России 3 штуки - на Кавказе, в Ленобласти, и здесь.

Солнечный телескоп

Всё жужжит и медленно-медленно поворочивается! :)

Вовка

Бегает по Иркуту

Иркут

За спиной - Жемчуг с его скважинами и горячими источниками. Туда лучше не смотреть...

Степь

Вдали - Аршан и Тункинские Гольцы.