Июнь - июль 2003 - Сибирь (Зима, Иркутск, Байкал)

Совсем немного фоток из моей отпускной поездки в Сибирь :) И отчет с фотками с Байкала.

На Байкал взял с собой фотоаппарат, камеру и немного похавать. Выезжал из Зимы в ночь. Какой-то местный поезд-подкидыш проходил через Зиму около часа ночи, на него-то и был взят билет. В общий вагон (других не было). Родственники (братец Женька, дя Андрей и мама) запихнули меня в вагон и отправились восвояси...

Место в вагоне нашлось с трудом. В купе было впихнуто аж по восемь человек, на боковушках помещалось четверо. Я примостился рядом со стоп-краном и поставил сумку на колени. В вагоне было совершенно нечем дышать, местный деревенский народ с каким-то особым остервенением бухал, орал песни и храпел. Из какого-то соседнего купе убежал кот. Пушистый. Трезвых в вагоне было очень мало - и мы полным составом (вдвоем с хозяином этого зверя) ловили его чуть не по всему вагону. Поймали и водворили обратно в корзину. Соответственно, на тему поспать хоть чуть-чуть у меня получился облом. Не вышло.

Около шести утра этот треклятый поезд дотащился до Иркутска. И кто-то, сильно похожий на меня, но с красными глазами и желанием мочить всех и вся, без карт и компаса, выпал на чисто подметенный перрон иркутского вокзала. Поспать не удалось ни минуты... Где-то без двадцати восемь я поймал шальную маршрутку, которая всего за восемь рублей добросила меня почти до автовокзала. Почти - потому что на автовокзал маршрутки не ходят (!) типа конкуренция и всё такое. Эта проезжала всего в одном квартале от автовокзала, там-то я ее и покинул. Борясь со сном, я дополз до автобусов...

Мой 223 автобус уходил в 9-00. Билет обошелся в 59 руб. Час до девяти утра скоротал на автовокзале - масса впечатлений! Во-первых, на автовокзале продавалось мороженое под названием "Дартс". С утра ларёк был закрыт, так что я решил что куплю его, когда вернусь из Листвянки. Во-вторых, было куплено пиво из города Усть-Илимска ("Охотничье") - и оно оказалось очень даже неплохим... В третьих, я обзавелся картой автодорог Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО. Зачем - понятия не имею :) А вот теперь представьте себе, каков я был, когда сел в автобус... Бессонная ночь + пиво + нет закуски + качает в автобусе... Короче, меня начало вырубать, когда мы еще не выехали за пределы Иркутска. Но я терпел и заставлял себя не спать. И не зря - пейзажи начались очень даже замечательные. Дорога все 70 км. идет вдоль Иркутского моря (водохранилище на Ангаре) - по берегам у него горы - на горах сосняки с примесью лиственницы - и через всё это проложено шоссе. Оно страшно петляет, забирается на горки, и спускается с них чуть ли не к самой кромке воды. Укачивает просто жутко. Я уже почти уснул... когда подо мною сломалось кресло. Не до конца сломалось, только спинка. Вместе с которой я и плюхнулся на колени к какому-то ребенку, сидевшему у меня за спиной. Шутки - шутками, но я мгновенно протрезвел, и провел примерно 10 минут в обнимку со спинкой кресла, извиняясь перед мамашей ребенка, параллельно матерясь и старательно прицепляя эту рухлядь на ее законное место. Странно, но мне это удалось... талант не пропьешь и в карты не проиграешь, так уж повелось в этом лучшем из миров :) Кстати говоря, в карты я не играю вообще, так что, видимо, не судьба...

Где-то через час после Иркутска дорога окончательно выбралась на самый берег Иркутского моря - справа нарисовался обрыв метров двадцать высотой, под обрывом плескалась водичка. Ангара у истока - метров 800 шириной, не меньше. Противоположный берег терялся в дымке, но там довольно ясно были видны горы (судя по карте - примерно 500 метров от уреза воды, то есть около 950 метров по абсолютной шкале), на которых периодически было видно какое-то человеческое (надеюсь!) жильё. Автобус сделал левый поворот, и картинка изменилась - противоположный берег исчез... вместо него появилось Море - свинцового цвета, безо всякой линии горизонта. Было непонятно, где тут вода, а где уже небо, затянутое даже не тучами - какой-то серой массой (я подозреваю, что это была помесь дыма с туманом, сквозь которую даже солнцу не пробиться было). И еще минут десять автобус ехал вдоль Байкала, а я сидел, приклеившись к окну.

Впечатления от Листвянки у меня следующие: это поселок, шириной в один дом. Всё, что умудрилось поместиться между Байкалом и горами, это - набережная, двухполосное шоссе, и один ряд домов с огородами, заползающими вверх по сопке. Много нового строительства, коттеджи какие-то новорусские, кафешки и забегаловки. Корабли у причала, чайки над водой, запах свежей (и не очень) рыбы, дым, ветер с гор, зацветающая сирень (середина июля на дворе!), сосны на сопках. У берега стоит стенд с картой - решил пройтись по маршруту, нарисованному там - вдоль берега до конца поселка. Спустился с набережной и пошел вдоль воды. Вода холоднющая - весенняя Кемка и Луга просто отдыхают - градусов шесть, не больше. Камушки обточенные, гладенькие. Я даже привез несколько (килограммов) ;)

На берегу (чуть подальше, где шоссе уже кончается и превращается сначала в грунтовку, а потом и в тропу) оборудовано место для медитации. Обрыв метров тридцать, отвесный. Внизу вода бьётся в скалу. Сверху поставлены скамейки и сделаны места для маленьких костерков. Повсюду валяются рыбьи останки - туристы жрут омуля и не убирают за собой. И вообще, количество мусора просто поражает - и как только рука поднимается так все засрать :( Нижние ветви сосен, а также некоторые наиболее удобные сосёнки целиком завешаны верёвочками, ремешками, шнурками от мобильников, бантиками и прочей ерундой. Это типа "шаманские" деревья - загадываешь желание и завязываешь какую-нить мотню на дерево. И она развевается там аки флаг очередной человеческой надежды на лучшее. Загаданное желание должно сбыться. Кое-что и я оставил. Не удержался.

Забрёл в какую-то глушь - поселок кончился, я решил слазать на гору и позавтракать там в гордом одиночестве. Не привыкать. Людей там действительно не было, да и ни к чему они... Зато обнаружилось стадо голодных (и потому агрессивных) черных муравьев. Оказывается, на Байкале эти твари вырастают чуть не два сантиметра в длину! Им достались крошки от какой-то булки, обнаруженной в сумке, да пара мелких кусочков сыра. Меня им сожрать не удалось. Я бегаю быстрее... С горы открылась, естественно, панорама Байкала и окрестностей. С высоты примерно 150 метров. Сосны, поселок внизу, озеро и небо одного цвета, кораблик и его след на воде... а может быть уже на небе?

Вернулся в Листвянку, прошелся по торговым рядам и купил кучу всяких интересных штучек. Камушков шлифованных, набор открыток и небольшой фотоальбомчик. Нерпу с нерпёнком (из солёного теста с асбестом) на камне. А также фигурку Бурхана (главный дух-покровитель Байкала) из какого-то местного полудрагоценного камня. Приносит удачу, если поить его алкогольными или кисломолочными продуктами. Говорят, что каждый, кто привез с Байкала фигурку Бурхана, как минимум ещё один раз вернется туда. Возможно, навсегда...

На площади посмотрел концерт - сначала были шаманские камлания, потом выступали какие-то корейцы с национальным танцем. Всё заснято на видео, и кто еще не видел - сам виноват ;)

Продолжил путешествие в другую сторону - откуда приехал. Просто шел по набережной и снимал всё, что нравится. Пару раз спускался к воде, пару раз забирался в горы. Цветочки там красивые, много и разные. Самый высокий подъем - на очень крутую скалу высотой метров 250 - на трети пути я бросил сумку и полез дальше только с фотоаппаратом и камерой. Весь взмок, но добрался. Панорама есть и на фотографиях, и на видео. Особенно впечатляют игрушечные машинки и человечки внизу. А ты сидишь над бездной, у них над головой, и болтаешь ногами.

В истоке Ангары, километрах в шести от Листвянки, я полюбовался на Шаман-камень. Есть там легенда, что когда молодая девчушка Ангара сбежала наконец от злого отца (по совместительству - шамана) Байкала к своему возлюбленному по фамилии Енисей, папик очень рассердился и швырнул дочуре в спину валун. Чёрный и большой. И почти попал. Ангара, правда, все равно умудрилась свалить к Енисею, но с тех пор исток реки перегораживает скала. Прямо посередине. Когда плотину поставили, скала почти скрылась под водой. Сейчас видно только самую верхушку. На ней сидят чайки, и к ней же причаливают всякие рыбаки, чтобы порыбачить.

На обратном пути к автобусу, был поставлен эксперимент - я влез в Байкал. Почти по колено. Терпения хватило на 38 секунд. Посчитано потом, по видеозаписи этого события. Вторая попытка была не длиннее. С причала зачерпнул водички в пластиковую бутылку. Вода абсолютно прозрачная, стоит сейчас у меня в холодильнике и демонстрируется всем желающим. Автобус чуть не ушел без меня, я его перехватил в последний момент. Всю обратную дорогу меня опять вырубало...

Приехал в Иркутск часов в 8 вечера... А там меня ждало 20 часов кошмара под названием "ожидание поезда". Более длительного бомжевания я не припомню за все десять сезонов своей походной жизни. Мороженое "Дартс" купить не удалось - ларек уже был закрыт (если вообще открывался). До железнодорожного вокзала добрался медленно, пешком за пару часов - по дороге присмотрел Интернет-клуб, а также сожрал жуткую прорву разного мороженого - как назло, "Дартс" нигде больше не попадалось... Далее было 10 часов сидения на вокзале. Задница в клеточку - её результат. Отсидел себе просто всё, но уснуть почти не вышло. Однажды даже менты разбудили - видимо решили, что живой человек не может так пахнуть... С 8 до 15 бродил по Иркутску, зашел в Сеть, проверил почту и сайт. Сидел в сквере и читал книгу. Бродил по рынку. Просто бродил. Пару раз перешел Ангару по мосту - там был потрясающий туман - густой, перетекающий через перила моста и оседающий на всем, что попадается на его дороге. Сквозь него ничего не видно и ничего не слышно. Саму Ангару тоже не видно. И тоже не слышно. Когда он рассеялся, получилось посмотреть на Ангару и даже ее сфотографировать... абсолютно прозрачная вода с зеленоватым отливом, видно дно на глубине метра в три (!).

В 16 часов я загрузился в поезд и поехал в Москву. До девяти вечера меня вырубало с особой жестокостью - заканчивались третьи сутки, как я почти не спал (полчаса на вокзале - не в счет). Минут в пять десятого поезд приехал в Зиму. Стоянка - 46 минут. Маму привезли на вокзал на машине и загрузили в поезд. Я еще раз со всеми перепрощался. Пообнимался с Надюнькой минут пять, не меньше (какая же она все-таки прелесть!), чмокнул бабулю и прочая и прочая и прочая... Поезд медленно тронулся, как будто издеваясь над всеми нами...

Впереди было трое суток до Москвы...

Тайшет

Горы и тайга примерно в районе Тайшета.

Лилейник

Симпатичный цветок. Там такого много ;)

Пейзажи

Городские зиминские пейзажи с гусями и прочими радостями жизни.

Станция

Зиминский ж/д вокзал.

Поля

Обычный лесостепной пейзажик.

Ока

Река такая, на ней стоит Зима. Это место - километрах в сорока выше по течению.

Надюха

Сестрёнка. С картохой.

Я и Туман

Общаюсь с собакиным.

Закат

В степи.

Иркутск

Вокзал, на котором я ночевал :)

Набережная

А это звучит... "набережная Байкала"... А ведь так оно и есть. В Листвянке.

Панорамы

С окружающих Листвянку сопок.

Шаманское дерево

Подробнее смотри в отчёте :)

Скала

Вид снизу и вид сверху.

Листвянка

Посёлок и сопки вокруг него.

Пляжик

Байкальский пляж. И я среди холодных камней.