Июль 2003 - Вокруг Ладоги на машине,

© 2003 Анна А. Гусева aka Великий Нюх, текст отчёта
&
© 2003 Александр А. Гусев, фото

Про голову помолчу лучше... Итак, это историческое событие - отъезд из Питера - состоялось в среду, 16 июля. Вещей в нашу машину набилось немерено, половину места занимали продукты в виде еды, которая так часто спасала нас от голодной смерти :))) К месту встречи с дружественным нам семейством Демидовых мы опоздали ... ненамного больше, чем они. И вперед, по Мурманскому шоссе, рванули две под завязку забитые машины.

Вру я всё, рвануть не получилось - полосы две, грузовики сплошным потоком, кто там ездил - тот меня поймет. Группа наша состояла из двух семейств, связанных тесной дружбой еще с детства (всеобщего:)) - мое семейство было представлено мамой, отцом, сестрицей Соней и мной (а как же!), Демидовых же было всего трое: Стас, Анюта и Виталик (последний - представитель младшего поколения :)

В общем, проехали через Старую Ладогу, где четверо из семерых жареных дуриков совершили ритуальное омовение в реке Мутной (сиречь Волхов), притормозили в Иссаде, где долго и с кайфом выбирали копченую рыбу на первый ужин, и продолжили дорогу. Переехав Свирь (подробности того, как мы до нее ехали, я опускаю - они несущественны), мы решили искать место для стоянки, так как вечерело. Свернув с шоссе, первым делом обнаружили некий четырехзвездочный отель со всем причитающимся, автозаправку, озеро с оборудованным пляжем ... Короче, сбежали быстро - цивилизация это не то, чего хочется на отдыхе.

Поехали влево вдоль Свири, и выяснили, что нигде нет подхода к воде. А где есть - там частная территория. В лесу на нас напали клещи и слепни в количестве, заметно превышающем норму, и мы поспешили оттуда убраться. Проехав дальше по шоссе, нашли небольшое озерцо с довольно сносным местом под палатки. Там купались, ели рыбу - ловили первый кайф отдохновения от города. Место было довольно милое, комары напрочь отсутствовали - зато всю ночь по ушам ездили грузовики.

На следующее утро Нюха потянуло в воду, и он проплавал до завтрака по теплому, правда неглубокому, озеру.

После завтрака тронулись ... Иные возразят мне: тронулись уже давно. Но нет - только сейчас тронулись окончательно. Ибо, проехав через город Олонец, приблизились к Ладоге, наконец, и стали искать место, где можно стоять долго.

На самом деле все происходило не так быстро, озеро покинули с утра, а из Олонца только в середине дня выехали. Но рассказывать о том, как едешь на машине - не самое интересное занятие, и позвольте мне вас от этого избавить.

Зато на берегу озера началось веселье. Судорожное вырывание друг у друга карты с тихими и грозными ;))) словами "Нет, я лучше разбираюсь!", и пешие прогулки на берег от шоссе. Прогулки были веселыми и приятными, светило солнышко, дул ветерок - короче, рай земной, особенно после машины.

Но мы были бы не мы, если бы встали на приличном месте. Был пляж ... Огромный, наверное, больше километра, песчаный, от берега глубоко сразу, лес рядом - сосны на песке, высоко, сухо, комаров сдувает. Но ... Там была замечена ма-аленькая такая гадючка (да они так топочут - и я тоже - что все змеи расползлись бы куда подальше в первые два часа!), а еще там не очень далеко от дороги, а еще вон на том конце пляжа люди видны... Короче, не дали Нюху поспать на сухом, собрать можжевельника, который там почему-то уже созрел, искупаться как следует... Такая вот фигня.

А нашли место сырое и противное, почти на уровне воды, с травой и упомянутыми уже клещами, зато там был столик со скамеечкой и не было народу. Сначала не было. Пытались ловить рыбу - не вышло. А чего ожидать, ежели неглубоко, на дне один песок, вода прозрачная - какого лешего(пардон, водяного) рыба тут забыла? Но - не надо нас жалеть, ибо поздно ночью рыба наконец была поймана - целый ящик :))) 27 кило больших таких и жирных лещей. У проезжавших мимо рыбаков.

На следующий день заботой номер один была рыба, ее чистили, солили ... Опять вру. Стас ее чистил и солил, а остальные вокруг него прыгали. К вечеру из нее уху сварили, а еще закоптили, и штук восемь вялиться повесили.

Гулять мне захотелось уже на второй день, и я сунулась в лес. Но вместо леса было сплошное болото, где не было ни грибов, ни ягод, зато в изобилии водились комары. Вечером же я решила пройтись вдоль берега, по более-менее сырым плесам, простирающимся на многие километры и перемежающимся каменными мысами. И вот Великий Нюх зашнуровал кроссовки и отправился в дальние странствия. Но ... романтическая нюховская душа не выдержит просто так идти - и я периодически сворачивала со своего пути, рассматривая следы собачек, людишек, лисичек, зайчиков, кабанов, волка и даже лося ;), ходивших к Ладоге на водопой. Также сидела на песочке (сухой песок нашла - радости было!:). Вернувшись, обнаружила всех в смятении чувств. Предупреждала же, что надолго пойду, и чтоб не стремались! Но нет, долго у них - это около часа, не больше. Короче говоря, остались из развлечений только волейбол и купание.

Купание в первый раз: пока зайдешь глубже чем по колено, уже ноги сведет. Купание во второй раз: уже легче, ползаем по дну на животе, нашли яму где даже плавать можно. А на третий день начались волны, мы плавали в них и на резиновой лодке, и просто так, и это уже было весело.

Еще, как выяснилось к выходным, мы встали на самой бывшей границе с Финляндией, и в двадцати метрах от лагеря стояли огроменные пограничные камни. К этим камням совершали паломничество с утра до позднего вечера всякие темные личности, которые спрашивали у нас "а где тут камни", чем нам изрядно надоели.

Сколько дней мы там пробыли - не помню, потому что все было очень однообразно. Но в итоге мы это место покинули, отправившись в дальний путь в одно прекрасное утро. Ехали мы по дороге к городу Сортавала, и дорога эта была ... своеобразная была дорога. Вверх, вниз, вправо, влево и тут же назад ... Приморское шоссе - взлетная полоса по сравнению с ней. Въезжаешь вертикально в гору и НЕ ВИДИШЬ, куда дальше идет дорога. Ясно, что с обрыва вниз - но вот в какую сторону?..

Сортавала - очень милый, очень финский город. Там чистые улочки, зеленая трава и деревья, всюду светлые волосы и надписи на финском. Запомнились автобусные остановки - что в городе, что в окрестностях - бело-красные или бело-синие, деревянные и опять же очень опрятные. Мы проехали небольшой наплавной мост с надписью "Водитель, высади пассажиров" и очутились на острове, название коего осталось тайной, ибо на карте не написано. Остров этот находится прямо посреди города, но города как такового там нет, только живописно разбросанные по холмам деревушки.

И поняли мы, что шоссе было просто сказкой, потому что теперь преодолевать неровности пришлось по проселочной, потом лесной дороге, и искали бы мы место для стоянки до второго пришествия, но повстречались нам два юноши (именно-именно, стройных и загорелых) на раздолбанной восьмерке, и сказали, что только что съехали с самой клевой (читай - единственной) стоянки на этом острове. Ну, мы туда и ломанулись, и небезуспешно. Лагерем встали, пошли купаться... Воды по колено, ила - по самое некуда. Но великий Нюх на то и великий, и я взяла надувную подушку, разбежалась немного и упала плашмя на воду. И скорее подальше от берега. До середины пролива было по колено и всякая трава, но потом - я бросила подушку и поныряла, и жизнь обрела смысл. Еще больший смысл она обрела, когда вернувшись я обнаружила, что в Сортавале мне купили большую банку финского йогурта.

На следующий день мы отправились на Валаам, ибо надо же там побывать, раз уж мимо едем. Сели в метеор (естественно, мне на колени запихнули дитя, и тетя на сиденье передо мной сказала что-то на тему "ах, какая у вас дочка симпатичная") и поплыли. Дорога заняла всего около часа, после чего, покинув прибывших вместе с нами жертв экскурсионного бюро, мы двинулись по дорогам к другой бухте, откуда должны были через пять часов отчалить назад. Эпопея "6 километров за 5 часов". Кому не лень, может посчитать требуемую скорость :))) Мы бродили по дорогам, любовались видами, козлятами и яблоневыми садами. Кушали, фотографировали, считали машины, проносящиеся мимо. И выяснили прелюбопытную деталь - на острове есть маршрутки, три штуки, написано "40". Я-то думала, это номер у них такой, но позднее оказалось, что это стоимость проезда ... Так вот.

В целом же на острове очень спокойно и умиротворенно, хотя сильно прибавилось разных благ цивилизации и повсюду на дорогах надписи вроде "Проход и проезд запрещен, идет стройка".

Сонька ныла, ибо не привыкла она еще ходить на такие большие расстояния :))) Ничего, привыкнет!

Периодически мне приходили SMS-ки от разных хороших людей о том, что все едут в Выборг на реконструкторов, "и ты, Нюх, давай собирайся". В Сортавале мы посетили местный вокзал, где я надеялась узнать расписание поездов Элисенваара - Выборг. Наивняк! Там даже местное узнать сложно.

Вернувшись, застали радостного Виталика, который поймал щуку. Ну да, щуку... Сантиметров 20 длиной, но поймал же ведь!

Грибов в лесу опять не было, и Нюх, которому на месте не сиделось, попросил перебросить его на другой берег пролива, где были скалы. Не катапультой, вы не думайте, на лодке. И скалы оправдали мои надежды - камни весело шатались, оседали под ногой, мох скользил (а Нюх - нет), но отступать - не спортивно и вообще стыдно. Доползла практически до верха, жаль, никто не сфоткал... Но мне встретились заросли черники, и я стала ее есть (и это спасло меня от голодной смерти :))... Дождалась грозы, громыхнувшей неожиданно и совсем близко, пришлось спуститься. Впрочем, не жалею - вершины пусть берут другие, мне и черники хватит.

Спустившись (как известно, без страховки это гораздо поганее, чем подниматься) я проорала что-то типа "Виталик, плыви сюда!!!" Но этот оболтус шнырял по проливу со спиннингом и меня не услышал. Пришлось сесть на бережку и ждать (цитирую сама себя: ну, промокну под дождем ... ну в шортах с майкой ... ну и что, что холодает и ветер задул ... ЗАТО ЭТОГО ПАРАЗИТА ПОСРЕДИ ОЗЕРА МОЛНИЯ ДОЛБАНЕТ!). Тем не менее он приплыл до грозы, осведомился, чего это я тут сижу, и мы быстренько поплыли обратно. Над озером прокатился, смешиваясь с раскатами грома, клич индейцев - верный признак того, что скоро дадут кушать.

Но кушать не довелось - гроза наконец пришла к нам. Ливень был такой, что на три метра было еще как-то видно, а дальше - полные кранты. И лило долго, около часа, гроза ходила прямо над нами, громыхало непрерывно и молнии так и сверкали. Сестрица перепугалась вусмерть (это в ее-то годы, шесть лет ей исполнилось), и все по очереди ее утешали. В итоге психология победила, и Соник стала с громкими радостными воплями поджидать очередные молнии.

Ничто не вечно, и гроза нас покинула, правда, ненадолго, как показали дальнейшие события. Мы доели последнего нашего копченого леща, поужинали и ... легли спать. Вы удивлены? Я сама удивляюсь ;)))

Утро было божественным - прохладно, туманно, солнечно... Лишь странное громкое кряканье нарушило сон некоторых обитателей лагеря, но они тут же заснули опять.

Разбудил меня вопль. Неразборчивый, но явно не радостный. Вопил Виталик.

У него сперли рыбку. Его бережно засоленную и припрятанную щучку. Теперь понятно, почему с утра тут так громко крякали, и ведь ни один паразит из палатки не вылез! Смешно-то смешно, но мальчика жалко. Так он до конца похода рыбы больше и не поймал - в Ладоге вообще ловится с трудом, и не на удочку. А на чаек (птичек, а не чаёк!) до сих пор смотреть не может.

Решили снова переместиться, поэтому быстренько собрались, и ... к нам вернулся Кондратий. Гроза к нам вернулась, ливануло с новой силой, и мы поспешили с острова убраться. Местные дороги, пройденные уже три раза(мы ж когда на Валаам ездили, до пристани на машине добирались), показались сущей безделицей, а вот на шоссе стало очень противно. Но мы ехали, ехали и от дождя сбежали. После поворота на Элисенваару асфальт исчез, но мы практически сразу съехали с шоссе и по лесным дорогам решили приближаться к берегу. Там много всяких фиордов, и на их берегах можно неплохо устроиться. В процессе очередной драки над картой на горизонте появилась очень навороченная машинка, явно не предназначенная для лесных дорог. За рулем сидел местный хуторянин, который нам и разъяснил, что везде тут частная территория, но если поехать вот так, так, а потом еще так, то приедете вы на чудесное место. Короче, опять повезло, ибо на чудесное место мы приехали и народу там не было.

Вот там было хорошо. Вода теплая, скалы, черника, ветерок... Наконец все нормально искупались. Но на следующий день меня подбросили в Кузнечное, где я три часа ждала поезда, а потом три часа в нем ехала. Так что вволю оттянуться не удалось. Предыдущим вечером сильно напугала Иванова, запросив у него расписание. По дороге в Кузнечное хотела заглянуть на нашу июньскую стоянку, но заглянула только издалека - на болотце разрослась двухметровая крапива, полынь, герань и прочая дрянь ;)))

В городе мной был обнаружен пустой холодильник, я поставила часы и стала разбирать завалы, оставленные при сборах доблестными родичами. А потом ... потом будильник зазвонил, и я отправилась к восьми часам на Финбан ... где-то мы это уже слышали.

Вот и вся история моих скитаний. Остальные поскитались еще без меня, им же хуже.

Подводя итог хочу выделить наиболее запомнившиеся детали путешествия.

Рыба, 27 кило. Век не забуду. Вяленую еще доедаем.
Грунтовая дорога, только что "выровненная" грейдером - стиральная доска. Да и асфальтовая тоже - американские горки да и только.
Клещи - их ловили на себе все на протяжении похода. Я тоже ловила, но ни одного не смогла поймать :))) Паразиты меня боятся!
Песня "Холодные камни", которую я вспомнила целиком и периодически зловеще бубнила.
И еще то, что было потрясающе скучно, несмотря на природу погоду и радость бытия :-/ Так и не могу точно вспомнить, сколько дней мы где провели.

Нюх

Нюх Болотный и его местообитание :)

Каменная горбушка

Великий Нюх вернулся из странствий. Из одежды осталось только полотенце, а из еды - только горбушка. Да и та окаменела...

Луна

"На воде одна лишь
Лунная тревога...
Ты мне обозначишь
Верную дорогу..."

Соня

Сестрица, собственно :)

Сначала - на старте. Потом - впрыгнувшая на погранкамень. Потом - что, дружок, похмелье? ;))) И, наконец,  с мамой в лодке, довольная жизнью.

Пейзажи

ХОЛОДНЫЕ погранКАМНИ холодной рукой...

Берег Ладоги - песок, мокро. Короче, болото кругом, раздолье Нюху :)

Быть грозе!

Сортавала

Финский сельский пейзаж.

Динозавр

Так они и жили... Динозаврика под палаткой высиживать пробовали. Не высиделся, гад такой!

Йооогурт!

Ребёнок на дереве

Загнали...

Чайка

В лучах заходящего (за угол) Солнца.