Май 2004 - Луга - Жемчужина - Корпуша - Обла - Огнивка - Корповские пещеры

смотреть карту

Открывать походный сезон - 2004 поехало пять человек - я, SU, Роси, Тим и X-stasy. Вполне достаточно, если задуматься... но всё-таки было обидно - столько было разговоров, что "... я, мол, порвусь - но поеду...". Короче, хорошие мои, засранцы Вы... Но пережить можно и это. К тому же, все не поехавшие с нами потеряли очень и очень много - такого хорошего выезда не было со времён прошлогоднего майского Мшинского с его болотами, буреломами и клещами...

Так вот.

Я.

Начинаю.

Вспоминать. (с)

Ехали мы от Балтийского вокзала - чтобы хотя бы ПОМЕСТИТЬСЯ в электричку, я уж и не говорю о том, чтобы в неё СЕСТЬ. Ну, мы и поместились. Правда, размазало нас аж по двум вагонам, зато некоторые (e.g. SU) даже сидели, а не стояли. Никаких особых приключений в электричке не было - сказалось жуткое количество дачников, которые своими скорбными физиономиями и ящиками с пожухлыми помидорами наводили панический страх и ужас на все окрестные чудеса. И даже контролёры вполне удовлетворились билетами до мифической станции "Лампово".

У засохшего фонтана на привокзальной площади славного города Луга (как сказал один классик, "...хуже Луги - только Новоржев...") наша ударенная головой компания позавтракала взятыми из дома бутербродами. И тут обнаружилось, что наши запасы хлеба (как и булки, впрочем...) полностью уничтожены, причём, нами же. Объясняю: кроме этих бутербродов, ничего хлебобулочного в рюкзаках обнаружено не было. Набег на лужские хлебные ларьки примерно после получаса поисков принёс свои плоды - Роська притащила несколько буханок обалденно пахнущего тёплого хлеба (скажу сразу, что потом из её рюкзака весь день пахло свежим хлебом, и идти вслед за нею было совершенно невозможно - пахло так вкусно, что были все шансы просто захлебнуться слюной...). Прикупив питья в дорогу, мы ломанулись...

Довольно быстро нашли присмотренную мною на карте дорогу, и пошли по ней, на юго-запад от города... Вдоль дороги - красивые сосняки, в которых растёт очень много прострела. Это можно на фотках увидеть, где-то он там есть. Совершенно неожиданно поперёк дороги обнаружился шлагбаум :( Мы свернули на какую-то лесную дорогу и немного поблуждали в сосняках, пока не вылезли, наконец, на какую-то тамошнюю ЛЭПку. ЛЭПка быстренько добежала до речки Облы, и перепрыгнув её (дурное дело - нехитрое) скрылась за поворотом ;) Нам, в отличие от ЛЭПки пришлось искать переправу - и она нашлась, с двумя брёвнами и натянутой через речку толстой металлической проволокой. Перешли без потерь - никто не упал и даже не промок... эх, а какие кадры могли бы получиться!.. На том берегу рос петров крест, симпатичный такой. А чуть повыше по берегу оказался санаторий "Жемчужина", из чего я сделал вывод о том, что мы всё-таки не заблудились :)

В "Жемчужине" мы спросили дорогу к озеру Корпуша... объяснения были туманны, но кое-что мы из них поняли, а именно - что "идти надо вот по этой наезженной дороге, а там не заблудитесь...". Угу, как же, не заблудимся... Хренушки Вам! Наезженная дорога так петляла и раздваивалась, что мама не горюй! И в один прекрасный момент мы всё-таки пропустили нужную нам развилку и припёрлись к какому-то странному озеру, похожему на большое болото. На этом болоте местные рыбаки пытались кого-то ловить. К ним была послана Роси - она привела с собой местного эндемика, который очень туманно (блин, они наверно там все такие!) объяснил, где мы свернули не туда. Никто ничего не понял, но все покивали головами, потащились в обратном направлении, и где-то через километр свернули на совершенно раздолбанную лесовозами грунтовку... которая и привела нас на озеро Корпуша, вот ведь чудо!

На Корпуше мы вторично перекусили - пятый час дня, это вам не хухры-мухры! Тут-то и начались проблемы - больше не у кого было спросить, куда же нам тащиться дальше... Вспомнив, что во всех рассказах о Корповских пещерах фигурировала некая "тропа с озера Корпуша", мы попытались её найти. Так вот: ни фига, нету там никакой тропы. Куча вырубок, и лесная мокрая дорога, ведущая к Обловским озёрам, по которой мы и попытались немного пройти. Когда она повернула ровно на 180 градусов от необходимого нам маршрута, мы вернулись обратно, и потащились "примерно на север" по бесконечным вырубкам... Вырубки почти вплотную подходят к Обле, к которой мы и вышли. Другого варианта, кроме как идти вверх по течению реки по коренному берегу и искать ровное и сухое место для ночёвки, у нас не было. Мы и пошли. А мест таких там не было. Вообще. Ну не предусмотрела там природа мест для стоянок... Ключевые болота - предусмотрела. Тридцатиметровые крутые склоны - предусмотрела. Пойменные луга - предусмотрела. Гнилые (и не очень) брёвна и прочий радостный бурелом - предусмотрела. Кучу клещей - предусмотрела. А вот ровных мест для стоянки - не предусмотрела, хоть ты тресни!

Так и шли мы, злые и усталые, вдоль реки. Снимая с себя клещей. А места всё не было и не было. Где-то через полтора-два часа вырубок, бурелома и пойменных заливных лугов, мы вышли на какую-то дорогу, рядом с которой стоял охотничий навес со скамейками. Ребята остались там передохнуть, а я нашел тропу, ведущую вниз по склону. И на излёте этой тропы было очень неплохое местечко с оборудованным кострищем, брёвнышками для сидения и запасом слегка подгнивших дров (видимо, они там с осени валялись...). Недалеко от кострища было несколько пятен слегка подтаявшего снега... М-ня... Тропа спускалась к самой реке - и где-то там пропадала. Берега у реки достаточно высокие, с песчаными осыпями и провалами прямо посреди тропы - и я почему-то решил, что пещеры где-то совсем недалеко. Как же я был неправ... Я бросил рюкзак у кострища и сбегал за ребятами. Они все воспряли духом, и по-быстрому спустились ко мне. А уж когда место увидели - их радости не было границ (естественно, речь о той радости, что им не придётся меня жестоко убивать, чтобы хоть как-то компенсировать урон - пусть не материальный, так хоть моральный). Мы поставились, сварили ужин, сходили на речку, переделали ещё целую кучу дел, коллективно помучили фотоаппарат, и даже посидели у костра и пообщались за рюмкой чаю. Было принято стратегическое решение - основать здесь базовый лагерь, и идти завтра искать пещеры. А, да, точно! Роська с моей помощью помыла волосы в речке Обле, в ледяной воде (вот уж правда, цирк уехал - а клоуны остались).

Утречком (ну, не смейтесь, действительно утречком - около 10 часов) мы продрались. Ночью было холодно. Снег в кустах не растаял... Незадолго до того, как мы проснулись, по лагерю ходил какой-то хищник - шуршал оставленными у костра пакетиками, и тявкал. Может, лиса... нору брошенную я накануне видел на склоне, пока мы по бурелому рубились... Мужская часть тусовки выползла из палаток и принялась хозяйствовать - реанимировали костёр, нарубили дров, приготовили завтрак etc. На противоположном берегу реки были замечены какие-то левые мужики, которые там зачем-то бродили... К тому времени, как женская часть тусовки соизволила выползти из палатки и обозреть окрестности сонным взглядом, всё было уже готово. Все позавтракали, и где-то около двух часов дня мы пошли искать пещеры.

На левом берегу реки, на горке, были обнаружены трое мужиков, готовивших шашлык. Мы у них спросили дорогу к пещерам, они объяснили (совершенно невнятно... но мы к этому уже успели привыкнуть). Оказалось, что эта горка находится на слиянии речек Облы и Огнивки. Мужики предложили нам перейти Огнивку, подняться на коренной берег Облы, найти там лесную дорогу и немного по ней прогуляться. Было ещё что-то про белок-летяг в том месте, где с дороги надо свернуть налево... Короче говоря, мы пошли вниз, под горку...

Под горкой действительно обнаружилась речка Огнивка... но у речки были серьёзные проблемы. С бобрами. Она была от берега до берега перегорожена несколькими бобровыми плотинами, и вместо поймы мы узрели БОЛОТО... Немножко походили вдоль, но переправы не нашли... Потом вернулись и перешли реку по самим плотинам. Бобры сидели тихо и не высовывались :) После плотин, не найдя тропы, через бурелом влезли на коренной берег Облы (там состоялся сеанс связи с Большой Землёй - у народа неожиданно ожили мобильники). А дорога всё-таки нашлась, но чуть позже ;) Мы немножко по ней прошлись. Потом она резко взяла вправо, а речка осталась слева. Я решил, что где-то тут и надо сворачивать (ошибся конечно, но не в этом дело...). Ну, мы и свернули... в бурелом, куда же ещё. Никаких пещер не было - только крутые склоны, бурелом, пойменные луга и клещи - прямо как накануне. После часа блужданий и матюгов, в кустах обнаружилась тропа, которая привела нас... обратно к бобрятникам и мужикам на горке. Они (мужики, а не бобры) удивились, и объяснили нам дорогу ещё раз. Оказалось, что мы не дошли до пещер километра два... Посовещавшись, мы решили сделать второй забег, и он был вполне успешен. Разве что, белок-летяг мы так и не увидели. Зато по дороге к пещерам, в канаве, было найдено несколько черепов для Серёгиного кабинета биологии. Не человеческих, что уже достаточно хорошо...

И вот мы пришли. Рядом с дорогой был такой же охотничий навес с сидушками, какой мы уже видели. От навеса вниз к хорошему месту для палатки шла тропинка. После кострища тропинка спрыгивала вниз по обрыву, и подходила ко входу в пещеру. Нормальный вход только один, низкий, но вполне пригодный для заползания не очень толстого туриста внутрь. Рядом ещё несколько входов, полностью заваленных песком. На самой нижней террасе берега - ключевое болотце (из-под коренного берега бьёт несколько ключей с довольно вкусной водой).

Мы полезли внутрь... Если вдруг кто ещё не был у гномов и балрога в Мории - милости просим... Пещера в гораздо лучшем состоянии, чем всё то, что я видел в Саблино. Своды высотой примерно в полтора человеческих роста, несколько огромных ниш (на фото), колонны из песчаника, исписанные автографами (начиная где-то с 50-х годов XX века, и заканчивая 2003 годом), небольшое озерцо, более похожее на большую лужу с чистой водой, с потолка кое-где капает. Так как фонарика у нас не было, мы светили в пещере чем попало - зажигалками, фотовспышкой и самодельными факелами из бересты и всякого мусора (особенно много их было сделано для второго захода в пещеру). Пещера оказалась довольно длинной, мы прошли её не до конца... но и того, что мы видели - вполне достаточно. Родилась интересная мысль - приехать туда с целой коробкой свечек (маленьких таких, в плашках), забраться внутрь и расставить горящие свечки по всей пещере. И посмотреть, что из этого выйдет. Можно, например, снять всё это на видео, и смонтировать какой-нибудь видеоклип на хорошую готическую или средневековую песню в стиле eRa или Gregorian. Со средневековыми монахами в чёрных балахонах, чьи лица иногда освещаются мерцающими свечами. С факельным шествием (ага-ага, а в готической версии - ещё и с кровавым жертвоприношением юной девственницы в финале...). Короче говоря, сделать нечто такое мрачное, но красивое. Можно, конечно, и битву Гэндальфа с балрогом устроить, ежели желание будет. Только ведь несерьёзно это, балрог-то...

Вдоволь насидевшись в пещере, мы выбрались оттуда, и пошли обратно в лагерь. По дороге некоторым опять удалось поговорить со своими домашними по телефону (это у нас отдельная клоунада, Вы даже не представляете...). Черепа из канавы счастливо добрались до лагеря, и сборщики черепов пошли на речку отмываться. Сколько потом про купание разговоров было - аж жуть! Вроде как, несколько человек даже влезли в реку - может быть и не полностью влезли, но промокли серьёзно. Вечером очень долго сидели у костра и разговаривали. Я сварил глинтвейн... м-ня... бывало и получше...

Утром, когда мы уже проснулись и повылезали из палаток, мимо нас прошли те самые мужики с другого берега. Мы неспешно позавтракали и тоже отчалили. На обратный путь ушло гораздо меньше времени - мы не ломились через бурелом, а шли по дороге (оказалось, что та дорога, на которую мы вышли из бурелома прямо около лагеря - это свороточка с грунтовки, которая шла мимо Корпуши, и с которой мы сразу после Корпуши ушли в лес). Примерно в 16-40 мы были уже в "Жемчужине", где все дружно влезли головами под колонку (оттуда и роськина мокрая фотка). Вода была холодная и пахла сероводородом. А около 17 часов в "Жемчужину" пришёл автобус, и на нём мы доехали до Луги. Примерно на полпути до Луги, в наш автобус подсели всё те же мужики, и мы покивали друг другу головами уже как старые знакомые. В Луге мы купили кучу пива и сухариков. В процессе поиска этого самого пива, рядом с лужским вокзалом мы с Юрьичем видели небезызвестного в узких ЧГКшных кругах г-на Двинятина. А Роську, тоже известную ЧКГшницу, он даже узнал и поздоровался...

Ехали назад хорошо, особенно если учесть, что некоторые ехали без билетов (блин, а у всей молодёжи были обратные билеты - от Лампово). В районе Гатчины контролёры всё-таки появились. Ребята показали билеты, а мы с Серёгой отделались лёгким испугом и 24 рублями с носа. На "Ленинском проспекте" мы с Юрьичем вышли, прихватив с собой черепа, а ребята поехали дальше, до города.

Юрьич потащил черепа домой... за что позднее неслабо получил от жены по башке... =)))

В Луге

Приехали, и завтракаем около лужского вокзала.

Переправа...

... через речку Облу в районе санатория "Жемчужина", рядом с ЛЭП.

Forever...

"Вместе навеки"...
Можжевельник и сосна.

Жемчужина

Рядом с таким нельзя было не сфотографироваться :)

Костёр...

... и Роська.

В лагере

Народ у костра.

Стас

Просто сидит и ест.

:-)))

Странные фотки, но что-то в этом точно есть...

Ням-ням

Портрет гречи крупным планом в Роськином (с) исполнении :)))

Бобрятники...

... на речке Огнивке, и наша компания, бредущая (кто как умеет...) по ним.

Весенние цветочки

Всякие разные.

Корповские пещеры

Вверху - вход в пещеру и наш народ у источника под обрывом.
Внизу - сами пещеры: тоннели, залы, Стас и Тим с зажигалками, и испуганная Роська.

Лес

Прозрачный сосновый лес на берегу реки. И бурелом в её пойме.

Роси

Тот самый портрет, который лежит на фото.сайте.

Остановка

Ждём автобус на Лугу в санатории "Жемчужина".

Июнь 2004 - Луга - Жемчужина - старая Жемчужина - Корпуша - Обла - Огнивка - Корповские пещеры

Видимо, ходить дважды за сезон в одно и то же место одной и той же компанией - это плохая примета... Да, по всему выходит, что плохая... Поначалу поездка планировалась вовсе не в пещеры, а на озеро Сяберо. Но были шансы вернуться оттуда слишком поздно, и мы (я, SU, Роси и X-Stasy') уже в электричке пересмотрели планы, и поехали в пещеры.

По дороге от Жемчужины мы (с моей подачи, конечно...) свернули и пошли по дороге в неправильном направлении. Когда места стали совсем уж незнакомыми, мы забеспокоились, и решили срезать уголок (ну, до другой лесной дороги...) прямо по лесу. Удалось. Мы прошли по лесу метров триста, и вышли на другую дорогу, как я и предполагал. Правда вот, дорога оказалась совсем не той... Но это выяснилось позже, когда мы неожиданно вышли в деревню. Проблема была в том, что на нашем пути НЕ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ НИКАКИХ ДЕРЕВЕНЬ!!! Если бы мы шли правильно, то от дороги до ближайшей деревни должно было быть около двух километров, и она должна была находиться южнее дороги... Однако же, мы там оказались... Местные тётечки показали дорожку, и по ней мы быстренько выползли на правильную лесовозную грунтовку...

И всё бы ничего, если бы не дождь.

Представьте себе лесовозную дорогу. С глубокими раздолбанными колеями, грязью и лужами. Представили? А теперь представьте себе, что в довесок ко всем этим удовольствиям ещё и идёт дождь. Представили? Вот, это оно самое и есть...

Под дождём дошли до Корпуши, под дождём дошли до своротки на Облу, по дождём прошли её мимо... Минут через десять после этого ко мне пришло осознание того, что своротку мы всё-таки пропустили. Я повернул назад, дошёл до своротки, и по ней - до берега Облы. Ребята долго меня догоняли - мне даже пришлось вернуться к главной дороге и подхватить их там.

На нашей весенней стоянке были люди. Их было много, и одна леди меня узнала (откуда-то...). И я её тоже узнал (откуда-то...). Пока остальные мокли под дождём, мы с ней пытались вспомнить, откуда же знаем друг друга. Перебрали все знакомые ВУЗы, все концерты питерских групп, вспомнили даже "Тёплую трубу" под Невским (где она, оказывается, периодически тусуется). Так и не поняли, почему мы знакомы... Мня... Ребята оказались с сайта www.scary.ru, они тоже приехали в пещеры.

Короче говоря, мы немного пообщались, и пошли ставить свой лагерь - на холме над Огнивкой и бобрятниками. Лагерь, конечно, поставился... Только вот все дрова в округе были мокрыми, и костёр упорно не хотел разводиться. В итоге вышло вот что: я взял чайник и пошёл в другой лагерь кипятить воду. А ребята остались разводить костёр под руководством SU. Соседи дали мне варёную картошину с солью, налили кой-чего крепкого, и помогли вскипятить чайник (правда, некоторые сначала долго ржали над идиотизмом самой ситуации). А вернувшись в наш лагерь (хе-хе!), я обнаружил там вполне жизнеспособный костёр (!!! дождь при этом не прекращался !!!) и греющуюся в котле воду. Секрет костра раскрылся быстро - мой зонт насквозь провонял дымом, а рядом с костром валялся пакетик из-под сухого горючего. Мы глотнули тёплого чаю, и жить стало если и не приятней, но уж точно легче.

На следующий день погода улучшилась (правда, не очень-то...), и мы сходили до пещер и хорошенько по ним поползали. В Луге мы купили 4 свечки, и при свете умудрились проползти довольно глубоко. В одном из ходов обнаружился свежий прокоп, которого весной ещё не было. Честь и хвала ЛСП (конечно же!)... только вот они ни до чего не докопались, к сожалению. Ближе к вечеру тучи разорвало, и выползло Солнышко...

Третий день похода ушёл на здоровый сон, сборы и дорогу до Жемчужины (всего 1 час 45 минут от бобрятников!). В город вернулись рано, как и планировалось. Общий вывод - сами пещеры всё так же хороши ;))) а вот сам поход вышел "не очень"...

"Айнур"

Фотка для Макса Лаврова.
Он поймёт. А остальным - не обязательно ;)))

Комар

Жуткий кровопийца. Один из нескольких миллионов :(((

Обла

Долина речки.

В лагере у бобрятников

Мокрые, злые и покусанные комарами люди...

SU...

... и фотик.

Летние цветочки

Огнивка

Последняя фотка - вроде бы © 2004, X-Stasy'.

Тапочки

"По полу тапки грохотали"...
© 2004, Роси... и тапки её же.

В пещере

Роська при свечах.

Сосны

Немного Солнца...
© 2004, Роси.

По дороге...

Первая фотка - © 2004, Роси.
Это - дорога к пещерам, день второй.

Переправа...

www.scary.ru ползут по бобрятникам...